Научная статья на тему 'К вопросу о структуре конституционно-правового статуса личности'

К вопросу о структуре конституционно-правового статуса личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1968
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ / ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАТУСА / ПРАВА И СВОБОДЫ / ОБЯЗАННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капитонова Елена Анатольевна

Проанализирован широкий спектр мнений российских представителей юридической науки относительно элементного состава правового статуса личности в конституционном праве. Приведена авторская точка зрения по этому вопросу. Сделан вывод о тождественности понятий «конституционно-правовой статус» и «конституционный статус личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о структуре конституционно-правового статуса личности»

ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, ПРАВО

УДК 342.7

Е. А. Капитонова

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ

Аннотация. Проанализирован широкий спектр мнений российских представителей юридической науки относительно элементного состава правового статуса личности в конституционном праве. Приведена авторская точка зрения по этому вопросу. Сделан вывод о тождественности понятий «конституционно-правовой статус» и «конституционный статус личности».

Ключевые слова: правовой статус личности, конституционный статус личности, принципы конституционного статуса, права и свободы, обязанности.

Классификацию правового статуса личности на виды принято проводить по нескольким основаниям. Наиболее распространенным в науке является деление на общий (международный и конституционный), специальный (родовой, отраслевой) и индивидуальный правовой статусы. Данная классификация берет свое начало в работах авторов советского периода (Н. В. Витрук, В. А. Кучинский, Н. И. Матузов и др.) и с тех пор распространилась практически повсеместно, от научных монографий до учебной литературы.

С. А. Комаров выделял четыре разновидности правового статуса в зависимости от принадлежности его носителя к гражданству: правовые статусы советского гражданина, иностранца, апатрида и лица, которому предоставлено убежище [1]. Впоследствии схожую классификацию В. Е. Чиркин предложил в качестве видов конституционно-правового статуса [2]. Иные классификации базируются в основном на узконаправленных критериях и не носят такого универсального характера, как вышеописанные.

В конце 1990-х - начале 2000-х гг. в юридической науке довольно активно обсуждалась идея сосуществования конституционно-правового и конституционного статусов личности. Главным ее апологетом следует признать Н. А. Богданову, предположившую, что конституционно-правовой статус является более широким по смыслу понятием, поскольку включает не только нормы Основного Закона, но и положения других источников конституционного права [3]. Прошедшие после публикации ее резонансной научной статьи годы показали, что подобное разделение в юриспруденции не прижилось, и в настоящее время оба понятия фактически используются как синонимы, в широком смысле - для обозначения совокупности элементов статуса личности, предусмотренных как непосредственно Конституцией РФ, так и другими источниками конституционного права.

Таким образом, конституционно-правовой статус личности большинством ученых признается основным (базовым, составляющим «ядро» правового статуса личности, своеобразную основу для всех отраслевых статусов). Как правильно отмечает А. В. Юрков-ский, посредством него при помощи конституционных норм происходит институциона-лизация положения человека в обществе и государстве, т.е. конкретная личность увязывается с абстрактными правами, свободами и обязанностями [4].

В отличие от общего понятия правового статуса, исследователи традиционно включают в состав конституционного статуса личности существенно большее число элементов. Помимо прав, свобод и обязанностей, его составными частями чаще всего признаются:

1. Принципы - фундаментальные начала и идеи, прописанные в конституционном законе и на международном уровне, определяющие основу нормативного регулирования конституционно-правового статуса личности (в качестве примера приводятся, в частности, принципы равноправия [5], всеобщности и неотчуждаемости прав [6], их непосредственного действия [7], гуманизма и гарантирования [8], свободы личности [9] и др.).

Упоминание этого дополнительного элемента наиболее часто встречается в учебной литературе и научных исследованиях и в целом не вызывает сомнений. Любые принципы права действительно отражают волю законодателя и те базовые начала, что реализуются им в принимаемых нормах. Существуя в качестве руководящих идей, принципы, безусловно, накладывают отпечаток на элементы конституционно-правового статуса, но, кроме того, могут быть включены в его структуру и непосредственно в силу указания ч. 1 ст. 15 Конституции РФ на то, что ее нормы имеют на территории России прямое действие.

В то же время, как верно отмечает Г. А. Якимов, следует признать, что в юридической литературе до сих пор не сложилось единого понимания системы принципов конституционного статуса личности, и каждый автор формулирует их по-своему [10].

2. Гражданство - особая связь между государством и личностью, выражающаяся в наличии взаимных прав и обязанностей.

Указание на этот элемент также довольно распространено в научной и учебной литературе, как и в современных диссертационных исследованиях [11], однако вызывает определенные сомнения. Все содержание института гражданства закономерно поглощается правами, свободами и обязанностями личности, поскольку не предусматривает компонентов, которые не могли бы быть отнесены к их числу. Как справедливо отметил А. П. Таранов, гражданство должно рассматриваться исключительно как основание, предпосылка конституционно-правового статуса [12]. От себя добавим, что гражданство к тому же служит предпосылкой существования конституционного статуса не всякой личности, а лишь граждан страны, каковыми личности, находящиеся под юрисдикцией российского Основного Закона, не исчерпываются.

3. Гарантии - способы и средства обеспечения конституционных прав и свобод.

Приверженцы включения этого элемента в состав конституционного статуса личности основывают свои выводы на изначально верной посылке: государство должно не только устанавливать содержание и порядок реализации прав и свобод, но и гарантировать его [13]. В то же время нельзя забывать о том, что любые гарантии сами по себе являются правовыми установлениями и могут существовать только в этой форме (например, корреспондирующие правам личности обязанности государственных органов и должностных лиц). Можно отчасти согласиться с мнением А. А. Чепурнова, считающего, что гарантии относятся, скорее, к числу основных принципов конституционно-правового статуса личности, поскольку их базовое содержание заключается в обязанностях государства признавать установленные Конституцией права и свободы, соблюдать их и обеспечивать их защиту [8]. Однако включать подобные нормы в число элементов конституционного статуса личности не следует, поскольку они реализуются не непосредственно индивидом (носителем соответствующего статуса), а входят в специальный правовой статус иных субъектов права, что может повлечь ненужное смешение и путаницу понятий.

Отдельные ученые упоминают еще один аргумент в пользу включения гарантий в состав конституционно-правового статуса личности. С их точки зрения, «однозначный ответ» на вопрос о его структуре дала сама Конституция РФ, в ст. 64 которой установлено, что основы правового статуса личности составляют положения гл. 2 Основного Закона.

Трактуя содержание этой главы по своему разумению, исследователи приходят к выводу, что там, помимо прав, свобод и обязанностей, упоминаются также гарантии [14] и прочие элементы, характеризующие взаимоотношения человека и гражданина с обществом и государством [15].

С этим трудно спорить: нормы, относящиеся к гарантиям прав и свобод, в гл. 2 Конституции РФ действительно присутствуют (более того, составляют почти треть содержания этой главы). Однако означает ли это, что они непременно входят в состав конституционного статуса личности? Совсем не обязательно. Статья 64 устанавливает, что положения этой главы составляют основы правового статуса личности в РФ, однако там не указано, что этими основами содержание данной главы исчерпывается.

Включение в состав конституционно-правового статуса такого элемента, как гарантии, не только утяжеляет конструкцию инородными элементами, но и порой приводит к парадоксальным умозаключениям. Поскольку простого декларирования гарантий явно недостаточно для их реализации, отдельные ученые приходят к справедливому в целом выводу о том, что рассматривать их нужно в совокупности с нормами, обеспечивающими их воплощение в жизнь [16]. В результате в число элементов конституционного статуса попадает также и защита прав и свобод личности [17], что, думается, составляет содержание совсем иных понятий и категорий.

4. Правосубъектность - способность личности выступать субъектом правоотношения, т.е. иметь субъективные права и нести юридические обязанности (иногда в ее составе отдельно рассматривают правоспособность и дееспособность).

Суждение о том, что содержание конституционного статуса в определенной степени зависит от объема правоспособности конкретного лица, не вызывает сомнений, поскольку совершенно ясно, что индивид может быть ограничен в тех или иных правах или неспособен нести определенные обязанности в силу многих факторов - от недееспособности до состояния здоровья (влияет на возможность исполнения воинской обязанности) и наличия у него судимости (в некоторых случаях лишает лицо пассивного избирательного права).

Тем не менее такого рода зависимость не может быть признана непосредственным содержанием конституционно-правового статуса личности, как того требует ряд исследователей [18]. Как и гражданство, правосубъектность служит лишь предпосылкой обладания конституционно-правовым статусом определенного содержания. Можно сказать, что она опосредует переход общего статуса в индивидуальный, определяя особенности его реализации для конкретной личности.

5. Законные интересы - признанные государством, но не закрепленные им в форме прав и свобод правовые возможности, предоставленные индивиду.

Законный интерес сам по себе является дискуссионной категорией, поскольку в науке не существует общепризнанного подхода к его определению. Так, А. В. Малько описывает его как «отраженную в объективном праве либо вытекающую из его общего смысла и в определенной степени гарантированную государством юридическую дозволенность, выражающуюся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям - в целях удовлетворения своих интересов, не противоречащих общегосударственным» [19, с. 58]. Е. А. Крашенинников признает им «интерес, получивший признание со стороны государства путем предоставления его носителю субъективного гражданского права как средства удовлетворения этого интереса» [20, с. 133] (что фактически уравнивает термин «законный интерес» с понятием права). Схожим образом определяют законный интерес Е. А. Коробова [21] и Д. М. Чечот [22]. В. В. Субочев указывает на временный характер всякого законного интереса, полагая, что он так или иначе со временем трансформируется в субъективное право [23]. Д. М. Ев-стифеев рассматривает преобразование законного интереса в конституционно-правовой

интерес как «состоявшуюся социальную необходимость субъекта в достижении объекта», реализуемую посредством вступления лица в правоотношения, которые регулируются конституционно-правовыми нормами [24, с. 12-13].

Изучив вышеприведенные точки зрения, автор настоящей статьи констатирует, что их можно свести к двум основным подходам: законный интерес как потенциальная дозволенность, не подкрепленная конкретной нормой права, и законный интерес как дозволенность, рано или поздно реализовавшаяся в форме субъективного права. В первом случае интерес не гарантирован корреспондирующими ему обязанностями и представляет собой, скорее, некую незапрещенность и совокупность определенных факторов и обстоятельств, соответствующих вероятной его защите, что на практике изымает его из числа элементов конституционного статуса личности в силу абстрактности его существования. Во втором случае законный интерес трансформируется в конкретное субъективное право и, следовательно, включается в состав конституционно-правового статуса личности именно в этом качестве. И то и другое, по нашему мнению, исключает возможность его отнесения к самостоятельным элементам конституционного статуса личности.

Определенным своеобразием отличаются суждения Н. А. Богдановой, включающей в структуру конституционно-правового статуса, помимо прав, обязанностей, ответственности и правоспособности, также «место субъекта в обществе и государстве, его социально-политическую роль и назначение» [3, с. 5].

Этот элемент, так же как и ранее рассмотренные гражданство, правосубъектность и гарантии, имеет значение для конституционного статуса, поскольку способствует приобретению, обладанию и реализации его в конкретном содержании, однако не может быть внесен непосредственно в его состав. Подобный подход может привести к созданию излишне тяжеловесной конструкции, захламлению конституционно-правового статуса различными правовыми и неправовыми чертами, что представляется нам неоправданным.

Исходя из изложенного, автор настоящей статьи предлагает понимать под конституционным статусом личности совокупность принципов, прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных Конституцией РФ и иными нормативными актами, относящимися к числу источников конституционного права. Избавление этого понятия от лишних компонентов должно быть признано наиболее целесообразным для науки и может быть реализовано посредством переноса таких элементов в состав иного, более широкого по смыслу понятия - «правовое положение личности».

Библиографический список

1. Комаров С. А. Советское общенародное государство и личность: Политико-правовые аспекты / С. А. Комаров. - Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1986. - 136 с.

2. Чиркин, В. Е. Конституционное право : учеб. для бакалавриата / В. Е. Чиркин. - Москва : Юр. Норма, ИНФРА-М, 2015. - 304 с.

3. Богданова, Н. А. Категория статуса в конституционном праве / Н. А. Богданова // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. - 1998. - № 3. - С. 3-20.

4. Юрковский, А. В. Сравнительная характеристика конституционно-правового статуса личности в государствах современного мира / А. В. Юрковский // Сибирский юридический вестник. -2015. - № 4. - С. 132-138.

5. Кудрявцев, М. А. Конституционный принцип равноправия в правовом положении личности в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Кудрявцев М. А. - Москва, 2004. - 258 с.

6. Лебедев, В. А. Конституционные права и свободы человека и гражданина в современной России: концепция, ограничения, механизм охраны и защиты : монография. - Москва : Проспект, 2017. - 208 с.

7. Комкова, Г. Н. Конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина в России: понятие, содержание, механизм защиты : дис. ... д-ра юрид. наук / Комкова Г. Н. - Саратов, 2002. - 384 с.

8. Чепурнов, А. А. Правовой статус личности в Российской Федерации: конституционные основы гарантирования : дис. ... канд. юрид. наук / Чепурнов А. А. - Ростов-на-Дону, 2006. - 239 с.

9. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс : учеб. пособие : в 2 т. -5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2017.

10. Якимов, Г. А. Правовой статус личности: проблемы природы и элементного состава / Г. А. Якимов // Российский юридический журнал. - 2008. - № 2. - С. 62-67.

11. Мамасахлиси, Н. М. Гражданство как элемент конституционного статуса личности в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Мамасахлиси Н. М. - Москва, 2018. - 244 с.

12. Конституционные права и обязанности советских граждан / отв. ред. А. П. Таранов. -Киев : Наукова думка, 1985. - 248 с.

13. Ромашов, Р. А. Обеспечение правового статуса личности - цель и основная задача современного российского конституционализма / Р. А. Ромашов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер.: Право. - 2001. - № 1. - С. 271-275.

14. Карасев, А. Т. К вопросу о гарантиях как составных элементах конституционно-правового статуса личности / А. Т. Карасев, Р. В. Федоров // Российский юридический журнал. -2004. - № 2. - С. 30-32.

15. Актуальные проблемы конституционного права России : учебник / Б. С. Эбзеев [и др.]; под ред. Б. С. Эбзеева. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 479 с.

16. Кивель, В. Н. Понятие и общая характеристика гарантий как структурного элемента конституционно-правового статуса личности / В. Н. Кивель // Конституционное и муниципальное право. - 2014. - № 8. - С. 19-23.

17. Ниматулаева, Р. А. К вопросу о структуре конституционно-правового статуса личности / Р. А. Ниматулаева // Конституционное и муниципальное право. - 2017. - № 8. - С. 8-11.

18. Попов, М. Ю. Место и роль правосубъектности в конституционно-правовом статусе личности / М. Ю. Попов // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2018. - № 3. - С. 48-53.

19. Малько, А. В. Законные интересы советских граждан : дис. ... канд. юрид. наук / Малько А. В. - Саратов, 1985. - 207 с.

20. Крашенинников, Е. А. Интерес и субъективное гражданское право / Е. А. Крашенинникова // Правоведение. - 2000. - № 3. - С. 133-141.

21. Коробова, Е. А. Законные интересы личности в конституционном праве Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Коробова Е. А. - Челябинск, 2005. - 218 с.

22. Чечот, Д. М. Субъективное право и формы его защиты / Д. М. Чечот. - Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 72 с.

23. Субочев, В. В. Механизм трансформации законных интересов в субъективные права и субъективных прав в законные интересы / В. В. Субочев // Современное право. - 2007. - № 3. -С. 89-96.

24. Евстифеев, Д. М. Конституционно-правовые интересы личности в Российской Федерации: теоретико-правовой аспект : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Евстифеев Д. М. - Екатеринбург, 2007. - 28 с.

Капитонова Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет. E-mail: e-kapitonova@yandex.ru

Образец цитирования:

Капитонова, Е. А. К вопросу о структуре конституционно-правового статуса личности / Е. А. Капитонова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2019. - № 4 (28). - С. 9-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.