Научная статья на тему 'К вопросу о структуре и содержании части ооп, формируемой участниками образовательных отношений в группах оздоровительной направленности для обучающихся с туберкулезной интоксикацией в ДОО'

К вопросу о структуре и содержании части ооп, формируемой участниками образовательных отношений в группах оздоровительной направленности для обучающихся с туберкулезной интоксикацией в ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / ЧАСТЬ / ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / THE PART FORMED BY THE PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL RELATIONS / ДОШКОЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL ORGANIZATION / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ / IMPROVING STUDENT ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кураева Кристина Михайловна

Данная статья раскрывает понятие основная образовательная программа и часть формируемая участниками образовательных отношений конкретной дошкольной организации с оздоровительной направленностью для обучающихся с туберкулезной интоксикацией. Раскрывает основу образовательной деятельности и содержательной наполняемости второй части ООП с учетом приоритетного направления ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кураева Кристина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals the concept of basic educational program and formed part of the parties with respect to specific educational preschool organization with improving orientation for students with tuberculous intoxication. Reveals the basis of educational activities and content filling of the second part of the OOP with the priorities of the DOO.

Текст научной работы на тему «К вопросу о структуре и содержании части ооп, формируемой участниками образовательных отношений в группах оздоровительной направленности для обучающихся с туберкулезной интоксикацией в ДОО»

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИИ ЧАСТИ ООП, ФОРМИРУЕМОЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППАХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ

ИНТОКСИКАЦИЕЙ В ДОО

Кураева Кристина Михайловна

Магистрант, ЕАЛИМГЛУ г. Иркутск

АННОТАЦИЯ

Данная статья раскрывает понятие основная образовательная программа и часть формируемая участниками образовательных отношений конкретной дошкольной организации с оздоровительной направленностью для обучающихся с туберкулезной интоксикацией. Раскрывает основу образовательной деятельности и содержательной наполняемости второй части ООП с учетом приоритетного направления ДОО.

ABSTRACT

This article reveals the concept of basic educational program and formed part of the parties with respect to specific educational preschool organization with improving orientation for Sudents with tuberculous intoxication. Reveals the basis of educational activities and content filling of the second part of the OOP with the priorities of the DOO.

Ключевые слова: основная образовательная программа, часть, формируемая участниками образовательных отношений, дошкольная организация, оздоровительная направленность обучающегося.

Keywords: basic educational program, the part formed by the participants of educational relations, preschool organization, improving Sudent orientation.

Вошедшие в систему дошкольного образования Федеральные государственные образовательные стандарты кардинально изменили и содержательно наполнили структуру и содержание части основной общеобразовательной программы (ООП) в дошкольной организации (ДОО). Существующее многообразие действующих программ воспитания и обучения обучающихся, существенно облегчило возможность самостоятельной разработки вариативной части, формируемой участниками образовательных отношений основной образовательной программы (ООП), но из анализа опыта работы дошкольных педагогов, мы констатируем, что деятельность по разработке части ООП, формируемой участниками образовательных отношений вызывает у педагогов ДОО множество затруднений [1, с. 60].

Но при этом проблема методического сопровождения по наполняемости содержания и структуры разработки ООП в нормативных документах в основном не рассматривается. Изучением теоретических подходов по разработке ООП (Ю.В.Васильева, А.Н.Орлова, М.М. Поташник, В.П. Симоновой и др.) позволил сделать вывод о том, что они подчинены общим целям и задачам образовательного и воспитательного процесса, и заключаются в создании благоприятных условий для полноценного, всестороннего развития психических и физических качеств обучающегося в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями [2, с.165].

Из предложенных разных трактовок к понятию сущности «образовательная программа», мы отобрали определение С.Кузьмина, который считает ООП нормативно-управленческим документом, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательного и образовательного процесса в каждой конкретной образовательной организации. Но так как с внедрением новых нормативных документов, придерживаемся мнения К.Ю.Белой, по ее определению, ООП яв-

ляется документом, определяющий специфику организации воспитательно-образовательного процесса с учетом стандарта дошкольного образования, который излагает многокомпонентное содержание образования и состоит из целого ряда частей, взаимно связанных между собой [3, с. 27]. По нашему мнению, в выборе или в отборе компонентов содержания структуры ООП не может носить случайный характер она должна быть ориентирована прежде всего на создание целостной образовательной системы ДОО.

Исходя из нормативных документов, отмечаем, что ООП должна показать как, с учетом конкретных условий и особенностей обучающихся, в ДОО создается индивидуальная модель организации воспитания, обучения и развития, какие педагогические технологии применяются в работе с обучающимися, как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности обучающихся. В стандарте четко прописаны требования по разработке структуры ООП, состоящая из обязательной, и части формируемой участниками образовательного процесса, включающая три раздела: целевой (пояснительная записка), содержательный (цели, задачи, содержание образовательной работы с учётом психолого-возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся), и организационный (особенности работы по пяти основным образовательным областям в разных видах деятельности характеристику основных принципов, методов, технологий) [4].

Возвращаясь к наполняемости содержания части ООП формируемой участниками образовательных отношений, мы отмечаем, что исходя из нормативно - правовых документов, важным является то, что она призвана учитывать особенность данной образовательной организации и учитывать территориальность. Необходимо подчеркнуть, что группа требований в рамках части, формируемой участниками образовательных отношений, составляющей ООП

ДОО включает в себя ряд организации образовательного процесса в дошкольной организации:

1. организация деятельности в рамках комплексно-тематического принципа - объединение комплекса различных видов специфических деятельности обучающихся, работающей в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, интегрируя в пяти образовательных областей;

2. осуществление интеграций на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы, интеграции по средствам организации и оптимизации образовательного процесса, интеграции деятельности обучающихся;

3. реализация системы целевых ориентиров в достижении обучающимися планируемых результатов освоения ООП, осуществлять оценку динамики достижений, описывать интегративные качества обучающегося и степень их сформированности [5, с. 259].

Творческая группа педагогов МКДОУ №15 г. Тайшет, структурировала, и содержательно наполнили часть ООП, формируемую участниками образовательных отношений, для обучающихся с туберкулезной интоксикацией посещающих группы оздоровительной направленности. В основу образовательной деятельности, в обязательной части ООП, было положено содержание примерной ОП «От рождения до школы» (ред. Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева и др.). На основе этой программы обучающиеся включаются в разные виды деятельности: коммуникацию со сверстниками и взрослыми (обучение способам установления и поддержания контакта, принятие совместных решений, разрешение конфликтов, лидерство и пр.); игровую деятельность; познавательную деятельность (развитие детских способностей, познавательной активности); проектную деятельность (развитие инициативности, умение планировать и организовывать свою деятельность); художественную деятельность; деятельность по физическому развитию.

ООП в МКДОУ №15 г. Тайшета реализуется на основе системно-деятельностного подхода, в условиях активного взаимодействия обучающегося с окружающим миром. ООП носит гуманистический характер, направлена на формирование понятий о гуманности, гуманных чувств и гуманного поведения. Разработана система перспективно-календарного планирования, которая предоставляет педагогам максимальную свободу выбора содержания работы с обучающимися и использование различных форм организации всех видов детской деятельности по осуществлению воспитательных и образовательных задач в соответствии с ФГОС. Комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса предусматривает объединение различных видов специфических детских деятель-ностей вокруг единой темы, в качестве которой выступают: тематические недели, события в жизни обучающихся и страны, традиции группы и ДО, в интеграции образовательных областей.

Контингент обучающихся в данном ДОО, в группах оздоровительной направленности с туберкулезной интоксикацией подразделяется на: здоровых обучающихся, имеющих семейный контакт (но не бациллярный) или проживающих с бациллярным больным; индифицированных; диагностическую группу (часто болеющие, с неустановленным периодом индифицированности; обучающиеся с неясным заболеванием легких и тд.). В разновозрастных группах объединены обучающиеся с аллергическими заболевани-

ями, заболеваниями органов дыхания, обучающиеся длительно и часто болеющие.

Таким образом, во втором разделе части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, является формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепление здоровья, всестороннее формирование личности обучающегося с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к начальному образованию.

С учетом приоритетного направления МКДОУ №15 в группах оздоровительной направленности, часть формируемая участниками образовательных отношений, направлена на:

- укрепление и сохранение здоровья обучающихся с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих, нуждающихся в длительном лечении;

- развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств обучающихся;

-формирование общей культуры, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность;

- создание условий для реализации эффективной системы физического воспитания и оздоровления обучающихся.

В содержании части формируемой участниками образовательных отношений, творческий коллектив, постарались максимально наполнить ООП с учетом приоритетного направления (для обучающихся с туберкулезной интоксикацией) в ДОО, то есть:

- включили ряд действий по социальной адаптации и ранней социализации обучающихся;

- учли равные стартовые возможности для обучающихся;

- включили мероприятия по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных процедур с учетом контингента обучающихся.

Задачами в группах оздоровительной направленности является общее оздоровление обучающегося с туберкулезной интоксикацией, повышение сопротивляемости и защитных функций организма, профилактика туберкулеза, социальная адаптация и улучшения здоровья; формирование мотивации приобретения поведенческих навыков здорового образа жизни; обеспечение оптимального сочетания лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Здоровьесберегающая деятельность в ДОО группах оздоровительной направленности обучающихся с туберкулезной интоксикацией определяется:

- рациональной организацией образовательно-воспитательного процесса в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями;

- рациональной организацией двигательной активности обучающихся, включая занятия физической культурой, физкультминутки, активные паузы в режиме дня, а также спортивно-массовую работу;

- организацией рационального питания обучающихся;

- системой работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни: оздоровительная среда, мотивация, мониторинг, коррекция, работа с семьей, связь с городскими оздоровительными, спортивными учреждениями. Важным компонентом в содержании части, формируемой участниками образовательных отношений, является взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся, так как сегодня они являются заказчиками в образовательной системе.

В формируемой части, участники образовательных отношений разработали комплекс технологий здоровьесбереже-ния по следующим направлениям:

1. - физкультурно-оздоровительное (занятие по физической культуре; закаливание; утренняя, дыхательная, пальчиковая гимнастика; массаж и самомассаж; занятия в уголках двигательной активности; подвижные игры; соревнования, веселые старты; динамические паузы (часы), физкультминутки, зрительные траектории и ориентиры, «уголки здоровья», воспитание культуры здоровья, по программам М.Ю. Картушиной «Здоровыми быть хотим», Т.А. Тарасовой «Мое здоровье»);

2. - обеспечение социально-психологического благополучия обучающегося (диагностика психологического климата в коллективе обучающихся и педагогов, совместная деятельность (конкурсы плаката, рисунков);

3. - медико-профилактические (мониторинг здоровья обучающихся, контроль питания, витаминизация пищи, организация и контроль физического здоровья обучающихся, закаливания; профилактические мероприятия в ДОО, контроль и обеспечение требований по СанПиНов, прием медикаментозных средств);

4. - валеологическое просвещения родителей (консультация врача, старшей медицинской сестры; работа рубрики «Здоровье вашего ребенка», «Родительская гостиная», родительские уголки, папки-передвижки, круглые столы, опросы, анкетирование и многое другое).

Таким образом, часть, формируемая участниками образовательных отношений, способствует в воспитательно-образовательной деятельности обучающихся в группах оздоровительной направленности с туберкулезной интоксикацией

устойчивой мотивации по сохранению и укреплению здоровья, а четкая структурная разработка и содержательная наполняемости данной части ООП, обеспечит всестороннее формирование личности с учетом его физического и психического развития в условиях реализации ФГОС.

Список литературы:

1. Закон об образовании Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21 декабря 2012 года [сайт]. URL: http://www. zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (дата обращения: 16.01.2016).

2. Виноградова, Н.А. Образовательная программа детского сада [Текст]/ Н.А.Виноградова, Н.В.Миляева, Ю.В.Кодачигова. - М.: ТЦ Сфера, 2011.-189с.

3. Белая, К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. (Управление детским садом) [Текст]/ К.Ю.Белая - М.: ТЦ Сфера, 2014.-128с.

4. Приказ Минообрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольногообразовани-я»[сайт].иЯЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_dc_ LAW_154637/?frame=1 (дата обращения: 17.01.2016).

5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённые приказом Минобрна-уки России от 23.11.2009 № 655 [сайт]. URL: http://www. edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m655.html (дата обращения: 20.01.2016).

RHITHMICAL AMERICAN POETRY - МУЗЫКАЛЬНАЯ КОММЕРЦИЯ ИЛИ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА НАСТОЯЩЕГО

Куракин Святослав Игоревич

аспирант кафедры музыкального образования, музыковеденья и инструментального исполнительства института культуры и искусств ГАОУ ВО МГПУ г. Москвы «Московский городской педагогический университет»

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена одному из феноменов современной культуры - ритмической американской поэзии. Автор провёл исторический анализ музыкального искусства, предпринимая попытки указать на причины, которые позволили реализовать жанр RAP музыки. Акцент сделан на демонстрацию неразрывной связи музыки и слова: приводятся исторические примеры из различных эпох европейской цивилизации. Также в статье поднимаются дискуссионные проблемы современной музыкальной среды и современного музыкального искусства. Автор приводит свою точку зрения насчёт роли классической музыки и музыки популярных жанров в жизни современного общества. Приведённая в статье личная позиция обосновывается творчеством российских RAP исполнителей, которые, по мнению автора, не просто являются представителями современной музыкальной культуры, а отражают в своём творчестве эстетические идеалы настоящего и потребности широкой группы слушателей. Основанная цель статьи показать на примере ритмической поэзии, как музыка способна создавать новые музыкально-эстетические идеалы: возвращаться к своим первоистокам и одновременно отрицать исторически сложившиеся каноны, идеалы и традиции.

ABSTRACT

This article is devoted to one of the phenomena of modern culture - Rhythmical American Poetry. The author analyzed hi^ory of music art, and tried to show the circum^ances, which allowed RAP music to come in sight. Emphasis is placed on the demon^ration of seamless connection of music and words: hi^orical examples from different eras of European civilization are shown. Also the article shows debatable issues in modern musical environment and modern musical art. The author gives his point of view on the role of classical music and popular genres of music in contemporary life. Personal position is explained by works of Russian RAP arti^s, which, in author's opinion, not only represent of modern musical culture, but reflect in their work the e^hetic ideals and needs of a wide group of li^eners. The main purpose of the article is to show on the example of rhythmic poetry, how music is able

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.