Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВЫХ ГОРОДОВ В СИБИРИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОВРЕМЕННОЙ ИДЕЕ'

К ВОПРОСУ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВЫХ ГОРОДОВ В СИБИРИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОВРЕМЕННОЙ ИДЕЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
101
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБИРЬ / ГОРОДА / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / КЛАСТЕРЫ / НАСЕЛЕНИЕ / ТРУДОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ / МОНОГОРОДА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Цыкунов Григорий Александрович

В статье рассматриваются экономические, социальные и научно-проектные вопросы, связанные с идеей строительства новых городов в Сибири. Причем речь идет не просто о городских агломерациях, а именно об экономических и научно-промышленных центрах. В связи с этим исследуется исторический опыт урбанизации Сибири, прежде всего Ангаро-Енисейского региона. В советский период вокруг сооружаемых энергетических и промышленных предприятий создавалась широкая сеть новых городов, благоприятных для проживания населения. Исследуются источники привлечения населения и формирования трудовых коллективов в районах нового промышленного и гражданского строительства. В работе указываются возможные риски обретения новыми городами статуса монопоселений, обозначенный советской практикой градостроительства. Важное внимание уделяется использованию современного опыта сооружения предприятий в рамках государственно-частного партнерства. Строительство новых городов в Сибири потребует огромных государственных и частных инвестиций. В связи с этим определяются возможные направления корректировки идеи о новых городах, связанные с возрождением существующих моногородов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVISING THE CONSTRUCTION OF NEW CITIES IN SIBERIA: A HISTORICAL APPROACH TO THE MODERN IDEA

The article deals with economic, social, scientific and project issues related to the idea of building new cities in Siberia. And this is not just about urban agglomerations, but about economic, scientific and industrial centers. In this regard, the author examines the historical experience of urbanization in Siberia, primarily in the Angara-Yenisei region. During the Soviet period, an extensive network of new towns, comfortable to live in, was created around the constructed power and industrial plants. The article examines the sources of attracting the population and creation of labor collectives in areas of new industrial and civil engineering construction. The author indicates possible risks of the new cities’ acquiring mono-settlement status, outlined by the Soviet practice of urban planning. The author pays great attention to the use of modern experience in the construction of enterprises in the framework of a partnership between the state and private business. The construction of new cities in Siberia will require huge public and private investment. In this regard, possible areas of adjustment to the idea of new cities associated with the revitalization of existing single-industry towns are identified.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ НОВЫХ ГОРОДОВ В СИБИРИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОВРЕМЕННОЙ ИДЕЕ»

JEL classification: N94, P21, R11 УДК 94(57)

DOI 10.17150/2308-2488.2022.23(1).169-187

Г.А. Цыкунов

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

К вопросу о строительстве новых городов в Сибири: исторический подход к современной идее

Аннотация. В статье рассматриваются экономические, социальные и научно-проектные вопросы, связанные с идеей строительства новых городов в Сибири. Причем речь идет не просто о городских агломерациях, а именно об экономических и научно-промышленных центрах. В связи с этим исследуется исторический опыт урбанизации Сибири, прежде всего Ангаро-Ени-сейского региона. В советский период вокруг сооружаемых энергетических и промышленных предприятий

создавалась широкая сеть новых городов, благоприят- ^

ных для проживания населения. Исследуются источ- о

ники привлечения населения и формирования тру- ^

довых коллективов в районах нового промышленного о

и гражданского строительства. В работе указываются ^

возможные риски обретения новыми городами статуса "§

монопоселений, обозначенный советской практикой в

градостроительства. Важное внимание уделяется ис- ^

пользованию современного опыта сооружения пред- "в

приятий в рамках государственно-частного партнер- |

ства. Строительство новых городов в Сибири потребу- |

ет огромных государственных и частных инвестиций. |

В связи с этим определяются возможные направления О

корректировки идеи о новых городах, связанные с воз- ^

рождением существующих моногородов. О

Ключевые слова. Сибирь, города, территориально-производственные комплексы, кластеры, населе- ^ ние, трудовые коллективы, моногорода. о Информация о статье. Дата поступления 13 ян- о варя 2022 г.; дата принятия к печати 31 января 2022 г.; ® дата онлайн-размещения 18 марта 2022 г.

© Цыкунов Г.А., 2022

169

GO

ав

G.A. Tsykunov

Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

Revising the Construction of New Cities in Siberia: a Historical Approach to the Modern Idea

I Abstract. The article deals with economic, social,

■ scientific and project issues related to the idea of build-

i ing new cities in Siberia. And this is not just about ur-

» ban agglomerations, but about economic, scientific and

industrial centers. In this regard, the author examines the ! historical experience of urbanization in Siberia, primarily

in the Angara-Yenisei region. During the Soviet period, an extensive network of new towns, comfortable to live in, was created around the constructed power and industrial plants. The article examines the sources of attracting the population and creation of labor collectives in areas of new industrial and civil engineering construction. The B author indicates possible risks of the new cities' acquiring

| mono-settlement status, outlined by the Soviet practice of

X urban planning. The author pays great attention to the

^ use of modern experience in the construction of enterpris-

£ es in the framework of a partnership between the state

^ and private business. The construction of new cities in

^ Siberia will require huge public and private investment.

■¡^ In this regard, possible areas of adjustment to the idea

1 of new cities associated with the revitalization of existing

I single-industry towns are identified.

Keywords. Siberia, cities, territorial-production com-§ plexes, clusters, population, labor collectives, single-in-

« dustry towns.

So Article info. Received January 13, 2022; accepted Jan-

ill uary 31, 2022; available online March 18, 2022.

^ Хозяйственное освоение Сибири в ХХ в. сопрово-

§ ждалось не только индустриальным, но и урбанистиче-

| ским развитием ее регионов. Реализация масштабных

| народнохозяйственных проектов СССР — создание

Урало-Кузнецкого комбината, Западносибирского не- 22! фтегазового комплекса, системы Ангаро-Енисейских -! ТПК, строительство Байкало-Амурской магистрали — 8 < потребовала создания новых городских поселений. : Урбанистическое пространство становится неотъ- | емлемой частью создаваемого промышленного производства в сибирских районах. Новые города были | обязаны своим возникновением и развитием промышленным предприятиям. При освоении нефтегазовых месторождений возникли города: Нижневартовск, < Сургут, Новый Уренгой, Надым, Нефтеюганск и др.; ] при создании системы Ангаро-Енисейских комплексов — Братск, Усть-Илимск, Железногорск-Илимский, Саяногорск, Шарыпово и др. Именно бурное развитие промышленности вызвало рост городского населения. Так, с 1959 по 1989 г. удельный вес городского населения Красноярского края и Иркутской области увеличился с 54,9 % до 76,2 % [1, с. 101]. д С разрушением СССР и сменой государственно- Ц го строя началось свертывание прежних программ § по комплексному развитию производительных сил £ сибирских регионов. Из всех планируемых ТПК, толь- ^ ко лишь Братско-Усть-Илимский комплекс считается ^ единственным, формирование которого было завер- "§ шено. Незавершенное строительство промышленных | объектов на территории Саянского комплекса и Кан- § ско-Ачинского топливно-энергетического комплекса § (КАТЭКа) отрицательным образом сказалось на раз- | витии новых городов. Лишь продолжавшееся соору- § жение Саяно-Шушенской ГЭС и ввод мощностей Са- ^ янского алюминиевого завода сказались на дальней- § шем росте г. Саяногорска. На территории КАТЭКа 5 г. Шарыпово так и остался единственным городским | поселением в районе Березовского угольного разреза § и одноименной мощнейшей ГРЭС. Старинный город » Минусинск в Красноярском крае, которому предре- § кали стать сибирским Электроградом с населением в §

со ов

300 тыс. чел., так и остался прежним уездным городом. Таким образом, отсутствие перспектив для дальнейшего промышленного освоения сибирских регионов привело к значительному замедлению их урбанистического развития.

Спустя почти три десятилетия после окончания советского опыта, российские власти решили поставить вопрос о необходимости дальнейшего развития промышленного производства и строительства новых городов в Сибири. Он был озвучен Министром обороны и президентом Русского географического общества С.К. Шойгу на встрече с научной общественностью Сибирского отделения РАН в августе 2021 г. Здесь уместно напомнить, что С.К. Шойгу начинал трудовую деятельность в Хакаской автономной области, возглавляя строительные управления при сооружении Абаканского вагоностроительного комплекса и Саянского алюминиевого завода. Им было предложено строительство в Сибири от трех до пяти городов с населением от 300 тыс. до миллиона человек. При-Ж чем не просто городских агломераций, а именно научно-промышленных и экономических центров. Имен-■5 но эти новые центры должны дать мощный толчок к § новому постсоветскому этапу развития Сибирского региона. Особо отмечалось, что территории для строк ительства новых городов должны быть скорректиро-13 ваны с ресурсными возможностями местных место-| рождений, наличием транспортной инфраструктуры. = Новые города должны создаваться на территории

Ц Ангаро-Енисейского региона в административных ^ границах Красноярского края, Иркутской области, § Республики Тыва и Республики Хакасия. На начало ^ 2021 г. в данных субъектах проживало 6 093,3 тыс. чел. и или 35,8 % всего населения Сибирского Федерального округа. Удельный вес городского населения этого

•а

а

Л региона составлял 76,1 %, наибольшие показатели (76,6 %) отмечались в Иркутской области, наименьшие

(53,8 %) — в Республике Тыва1. Таким образом, новые 22 городские агломерации предлагают разместить в рай- 22 онах с высоким урбанизационным уровнем развития. 88

Первый новый город из предполагаемого проекта может быть создан в Минусинской котловине на границе Красноярского края и Республики Хакасия. В советское время здесь проходило формирование Минусинского промышленного узла Саянского ТПК. Его промышленной основой являлся комплекс электротехнических предприятий из 12 крупных заводов, которые должны были выпускать различную высоковольтную аппаратуру, электрические машины, турбогенераторы, кабельную продукцию, бытовую технику и т.д. Строительство электротехнического комплекса сопровождалось многочисленными неувязками проектного и технологического характера. К примеру, на площадях уже строящегося завода электронагревательных приборов было решено разместить завод ^ высоковольтных выключателей. При вводе в эксплуа- ^ тацию завода нестандартизированного оборудования §

дия. ЦКЬ: https://ru.wikipedia.org/wiki. 2022. Т. 23, № 1. С. 169-187

га

был изменен его профиль для производства техноло- £

гического оборудования. В результате подобной не- ^

разберихи были построены лишь заводы вакуумных о

выключателей, специального технологического обо- I1

рудования и опытный, который единственный из всех |

сохранил свое производство. §

Сооружение современного Электрограда вызыва- §

ет сомнения с точки зрения востребованности и кон- |

курентоспособности его продукции. Современная §

практика дает немало примеров крупных просчетов ^

при создании новых производств. Так, ОАО «Росна- §

но» создавало на прежних производственных площа- 5

дях ОАО «Усолье-Сибирский силикон» в Иркутской | области мощности по выпуску поликремния. Однако

га

запустить это производство не удалось из-за резкого ^

Население субъектов Российской Федерации // Википе- §

§

1

со ав

падения цен на мировом рынке на эту продукцию и наличия мощного конкурента в Китае. В итоге государственная компания получила кредиторскую задолженность в 17,8 млрд р. и увольнение 641 работника [2]. Здесь стоит вспомнить то обстоятельство, что Минусинская котловина обладает уникальными при! родно-климатическими условиями для сельскохозяй-; ственного производства. Поэтому не стоит сбрасывать I со счетов вариант создания в Абакано-Минусинском

> районе крупного сельскохозяйственного кластера вза-! мен новому индустриальному гиганту.

Для размещения нового производства и сопутству-

> ющих городов С.К. Шойгу предлагает территорию между Братском и Красноярском. Речь идет о создании промышленного центра «Медь и электротехника», а также кластера, полностью ориентированного на производство продукции высоких переделов по переработке алюминия — «Алюминиевая долина»2. В данном случае речь идет о территории Нижне-Ангар-

| ского комплекса, формирование которого началось Ж еще в 1980-х гг. В настоящее время здесь достроена ^ Богучанская ГЭС и действуют мощности Богучанско-£ го алюминиевого завода. Расположение в Братске и § Красноярске крупнейших в мире алюминиевых про-^ изводств, мощностью до миллиона тонн продукции к в год, вполне достаточно для реализации будущего проекта алюминиевой долины. Нельзя забывать и | строящийся Тайшетский алюминиевый завод, ориен-= тируемый на использование электроэнергии Богучан-| ской ГЭС. Недалеко от Красноярска действует Ачинский глиноземный комбинат, способный обеспечить § сырьем алюминиевое производство. Дальнейшему ^ развитию Богучанского промышленного узла будет ^ способствовать скорейшее завершение строительства

^ 2 Шойгу рассказал о планах строительства новых городов в

Сибири // БФМ.РУ. URL: https://www.bfm.ru/news/480731.

ответвления Красноярской железной дороги до ство- 22 ра гидроузла и г. Кодинска. 22

Другое предложение С.К. Шойгу касается создания 88 в районе Канска углехимического производства востребованных пластиков из неликвидного сырья3. Оно также имеет историческую основу, когда в советское время пытались соорудить промышленные установки по получению жидкого топлива из канско-ачинских углей. Для научного и технологического решения этой проблемы в Красноярске был создан научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт КАТЭКНИИуголь. С прекращением государственного финансирования работы по созданию промышленной энергохимической установки были прекращены. Отсутствие в современной России дефицита в жидком топливе, получаемом из нефти, отодвигает проблему использования местных углей для получения не только моторного топлива, но и других химических мате- ^ риалов на отдаленную перспективу. ^

Заслуживает внимание создание вокруг г. Лесоси- §

Сибири // БФМ.РУ. ИКЬ: https://www.bfm.ru/news/480731.

2022. Т. 23, № 1. С. 169-187

га

бирска нового лесного и строительного кластера. Для £

этого имеются все необходимые сырьевые ресурсы, ^

транспортная доступность. Создание новых произ- о

водств приведет к росту рабочих мест, привлечению "§

населения из других районов края, что скажется на |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

увеличении численности жителей и обустройства §

г. Лесосибирска. §

Одновременно с предложениями С.К. Шойгу в |

Красноярском крае объявили о разработке нового §

проекта развития Енисейской агломерации и Аркти- ^

ки, который предполагает создание в северных рай- |§

онах края шести малых городов. Они будут распола- 5

гаться от Бирюсы до Диксона, а их градообразующи- | ми предприятиями должны стать индустриальные

га

парки. Согласно заявлениям руководителей проек- ®

Шойгу рассказал о планах строительства новых городов в §

§

3

22 св

та, в 2022 г. начнется проектирование этих городов4. Имеющаяся информация не позволяет говорить о какой-либо связи этого будущего проекта с предложениями С.К. Шойгу. Создание новых городов в малонаселенных районах Крайнего Севера без круглогодичного транспортного сообщения потребует привлечения огромных людских, финансовых, материальных затрат, что пока не под силу российскому обществу.

Идеи о строительстве новых городов в Сибири в перспективе могут стать мегапроектом будущего. Для этого необходимо принятие на федеральном уровне законодательных, экономических, научно-технических решений. Однако в первую очередь потребуется научно-практическое обоснование проекта. В связи с этим целесообразно обобщение исторического опыта освоения новых районов страны как дореволюционного, так и советского периодов для нужд современной практики.

После присоединения Сибири к российскому государству началось ее хозяйственное освоение, сна-Ж чала как чисто пушное предпринимательство, затем создание горной промышленности. Первоначально £ созданные острожные города превращались в адми-§ нистративные и хозяйственные центры сибирских губерний. Массовое переселение в Сибирь началось к в пореформенный период. Примером государствен-13 ного подхода к освоению новых территорий может | служить переселенческая политика П.А. Столыпина. = Она имела необходимую нормативно-правовую базу, Ц финансовые и организационные составляющие. СоЛИ гласно законодательству переселенцам, помимо пре-§ доставления земельных участков, выдавались денеж-^ ные ссуды на хозяйственное обустройство, а также и домашние животные, сельхозинвентарь. В районах

•а

§ 4 На Енисее планируют построить 6 малых городов. Их

проектирование начнется в 2022 г. // Newslab.ru. URL: https:// newslab.ru/news/1070534.

переселения действовали бригады мастеровых, кото- 22! рые возводили для переселенцев жилые дома и хозяй- -! ственные постройки. Врачам и фельдшерам выделя- 88' лись казенные квартиры, подъемные деньги в размере месячного содержания на проезд по железной дороге. На переселенческих участках строились школы, церкви, объекты водоснабжения [3, с. 140]. Таким образом, | государственная политика создавала социальные и экономические условия для привлечения населения и хозяйственного освоения региона. Предоставление ! земельных участков в виде «дальневосточного гектара» в современной России не обеспечивается необходимой государственной поддержкой для организации хозяйственной деятельности.

Самое масштабное освоение Сибири и создание новых городов происходило в советский период истории. Разумеется, исторический опыт плановой экономики и мобилизационных ресурсов советского государства д не может быть использован в полной мере при новом ^ общественном строе и рыночной экономике. Тем не § менее, в нем содержатся позитивные моменты, незави- £ сящие от политической конъюнктуры, способные себя ^ проявить в современных условиях. Как и в советские о времена возникают вопросы научной и проектной под- "§ готовки территорий к освоению, определения располо- | жения и проектирования самих городов, обозначения § источников финансирования, привлечения населения. §

Впервые вопрос о строительстве новых городов | на необжитой территории в районах нового освоения § возник в 1960-х гг. на начальном этапе освоения не- ^ фтегазовых ресурсов Западной Сибири. Уже тогда в § министерствах и ведомствах шли споры, какими долж- 5 ны быть новые поселения: традиционными городами | или временными вахтовыми поселками. Министер-

га

ство нефтяной промышленности СССР, как главный » заказчик, выступало против создания дорогостоящей § городской инфраструктуры. Поэтому ставка была

со ав

сделана на вахтовый метод добычи нефти и газа. К концу 1970-х гг. в районах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов функционировало около тысячи вахтовых поселков, в которых работали свыше 120 тыс. строителей и эксплуатационников [4, с. 61]. В защиту вахтового метода освоения новых I районов выступали и доводы об ограниченных сроках = эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. Ё Однако со временем концепция индустриального

| развития новых территорий с одновременным созданием постоянных населенных пунктов стала осново-Е полагающей. Этому способствовали и научно-геоло-» гические изыскания, согласно которым разведанные нефтегазовые месторождения способны обеспечить стабильную добычу на длительные сроки. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1980 г. «О неотложных мерах по усилению строительства в районе Западно-Сибирского нефтегазового комплекса» было подтверждено строительство 15 новых городов в автономных округах Тюменской Ж области [4, с. 85]. Итогом освоения уникальных природных ресурсов стало создание новых городов: Сур-¡5 гута, Нижневартовска, Нефтеюганска, Мегиона, Кога-§ лыма, Нягани, Радужного, Нового Уренгоя, Надыма, Лабытнанги, Ноябрьска и др. Новые города имеют к развитую социальную инфраструктуру, свои высшие учебные заведения, транспортное сообщение с круп-| ными городами Сибири и Урала. = Предложенный проект С.К. Шойгу по строитель-

Ц ству новых городов вблизи сырьевых месторождений ЛИ предусматривает использование советского опыта § урбанизации территорий в ходе их промышленного ^ развития. Основной упор делается на долговременное и обживание новых районов путем строительства по-§ стоянных поселений, а не вахтовых поселков. Реали-

Л зовать подобные идеи при рыночной экономике, где превалируют личные интересы собственников, стре-

мящихся к быстрому получению прибыли, будет не- 22! простым делом. Однако это первое за три десятилетия -! на постсоветском пространстве предложение продол- 88' жить начатый ранее процесс промышленного и урбанистического развития Сибири.

Создаваемые новые города изначально могут обрести статус монопоселений, так как они возникнут рядом с градообразующими предприятиями. Большинство сибирских городов, возникших в советское время, являются ныне моногородами. К примеру, в Красноярском крае к ним относятся: Бородино, Зе- ] леногорск, Железногорск, Норильск, Лесосибирск; в Иркутской области — Байкальск, Бирюсинск, Братск, Усолье-Сибирское, Саянск, Усть-Илимск, Железно-горск-Илимский. Эти города возводились рядом с энергетическими и промышленными предприятиями, от которых зависело жизнеобеспечение агломераций. Поэтому остановка или банкротство градо- д образующих предприятий отрицательным образом Ц сказывалось на функционировании всего городского § хозяйства. м

Для исключения подобного в современной прак- ^ тике необходима тщательная научная и проектная §

га

подготовка территорий к промышленному и граж- §

данскому строительству. Ранее научно-исследователь- |

ские и проектные работы в Ангаро-Енисейском реги- §

оне выполняли Московский Гипрогор, Красноярский |§

ПромстройНИИпроект, Сибгипробум, Гидропроект |

им. Жука и другие. Их деятельность сопровождалась §

просчетами при определении месторасположения ®

промышленных и гражданских площадок, в экономи- |§

ческой, экологической целесообразности размещения 5

в отдельных промышленных узлах ряда промышлен- | ных предприятий. И, наконец, совершенно не учиты-

га

вались возможные последствия размещаемой структу- ®

ры промышленного производства для жизнедеятель- & ности городских поселений. §

со се

Важным этапом в урбанистическом развитии территорий является проектирование городов, при котором крайне необходимо увязывать их будущее функционирование с производственной и технологической деятельностью предприятий. Наиболее распространенной ошибкой при проектировании сибирских городов являлось размещение жилых кварталов в непосредственной близости от промышленных предприятий. Это становилось возможным из-за ведомственного подхода к планированию, финансированию и застройке городов, когда министерства и ведомства по своему усмотрению занимались выбором места строительства городских районов. В этом отношении показателен термин — «уроки Братска», под которым понималось использование опыта Братска и созданного вокруг него крупного промышленного комплекса. Сооружением городских районов Братска занимались три союзных министерства, каждое из которых возводило около своего предприятия жилой поселок с собственными жилищно-коммунальными и культурно-бытовыми объектами. Это привело к необоснованному территориальному росту города, жилые кварталы которого растянулись на расстояние десятков километров.

В настоящее время проектированием новых горо-^ дов могут заниматься территориальный градострои-13 тельный институт «Красноярскгражданпроект», тер-| риториальный проектный институт гражданского = строительства, планировки и застройки городов «Ир-Ц кутскгражданпроект». В СССР проектированием но-^ вых городов и поселков занимались Ленинградский § научно-исследовательский институт градостроитель-^ ства, преобразованный ныне в научно-исследователь-^ ский и проектный институт по разработке генераль-§ ных планов и проектов застройки городов. Именно

о

Л ленинградские специалисты разрабатывали проект правобережной части города Усть-Илимска, который

считался одним из лучших в архитектурном отноше- 2 нии сибирских городов. Исходя из прежней практики, 2! необходимо исключить создание временных поселков 88' барачного жилья. Для их содержания потребуется неоправданные затраты, а само решение жилищной проблемы будет постоянно откладываться.

Предполагаемое строительство новых городов потребует привлечения большого числа квалифицированных работников. В качестве основного их источ- | ника сторонниками проекта называется привлечение местного населения из окрестных населенных пунктов и жителей депрессивных территорий. Не стоит принимать во внимание сельских жителей, среди которых слишком мала доля трудоспособных лиц. Определенным контингентом будущих строителей располагают малые города региона, испытывающие недостаток рабочих мест после закрытия местных производств. Жители больших городов менее всего мотивирова- д ны переезжать в районы новостроек. На территории ^ Красноярского края и Иркутской области действует § Федеральная программа по переселению из районов £ Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. ^ Однако эта программа сориентирована на переселение §|о жителей в большие города и не охватывает новые рай- § оны. Таким образом, местные источники не восполнят | потребности в высококвалифицированных кадрах при § строительстве и освоении производственных мощно- § стей, заселении новых городов. Это подтверждается и | современной практикой. Так, только для пуска первой § очереди Богучанского алюминиевого завода потребо- ^ валось более 900 чел., а в малозаселенном таежном рай- § оне проживали одни охотники и рыболовы, далекие 5 по своему менталитету и образу жизни от специфики | промышленного производства. Однако алюминиевый |§ олигарх, владелец завода О. Дерипаска, посчитал на- ® кладным создание социально-бытовой инфраструкту- § ры для привлечения нужных специалистов [5, с. 97].

со ав

Сложившаяся ситуация с местными трудовыми ресурсами вызовет необходимость привлечения населения из-за пределов Ангаро-Енисейского региона. В советское время использовались такие формы комплектования коллективов строителей и эксплуатационников как организованный набор, прием на месте и ! по вызовам отделов кадров и общественный призыв. В : современных условиях возможно лишь трудоустрой-I ство на местах через службы персонала с заключением | трудовых договоров. Организованный набор и обще! ственный призыв, имевшие мобилизационные черты, не будут востребованы в условиях рыночной эконо-> мики. Хотя ранее общественный призыв играл важную роль в привлечении молодежи в районы нового хозяйственного освоения, формировании наиболее благоприятной возрастной структуры для естественного прироста населения. С учетом того, что молодежь является самой мобильной группой населения в плане смены места жительства и профессиональной § деятельности, целесообразна разработка комплекса Ж финансовых и социальных мер, стимулирующих пе-^ реезд и обустройство молодых работников в районы £ нового строительства.

§ В этом отношении показателен советский опыт,

^ когда важная роль в привлечении и закреплении рак ботников отводилась территориальному регулирова-§ нию заработной платы. На территории Красноярско-| го края и Иркутской области действовали районные = коэффициенты и различные надбавки для работни-| ков некоторых районов и отраслей. Прежде всего, это ЛИ касалось районов Крайнего Севера и приравненных к ним. Прибывшим на новостройки и промышленные предприятия инженерно-техническим работникам и высококвалифицированным рабочим разрешалось бронирование жилой площади в различных регионах

Л СССР. Возможно будет востребована и прежняя практика распределения выпускников вузов по заявкам

организаций, которые брали бы на себя обязательства 2 ; по трудоустройству и предоставлению жилья для мо- -! лодых специалистов. Таким образом, важнейшими ус- 88' ловиями для привлечения населения в районы нового строительства являются высокая заработная плата и комфортные жилищно-бытовые условия. Для этого потребуется не только частные инвестиции, но и солидная государственная поддержка.

И, наконец, главной проблемой проекта С.К. Шой- | гу станет определение потенциальных заказчиков и инвесторов для его реализации. Одному государству не под силу браться за создание новых городов и производств на фоне большого числа заброшенных строек СССР. Чего только стоят программы хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской железной дороги, которые так и не вышли из стадии проектов. За последние десятилетия в Российской Федерации накоплен первый опыт строительства энергетических и д промышленных предприятий в рамках государствен- ^ но-частного партнерства. Примером тому служит ре- § ализация проекта «Богучанское энергометаллургиче- £ ское объединение» (БЭМО). Начатое еще в период со- ^ ветской плановой экономики строительство Богучан- 0 ской ГЭС, завершилось в период новой российской § государственности и рыночной экономики. В данном | случае для владельца компании «Русский алюминий» § (РУСАЛ) О. Дерипаски завершение строительства ги- § дроэлектростанции считалось выгодным коммерче- | ским проектом, так как рядом намечалось строитель- § ство крупного алюминиевого завода, который будет 5 потреблять 60 % вырабатываемой электроэнергии. |§ Подписанное в 2005 г. РАО «ЕЭС России» и компани- 5 ей «РУСАЛ» соглашение по достройке Богучанской | ГЭС и строительству нового алюминиевого завода

основе (50 % на 50 %) общей стоимостью 213,92 млрд р. [5, с. 95]. Запущенные в эксплуатацию в 2015-2016 гг.

га

предусматривало реализацию проекта на паритетной ^

22 св

Богучанская ГЭС и алюминиевый завод находятся в общей собственности «РусГидро» и «РуСАЛ», которые управляют ими на паритетных началах.

Вместе с тем современная практика содержит примеры и противоположного характера. Так, известный российский миллиардер М. Прохоров и ! компания «Интергео» на условиях государствен; но-частного партнерства планировала построить два I горно-обогатительных комбината под разработку > месторождений цветных металлов на юге Краснояр-! ского края и Республики Тыва. Однако в этом случае проект оказался провальным. Инвестор получил ли-\ цензию на разработку Кингашского и Ак-Сугского месторождений, но не выполнил своих обязательств, и федеральное правительство отказалось от финансирования проекта5.

При сооружении новых промышленных объектов потребуется застройщик (подрядчик) в лице частных строительных компаний или государственных корпораций. В этом отношении показателен советский X пример строительного управления Братскгэсстрой, ^ силами которого осуществлялся почти весь объем £ капитального строительства на территории Брат-й ско-Усть-Илимского комплекса. Именно наличие ^ единой общестроительной организации, сосредото-к чившей в своих руках производственную базу, про-§ ектные подразделения, финансовые и другие ресурсы | позволяло быстрее, чем в других районах, возводить = промышленные и гражданские объекты. Разумеется, в | новых условиях хозяйствования и собственности, при ^ наличии нескольких заказчиков и инвесторов, будет довольно сложно увязать их корпоративные интересы с физическими лицами, которые будут выполнять строительные работы по договорам подряда или государственным контрактам.

^ 5 Первым новым городом Шойгу в Сибири будет Электро-

град // URA.RU. URL: https://ura.news/articles/1036282905.

В идее строительства новых городов в Сибири 22 ; присутствует такая форма промышленного освоения -! новых районов как кластеры («Алюминиевая долина», 88' «Лес и строительные материалы», углехимический, машиностроительный). В советский период подобная роль отводилась ТПК, формирование которых позволяло с наименьшими финансовыми и материальными средствами вовлекать в хозяйственный оборот ценные природные ресурсы, прежде всего в Сибирском регионе. Как показывает зарубежный опыт, класте- ! ры включают в себя уже действующие предприятия, объединенные единым технологическим профилем, преимущественно высокотехнологичным. Если ТПК предназначены для освоения масштабных природных ресурсов и изменения пространственной структуры хозяйства региона, то кластеры являются мелкими и средними образованиями в уже сложившихся хозяйственных взаимоотношениях [6, с. 229]. д Предложение С.К. Шойгу по организации ново- ^ го строительства в Сибири, несомненно, заслуживает § пристального внимания, хотя пока в дискуссионной £ форме обсуждения. Их реализация вызовет необхо- 5 димость громадного объема инвестиционных вложе- о ний как государственного, так и частного порядка. На § фоне этой проблемы возникает сопутствующая аль- | тернатива — вложить эти средства в сибирские моно- § города, возродив в них новое производство и большое § количество рабочих мест. Получение сибирскими го- | родами статуса территорий опережающего социаль- § но-экономического развития в ближайшей перспек- 5 тиве не сможет решить проблем монопрофильных § городских и поселковых образований. Для этого не- 5 обходим более всесторонний подход, требующий но- | вого промышленного и гражданского строительства. § Растущий с каждым годом отток населения из Сибир- » ского Федерального округа требует принятия скорей- & ших и действенных мер по решению этой проблемы. §

GO

се

Список использованной литературы

1. Цыкунов Г.А. Особенности формирования населения в районах нового освоения / Г.А. Цыкунов // Иркутский исто-рико-экономический ежегодник : 2002. — Иркутск, 2002. — С.101-107.

2. Шелехова Л. «Крайняя мера» / Л. Шелехова // Восточно-Сибирская правда. — 2012. — 13 дек.

| 3. Цыкунов Г.А. Нужны ли Сибири новый Столыпин и

= общественный призыв / Г.А. Цыкунов // Известия Иркут-ё ской государственной экономической академии. — 2013. — } № 4 (90). — С. 138-144.

3 4. Земля больших людей : книга-фотоальбом / ред. кол.

J С. Сарычев. — Тюмень : Принт-Сервис, 2019 — 409 с.

5. Цыкунов Г.А. Богучанская ГЭС: завершение ангарского 5 каскада / Г.А. Цыкунов // Иркутский историко-экономиче-

ский ежегодник: 2015. — Иркутск, 2015. — С. 91-98.

6. Цыкунов Г.А. ТИК и кластеры: новые подходы и проблемы / Г.А. Цыкунов // Известия Иркутской государственной академии. — 2011. — № 4 (78). — С. 225-230.

References

1. Tsykunov G.A. Specifics of Population Formation in New 'g Development Areas. Irkutsk Historical and Economic Yearbook: 2002. | Irkutsk, 2002, pp. 101-107. (In Russian).

•S 2. Shelekhova L. «Extreme Measures». Vostochno-Sibirskaya

Pravda, 2012, December 13. (In Russian). S3 3. Tsykunov G.A. Whether Siberia Requires a New Stolypin

§ and a Public Appeal? Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomi-cheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2013, = no. 4, pp. 138-144. (In Russian).

:§ 4. Sarychev S. The Land of Great Men. Tyumen, Print-Service

1 Publ., 2019. 409 p.

g 5. Tsykunov G.A. Boguchansky Hydroelectric Power Station:

и End of the Angarsk Cascade. Irkutsk Historical and Economic Year-| book: 2015. Irkutsk, 2015, pp. 91-98. (In Russian). ^ 6. Tsykunov G.A. Territorial Production Complex and Clus-

-52 ters: New Approaches and Problems. Izvestiya Irkutskoy gosudarst-jg vennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics ^ Academy, 2011, no. 4, pp. 225-230. (In Russian). u

Информация об авторе

Цыкунов Григорий Александрович — доктор исторических наук, профессор, кафедра теории и истории государ-

Я а

ства и права, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация; е-mail: tsykunovga@ gmail.com. SPIN-код: 4073-6280; AuthorlD: 698694.

Author

Grigorii A. Tsykunov — D.Sc. in History, Professor, Department of Theory and History of State and Law, Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation; е-mail: tsykunovga@ gmail.com. SPIN-Code: 4073-6280; AuthorlD: 698694.

Для цитирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цыкунов Г.В. К вопросу о строительстве новых городов в Сибири: исторический подход к современной идее / Г.В. Цыкунов. — DOI 10.17150/2308-2488.2022.23(1).169-187 // Историко-экономические исследования. — 2022. — Т. 23, № 1. — С. 169-187.

For Citation

Tsykunov G.V. Revising the Construction of New Cities in Siberia: a Historical Approach to the Modern Idea. Istoriko-eko- § nomicheskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2022, vol. 23, no. 1, pp. 169-187. (In Russian). DOI: 10.17150/2308-2488.2022.23(1).169-187.

a о

га

M *

о a з

о

«а

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.