УДК:332.14:332.012.334(470.47-25)
ББК:У042(2Рос.Калм-2Элиста)-231
Н.Ю. Амнинова
К ВОПРОСУ О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ И УПРАВЛЕНИИ МАЛЫМИ ГОРОДСКИМИ АГЛОМЕРАЦИЯМИ (НА МАТЕРИАЛАХ Г. ЭЛИСТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы, касающиеся стратегического планирования и управления малыми городскими агломерациями. Устойчивое развитие городских агломераций позволяет повысить инвестиционную привлекательность региона, уровень деловой активности, а также получить социальные эффекты.
Ключевые слова: малые городские агломерации, регион, стратегическое планирование, стратегическое управление, социально-экономическое развитие.
N.Yu. Amninova
TO THE PROBLEM OF STRATEGIC PLANNING AND MANAGEMENT OF SMALL CITY AGGLOMERATIONS (ON THE EXAMPLE OF ELISTA, KALMYK REPUBLIC)
Annotation. The article is devoted to theoretical and practical issues concerning strategic planning and management of small city agglomerations. Steady development of city agglomerations increases investigation attraction of the region, the level of business activity as well as gaining of social effects.
Key words: small city agglomerations, region, strategic planning, strategic management, socio-economic development.
В настоящее посткризисное время, когда актуализируются вопросы диверсификации экономики, необходимость проведения стратегического планирования и управления такой сложной экономической системой как городские агломерации представляется одной из основных задач, имеющих важное значение, как для развития местных сообществ, так и региона в целом, поскольку при разработке и реализации стратегий развития создается отчетливое представление, видение будущего территории, его социально-экономического состояния.
Для малых городов и городов, где существует монопрофильная структура городского хозяйства, необходима диверсификация экономики по следующим ключевым моментам:
- во-первых, более 70% всех российских городов, а соответственно и агломерации, которые они образуют, являются малыми. В связи с этим можно утверждать, что малые городские агломерации, представляя большинство и являясь сложной, динамичной экономической системой, оказывают решающее воздействие на устойчивое социальноэкономическое развитие как отдельных регионов, так и страны в целом [1, С. 30-33];
- во-вторых, малые городские агломерации, представляя собой компактные пространственные группировки поселений региона, являются центрами сельскохозяйственной периферии и сосредоточением ресурсного потенциала территорий;
- в-третьих, являясь центрами местных сообществ, малые городские агломерации формируют экономический, научно-технический, социально-культурный, демографический и рекреационный потенциал регионов и страны в целом, иными словами, в значительной степени определяют национальный и социокультурный облик (менталитет) России [3, С. 13-15];
- в-четвертых, именно в моногородах по причине отсутствия свободных на их территории свободных земель, иного, альтернативного производства и др., высоки риски в процессе дальнейшего социально-экономического развития [4].
Стратегическое планирование и управление малыми городскими агломерациями специфичны, и специфика эта состоит в том, что объекты, определяющие ориентиры развития, находятся в нескольких муниципальных образованиях - в городе и прилегающих к нему сельских поселениях.
При агломерационном развитии в регионах формируются экономические точки роста, наблюдается комплексное, с минимальными рисками и эффективное развитие инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности регионов, что, безусловно, способствует реализации главной цели социально-экономического развития как региона, так и муниципальных образований - повышение качества жизни населения и создание благоприятных условий для бизнеса [1, С. 6].
Стратегическое планирование и управление малыми городскими агломерациями - сложный процесс, осуществление которого, на наш взгляд, требует соблюдения таких принципов, как:
- принцип системности, который предполагает, что при обосновании стратегического выбора малых городских агломераций должны быть учтены и предпосылки ограничения его развития, формируемые на различных иерархических уровнях: местном, межмуниципальном, региональном, межрегиональном, федеральном;
- принцип адаптивности, при котором управление необходимо осуществлять с учетом возможных изменений внешней среды;
- принцип эффективности, обеспечивающий достижение требуемого качества жизни населения с наименьшими финансовыми и социальными затратами;
- принцип минимизации риска, означающий, что в процессе управления малыми городскими агломерациями должны быть оценены все риски, обусловленные выполнением тех ли иных приоритетных функций в будущем;
- принцип баланса интересов и обеспечения согласованности или непротиворечивости федеральных, региональных, местных интересов;
- принцип легитимности, предусматривающий обязательность рассмотрения и принятия предложенного варианта стратегического развития, а также оценки управления малыми городскими агломерациями на уровне представительных органов.
Говоря об инструментарии процесса управления малыми городскими агломерациями, считаем необходимым отметить следующие: налоговая, финансовая и тарифная политика; развитие инфраструктуры; политика в области недвижимого имущества; планирование землепользования; прочие мероприятия.
Исходя из постулата, что развитие является всесторонним экономическим, социальным, культурным и политическим процессом, направленным на постоянное повышение благосостояния всего населения, развитие малых городских агломераций в современных условиях претворяется в жизнь не в результате реализации проектов, разработанных узкой группой специалистов или переданных на реализацию вышестоящими органами управления, как это было в условиях централизованной плановой экономики, а в результате соединения в единое целое различных мнений, суждений,
предпочтений, мероприятий и решений, осуществляемых независимо друг от друга самостоятельными субъектами. Выявление специфических интересов множества субъектов позволяет выявить баланс интересов, что является важнейшей предпосылкой осуществления работы по управлению комплексным социально-экономическим развитием региона.
Развитие городских агломераций, безусловно, создает условия для удержания мобильной высококвалифицированной рабочей силы, а также для размещения в агломерации центров управления экономикой на уровне региона.
На примере малой городской агломерации Элисты нами был выявлен дисфункциональный характер большинства факторов и условий взаимодействия региональной и городской администраций в решении проблем развития региона, который проявляется в асинхронизации управляющих воздействий со стороны субъектов управления (региональных и местных (муниципальных) властей) на объекты управления городской агломерации. Это: отсутствие методики принятия «сквозных» решений, неско-ординированность нормативно-правовой базы, неразвитость механизмов мониторинга статистических данных и критериальной оценки эффективности стратегических воздействий на уровне региона и города, нечеткость поставленных целей и задач, неудовлетворительная система делегирования полномочий и др. Однако, как отмечается в монографии «Стратегические приоритеты развития региональной экономики: долгосрочный аспект» под редакцией профессоров Борликова Г.М. и Мантаевой Э.И, «...очевидно, что в целом для Республики Калмыкия поддержка г. Элисты является задачей исключительной важности, так как, по результатам исследований Элиста входит в список тех российских городов, которые «находятся на перепутье» и имеют равную вероятность как стать основными узлами пространственного каркаса новой, урбанизированной России, так и оказаться на периферии российского культурно-экономического пространства, что неизбежно приведет к социально-экономической деградации. В городе Элиста сконцентрирован человеческий, социально-культурный и научно-технический потенциал Республики Калмыкия, а также основная (бюджетообразующая) часть финансовых ресурсов населения, то есть Элиста - это точка пересечения главных экономических и информационных потоков региона, это центр управления этими потоками» [5, С. 94-95]. Властные структуры региона и города действуют разобщено, за исключением декларативно организуемых форм взаимодействия, демонстрируя рассогласованность интересов в отношении имущественных, земельных и т.п. прав в условиях экономического пространства городской агломерации. Основная причина декларативности стратегических планов состоит в трудности определения места городских агломераций в системе социально-экономических отношений региона.
Теоретиками и практиками экономической науки доказано, что динамичный процесс стратегического планирования является системообразующим основанием для всех управленческих функций. Более того, не используя преимуществ стратегического планирования, субъекты и объекты управления по всем уровням экономики (на федеральном, региональном и местном уровнях) рискуют быть лишенными четкого способа оценки целей или направлений развития системы в целом.
Цели являются исходным пунктом систем стратегии развития как региона, так и местных сообществ. В этой связи элементы-этапы системы стратегического планирования и управления малой городской агломерации Элисты в рамках особенностей регионального управления можно определить как взаимосвязь компонентов, представленных на рис.1.
Рис. 1. Методология процесса стратегического планирования и управления малой городской агломерации Элисты
Стратегия развития малой городской агломерации Элисты призвана:
- обеспечить единое понимание происходящих изменений в экономике малой городской агломерации и региона;
- создать рамочные условия для диалога и контактов по поводу развития малой городской агломерации между властями, руководителями предприятий, представителями бизнеса, инвесторами, застройщиками, объединениями жителей, общественными организациями;
- укрепить эффективное сотрудничество федеральных, муниципальных, частных и общественных организаций в реализации инициатив и проектов по развитию малой городской агломерации Элисты в рамках стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на средне- и долгосрочную перспективу.
Целями при стратегическом планировании и управлении малой городской агломерации Элисты являются:
- описание современного состояния и возможного будущего экономического комплекса малой городской агломерации и посредством организованного процесса обсуждений соответствующим образом определение ориентиров для городских властей и всех иных организаций, действующих в сфере экономического развития агломерации;
- стимулирование открытого диалога и сотрудничества городских властей с представителями предпринимательства и общественными силами городской агломерации в деле инициирования и реализации долгосрочных масштабных проектов экономического развития;
- укрепление имиджа городской агломерации и репутации региональных, городских и местных властей как открытых для диалога и сотрудничества.
Другими словами, стратегия развития малой городской агломерации должна представлять собой средство для ведения диалога по вопросам экономического развития и
инструмент для разработки и реализации инициатив в экономическом пространстве Республики Калмыкии.
Стратегия развития малой городской агломерации обязательно должна иметь индикативное значение, указывать направления, помогать сориентироваться предпринимателям и инвесторам. В создании и реализации этой стратегии местная власть играет роль инициатора и катализатора.
Таким образом, стратегия развития малой городской агломерации Элисты необходима как самой городской администрации для согласования действий отдельных комитетов и выбора приоритетных направлений распределения средств, так и для хозяйствующих субъектов региона и внешних инвесторов, принимающих решения о своем развитии на перспективу и выдвигающих долгосрочные проекты. Для администраций всех уровней стратегия развития малой городской агломерации - это план действий, для городской экономики и общественности - это ориентир при принятии решений, это контекст и повод для широких экономических дискуссий, помогающих укрепить местный патриотизм и поддержать тонус экономики.
Список литературы
1. Занадворнов В.С., Занодворова А.В. Экономика города. Вводный курс: Учебное пособие. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. - 166 с.
2. Лаппо Г. Городские агломерации СССР - России: особенности динамики в ХХ веке. // Российское экспертное обозрение. - 2007. - № 4-5.
3. Манджиев А.К. Малые города в региональной экономической политике. - Элиста, 2006. - 133 с.
4. Нещадин А., Прилепин А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России. // Общество и экономика.
- 2010. - № 12. - С. 83-102.
5. Стратегические приоритеты развития региональной экономики: долгосрочный аспект: монография / Под общ. ред. д.п.н. Борликова Г.М., д.э.н. Мантаевой Э.И. -Элиста. ЗАОр «НПП «Джангар», 2008. - 184 с.