#
годы гражданской войны (1918-1920 гг.). - Калинин, 1990. - С. 14.
6. Государственный архив Ивановской области (ГАИО). - Ф. П-2. - Оп. 1. - Д. 16.
7. Рабочий край. 1919 г. № 53. 7 марта // В годы гражданской войны. Сб. докум. - Ярославль, 1967. - С. 88-89.
8. Государственный архив Владимирской области (ГАВО). - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 84.
9. Государственный архив новейшей истории Ко-
стромской области (ГАНИКО). - Ф. П-1. - Оп. 1.
- Д.282.
10. Очерки истории Владимирской организации КПСС. - Ярославль, 1972. - С. 211.
11. Очерки истории Ивановской организации КПСС.
- Ярославль, 1967. - С. 104-105.
12. Месяцев П. Работа партии коммунистов в деревне: итоги и перспективы // Иваново-Вознесенский губернский ежегодник: календарь-справочник на 1921 г. - С. 83.
К ВОПРОСУ О СТЕПЕНИ РЕЛИГИОЗНОСТИ И. Н. УЛЬЯНОВА
ON THE DEGREE OF RELIGIOUS BELIEFS OF I. N. ULYANOV
Т. С. Сергеев
В статье затрагиваются различные подходы к оценке мировоззрения инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова (1831-1886), особенно его отношения к религии.
T. S. Sergeev
The article describes different approaches to the estimation of the world view of I. N. Ulyanov (1831-1886), inspector and head of national schools in Simbirsk region, and especially his attitude to religion.
Ключевые слова: школа, учитель, Закон Божий, церковь, мировоззрение, вера, Симбирская губерния, И. Н. Ульянов.
Keywords: school, teacher, God's Law / Religion school subject, church, world view, faith, Simbirsk region, I. N. Ulyanov.
В условиях модернизации системы образования в обновляющейся России весьма актуально изучение научно-педагогического наследия педагогов-демократов пореформенной России. Как известно, в последние двадцать лет роль церкви, в течение семи десятилетий всячески игнорируемой советской властью, невероятно возросла. Около 80% россиян считают себя православными, хотя истинно воцерковленных намного меньше [1, с. 12]. На фоне падения интереса к марксистской идеологии возрастающее внимание к религии в процессе формирования мировоззрения молодежи выразилась во введении по желанию большинства родителей с апреля 2010 г. в школах 19 регионов России комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в разных вариантах [2, с. 43]. Такое образование востребовано обществом. Соответственно изменяются акценты в оценке мировоззрения известных в прошлом педагогов и просветителей.
В этом отношении представляет несомненный интерес научно-педагогическое наследие педагога-демократа и интернационалиста, просветителя народов Поволжья Ильи Николаевича Ульянова (1831-1886), который, будучи верующим, боролся за равное обучение и воспитание детей независимо от социального происхождения, пола, национальности, места проживания, степени достатка и т.д. Будучи инспектором (1869-1874) и директором народных учи-
лищ Симбирской губернии (1874-1886), он добился открытия 250 школ, строительства 261 школьного здания, подготовил через учительские курсы при Симбирском уездном училище 47, через открытую им Пороецкую учительскую семинарию - 125 учителей-«ульяновцев», на 8 учительских съездах организовал повышение квалификации народных учителей. При нем число учащихся удвоилось, заметно улучшились методы и приемы преподавания [3, с. 293]. По словам М. И. Ульяновой, «Илья Николаевич и сам по себе был незаурядной личностью для того времени, в которое жил и работал» [4, с. 5]. Он был педагогом-новатором, истинным творцом, искателем лучших педагогических идей, создателем новых нетрадиционных ценностей, которые вошли в сокровищницу педагогической науки и практики многонациональной и многоконфессиональной России. В данном случае нас интересует процесс формирования его мировоззрения, включая религиозные аспекты.
Взгляды И. Н. Ульянова на жизнь, культура его чувств, система ценностей, мировоззрение складывались в годы его детства, учебы в Астраханской мужской гимназии и Казанском университете, педагогической работы в Пензе, Нижнем Новгороде, Симбирске под влиянием окружающей среды, личного жизненного опыта, при воздействии передовых традиций, свободолюбивых идей русского и западноевропейского просвещения.
Ф
Определяющее влияние на духовный облик ребенка и юноши из астраханского мещанства оказывала семья с крепкими религиозными устоями. Его крестным отцом был протоиерей церкви Николы Гостиного волжского города Астрахани Н. А. Ливанов, преподававший в уездном училище русскую словесность, латинский и географию. Через его уроки прошли Василий и Илья Ульяновы. Важнейшими предметами считались Закон Божий, священная и церковная история, церковное пение. По всем предметам Илья Ульянов «показал успехи» и окончил в 1854 г. курс гимназии впервые в истории города с серебряной медалью.
Формирование мировоззрения И. Н. Ульянова совпало со временем дворянского и разночинского этапов освободительного движения в России. Нельзя отрицать влияние на него и философии «официальной народности», гласящей о единстве «православия, самодержавия и народности». Будущий педагог испытывал на себе влияние и западников, и славянофилов. Ему импонировала идейная позиция революционных демократов А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, К. Д. Ушин-ского и др., подвергавших резкой критике политику правящего класса, идеализм и религию, метафизическую концепцию развития и старую педагогику с ее авторитарной системой воспитания и палочной дисциплиной.
Прогрессивно настроенные учителя Астраханской мужской гимназии А. А. Тимофеев, Ф. Г. Толль, Н. М. Степанов, Ю. О. Озембловский, Н. Д. Навродский, преподаватели Казанского университета И. М. Симонов, М. А. Ковальский, А. Ф Попов, И. А. Больцани и др. способствовали развитию у Ильи Ульянова интереса к естествознанию и сыграли заметную роль в формировании его демократических взглядов. По мере усвоения естественно-научных знаний, с одной стороны, а с другой - овладения элементами критического реализма в литературе у него могли зарождаться сомнения в истинности догматов христианского вероучения.
Профессор Казанского университета М. А. Ковальский, отстаивавший позиции материализма в астрономии, оказывал наибольшее влияние на современников. Будучи студентом 4-го курса, Ульянов слушал его лекции по небесной механике. Затем под руководством этого же профессора подготовил кандидатскую диссертацию по изучению «хвостатых комет». Работая в Пензенском дворянском институте учителем физики и математики, Ульянов продолжал систематические научные исследования в области атмосферного электричества и астрономии.
Воззрение И. Н. Ульянова на движение в пространстве и во времени, отраженное в его кандидатской диссертации «Способ Ольберса и его применение к определению орбиты кометы Клинкерфуса» (1854), имело мировоззренческое значение. Оно противоречило не только Священному Писанию, но и идеалистическим взглядам и старым концепциям о происхождении Солнечной системы, шло вразрез с представлениями о конечности мира во времени и пространстве. Следовательно, своими поступками и действиями Ульянов ратовал за научное познание Вселенной, опирался в своих взглядах на практику астрономических на-
блюдений, признавал объективный фактор природы и ее законов, выступал как новатор в науке, передовой ученый со своей собственной позицией.
В работе «О грозе и громоотводах» (1861), в противовес современникам, представлявшим электричество как жидкость, И. Н. Ульянов доказывает, что электрическая сила есть движение, действие. Его идея согласуется с учением М. В. Ломоносова, Д. Джоуля и других ученых, высказывавших мысль о тепловых и магнитных действиях электрического тока. Указывая на одну из форм движения - действие, он пишет: «Действия молнии бывают механические, теплородные, химические и физиологические» [5, с. 43]. Оптимистичен вывод автора научного доклада: «Итак, наука дает человеку средства оградить себя от ударов молнии, борется с предрассудками и побеждает их самыми неопровержимыми доказательствами - фактами» [5, с. 51]. В данной публикации обращает на себя внимание смелый шаг молодого ученого-педагога, излагавшего материалистические идеи, не укладывавшиеся в рамки устоявшихся воззрений того времени. В частности, он утверждает, что молния не является чем-то сверхъестественным, не дана она человеку в наказание за его прегрешения, что она не щадит и представителей духовенства, и здания церквей [5, с. 44-45].
Чудесные явления, по убеждению И. Н. Ульянова, есть просто физические факты, которые не до конца поняты или неправильно изображены и истолкованы. Они извращены по случайным, не зависящим от человеческого разума причинам. То, что считалось таинственным и непознаваемым, приписывалось сверхъестественным, потусторонним силам, со временем перестает быть таковым. Ученый физик объяснял действия атмосферного электричества естественными причинами, независимыми от потусторонних сил, как бы угадывая взаимодействие многообразных «сил природы». Другими словами - оставаясь верующим, в ходе размышлений над проблемами естествознания ученый-педагог невольно подчинялся строгой научной логике, непримиримой с идеализмом.
Таким образом, религиозные верования, усвоенные Ильей Ульяновым в детстве в результате домашнего и школьного воспитания, задолго до того, как он начал заниматься наукой, впоследствии подверглись изменениям. При этом его религиозная вера не носила уже элементов фанатичности и догматизма. Как сыну своей эпохи, крупному чиновнику, «ему приходилось, во избежание служебных преследований, отбывать все формальности» [6, с. 3]. Вера в Бога считалась первым признаком политической благонадежности. К тому же инспектор И. Н. Ульянов по долгу службы в масштабе губернии должен был контролировать преподавание всех предметов, включая Закон Божий. При этом он не проявлял большой тревоги по поводу недостаточного усердия со стороны законоучителей по преподаванию своего предмета. Так, в отчете за 1879 г. он писал: «Дети знают по Закону Божию очень немного, нетвердо владеют приобретенными ими сведениями, часто смешивают исторические лица и события...» [7, с. 28-29]. Его как проверяющего больше интересовала методика преподне-
сения знаний и навыков по данному предмету. В отчете за 1880 г. он писал, что «лучшие законоучителя начинают с приучения детей к правильному истолкованию особенно употребительных священных обрядов, затем переходят к изучению более доступных детям свойств Божьих и, наконец, молитве, как к главному средству нашего обращения к Богу и святым» [8, с. 34-35].
Как считает философ К. М. Пермяков, в воззрениях И. Н. Ульянова отсутствует идея творения мира, он не проявлял склонности к культу Христа, хотя и не высказывал атеистических взглядов, не был последовательным приверженцем православного богословия [9, с. 53, 56, 78].
Изучение Ульяновым природы все больше убеждало его в том, что нет двух ничем не похожих миров - земного и небесного, а есть общий мир - космос, в котором Земля и другие небесные тела вращаются согласно законам тяготения. Стихийно-материалистические тенденции в мировоззрении педагога-демократа обеспечивали успешное решение им ряда проблем естествознания. Знания, на которые он опирался и которые развивал, получили распространение в его педагогической деятельности.
Составляя учебные программы по физике, математике, космографии, он включал вопросы сферической геометрии в программу по математике для средних учебных заведений, рекомендовал в качестве пособия труд Э. П. Янишевского «Сферическая геометрия» и работы других сторонников учения Н. И. Лобачевского, которые развивали идейное учение великого математика, считая основания открытой им «новой геометрии» справедливыми и истинными. Между тем неэвклидова геометрия Лобачевского тогда еще не получила всеобщего признания. Поэтому смелый научный шаг И. Н. Ульянова был даже сделан в духе «воинствующего материализма».
Постигая самостоятельно логику как науку, И. Н. Ульянов приучал детей мыслить ясно, точно, последовательно. Сами аргументы, по его мнению, должны быть истинными, доказанными, непротиворечивыми и достаточно обоснованными. Условием достижения истины, признавался он, является знание жизни, исследование фактического материала, а изучение логики позволяет сознательно применять ее законы и на этой основе логически мыслить, сделать мышление совершенным орудием познания действительности.
Что касается оценки роли духовенства в области народного просвещения, позиция Ульянова была неоднозначной. В отчетах он иногда хвалит добросовестных законоучителей, в то же время возмущается поведением некоторых священнослужителей, осуждая их за чревоугодие, прелюбодеяния, корыстолюбие, пьянство. Он не мог закрывать глаза на то, что православие, проповедуя равенство людей перед Богом, оправдывает телесные наказания, а священники нередко нарушают тайну исповеди, пишут доносы на учителей, И. Н. Ульянов не мог принимать насилие как метод воспитания. Меньше всего рассчитывая на молитву лишь как на помощь в деле спасения души и отрицая насилие, Ульянов возлагал надежды на могущество человеческого разума, просвещение, всеобщую грамотность. Педагогическая система И Н. Ульянова
в своей основе была светской. Его педагогический талант был одухотворен высокими идеалами.
Сложные проблемы административной и инспекторской деятельности в многонациональной губернии требовали вдумчивого дифференцированного подхода к татарам, исповедовавшим ислам и имевшим медресе и мекте-бе, к чувашам с их языческими верованиями и не успевшим «вкусить» христианство, к обрусевшей мордве и т. д. К чести Ульянова, он проявлял толерантность ко всем конфессиям. Он был против насильственной русификации через введение обязательного курса русского языка в инородческих школах буквально с первых лет обучения. Вопреки официальным проповедям о «превосходстве» русской нации и умственной «отсталости» инородцев, Ульянов доказывал, что народы Поволжья весьма любознательны и способны к усвоению наук. Его программа обучения нерусских народов на их родном языке по системе Н. И. Ильминского и предпринимавшиеся меры являлись выражением его реального демократизма. Неслучайно он поддерживал создание чувашского (1872) и мордовского (1884) букварей и распространял их в инспектируемых народных училищах. Однако желание улучшить положение угнетенных масс только через овладение грамотой в ту историческую эпоху было нереальным, утопическим. Деятельность И. Н. Ульянова на ниве просвещения была прогрессивной и продуктивной, в своей основе демократической и новаторской. Она во многом способствовала воспитанию самостоятельно мыслящих и свободолюбивых людей, хотя сам И. Н. Ульянов был типичным чиновником просвещения, искренне верующим человеком.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Церковь - это народ // Аргументы и факты. -2010. - № 41.
2. Введение изучения основ религиозных культур и этики: вопросы и ответы // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2010. - № 5.
3. Сергеев Т. С. Научно-педагогическое наследие И. Н. Ульянова и современность: монография. -М.: МГГУ им. М. А. Шолохова, 2009. - 288 с.
4. Ульянова М. И. Отец Владимира Ильича Ленина Илья Николаевич Ульянов. - М.-Л., 1931. - 79 с.
5. Ульянов И. Н. Избранное: статьи, документы, материалы / Сост. А. Л. Карамышев. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, Ульяновское отделение, 1983. - 248 с.
6. Крывелев М. А. Ленин и религия. - М., 1960.
7. Ульянов И. Н. Отчет о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии за 1879 гражданский год. - Симбирск, 1881. - 74 с.
8. Ульянов И. Н. Отчет о состоянии начальных народных училищ Симбирской губернии в 1880 году. - Симбирск, 1881. - 47 с.
9. Пермяков К. М. Мировоззрение И. Н. Ульянова.
- Ульяновск: Симбирская книга, 1995. - 224 с.