Научная статья на тему 'K вопросу о степени подготовленности студентов к учебе в вузе'

K вопросу о степени подготовленности студентов к учебе в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ / ТЕСТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ПЕРВОКУРСНИКОВ / УЧЕБНЫЕ ЧАСЫ / KNOWLEDGE OF STUDENTS / TESTING KNOWLEDGE / READINESS OF FRESHMEN / TEACHING HOURS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева Ольга Владимировна

Проанализирована степень подготовленности (неподготовленности) студентов-первокурсников к учебе в вузе. Обращено внимание на необходимость учитывать базовые знания тех, кто пришел учиться, и соответственно координировать количество часов, отведенное на изучение общетехнических дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивлева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the degree of preparedness of students to study at university

In this article on a defined example the stage of preparation of students is shown. It is necessary to consider the main knowledge of students which came to study to the university, and also it is not necessary to reduce the quantity of studying time which has been taken away on general technical disciplines.

Текст научной работы на тему «K вопросу о степени подготовленности студентов к учебе в вузе»

УДК 37.015.3 О.В. Ивлева

ИВЛЕВА Ольга Владимировна - кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры горного дела и комплексного освоения георесурсов Инженерной школы (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: svyaschenaya@mail.ru © Ивлева О.А., 2012

K вопросу о степени подготовленности студентов к учебе в вузе

Проанализирована степень подготовленности (неподготовленности) студентов-первокурсников к учебе в вузе. Обращено внимание на необходимость учитывать базовые знания тех, кто пришел учиться, и соответственно координировать количество часов, отведенное на изучение общетехнических дисциплин. Ключевые слова: знания студентов, тестирование знаний, подготовленность первокурсников, учебные часы.

On the question of the degree of preparedness of students to study at university. Olga V. Ivleva - School of Engineering (Far Eastern Federal University, Vladivostok).

In this article on a defined example the stage of preparation of students is shown. It is necessary to consider the main knowledge of students which came to study to the university, and also it is not necessary to reduce the quantity of studying time which has been taken away on general technical disciplines. Key words: knowledge of students, testing knowledge, readiness of freshmen, teaching hours.

Для выявления подготовленности к дальнейшей учебе практические или лабораторные занятия со студентами обычно начинаются с небольшой проверки остаточных знаний (тест в большинстве случаев без указания фамилии). По результатам ответов определяются степень подготовленности аудитории к изучению предмета, способности анализировать, цепкость памяти, знание основ.

Вступительную часть даваемых преподавателем знаний студенты должны помнить из курса географии; применяемые формулы - из геометрии; составление плана участка местности и профиля способна подсказать инженерная графика; все расчеты - это конкретное применение математики. Новым здесь является устройство геодезических приборов и работа с ними, но в этом студенты способны сориентироваться на основе знаний по физике.

Однако определение «должны знать» расходится с реальными жизненными знаниями. Из 10 предлагаемых вопросов ответы оказываются получены в лучшем случае на половину. Если же учесть, что часть будущих инженеров (а в настоящее время - специалистов и бакалавров) не в состоянии ответить и на 40% вопросов, то постигать им требуется гораздо больше, чем было запланировано.

Обычно предлагаются нижеследующие вопросы (возможны вариации).

1. Что такое горизонталь на топографической карте?

2. Что такое изобата? (Это вопрос-помощник, подсказка.)

3. Что такое меридиан (параллель)?

4. Где у нас нулевая широта?

5. Что такое азимут?

6. Как выразить тангенс угла через катеты?

7. Чему равен 1 гектар?

8. Чему равен cos 0°(sin 30°, tg 45°)?

9. Чему приближенно равен радиус Земли?

10. Какова длина экватора?

В течение учебного года курс обучения проходят 160-180 студентов дневного обучения. Результаты, к сожалению, не обнадеживают. Первый вопрос оказывается под силу лишь единицам.

Второй вопрос служит своеобразной подсказкой для первого. Предполагается, что человек, закончивший полный курс средней школы (ныне - студент), может разложить слово на составные части: «изос» - «равный» (например, изотерма, изобара); «бат» - «глубина» (батискаф - аппарат для погружения в глубины

морей и океанов), т.е. изобата - линия равных глубин. Практика показывает: немногие из учащихся способны на такие рассуждения.

Лучше всего обстоит дело с понятием «меридиан»: примерно 70% студентов могут дать вразумительный ответ или сделать схематичный рисунок.

Нулевую широту тестируемые часто путают с Гринвичским - нулевым - меридианом, но около 40% отвечают правильно: экватор.

Про то, что азимут - это угол (направление, отсчитываемое от севера по ходу часовой стрелки), знают 20-25%, помнят студенты также, что гектар - единица площади, но правильно выразить его в квадратных метрах для них уже оказывается проблемой.

Сведения о радиусе Земли и длине экватора тоже попадают в разряд малоизвестных, в лучшем случае кто-то догадывается выразить одну величину через другую.

После введения ЕГЭ по математике стало больше правильных ответов по значениям тригонометрических функций.

Таким образом, в целом трудно говорить о должной подготовленности к учебе тестируемых студентов.

В последние годы введен в употребление термин «образовательные услуги», т.е. существует рынок предлагаемых образовательных услуг и есть потребитель - молодой человек, пришедший получить образование: совокупность знаний, умений, навыков. Чтобы данная услуга действительно была оказана качественно, студент («потребитель услуги») должен быть в состоянии ее воспринять, иными словами, обладать не только желанием получить диплом, но и базовыми знаниями, необходимыми способностями и старанием для овладения курсом изучаемой дисциплины. Однако количество учебных часов, отводимых на курс, таково, что его достаточно только при одном условии: все студенты хорошо подготовлены к изучению нового материала либо умеют самостоятельно работать с учебником и могут наверстать упущенные знания. К сожалению, практика часто показывает отсутствие и того и другого.

Нередки случаи, когда студенты, понимая необходимость дополнительных консультаций, стремятся попасть на практическое занятие или лабораторную работу повторно с другой группой или подгруппой. Из этого следует, что им требуется больше времени на изучение новой для них технической дисциплины, на выполнение практической части, чтобы не только вникнуть в суть предмета, но и творчески (не по шаблону) освоить решение задач.

При переходе на бакалавриат время на обучение в вузе в целом сократилось, при этом значительно уменьшилось количество часов, отводимое на изучение технических дисциплин. В свете того, что не все студенты успевают освоить учебную программу должным образом, возможно, имеет смысл уменьшить объем изучаемого материала, но сохранить количество учебных часов с целью более качественной, глубокой и детальной проработки оставшегося материала, чтобы новые внедряемые стандарты образования не оказались слишком поверхностными.

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.