необходимых дополнительных вложениях в консервацию земель.
Так, по материалам обследований установлено, что в области непригодных и малопригодных для использования под пашню сельскохозяйственных угодий (6 и 7 класс) оказалось 83,8 тыс. га, причем низкопродуктивной, не пригодной к использованию оказалась пашня на площади 46,8 тыс. га, на которой требуется проведение мероприятий по консервации:
— перевод пашни в кормовые угодья (сенокосы и пастбища) — 28,4 тыс. га;
— проведение мероприятий по консервации залуже-нием — 2,2 тыс. га;
— проведение мероприятий по консервации облесением — 9 тыс. га;
— перевод в залежь — 7,2 тыс. га.
Расчеты показали, что на мероприятия по залу-жению угодий под сенокосы и пастбища на площади
28,4 тыс. га потребуется 82,3 млн руб.; на площади 2,2 тыс. га — около 6,3 млн руб. Кроме того, для выполнения этих работ дополнительно потребуется техника на сумму 108,81 млн руб. Всего на мероприятия по залужению пашни площадью 30,6 тыс. га потребуется 197,36 млн руб. На выполнение мероприятий по облесению 9 тыс. га потребуется 225,7 млн руб., включая стоимость саженцев и исходя из нормы затрат на единицу площади, исходя из затрат на залужение и при норме посадки одного саженца на 10 м2. Всего на консервацию сельскохозяйственных угодий (пашни) потребуется средств в сумме 423,1 млн руб.
Использование сенокосов и пастбищ позволит получать 5850 т сена и 220,5 тыс. т зеленых кормов в год. При стоимости сена 400 руб. за тонну и зеленых кормов — 600 руб. за тонну выручка составит 132640 тыс. руб.
Увеличение кормовых угодий позволит увеличить поголовье скота примерно на 30 тыс. голов и получить дополнительно 75-90 млн т молока. При средней цене реализации молока в 2009 г. 9 тыс. руб./т доход составит 810 млн руб.
Вместе с тем, облесение сельскохозяйственных угодий будет способствовать росту урожайности зерновых культур примерно на 10-15 %. Тогда прирост объемов реализации составит к 2009 г. 71,6 тыс. т, что при средней цене реализации 3600 руб./т позволит получить 257760 тыс. руб. выручки. Всего дополнительная выручка составит сумму 1202,4 млн руб.
При среднем уровне рентабельности за 2009 г. 5 %, дополнительный чистый доход составит сумму в 60,1 млн руб. и расходы на консервацию сельскохозяйственных угодий окупятся за 7 лет. В противном случае на введение в оборот заброшенных и полностью разрушенных земель потребуется 9,36 млрд руб. при самых минимальных расходах на освоение новых земель в 200 тыс. руб./га.
Если же взять за основу данные о том, что на освоение новых земель в США в современных условиях требуется 100 тыс. долл. США на 1 га, то потребуется около
140,4 млрд руб.
Величина ущерба от переувлажнения пахотных земель по различным оценочным данным колеблется от 8-10 % на слабопереулажненных супесчаных почвах до 55-65 % на сильнопереувлажненных тяжелосуглинистых и глинистых. При заболачивании ущерб при обратимости процесса оценивается экспертами в 50 %, при практической необратимости — в 90 %. Для заболоченных почв кормовых угодий ущерб принимается в 40 % при обратимости процесса заболачивания и в 80 % — при его необратимости.
Подтопление земель в подавляющем большинстве случаев не зависит от землепользователя. При продолжающемся поднятии грунтовых вод качество земельных участков ухудшается и объективная их стоимость снижается. Сужаются возможности использования участков под альтернативные виды угодий. Величина ущерба от подтопления для пахотных угодий при слабой его степени составляет 18-22 %, при сильной — 55-65 %.
Своевременная консервация брошенных ценных угодий позволяет избежать значительных потерь средств, которые потребуются на восстановление и возвращение этих земель в хозяйственный оборот в последующем.
К ВОПРОСУ О СТАТУСЕ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
И. А. ГРЕБЕНЩИКОВ,
профессор кафедры экономики и предпринимательства,
Российский государственный профессиональнопедагогический университет_______________620012 г. 1Екатеринбург, ул. Машиностроителей, д. 11
Ключевые слова: молодой специалист, статус, механизм закрепления, государственные органы управления, аграрное производство, выпускник учебного заведения сельскохозяйственного профиля.
Keywords: the young expert, the status, the fastening mechanism, management state structures, agrarian manufacture, the graduate of educational institution of an agricultural profile.
В Российской Федерации реализуется Доктрина про- использовании достижений научно-технического продовольственной безопасности. Обеспечение продоволь- гресса, в основе которого лежат инновационные про-ственной безопасности государства возможно только цессы, позволяющие вести непрерывное обновление при эффективном функционировании всех звеньев агро- сельскохозяйственного производства. Инновационная промышленного комплекса, и в первую очередь — его политика — это мощный рычаг, с помощью которого центрального звена — сельского хозяйства. возможно преодолеть спад в экономике, обеспечить
Отечественное агропроизводство должно быть кон- ее структурную перестройку, насытить рынок разноо-курентоспособным. Но само по себе производство кон- бразной конкурентоспособной продукцией. Переход к курентоспособной продукции возможно только при инновационной модели экономики означает не только
стабилизацию, но и постепенное повышение технического и технологического уровня отечественного производства, приближение его к группе высокоразвитых стран мира.
Но осваивать и внедрять энерго- и ресурсосберегающие технологии производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, нововведения, позволяющие повысит надежность и эффективность сельскохозяйственных машин и механизмов, решать современные управленческие задачи и другие проблемы, связанные с вызовами внешней малопредсказуемой среды способны только квалифицированные кадры с инновационным мышлением и в совершенстве владеющие рыночным инструментарием хозяйствования.
В настоящее время аграрная отрасль испытывает огромный дефицит квалифицированных кадров. Несмотря на то что за последние годы произошел пиковый рост инвестиций в аграрный сектор экономики: создаются новые разнопрофильные агрохозяйства; строятся комплексы по переработке и хранению зерна, оснащенные новыми технологиями и техникой животноводческие комплексы, — специалистов, готовых работать на них, все меньше, да и возраст их приближается к пенсионному. Если в советские времена подавляющее большинство руководителей сельхозпредприятий имели высшее профессиональное образование, то в настоящее время только 56 % имеют такое образование. Сегодня только одна треть выпускников агровузов (очной формы обучения) едут на работу в сельскую местность.
Потребность сельскохозяйственных предприятий в специалистах с высшим профессиональным образованием составляет 77,1 тыс. человек, в том числе для замещения должностей (тыс. человек): руководителей организаций — 14,7; главных агрономов — 7,7; главных зоотехников — 7,8; главных ветврачей — 6,3; главных инженеров — 11,2; главных экономистов — 7,3; главных бухгалтеров — 14,3. При этом только для восполнения ежегодно выбывающих по различным причинам специалистов с высшим профессиональным образованием требуется приток молодых кадров не менее 14 тыс. человек.
Что же препятствует полноценному обеспечению квалифицированными кадрами сельскохозяйственных и других организаций, размещенных в сельских территориях?
Причин тому несколько:
— во-первых, низкий уровень оплаты труда в сравнении с другими отраслями реального сектора экономики (только лишь 40-45 % от оплаты труда в целом по народному хозяйству);
— во-вторых, существует серьезная проблема с обеспечением достойным жильем молодых специалистов (хотя и разработаны специальные программы, но их эффективность крайне низка);
— в-третьих, тяжелые и менее комфортные, чем в городе, условия труда;
— в-четвертых, отсутствие надлежащей социальной инфраструктуры (социальная и коммунальная инфраструктуры далеки от социальных стандартов);
— в-пятых, очень низка престижность труда в сельской местности.
И подобные демотивационные факторы еще можно долго продолжать.
Сами студенты старших курсов и бывшие выпускники аграрных учебных заведений в анкетах социологических опросов указывают не только на эти причины, но и на то,
что теперь отсутствует государственное распределение выпускников, что работу на селе следует приравнять к альтернативной гражданской службе взамен военной службы по призыву, указывают и на то, что «.. .их не ждут в сельхозорганизациях, т. к. директор не знает, как и чем платить своим-то работникам.»; «.дальнейшее продвижение по служебной лестнице слишком туманно.»; «я “заболел”» большим городом.»; «мама против того, чтобы я возвращался на село.» и т. п.
Многими учебными заведениями предпринимаются различного рода попытки эффективного взаимодействия с хозяйствующими субъектами АПК, но и они зачастую оканчиваются неудачей. Судите сами, многие заявки от хозяйственников поступают примерно такого содержания: требуется агроном с высшим образованием, зарплата 5500 руб. в месяц, жилье не предоставляется. Что можно сказать о таких заявках «из глубинки»? Всем понятно, что такие хозяйства вряд ли найдут достойного специалиста-профессионала. В привлечении молодых специалистов таким хозяйствующим субъектам без помощи государства просто не обойтись. И не только убыточным предприятиям нужны специалисты, многие отрасли и подотрасли АПК сегодня нуждаются в высокообразованных кадрах. Одним словом, отечественному агропромышленному комплексу нужна серьезная поддержка в части укомплектования агропроизводства современными молодыми квалифицированными кадрами.
До принятия нынешнего Трудового кодекса молодыми специалистами считались выпускники образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования. В настоящее время в Трудовом кодексе понятие «молодой специалист» отсутствует, хотя в различных информационных источниках дефиниция «молодой специалист» активно используется, но она до сих пор не получила нормативного оформления. Юридическое определение этого понятия можно встретить только в региональных правовых актах применительно к вопросам предоставления различных материальных льгот молодым работникам (стимулирующие выплаты, стипендии, предоставление субсидий на приобретение жилья и т. п.).
Специалисты справедливо считают, что отсутствие единообразной трактовки понятия «молодой специалист» не способствует решению важнейших социальных проблем молодежи, пришедшей в сферу труда реализовать свой потенциал. Миграция выпускников профессиональных учебных заведений из своей профессиональной сферы в непрофессиональную приводит к потере времени при освоении новой профессии, социализации молодежи, реализации личных целей и потребностей.
Следует заметить, что действующее законодательство о молодых специалистах не позволяет установить четких границ статуса такого работника, а это, в свою очередь, не стимулирует органы власти к предоставлению молодым специалистам обоснованных преференций. Попытка сформулировать понятие «молодой специалист» предпринимается не один год, но на федеральном уровне понятие не сформулировано, и региональные власти формулируют его с учетом местных интересов и возможностей.
Проведенный нами анализ ряда правовых актов, касающихся данной проблемы, свидетельствует о том, что четких возрастных рамок для такой категории работников, как «молодой специалист», не существует.
Так, к примеру, в Москве молодой специалист — гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет; в Нижегородской области — в возрасте до 30 лет; в Томской области — в возрасте до 28 лет. В Санкт-Петербурге возрастная граница колеблется в зависимости от сферы труда: молодые специалисты на педагогических должностях не должны быть старше 30 лет, а во всех других сферах труда — 35 лет. В Законе «О государственной поддержке молодых специалистов сельскохозяйственных организаций Республики Бурятия», например, понятие «молодой специалист» разъяснено следующим образом: молодой специалист — гражданин Российской Федерации в возрасте не старше 35 лет, имеющий законченное высшее или среднее профессиональное образование, принятый на работу в сельскохозяйственную организацию (или в течение трех месяцев после окончания учебного заведения, или после службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации), расположенную и зарегистрированную на территории Республики Бурятия.
Разнообразные требования предъявляются и к уровню образования выпускников профессиональных учебных заведений. Если в большинстве регионов к молодым специалистам относят лиц, имеющих среднее или высшее профессиональное образование, то в г. Санкт-Петербурге к этой категории работников отнесены лица, имеющие начальное, среднее или высшее профессиональное образование, либо учащиеся последнего курса образовательного учреждения высшего (среднего, начального) профессионального образования, работающие по бессрочному трудовому договору либо трудовому договору, заключенному на срок не менее пяти лет, не имеющие в собственности земельного участка, не являющиеся собственниками жилых домов.
При определении этой категории работников (молодой специалист) важно начало трудовой деятельности. И здесь мы сталкиваемся с различными подходами. Чтобы относиться к категории «молодой специалист», например, в Томской области выпускник среднего профессионального или высшего учебного заведения должен приступить к работе в течение трех месяцев после получения диплома, а выпускники, трудоустраивающиеся в Тверской области, должны приступить к работе не позднее шести месяцев после выпуска, в Московской области — в течение одного года по окончании учебного заведения.
В ряде отраслей экономики статус молодого специалиста вообще не определен или регулируется исключительно ведомственными актами без учета региональных норм. Статус молодых специалистов сельскохозяйственного производства, наоборот, практически не освещается ведомственными нормативными актами, но пестрит разнообразием региональных норм, отчего и получается, что правовой статус молодого агрария в Республике Бурятия и Пермском крае не идентичен статусу и возможностям молодого агрария в Самарской и Тверской областях.
Крупные акционерные общества самостоятельно разрабатывают и в дальнейшем руководствуются Положениями о статусе молодого специалиста (ОАО «НТМК», ОАО «РЖД», ОАО «Пневмостроймашина» и др.).
Разработчики таких документов по-разному устанавливают срок действия статуса молодого специалиста, так, например, в ОАО «Пневмостроймашина» статус молодого специалиста может быть присвоен и на срок
от 1 года до 3 лет, это определяется соглашением между работником и предприятием. Более того, в случае изменения существенных условий труда молодого специалиста (перевод на другую работу, должность и др.), действие соглашения о присвоении статуса молодого специалиста прекращается. На срок действия статуса молодого специалиста он приказом по акционерному обществу закрепляется за руководителем стажировки.
В ОАО «Российские железные дороги» Положение о молодом специалисте так определяет его статус: «Статус молодого специалиста — совокупность прав и обязанностей, возникающих у выпускника учебного заведения со дня заключения им трудового договора с ОАО «РЖД». Статус молодого специалиста действует в течение трех лет. К молодым специалистам здесь относятся выпускники образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до 30 лет, принятые на работу в ОАО «РЖД» в год окончания учебы в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста или на основании направления, выданного учебным заведением по согласованию с акционерным обществом. Для скорейшей адаптации молодого специалиста и приобретения им профессиональных навыков организуется на срок до шести месяцев наставничество в соответствии с Положением о наставничестве и издается приказ о закреплении молодого специалиста за наставником.
В ОАО «НТМК» работник считается молодым специалистом в течение трех лет с момента заключения трудового договора с акционерным обществом, в течение двух месяцев после окончания высшего или среднего учебного заведения. Молодые специалисты, окончившие высшие учебные заведения на контрактной основе, направленные в ОАО «НТМК», после трех лет работы подлежат специальной аттестации, по результатам аттестационной комиссии присваивается квалификация соответствия занимаемой должности с определенными рекомендациями на перспективу работы в акционерном обществе (включение в резерв руководящего состава и т. д.).
Региональное законодательство, касающееся кадрового обеспечения АПК, в основном направлено на государственную поддержку кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций. В региональных законах о государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций, а в отдельных случаях и кадрового потенциала агропромышленного комплекса в целом, также отводится место и молодым специалистам. Но поддержка молодых специалистов в основном сводится к денежным компенсациям и различного рода выплатам. Так, например, закон «О государственной поддержке кадрового потенциала сельскохозяйственных организаций Тверской области» предусматривает порядок денежных выплат молодому специалисту, принятому на работу в сельскохозяйственную организацию. В соответствии с данным законом, молодому специалисту за счет средств областного бюджета устанавливаются ежемесячные денежные выплаты в размере 10 тыс. руб. (с высшим образованием), 8 тыс. руб. — со средним образованием и 3 тыс. руб.
— специалисту с начальным образованием в течение трех лет со дня заключения первого трудового договора с сельскохозяйственной организацией. Кроме того, молодым специалистам оказывается и единовременная материальная помощь — так
Аграрный вестник Урала № 9 (88), 2011
Экономика
называемые «подъемные». При поступлении на работу — 20 тыс. руб., после окончания второго года работы—10 тыс. и по окончании третьего года — 5 тыс. И в соответствии с ФЦП «Социальное развитие села до 2012 г.» молодой специалист имеет право на обеспечение жильем в соответствии с установленным порядком.
В Самарской области действует закон «О государственной поддержке кадрового потенциала агропромышленного комплекса Самарской области», согласно которому предусмотрен целый перечень денежных выплат как молодым специалистам, так и участникам команды молодых специалистов. Согласно статьи 4.1. этого закона, гражданину, включенному в состав участников команды молодых специалистов и принятому на работу на срок не менее 3-х лет в сельскохозяйственную организацию, крестьянское (фермерское) хозяйство, представляющие социально-экономическую значимость для развития агропромышленного комплекса Самарской области, устанавливается на три года ежемесячная денежная выплата в размере 23 тыс. руб.
молодых специалистов. На территории Самарской области с момента реализации закона было сформировано 17 команд молодых специалистов. На сегодняшний день успешно действуют семь команд молодых специалистов. Следует заметить, что практика формирования таких команд реализуется только в Самарской области.
Такая пестрота подходов к решению проблемы закрепляемости молодых специалистов в сельскохозяйственных организациях требует принятия специального закона или постановления Правительства РФ о статусе молодого специалиста, работающего в сельской местности. Документ такого рода должен содержать как общие положения, так и цели, задачи; статус молодого специалиста, прибывшего на работу в сельскую местность; обязанности работодателя; социальные льготы, гарантии и компенсации, предоставляемые молодым специалистам и работникам; профессиональный рост и обучение; обязанности молодого специалиста и работника; контроль и ответственность за соблюдением прав молодых специалистов и работников.
со дня принятия на работу всех участников команды
Литература
1. Организация профориентационной работы и взаимодействие аграрных вузов России с сельскими школами : науч. издание. М. : Росинформагротех, 2010. 308 с.
2. Сёмин А. Н. Агроконсультирование. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2009. 261 с.
3. Организация и направления работы управления образовательной политики и мониторинга по содействию в трудоустройстве выпускников (методические рекомендации). Воронеж : Изд-во Воронежского ГАУ, 2009. 32 с.
4. Сёмин А. Н., Воронин Б. А. Каждому молодому специалисту свой дом в сельской местности. Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2009. 42 с.
5. Огарков А. П. Социально-экономическое развитие и обустройство села. М. : РАСХН, 2007. 399 с.
6. ОАО «Зверохозяйство «Мелковское» с помощью Департамента развития села привлекает молодых специалистов. URL: www.mcx.ru.
ПОВЫШЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЮЖНОЙ ЛЕСОСТЕПИ)
С. А. ИВАНОВ,
аспирант, ассистент кафедры бухгалтерского учета,
Челябинская ГАА 454°8°, г. Челябинск
пр. Ленина, д. 75
Ключевые слова: экономическое моделирование, экономическая эффективность, урожайность зерновых, эффект от применения гербицидов.
Keywords: economic modeling, cost efficiency, productivity of the grain, herbicidal effect.
Зерновое производство выполняет роль донора в сельском хозяйстве. Оно входит в сферу экономических интересов других отраслей экономики в связи, с чем первоочередное его развитие будет создавать необходимые условия для повышения эффективности не только сельскохозяйственного производства, но и АПК в целом.
Нынешнее состояние зернового хозяйства отличается своеобразием и серьезной противоречивостью. В последние годы видны позитивные сдвиги, отмечается рост валовых сборов зерна. Однако эти процессы не отражают истинное положение в зерновом подкомплексе, достижения благоприятных условий для его развития. Дело в том, что остаются крайне низкими основные базовые показатели эффективности производства, а именно: наличие ресурсов для
расширенного воспроизводства, техническая
оснащенность, урожайность, уровень доходности. Серьезные сомнения вызывает способность зернового хозяйства даже к простому воспроизводству.
Для решения проблемы обеспечения населения продовольствием необходимо наращивать производство сельхозпродукции. Продовольствие становится одним из важнейших стратегических ресурсов в мире, значение которого в будущем будет только усиливаться [6].
Применение химических средств зашиты растений один из важных факторов повышение урожайности сельскохозяйственных культур и улучшения качества зерна. Важная роль применения пестицидов уделяется в Челябинской области. Рынок пестицидов области развивается, возрастают объемы в ценовом выражении, за последние годы емкость рынка увеличилась с 157 млн руб. в 2006 году, до 209 млн руб. в 2008 году, в 2009-2010 годах произошло сокращение потребления пестицидов, данные представим в виде табл. 1. [3].