Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ЖАНДАРМСКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ УПРАВЛЕНИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)'

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ЖАНДАРМСКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ УПРАВЛЕНИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ОТДЕЛЬНЫЙ КОРПУС ЖАНДАРМОВ / ЖАНДАРМСКИЕ ПОЛИЦЕЙСКИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ / ПРИКАЗ / ЦИРКУЛЯР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никонов Кирилл Олегович

В статье рассмотрены основные этапы становления жандармских полицейских управлений железных дорог на Дальнем Востоке Российской империи. В целях воссоздания более полной картины процесса эволюции жандармских полицейских управлений железных дорог в общероссийском контексте, автор обращается к более раннему этапу развития российской жандармерии, в частности, показывает, что жандармские полицейские управления железных дорог первоначально подчинялись Министерству путей сообщения, причем выполняли функции по надзору за соблюдением законности при строительстве железных дорог. Отмечено, что основными функциями жандармских полицейских управлений железных дорог на Дальнем Востоке являлись охрана железнодорожных и станционных сооружений и хозяйства, обеспечение общественного порядка и безопасности в полосе отчуждения, охрана грузов и пассажиров от нападения хунхузов и т.д. Автором выделено три этапа, которые связаны с расширением функций жандармских чинов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Никонов Кирилл Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF ZHANDARMSKY POLICE DEPARTMENTS OF RAILWAYS IN THE FAR EAST OF RUSSIA (LATE XIX - BEGINNING XX CENTURY)

The article considers the main stages of the formation of gendarme police departments of railways in the Far East of the Russian Empire. In order to recreate a more complete picture of the evolution of the gendarme police departments of the railways in the all-Russian context, the author refers to an earlier stage in the development of the Russian gendarmerie, in particular, shows that the gendarme police departments of the railways were initially subordinate to the Ministry of Railways, and performed the functions of overseeing compliance with the rule of law in the construction of railways. It was noted that the main functions of the gendarme police departments of the railways in the Far East were the protection of railway and station structures and facilities, ensuring public order and security in the alienation zone, protecting goods and passengers from attacks by hunghuzes, etc. The author has identified three stages that are associated with the expansion of the functions of the gendarmerie ranks.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ЖАНДАРМСКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ УПРАВЛЕНИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)»

1. Экономическое состояние городских поселений Европейской России в 1861-1862 гг. Ч.1-2. - СПб., 1863.

2. Экономическое состояние городских поселений Сибири. - СПб., 1882.

3. Труды Комиссии, учрежденной для пересмотра Уставов Фабричного и Ремесленного. Ч. II. - СПб., 1863.

4. Военно-статистический сборник. Вып. IV. Россия. - СПб., 1871.

5. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Т.1-25. СПб., 1859-1868.

6. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. - М., 1948.

7. ЕгоровВ.Г. Городское ремесленное производство Древней Руси в освещении отечественной исторической науки. - М., 2008.

8. Военно-статистическое обозрение Российской империи. T.III. Вологодская губерния. - СПб., 1850.

9. Обзор различных отраслей мануфактурной промышленности России. - Т.2. - СПб., 1863.

10. География Российской Империи. - М., 1907.

11. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Россия. - СПб., 1898.

12. Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т.Ш. Новгородская губерния. - СПб., 1849.

13. Военно-статистическое обозрение Российской империи. Т.П. Ч.2. Олонецкая губерния. - СПб., 1855.

14. Военно-статистическое обозрение Российской империи. T.III. Ч.1. Санктпетербургская губерния. - СПб., 1851.

15. Журнал МВД. - 1830. - №2.

16. Журнал МВД. - 1833. - № 8.

17. Журнал МВД. - 1836. - Ч.19. - № 4.

18. Журнал МВД. - 1854. - № 9.

19. Журнал МВД. - 1836. - Ч.20. - №5.

20. Военно-статистическое обозрение Российской империи. T.IX. Ч.3. Гродненская губерния. - СПб., 1849.

21. Военно-статистическое обозрение Российской империи. T.IX. Ч.2. Виленская губерния. - СПб. 1848.

References and Sources

1. Ekonomicheskoe sostoyanie gorodskih poselenij Evropejskoj Rossii v 1861-1862 gg. Ch.1-2. - SPb., 1863.

2. Ekonomicheskoe sostoyanie gorodskih poselenij Sibiri. - SPb., 1882.

3. Trudy Komissii, uchrezhdennoj dlya peresmotra Ustavov Fabrichnogo i Remeslennogo. Ch. II. - SPb., 1863.

4. Voenno-statisticheskij sbornik. Vyp. IV. Rossiya. - SPb., 1871.

5. Materialy dlya geografii i statistiki Rossii, sobrannye oficerami General'nogo shtaba. T.1-25. SPb., 1859-1868.

6. Rybakov B.A. Remeslo Drevnej Rusi. - M., 1948.

7. Egorov V.G. Gorodskoe remeslennoe proizvodstvo Drevnej Rusi v osveshchenii otechestvennoj istoricheskoj nauki. - M., 2008.

8. Voenno-statisticheskoe obozrenie Rossijskoj imperii. T.III. Vologodskaya guberniya. - SPb., 1850.

9. Obzor razlichnyh otraslej manufakturnoj promyshlennosti Rossii. - T.2. - SPb., 1863.

10. Geografiya Rossijskoj Imperii. - M., 1907.

11. Brokgauz F.A., Efron I.A. Rossiya. - SPb., 1898.

12. Voenno-statisticheskoe obozrenie Rossijskoj imperii. T.III. Novgorodskaya guberniya. - SPb., 1849.

13. Voenno-statisticheskoe obozrenie Rossijskoj imperii. T.II. Ch.2. Oloneckaya guberniya. - SPb., 1855.

14. Voenno-statisticheskoe obozrenie Rossijskoj imperii. T.III. Ch.1. Sanktpeterburgskaya guberniya. - SPb., 1851.

15. Zhurnal MVD. - 1830. - №2.

16. Zhurnal MVD. - 1833. - № 8.

17. Zhurnal MVD. - 1836. - Ch.19. - № 4.

18. Zhurnal MVD. - 1854. - № 9.

19. Zhurnal MVD. - 1836. - Ch.20. - №5.

20. Voenno-statisticheskoe obozrenie Rossijskoj imperii. T.IX. Ch.3. Grodnenskaya guberniya. - SPb., 1849.

21. Voenno-statisticheskoe obozrenie Rossijskoj imperii. T.IX. Ch.2. Vilenskaya guberniya. - SPb. 1848.

ЖАРОВЦЕВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ - соискатель Московского Государственного областного университета. ZHAROVTSEV, SERGEY M. - Candidate of the Moscow State Regional University (garsmih@rambler.ru).

УДК 94(47).083:351.74 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-26-32

НИКОНОВ К.О.

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ЖАНДАРМСКИХ ПОЛИЦЕЙСКИХ УПРАВЛЕНИЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВВ.)

Ключевые слова: Дальний Восток, Российская империя, Отдельный корпус жандармов, жандармские полицейские управления железных дорог, приказ, циркуляр.

В статье рассмотрены основные этапы становления жандармских полицейских управлений железных дорог на Дальнем Востоке Российской империи. В целях воссоздания более полной картины процесса эволюции жандармских полицейских управлений железных дорог в общероссийском контексте, автор обращается к более раннему этапу развития российской жандармерии, в частности, показывает, что жандармские полицейские управления железных дорог первоначально подчинялись Министерству путей сообщения, причем выполняли функции по надзору за соблюдением законности при строительстве железных дорог. Отмечено, что основными функциями жандармских полицейских управлений железных дорог на Дальнем Востоке являлись охрана железнодорожных и станционных сооружений и хозяйства, обеспечение общественного порядка и безопасности в полосе отчуждения, охрана грузов и пассажиров от нападения хунхузов и т.д. Автором выделено три этапа, которые связаны с расширением функций жандармских чинов.

NIKONOV, K.O.

TO THE QUESTION OF THE FORMATION OF ZHANDARMSKY POLICE DEPARTMENTS OF RAILWAYS IN THE FAR EAST OF RUSSIA (LATE XIX - BEGINNING XX CENTURY)

Key words: Far East, Russian Empire, Separate corps of gendarmes, gendarme police departments of railways, order, circular.

The article considers the main stages of the formation of gendarme police departments of railways in the Far East of the Russian Empire. In order to recreate a more complete picture of the evolution of the gendarme police departments of the railways in the all-Russian context, the author refers to an earlier stage in the development of the Russian gendarmerie, in particular, shows that the gendarme police departments of the railways were initially subordinate to the Ministry of Railways, and performed the functions of overseeing compliance with the rule of law in the construction of railways. It was noted that the main functions of the gendarme police departments of the railways in the Far East were the protection of railway and station structures and facilities, ensuring public order and security in the alienation zone, protecting goods and passengers from attacks by hunghuzes, etc. The author has identified three stages that are associated with the expansion of the functions of the gendarmerie ranks.

Становление системы государственных органов, призванных осуществлять охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, представляет собой сложный, противоречивый процесс, связанный с их реформированием, оптимизацией, изменением функций и т.д. В указанном контексте важную роль в деле реформирования правоохранительных органов играет учет исторического опыта деятельности подобных органов, действовавших в различные периоды истории государства. Данный опыт следует учитывать для построения эффективной системы и создания эффективного механизма правоохранительной деятельности. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть проблему становления жандармских железнодорожных подразделений на Дальнем Востоке России в контексте деятельности Корпуса жандармов в Российской империи.

Таким образом, объектом исследования в статье является Корпус жандармов Российской империи. Предмет исследования составляет деятельность жандармских полицейских управлений железных дорог на Дальнем Востоке России. Цель исследования - выявить закономерности становления и развития железнодорожных жандармских подразделений на Дальнем Востоке России. Источниковую основу составили материалы центральных архивов Российской Федерации и ведомственные нормативные документы Российской империи.

Проблемой становления и развития жандармских органов в Российской империи занимались такие ученые как Р.С. Мулукаев, А.В. Борисов, А.Я. Малыгин, З.И. Перегудова [1, 2], которые достигли заметных научных результатов. Однако дальневосточный региональный аспект проблемы и сегодня исследован недостаточно. Полагаем, что местные материалы могут расширить горизонты научных исследований.

25 июня 1826 г. высочайшим приказом по военному ведомству начальник 1 Кирасирской дивизии генерал-адъютант Александр Христофорович Бенкендорф был назначен Шефом жандармов и командующим Императорскою Главною квартирою [3, л. 2]. На первоначальном этапе становления для наблюдения за порядком в Корпус жандармов вошли 3 части (отделения): наблюдательная полиция, конная городская полиция и военная полиция [3, л. 5].

Со временем список задачи Корпуса неизбежно расширялся. В частности, в 1836 г. в Российской империи началось строительство железных дорог, и к середине XIX века магистральная сеть Российской империи приобрела уже довольно представительный вид, позволяя перемещать в относительно короткие сроки большое количество грузов, вооружения, людей, что придавало железным дорогам исключительное значение. Все это предъявляло новые требования к организации системы безопасности на железнодорожных магистралях. Данные обстоятельства обусловили необходимость учреждения железнодорожных полицейских органов. Таким образом появилось четвертое отделение Корпуса жандармов - Жандармское полицейское управление железных дорог.

В 1844 г. было создано первое жандармское полицейское управление железных дорог (ЖПУ ЖД) на магистрали Санкт-Петербург-Москва (Николаевская железная дорога). На первоначальном этапе создания ЖПУ ЖД были подчинены Министерству путей сообщения и выполняли функции по надзору за соблюдением законов при строительстве железных дорог. В том числе, в их задачи входило наблюдение за размещением, продовольственным обеспечением и своевременным удовлетворением заработной платой рабочих [3, л. 24]. Анализ архивных материалов позволяет нам утверждать, что целями создания ЖПУ ЖД являлись забота об интересах обществ железных дорог, упрощение взаимодействия указанных обществ с правительственными органами и лицами путем установления непрерывного и правильного надзора за сохранением порядка на железных дорогах, а также в целях разрешения большей части

спорных вопросов на местах на основе «миролюбивого посредничества» [4, л. 48]. В связи с тем, что железные дороги строились во все более значительных масштабах, причем жандармский полицейский надзор на строящихся железных дорогах учреждался с самого начала строительства данных дорог, то, по мере накопления практического опыта работы, происходило постоянное изменение численности отделений, их штатов, компетенций и т.д. [3, л. 80-84].

По мере роста революционных настроений, а также в связи с покушениями на государственных деятелей (начиная с покушения на императора Александра II, совершенного 4 апреля 1866 г. Д.В. Каракозовым, которое не увенчалось успехом), уже во второй половине 1860-е гг. наблюдалось неуклонное усиление полицейских органов. В частности, по мнению властей, одной из причин сложившейся ситуации, в т.ч. роста преступности и революционных настроений, являлась разобщенность действий всех видов полиции.

8 января 1867 г. вышел приказ военного министра «Об обязанностях и подчинении Жандармских полицейских управлений железных дорог». Данный документ имел веховое значение в связи с тем, что переподчинил ЖПУ ЖД. С изданием вышеупомянутого приказа, железнодорожные жандармские управления, находившиеся в подчинении Министерства путей сообщений, вошли в систему министерства внутренних дел. Это было сделано в целях оптимизации жандармской службы и соблюдения принципа единоначалия. Данный документ означал прекращение финансовой и служебной зависимости от МПС. Принятие решений по организационным и штатным вопросам управлений с этого времени решалось непосредственно руководством жандармов. Вместе с тем, указанным приказом предусматривалось исполнение требований Министерства путей сообщений в лице его подразделений на местах, в части установления порядка, а также обеспечение безостановочного движения поездов на вверенных жандармским чинам участках. Приказ примечателен также тем, что существенно расширил права и обязанности ЖПУ ЖД, к которым, наряду с обязанностями наружной полиции, добавились функции наблюдения и политического сыска [5].

Ввиду того, что приказ военного министра от 8 января 1867 г. переподчинил ЖПУ ЖД, но они по-прежнему должны были исполнять все предписания и законные требования МПС, ряд ученых утверждают, что указанное переподчинение носило формальный характер [6]. Мы не можем согласиться с этой точкой зрения, ввиду того, что упомянутый приказ военного министра прекращал какую-либо финансовую и служебную зависимость чинов Корпуса жандармов от Министерства путей сообщения. Жандармские подразделения только содействовали ему, выполняя законные требования подразделений МПС, касающиеся обеспечения общественной безопасности на линиях железных дорог. Иными словами, требования предписаний МПС, выходивших за рамки этой прикладной задачи, не рассматривались вышестоящим жандармским руководством и могли не выполнятся.

В целом, эволюция ЖПУ ЖД шла в рамках общей программы реформ, в соответствие с которыми, в частности, по инициативе графа П.А. Шувалова, в 1867 г. было осуществлено изменение статуса Корпуса жандармов, в соответствии с которым все жандармские подразделения были объединены и подчинены Министру внутренних дел, который одновременно являлся и Шефом жандармов. При этом основополагающее значение для развития ЖПУ ЖД в Российской империи имел «Порядок учреждения жандармского надзора на вновь проводимых железных дорогах», который был утвержден 16 марта 1867 г. Данный нормативный акт содержал принципы, на которых строилась жандармская железнодорожная служба, определил структуру и штаты ЖПУ ЖД [1, с. 174].

Дальнейшее развитие жандармской полицейской деятельности характеризуется принятием нормативных актов в части осуществления Корпусом своей службы. 19 мая 1871 г. были приняты «Правила о порядке действий чинов Корпуса жандармов по исследованию преступлений». Указанные правила устанавливали порядок жандармских чинов при осуществлении дознания по политическим преступлениям [7]. В 1875 г. Корпус Жандармов переименовали в «Отдельный корпус жандармов» с возложением обязанностей производства сыска и следствия по государственным преступлениям. Следует отметить, что нарастание антиправительственных выступлений, террористических актов [8, с. 45] обусловило при этом расширение репрессивных полномочий жандармов.

В 1881 г. было принято «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», которое действовало до свержения царизма. В соответствии с указанным положением, жандармские чины наделялись правом обыскивать и арестовывать любое лицо, подозреваемое в совершении государственного (политического) преступления. Данный нормативный акт давал право жандармским и полицейским чинам подвергать лиц, в отношении которых имелись подозрения в причастности их к противозаконным группам, чаще революционным, а также к совершению государственных (политических) преступлений аресту до семи суток, с одновременным производством у данных лиц обысков [9]. Дальнейшая участь арестованного зависела от собранных улик. Если их было достаточно для возбуждения дознания, то оно велось по Правилам от 19 мая 1871 г., когда же улик недоставало, арестованное лицо подвергалось административной высылке. Различные циркуляры шефа жандармов рекомендовали последнюю меру в случаях, когда отсутствовали явные признаки преступления, когда деяние еще не было признано законом в качестве преступления, когда улики добывались путем не подлежащих проверке сведений. Некоторые ученые отмечают, что таким образом насаждался административный произвол, так как в основе применения карательных мер лежала не юридическая виновность лица, а его политическая благонадежность. Административный арест и высылка осуществлялись без прокурорского надзора, хотя прокурорам направлялась копия соответствующего постановления, но лишь «для сведения».

В конце XIX века, в связи со строительством железных дорог на Дальнем Востоке Российской империи, здесь также были созданы ЖПУ железных дорог. В 1893 г. - учреждается ЖПУ Уссурийской железной дороги, а в 1910 г. - ЖПУ ЖД Амурской железной дороги.

В соответствии с приказом Шефа жандармов № 39 от 29 апреля 1893 было образовано Жандармское полицейское управление Уссурийской железной дороги. Причиной его создания являлась необходимость осуществления жандармского полицейского надзора на строившейся, а впоследствии эксплуатируемой Уссурийской железной дороге. Также данный приказ уравнивал служащих ЖПУ Уссурийской железной дороги с военнослужащими, которые несли службу в Приморской области [10, л. 63].

Известно, что предупреждением государственных преступлений и розыском по этим делам на большей части территории России ведали губернские жандармские управления, а в ряде городов - охранные отделения. Однако в Сибири и на Дальнем Востоке предупреждением, пресечением политических преступлений и производством дознаний по ним занималось Восточно-Сибирское жандармское окружное управление [11, с. 107]. Существовавшие на Дальнем Востоке Российской империи ЖПУ ЖД, а именно, ЖПУ Уссурийской железной дороги, ЖПУ Амурской железной дороги в деле борьбы с государственными преступлениями были подчинены Восточно-Сибирскому жандармскому окружному управлению.

В 1902 г. Восточно-Сибирский жандармский округ был расформирован и его полномочия перешли к Иркутскому губернскому жандармскому управлению, в ведении которого оказалась огромная территория - от Восточной Сибири до берегов Тихого океана, вместе с находившимися там местными жандармскими органами. Таким образом, на Дальнем Востоке России сохранила свои основные черты окружная система организации жандармерии [11, с. 108]. Здесь не было создано губернских жандармских управлений. Самое ближайшее губернское жандармское управление - Иркутское. Следует отметить, что перед правительством Российской империи поднимался вопрос формирования на Дальнем Востоке Дальневосточного губернского жандармского управления. Но, в основном ввиду слабой населенности Дальнего Востока, ГЖУ на Дальнем Востоке так и не было создано, а его функционал был возложен на сформированные там ЖПУ Уссурийской и Амурской железных дорог. Примечательно, что указанные ЖПУ ЖД не находились в подчинении генерал-губернаторов, а подчинялись Министерству внутренних дел России через Иркутское ГЖУ.

ЖПУ Уссурийской и Амурской железных дорог решали широкий спектр задач. На них были возложены обязанности жандармских полицейских управлений на железных дорогах, губернских жандармских управлений и общей полиции. Жандармские полицейские управления железных дорог в районе своего ведения выполняли общеполицейские и специальные функции. Вместе с тем, следует отметить, что все сотрудники жандармских полицейских управлений железных дорог обязаны были выполнять свои обязанности при безусловном невмешательстве в

железнодорожную службу, так как она находилась в ведении начальника военных сообщений армии и железнодорожной администрации. На жандармских же чинах лежало исключительно охранение внешнего порядка при неуклонном соблюдении ст.ст. 181 и 182 Общего устава российских железных дорог [12, л. 192].

Нужно признать, что ЖПУ ЖД на Дальнем Востоке выполняни большой объем работы. Полагаем, что статистические данные жандармского полицейского надзора не отражали в полной мере картину разнородных хищений, так как содержали лишь официально известные случаи, по которым ими возбуждалось судебное преследование. Необходимо принять во внимание, что множество нарушений и злоупотреблений оставались не заявленными жандармской полиции, в особенности по грузовым недостачам, покрываемым железнодорожной администраций из имеющегося у нее фонда на производство товаро-станционных работ. Цифровые данные показывают, что определенный процент краж ложился на низших железнодорожных служащих, принимавшихся на службу без достаточного разбора и с весьма сомнительным прошлым. При этом жандармская полицейская власть не могла оказывать должного влияния на указанную сферу, поскольку установленными в 1889 году, по соглашению с министром путей сообщения, правилами ей было предоставлено лишь право отказывать в получении должности лиц, политическая неблагонадежность которых вызывала сомнение [13, л. 1об.].

В начале XX века наблюдалось создание множества революционно-настроенных групп и организаций [14]. Известно, что лица, входившие в указанные группы, в своей деятельности предпринимали различные формы конспирации. Данное обстоятельство не могло остаться вне поля зрения жандармских подразделений и, как следствие, это повлекло совершенствование форм и методов деятельности жандармских полицейских чинов, сказавшись на увеличении численности жандармских служащих. Политический и экономический кризис, который охватил российское общество в начале XX в. показывал, что необходимы качественные изменения в управленческой деятельности. В таких условиях происходило реформирование полицейских органов, увеличивалась их специализация, улучшалась профессиональная подготовка кадров, активно использовались новые формы и методы работы.

В 1906 г. приказ по Отдельному корпусу жандармов № 145 в очередной раз расширил обязанности чинов ЖПУ ЖД. В частности, данным приказом на чиш ЖПУ ЖД возлагалась обязанность производства дознаний по всем государственным преступлениям, которые совершались в полосе отчуждения.

Государственные преступления были определены в 1903 г. с принятием Уголовного уложения, раздел 3 которого имел название «О бунте против Верховной Власти и о преступных деяниях против Священной Особы Императора и Членов Императорского Дома» [15].

7 августа 1906 г. вышел циркуляр Департамента полиции № 9489, который обязал железнодорожных жандармских служащих обзавестись агентурным аппаратом среди служащих железных дорог [16, л. 28]. Таким образом, на железных дорогах был создан секретно-агентурный надзор, в основном в целях контрразведывательной деятельности. Примечательно, что ранее обязанность иметь агентурный аппарат относилась только к жандармским подразделениям, которые непосредственно вели борьбу с государственными преступлениями (губернские и окружные полицейские управления, а также охранные отделения).

В соответствии с письмом Директора департамента полиции от 24 марта 1910 г. № 108426, на начальника ЖПУ Уссурийской железной дороги и всех офицерских чинов, кроме прямых обязанностей, возлагались также обязанности чинов губернских жандармских управлений по производству дознаний по государственным преступлениям, совершенным в районе Уссурийской железной дороги, а также в населенных пунктах, непосредственно прилегающих к полосе отчуждения и в городах Владивосток, Никольск-Уссурийск, Хабаровск. Все прочие обязанности чинов губернских жандармских управлений, в частности надзор за прилегающими к полосе отчуждения пунктами, в круг действий чинов ЖПУ Уссурийской железной дороги не входили [17, л. 36].

Основными функциями ЖПУ ЖД на Дальнем Востоке являлись охрана железнодорожных и станционных сооружений и хозяйства, обеспечение общественного порядка и безопасности в полосе отчуждения. Следует отметить, что на Дальнем Востоке существовал такой вид бандитизма, как хунхузничество (банды китайских преступников, которые пересекали границу и

совершали на территории России кражи, грабежи, разбои и убийства). Соответственно, на жандармов ложилась обязанность по охране грузов и пассажиров от нападения хунхузов. Во время обострения внешнеполитической обстановки на ЖПУ ЖД возлагались контрразведывательные функции, соответственно, они должны были противодействовать шпионажу.

Следует отметить, что существовавшая система построения жандармской службы на Дальнем Востоке России не была совершенной. Как мы отмечали, на начальника ЖПУ Уссурийской железной дороги и все офицерские чины распоряжениями Департамента полиции и начальства Отдельного корпуса жандармов, кроме прямых обязанностей, возлагались и обязанности чинов губернских жандармских управлений, но только по производству дознаний о государственных преступлениях, совершающихся в районе Уссурийской железной дороги, а также в населенных пунктах, непосредственно прилегающих к полосе отчуждения и в городах Владивосток, Никольск-Уссурийск, Хабаровск. Все же прочие обязанности чинов губернских жандармских управлений и, в частности, надзор за прилегающими к линии железной дороги пунктами, в круг действий чинов Жандармских полицейских управлений Уссурийской железной дороги не входил. (Предписание Штаба ОКЖ от 17 февраля и 21 июня 1904 г. за №№ 1640 и 5954, Сношение Департамента полиции от 6 ноября 1904 г. за № 14863 и письмо Директора департамента полиции от 24 марта 1910 г. за № 108426) [17, л. 36].

В таком виде жандармские подразделения просуществовали и действовали вплоть до ликвидации их в 1917 г. в связи с приходом к власти Временного правительства России.

В целом, изученные материалы показали, что развитие жандармских полицейских управлений железных дорог в России прошло несколько этапов.

1. 1836 - 1867 гг. - создание ЖПУ железных дорог; на данном этапе происходило определение функций, нарабатывался опыт деятельности.

2. 1867 - 1893 гг. - реорганизация Копуса жандармов, переподчинение ЖПУ железных дорог от Министерства путей сообщения Департаменту полиции МВД, улучшение механизма образования ЖПУ железных дорог, расширение сфер их деятельности, а также совершенствование порядка производства процессуальных действий.

3. 1893 - 1917 гг. - апогей развития железнодорожных жандармских органов, в т.ч. создание дальневосточных жандармских железнодорожных подразделений. В связи с ростом революционного движения, в это время значительно выросло количество жандармских служащих, происходило расширение их полномочий. В частности, на железнодорожных жандармов была возложена обязанность производить секретно-агентурный надзор, ранее присущий только губернским жандармским управлениям и охранным отделениям.

Таким образом, все этапы ведомственной эволюции были связаны с расширением полномочий и функций жандармских чинов.

Литература и источники:

1. Борисов А.В., Малыгин А.Я., Мулукаев Р.С. Полиция Российской империи: монография. - М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2014. - 320 с.

2. Перегудова З.И. Политический сыск России (1880-1917 гг.): монография. - М.: РОССПЭН, 2000. - 432 с.

3. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 110. Оп. 8. Д. 14.

4. ГАРФ. Ф. 110. Оп. 8. Д. 7.

5. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собр. 2. Т. 41. Отд. 2. № 44071-44073.

6. Романов В.В., Аразамаскин Н.Н., Мисякова О.В. Эволюция политической полиции Российской империи во второй половине 60-х - начале 80-х гг. XIX в.: организационно-правовой аспект // Общество: философия, история, культура. - 2020. - № 12.

7. ПСЗРИ. Собр. 2. Т. 46. Отд. 1. № 49615.

8. Мулукаев Р.С. Полиция в России (IX в. - нач. XX в.): монография. - Н. Новгород, 1993. - 103 с.

9. ПСЗРИ. Собр. 3. Т. 1. № 350.

10. ГАРФ. Ф. 110. Оп. 4. Д. 2174.

11. Шелудько В.О., Буяков А.М., Черномаз В.А. Органы внутренних дел Приморья (1860-1917 годы). - Владивосток: Дальнаука, 2004. - 386 с.

12. Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ). Ф. 542. Оп. 1. Д. 7.

13. ГАРФ. Ф. 110. Оп. 4. Д. 1309.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Турицын И.В. Власть, общество и терроризм: размышления о российской исторической традиции // Современная научная мысль. - 2014. - №1. - С. 6-35.

15. Уголовное уложение. Высочайше утверждённое 22 марта 1903 г. С.-Петербург. Сенатская типография. 1903 г. [Электронный ресурс]. URL: https://pravo.by/upload/pdf/krim-pravo/ugolovnoe_ulogenie_1903_goda.pdf (дата обращения: 15.03.2021).

16. РГИА ДВ. Ф. 497. Оп. 2. Д. 1.

17. ГАРФ. Ф. 110. Оп. 3. Д. 3607.

References and Sources

1. Borisov A.V., Malygin A.Ya., Mulukaev R.S. Policiya Rossijskoj imperii: monografiya. - M.: Yuniti-Dana: Zakon i pravo, 2014. - 320 s.

2. Peregudova Z.I. Politicheskij sysk Rossii (1880-1917 gg.): monografiya. - M.: ROSSPEN, 2000. - 432 s.

3. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii (GARF). F. 110. Op. 8. D. 14.

4. GARF. F. 110. Op. 8. D. 7.

5. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii (PSZRI). Sobr. 2. T. 41. Otd. 2. № 44071-44073.

6. Romanov V.V., Arazamaskin N.N., Misyakova O.V. Evolyuciya politicheskoj policii Rossijskoj imperii vo vtoroj polovine 60-h - nachale 80-h gg. XIX v.: organizacionno-pravovoj aspekt // Obshchestvo: filosofiya, istoriya, kul'tura. - 2020. - N° 12.

7. PSZRI. Sobr. 2. T. 46. Otd. 1. № 49615.

8. Mulukaev R.S. Policiya v Rossii (IX v. - nach. XX v.): monografiya. - N. Novgorod, 1993. - 103 s.

9. PSZRI. Sobr. 3. T. 1. № 350.

10. GARF. F. 110. Op. 4. D. 2174.

11. Shelud'ko V.O., Buyakov A.M., CHernomaz V.A. Organy vnutrennih del Primor'ya (1860-1917 gody). - Vladivostok: Dal'nauka, 2004. - 386 s.

12. Rossijskij gosudarstvennyj istoricheskij arhiv Dal'nego Vostoka (RGIA DV). F. 542. Op. 1. D. 7.

13. GARF. F. 110. Op. 4. D. 1309.

14. Turicyn I.V. Vlast', obshchestvo i terrorizm: razmyshleniya o rossijskoj istoricheskoj tradicii // Sovremennaya nauchnaya mysl'. - 2014. - №1. - S. 6-35.

15. Ugolovnoe ulozhenie. Vysochajshe utverzhdyonnoe 22 marta 1903 g. S.-Peterburg. Senatskaya tipografiya. 1903 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://pravo.by/upload/pdf/krim-pravo/ugolovnoe_ulogenie_1903_goda.pdf (data obrashcheniya: 15.03.2021).

16. RGIA DV. F. 497. Op. 2. D. 1.

17. GARF. F. 110. Op. 3. D. 3607.

НИКОНОВ КИРИЛЛ ОЛЕГОВИЧ - старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Дальневосточного юридического института МВД России (kirnikonov@gmail.com).

NIKONOV, KIRILL O. - Senior Researcher, Research Department Far East Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

УДК 94(55)«18»:327.81(410) DOI: 10.24412/2308-264X-2021-3-32-37

МУСАЕВА С.И.

АНГЛИЙСКИЕ КОНЦЕССИИ И ЗАЙМЫ В ИРАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЗАКАБАЛЕНИИ СТРАНЫ

Ключевые слова: Иран, Англия, шах, шахское правительство, концессия, концессионеры, прибыть, эксплуатация.

В статье рассматривается борьба английских концессионеров за получение концессий от иранского правительства и эксплуатацию иранских природных ресурсов, развернувшаяся в Иране во второй половине XIX в. Влиятельные государственные деятели того времени обращаясь к Насер ад-Дин шаху, уверяя его, что предоставление концессий иностранцам приведет к «возрождению всей страны». Главную роль в экономическом закабалении Ирана и в превращении его в полуколонию играли Англия и царская Россия. В 1862, 1865 и 1872 гг. представителям английского правительства удалось добиться соглашений с иранским шахом Насер эд-Дином и заключения договоров английским департаментом индоевропейского телеграфа с Ираном о предоставлении Англии право на строительство концессий, телеграфных конвенций сроком от 5 до 25 лет, и эксплуатацию линий Ханекин-Тегеран-Бушир. По договору эти объекты строились иранцами и за счет иранского правительства. 25 июля 1872 г. английский финансист, основатель информационного агентства Ю. Рейтер сумел получить от шаха кабальную для Ирана концессию сроком на 70 лет, которая предоставляла монопольное право на строительство железных дорог и трамвайных линий, на эксплуатацию нефти и других природных ископаемых, на разработку лесов и древесины, сооружение каналов и колодцев и вообще на проведение всех ирригационных работ в стране. За 20 тыс. ф. ст. Рейтеру было предоставлено на 25 лет управление всеми иранскими таможнями, а английскому банку - монопольное право на выпуск бумажных денежных банкнот на территории Ирана. Англия беззастенчиво выкачивала огромные дивиденды из национальных богатств Ирана, ущемляя его экономику.

MUSAYEVA, S.I.

BRITISH CONCESSIONS AND LOANS IN IRAN IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY AND THEIR ROLE IN THE ECONOMIC ENSLAVEMENT OF THE COUNTRY

Key words: Iran, England, Shah, Shah government, concession, concessionaires, profit, exploitation.

This article considerss the struggle of British concessionaires that unfolded in Iran in the second half of the XIX century for obtaining concessions from the Iranian government and the exploitation of Iranian natural resources. Influential statesmen of the time, addressing Nasser al-Din Shah, assured him that granting concessions to foreigners would lead to the " rebirth of the whole country." The main role in the economic enslavement of Iran and in turning it into a semi-colony was played by England and tsarist Russia. In 1862, 1865 and 1872, representatives of the British government managed to obtain an agreement from the Iranian Shah Naser ed-Din and the conclusion of contracts by the British Department of the Indo-European telegraph with Iran on granting England the right to build concessions, telegraph conventions for a period of 5 to 25 years, and the operation of the Khanekin-Tehran-Bushir lines. According to the agreement, these facilities were built by the Iranians and at the expense of the Iranian government. July 25, 1872 English financier, founder of the information agency Yu. Reuters was able to obtain from the Shah a 70-year concession that gave Iran a monopoly on the construction of railways and tram lines, the exploitation of oil and other natural resources, the development of forests and timber, the construction of canals and wells, and all irrigation works in the country. For 20 thousand pounds, Reuters was granted the management of all Iranian customs for 25 years, and the British bank was granted the monopoly right to issue paper banknotes in Iran. Britain has shamelessly siphoned off huge dividends from Iran's national wealth, hurting its economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.