УДК 342(470+571) ББК 67.400.12(2Рос) 3 34
М.Г. Зарецкая,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Гражданского права и процесса факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета, г. Майкоп, тел.: +79182202626, e-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
( Рецензирована )
Аннотация. Статья посвящена становлению Конституционного Суда РФ в период политических и социальных кризисов начала 90-х годов. В статье раскрывается особое место Конституционного Суда РФ, который обладает рядом специфических функций и полномочий.
Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, судебная власть, разделение властей, конституционное судопроизводство, конституционный правопорядок, политико-правовые решения, судебные прецеденты.
M.G. Zaretskaya,
Candidate of Law, Associate Professor, Head of Civil Law and Process Department of Faculty of Information Systems in Economy and Law, Maikop State University of Technology, Maikop, ph.: +79182202626, e-mail: zarmarina [email protected]
ON FORMATION OF THE CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The paper is dedicated to formation of the Constitutional Court of the Russian Federation during political and social crises at the beginning of the 1990s. The work uncovers a special place of the Constitutional Court of the Russian Federation possessing a number of specific functions and powers.
Keywords: Constitutional Court of the Russian Federation, judicial authority, division of the authorities, constitutional legal proceedings, constitutional law and order, political and legal decisions, judicial precedents.
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный Суд начал действовать после принятия закона РСФСР от 12 июля 1991 г. «О Конституционном Суде РСФСР». 29-30 октября 1991 года Верховным Советом, по представлению
Председателя Верховного Совета, были выбраны 13 из 15 судей Конституционного Суда (КС) [1].
Традиционно система разделения властей включает в себя законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. В этой триаде разделения властей особое место занимает Конституционный Суд Российской Федерации, поскольку именно этот суд обладает целым рядом специфических функций, не
свойственных никаким другим судам РФ. Только КС РФ дает толкование Конституции, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, проверяет конституционность нормативно-правовых актов, рассматривает жалобы граждан о нарушении конституционных прав и свобод, а также действий государственных органов и должностных лиц [2].
В непростое время происходило становление Конституционного Суда РФ, в период политических и социальных кризисов начала 90-х годов XX в. суду зачастую приходилось выступать в роли миротворца, вынося при этом весьма сложные решения. Конституционный суд неоднократно своими решениями препятствовал превышениям полномочий различными государственными органами и должностными лицами. Например, на первом рабочем заседании 14 января 1992 года Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года № 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел [3]. По итогам рассмотрения Конституционный Суд РСФСР своим постановлением от 14 января 1992 г. № 1-П-У признает указ Президента Бориса Ельцина неконституционным. В своем постановлении Конституционный Суд указывает, что Борис Ельцин, подписывая этот указ, превысил свои полномочия. Более того, в постановлении Конституционного Суда говорилось: «Указ Президента РСФСР от 19 декабря 1991 года предусматривает реорганизацию структуры и функций органов, деятельность которых, будучи направлена на охрану прав граждан, связана в то же время с реальными ограничениями конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том
числе таких, как права на неприкосновенность личности, личной жизни, жилища, тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений... Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел обеспечивает конституционный демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти» [4].
Аналогично Конституционный Суд признал неконституционными серию указов Президента, изданных в августе 1991 года и направленных сначала на приостановление деятельности Коммунистической партии, а затем и на полное прекращение ее деятельности. Фактически, Б.Н. Ельцин объявил Коммунистическую партию вне закона. Конституционный Суд признал, что сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо, но, в то же время, Конституционный Суд указал на то, что запрета на идеологию в демократическом государстве быть не может, соответственно, невозможен и запрет на объединение в организацию людям с теми или иными убеждениями [5].
Весьма значительными для охраны конституционного правопорядка в 1993 году являлись действия Конституционного Суда. 21 сентября 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин обратился к нации по телевидению и, не обладая на то никакими полномочиями, издал Указ № 1400, который предписывал роспуск Верховного Совета [6]. В ночь с 21 на 22 сентября Конституционный Суд России собрался по собственной инициативе или, по другой версии, по устному запросу члена Верховного Совета, для проведения судебного заседания с целью оценки конституционности действий Президента России. На тот момент проведения заседания по собственной инициативе не противоречило законодательству. В результате судебного заседания было вынесено заключение от 21 сентября 1993 г. № 2-3. В своем
заключении Конституционный Суд России, несмотря на возникшие в его рядах противоречия, связанные с рассмотрением обращения Президента России к гражданам и особое мнение судей Э.М. Аметистова, Н.В. Витрука, A.JI. Кононова, Т.Г. Морщаковой, признал указ № 1400 неконституционным, а действия Бориса Ельцина достаточными для отрешения его от должности [7].
После событий 3-4 октября 1993 года, когда вооруженные силы с использованием бронетехники осуществляют штурм Дома Советов, стало очевидным, что на всех несогласных будет оказано очень большое давление. Так, уже 5 октября судьи попали под сильное давление окружения Президента. Каждому судье рекомендовали уйти в отставку или хотя бы отправить в отставку их председателя Валерия Зорькина, в противном случае на Председателя может быть заведено уголовное дело по обвинению в правовом обеспечении конституционного переворота. Судьи были вынуждены заявить, что Конституционный Суд слагает с себя полномочия по рассмотрению нормативных актов представителей власти и международных договоров [8]. Параллельно с этим Борис Ельцин издает Указ от 7 октября 1993 года № 1598, согласно которому, фактически, принимает на себя полномочия законодателя [9].
После принятия Конституции России в 1993 г. и, соответственно,
Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 08.06.2015 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации» был сформирован Конституционный Суд Российской Федерации в нынешнем виде.
Конституционный суд является органом, способным принимать важнейшие политико-правовые решения, и принимать такого рода решения он должен максимально независимо. Основная угроза самостоятельности и независимости Конституционного Суда РФ, о которой высказывается публично и его Председатель, и судьи, - это возможность практически произвольного изменения Федерального конституционного закона о Конституционном Суде, причем в сторону урезания его полномочий, изменения статуса, вплоть до приостановления или прекращения деятельности в случае «излишней активности», которая не входит в представления иных ветвей власти о месте и роли Конституционного Суда Российской Федерации в политической системе. Более того, согласно многочисленным интервью судьи Владимира Ярославцева и экс-судьи Анатолия Кононова, на Конституционный Суд оказывается большое давление со стороны исполнительной власти [10]. Это абсолютно недопустимо. Именно такое давление и приводит к противоречивым судебным прецедентам.
Примечания:
1. История Конституционного Суда Российской Федерации. Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации. URL: http://www.ksrf.ru/ru/ Info/History/Pages/default.aspx
2. Абесалашвили М.З., Рамазанова И.И. Герменевтический подход в правоприменительной деятельности // Современная научная мысль. 2015. № 1. С. 189—192.
3. Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР: указ Президента РСФСР от 19.12.1991 г. № 289 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1902. (утратил силу).
4. По делу о проверке конституционности Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР»: постановление Конституционного суда РСФСР от 14 января 1992 г. № 1-П-У // Официальный сайт Конституционного Суда России. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision40634.pdf
5. История Конституционного Суда Российской Федерации...
6. О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21.09.1993 г. № 1400 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.
7. О соответствии Конституции Российской Федерации действий и решений Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, связанных с его Указом «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» от 21 сентября 1993 года № 1400 и Обращением к гражданам России 21 сентября 1993 года»: заключение Конституционного Суда РФ от 21 сентября 1993 г. № 2-3 // НПО ГАРАНТ. URL: http://base.garant.rU/1778386/#ixzz3pV8dk0bK
8. Уланский Я. У Конституционного суда больше нет председателя // КоммерсантЪ. 1993. 7 окт. URL: http://www.kommersant.ru/doc/61475
9. О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации: указ Президента РФ от 7 октября 1993 года № 1598 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 41. Ст. 3919. (утратил силу).
10. [Электронный ресурс]. URL: http://inosmi.ru/russia/20090901/252151.html
References:
1. History of the Constitutional Court of the Russian Federation. The official website of the Constitutional Court of the Russian Federation. URL: http:// www.ksrf.ru/ru/Info/History/Pages/default.aspx
2. Abesalashvili M.Z., Ramazanova I.I. The hermeneutic approach to law enforcement // Modern scientific thought. 2015. No. 1. P. 189-192.
3. On the formation of the Ministry of Security and Internal Affairs of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of 19.12.1991. No. 289 // Statements of the Congress of people's deputies and the Supreme Council of the RSFSR. 1991. No. 52. Art. 1902 (repealed).
4. On the case of the constitutionality of the Decree of the President of the Russian Federation of December 19, 1991. No. 289 "On the Formation of the Ministry of Security and Internal Affairs of the Russian Federation": resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of January 14, 1992. No. 1-P-U // he official site of the Constitutional Court of Russia. URL: http://doc.ksrf.ru/ decision/KSRFDecision40634.pdf
5. History of the Constitutional Court of the Russian Federation...
6. On the phased constitutional reform in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of 21.09.1993. No. 1400 // Collection of acts of the President and the Government of the RF. 1993. No. 39. Art. 3597.
7. On the accordance of the actions and decisions of the President of the Russian Federation B.N. Yeltsin, related to his Decree "On the gradual constitutional reform in the Russian Federation" to the Constitution of the Russian Federation of September 21, 1993. No. 1400 and Appeal to the citizens of Russia on September 21, 1993": the opinion of the Constitutional Court of the RF of September 21, 1993. No. 2-Z // IPO GUARANT. URL: http://base.garant. ru/1778386/#ixzz3pV8dk0bK
8. Ulansky Ya. The Constitutional Court has not a chairman any longer // Kommersant. 1993. Oct. 7. URL: http://www.kommersant.ru/doc/61475
9. On the legal regulation in the period of gradual constitutional reform in the Russian Federation: Decree of the RF President of October 7, 1993. No. 1598 // Collection of acts of the President and the Government of the RF. 1993. No. 41. Art. 3919. (Repealed).
10. [Electronic resource]. URL: http://inosmi.ru/russia/20090901/252151.html