Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЦИФРОВОЕ ВРЕМЯ'

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЦИФРОВОЕ ВРЕМЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мышление / интеллект / развитие человека / thinking / intelligence / human development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малютина Татьяна Владимировна, Авдеев Дмитрий Борисович, Лонская Лариса Владимировна

В данной статье мы хотим рассмотреть и обсудить вопросы развития человеческого мышления и интеллекта с разных точек областей науки (педагогических, юридических, медицинских, ветеринарных, биологических, социальных и других) в современное цифровое время. Попытались найти общие точки соприкосновения развития безграничных человеческих ресурсов какую бы область интереса человек бы не выбрал. Показаны как видят данную проблему развития интеллекта с различных областей науки в связи с перегруженностью цифровой информацией, внедрение искусственного интеллекта и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article, we want to consider and discuss the development of human thinking and intelligence from different points in the fields of science (pedagogical, legal, medical, veterinary, biological, social, and others) in modern digital time. We tried to find common ground for the development of unlimited human resources, no matter what area of interest a person would choose. It shows how this problem of the development of intelligence from various fields of science is seen in connection with the overload of digital information, the introduction of artificial intelligence and much more.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЦИФРОВОЕ ВРЕМЯ»

направленных на развитие и формирование положительных психологических особенностей (стрессоустойчивости) подростков и адекватного поведения в стрессовой ситуации.

Своевременная деятельность педагога-психолога, социальных педагогов позволит стабилизировать неравновесные состояния подростков, мотивировать их к социально положительному поведению, стимулировать к конструктивному взаимодействию с приемными родителями и адаптации в семье.

Литература:

1. Бакунович, М.Ф. Взаимосвязь нервно-психической устойчивости и саморегуляции как показатель социального поведения в юношеском возрасте / М.Ф. Бакунович, O.A. Шавлюкевич // Профессиональное образование. - 2019. - № 3 (37). -С. 36-41

2. Берг, Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления: учебное пособие / Т.Н. Берг. -Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. - 63 с.

3. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека: монография / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988.-270 с.

4. Близниченко, С.А. О взаимосвязи нервно-психической устойчивости и социально-психологической адаптации у старшеклассников / С.А. Близниченко, М.В. Богданова // Актуальные научные исследования в современном мире: сборник материалов Международной (заочной) научно-практической конференции; под ред. А.И. Вострецова. - 2018. - С. 701-706

5. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление: монография / В.А. Бодров. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.-528 с.

6. Рогачева, Т.В. Психология экстремальных ситуаций и состояний: учебное пособие / Т.В. Рогачева, Г.В. Залевский, Т.Е. Левицкая. - Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. -276 с.

7. Формирование стрессоустойчивости у подростков: учебно-методическое пособие / Под ред. И.А. Бобровой, E.H. Францевой. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2020. - 121 с.

8. Хазова, С.А. Возрастная специфика совладающего поведения подростков / С.А. Хазова, Н.В. Останина // Сибирский педагогический журнал. -2014. -№ 1. -С. 180-185

9. Чермянин, C.B. Особенности психического здоровья учащихся учреждений начального профессионального образования / C.B. Чермянин, Е.В. Федосенко, М.В. Туманов // Современные проблемы гигиены труда / Под ред. Ю.В. Лизунова. - СПб.: ВМедА, 2005. - С. 78-83

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук Малютина Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат ветеринарных наук Авдеев Дмитрий Борисович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат педагогических наук Лонская Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск)

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЦИФРОВОЕ ВРЕМЯ

Аннотация. В данной статье мы хотим рассмотреть и обсудить вопросы развития человеческого мышления и интеллекта с разных точек областей науки (педагогических, юридических, медицинских, ветеринарных, биологических, социальных и других) в современное цифровое время. Попытались найти общие точки соприкосновения развития безграничных человеческих ресурсов какую бы область интереса человек бы не выбрал.

Показаны как видят данную проблему развития интеллекта с различных областей науки в связи с перегруженностью цифровой информацией, внедрение искусственного интеллекта и многое другое. Ключевые слова: мышление, интеллект, развитие человека.

Annotation. In this article, we want to consider and discuss the development of human thinking and intelligence from different points in the fields of science (pedagogical, legal, medical, veterinary, biological, social, and others) in modern digital time. We tried to find common ground for the development of unlimited human resources, no matter what area of interest a person would choose. It shows how this problem of the development of intelligence from various fields of science is seen in connection with the overload of digital information, the introduction of artificial intelligence and much more. Key words: thinking, intelligence, human development.

Введение. Цель данной работы заключается в том, чтобы у каждого, кто прочитает данную статью, появились вопросы, дискуссия, промежуточные выводы, мотивация и другие мысли, то, что поможет задуматься о мышлении и о интеллекте человека, а также даст толчок развитию человеческим возможностям и поддержанию твёрдости константы внутренней среды в области развития своих безграничных ресурсов. Задачи статьи:

1. Проанализировать научную литературу по заявленному вопросу.

2. Отметить значение развития мышления человека и выделить общее с разных точек областей наук.

3. Сделать выводы по результатам теоретического анализа.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая с точки зрения биологии и медицины головной мозг, можно отметить, что он состоит из нейронов и глиальных клеток, которые всё время перестраиваются, образуются новые синаптические (дофаминовые, ГАМК и другие) связи под воздействием абсолютно разных факторов. Головной мозг всё время работает, но в каждой отдельной деятельности человека в большей или меньшей степени определённые области будут задействованы. Он работает и ночью, когда мы спим. Известно много примеров, что начать заниматься любым делом никогда не поздно и не рано. Нужно менять деятельность, чтобы мозг переключался с одного отдела на другой [1, 12, 14].

В своей работе этолог Резникова Ж.И рассматривает интеллектуальные достижения животного мира. Книга "Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition" ("Интеллект животных: от индивидуума до социума") написана как учебник для аспирантов, но вызовет интерес и будет доступна и для более широкого круга читателей. Как отметил в своём предисловии для книги известный приматолог, профессор Кембриджского университета Уильям Мак-Грю, «российскому

автору впервые удалось найти взвешенный и плодотворный подход к исследованию интеллекта животных. Кроме того, при описании интеллектуальных достижений животных наконец удалось "уравнять в правах" позвоночные и беспозвоночные организмы [10].

Учитывая то, что интеллект является предметом изучения сразу нескольких наук, вопрос об определении самого термина никогда не переставал обсуждаться. В настоящее время с развитием современных технологий, и при увеличении объёма исследований в этой области, рассматриваемый предмет до сих пор остаётся дискуссионным и даже возможно в большей степени чем раньше. Для педагогики же важно определять интеллект и мышление как познавательный процесс мыслительной деятельности в ходе которого происходит обработка уже известной и новой информации для решения задач и создания чего-то нового. Окружающая среда, общество, передаваемый опыт всегда были естественными стимулами и базой в развитии интеллекта. Но сегодня в современном мире с одной стороны на развитие мышление большое влияние оказывает виртуальная среда, которая способна как обогатить, так и сузить потенциал интеллектуальных способностей. А с другой стороны этот цифровой мир имеет все шансы из помощника превратиться в соперника человеческого интеллекта. Это ставит перед педагогикой и образованием актуальнейшую проблему использования виртуальной среды для развития интеллекта.

Современное общество и традиционная система образования находятся в поиске иных ориентиров, они стоят на пороге формирования новых путей, способов и средств обучения будущих поколений. Сама система образования должна стать более гибкой, своевременно отвечать актуальным запросам человечества, способствовать развитию и укреплению тенденций к индивидуальным образовательным стратегиям. С другой стороны, обучение должно дать выпускникам школы, средних образований и вузов систему интегрированных теоретических и практических знаний, умений и навыков, помочь освоить высокие мировые технологии, сформировать способность к социальной адаптации и самое главное развитию творческого интеллекта. Реализация этих задач способствует целостной подготовке развивающегося специалиста, опирающейся на прочную мотивационную установку, глубокую специализацию, актуализацию интеллектуальных и личностных возможностей студентов [4, 5, 6, 9]. На что же следует направить свои основные силы и особые усилия педагогической науке, что является главным и что должно пригодиться в будущем человеку?

В этой связи в ракурсе развития мышления со стороны педагогики на первый план обсуждения можно вынести два актуальных вопроса. Один из них - это формирование информационной культуры и навыка грамотной работы с информационным материалом. Не стоит забывать также о перегруженности цифрового информационного поля, о его часто встречающейся недостоверности, ошибочности и искаженности. Приведём в пример нейросеть CHAT ОРТ, которая может генерировать текст. Искусственный интеллект способен автономно принимать решения и предоставлять информацию без возможности определения её подлинности. Несложно представить себе, что массив подобных текстов, их общий объём будет только увеличиваться. Таким образом ещё большую важность приобретают такие умения и навыки как: самостоятельная работа с информацией, владение основами аналитической обработки разных её видов, выявление противоречий, проверка гипотез, осуществление поиска альтернативных способов решения проблем, рефлексии. Развитие вышеуказанных навыков при традиционных формах обучения реализовывалось минимально. Хотя это может оказать влияние на усиление межпредметных связей, где приобретённые знания и умения будут применены в других конкретных учебных ситуациях [13].

Второй немаловажный вопрос формирования интеллекта, рассматриваемый педагогической наукой это развитие творческого мышления. Пока продолжается обсуждение проблемы о возможности креативных процессов в нейросетях искусственного интеллекта, нам следовало бы сосредоточиться на качественном улучшении креативных способностей у человека, пока они остаются нашим конкурентным преимуществом. Благодаря значительному интересу исследователей к данной форме мышления и деятельности человека за последние годы накоплен достаточный объём теоретической и практической информации, которая частично уже применяется в различных образовательных моделях.

Достоверно известно, что творческую деятельность характеризуют интеллектуальная инициатива, предприимчивость, гибкость мыслительных и исполнительных операций. Это требует самостоятельной постановки проблемы и нового нетрадиционного способа её решения, который исключает использование готовой схемы. Поэтому при обучении следует сместить фокус на развитие самостоятельности и любознательности, перераспределить учебную деятельность в сторону исследовательских практических работ, направленных на приобретение опыта участия в творческом поиске методов решения проблемных задач. Активные методы обучения мотивируют обучающихся к индивидуальному и творческому освоению учебного материала. При их внедрении в учебный процесс мы можем добиться активизации познавательной деятельности, а также формирования умения работать в коллективе и развития коммуникативных качеств. Однако в некоторых областях такие методы скорее всего будут выступать в роли дополняющих основные занятия. Но без сомнения формирование креативной образовательной среды следует осуществлять также и в виртуальном пространстве.

Рассматривая с одной стороны юридическое направление, стремимся придать мышлению строгость, ясность, убедительность и действенность, а с другой стороны, мы обретаем веские основания для достижения истинного знания в процессе рассуждения. Юридическое мышление специфично не только своим предметом и не только большой значимостью логических свойств. Одну из важных ролей в нём выполняют мировоззренческие и научные компоненты. Юридическое мышление не просто отражает правовые и политические явления в особенной форме, но и конструирует своеобразную картину социального интеллектуальности мира [3, 11].

С познания научной философии «Сотворение знания» - перекликается с названием знаменитой фрески Микеланджело - «Сотворение Адама». Сюжет именно этого произведения о том, что пальцы Бога и Адама не соприкасаются: палец Бога вытянут до максимума, но палец Адама находится с последней сокращённой фалангой? Заключается в том, что палец Адама представляет собой его свободную волю. Проводим параллель между нашим временем и произведением эпохи Ренессанса, сравнивая того, кто ищет знание, с Адамом, и того, кто способен направить на верный путь к этому самому знанию, с Богом. «Я достаточно рядом, чтобы помочь, но и достаточно далеко, чтобы ты смог сделать свой выбор».

Главной целью развитие интеллекта, на наш взгляд, является не обучение, а поддержка, помощь, наставление. Цитируя Плутарха: «Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь». В наше современное время переизбыток информации как тьма, в которой чувствуешь себя потерянным, и только учитель-наставник, несущий свет истинных знаний и науки, озаряет наш путь и зажигает этот свет в своих учениках [2, 7, 8].

Выводы. Подводя итоги можно сделать некоторые промежуточные выводы:

- давать структурам нервной ткани головного мозга перестраиваться и образовывать новые при помощи разной деятельности мозга (учиться, физическая культура, творчество и другое), чтобы работали разные отделы центральной нервной системы;

- заниматься от простого к сложному с индивидуальным походом, ежедневно, но не перегружать (всё должно быть в меру) т.к. организм найдёт способ уложить тебя на постельную койку, и хорошо, если это будет лёгкая острая респираторная вирусная инфекция, а не тяжёлая травма или заболевание нервной системы;

- мотивация, инициатива, получение результата и радость даёт положительный и гармоничный эффект интеллектуального развития;

- должны проводиться мероприятия с творческо-исследовательской, практической направленностью работы, между разными областями науки и странами, что позволит открывать новые границы в интеллектуальном развитии человеческих ресурсов.

Данная статья позволила объединить разные научные школы с разных областей направлений и вывести общие закономерности интеллектуального развития человека. Развитие и расширение направления в данной области заключается в том, что для изучения данного вопроса, а в дальнейшем и написание научной или обзорной статьи по обмену опытом в данном направлении. Всё это нужно сделать и направить все силы в первую очередь для развития мышления и интеллектуальных ресурсов человека, и чтобы никогда не превосходил искусственный цифровой интеллект над человеком, а только был помощником.

Литература:

1. Абумуслимов, С.С. Адаптационный подход к реконсолидации долговременной памяти человека / С.С. Абумуслимов // ПРОРЫВНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: проблемы, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ: сборник статей XI Международной научно-практической конференции, Пенза, 27 октября 2018 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2018. - С. 11-41.-EDN YPZZRB

2. Елкина, И.М. Необходимость формирования эмоционального интеллекта у обучающихся: учет в современных дидактических концептах / И.М. Елкина // Ценности и смыслы. - 2022. - № 6(82). - С. 84-91. - DOI 10.24412/2071-64272022-6-84-91. - EDN JTIEHS

3. Зуев, Е.А. Работа с помощью Chat ОРТ / Е.А. Зуев, М.А. Ефремов // Современные информационные технологии и информационная безопасность: сборник научных статей 2-й Всероссийской научно-технической конференции, Курск, 28 февраля 2023 года. - Курск: Юго-Западный государственный университет, 2023. - С. 39-42. - EDN IWKKIM

4. Кибкало, A.B. Исследование интеллектуальных возможностей человека и факторов, влияющих на развитие интеллекта / A.B. Кибкало // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2007. - № 2(28). - С. 381-427. - EDN SHCVCJ

5. Лонская, Л.В. Специфика развития профессионально-педагогической компетентности преподавателей медицинского вуза: уровни сформированности / Л.В. Лонская, Т.В. Малютина // Архитектурно-строительный и дорожно-транспортный комплексы: проблемы, перспективы, инновации: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, приуроченной к проведению в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий, Омск, 24-25 ноября 2022 года. - Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2022. -С. 655-658. - EDN FYVUPI

6. Малютина, Т.В. Организационные аспекты учебного процесса как условие профессионального становления студентов медицинского профиля / Т.В. Малютина // Человек и общество в нестабильном мире: Материалы международной научно-практической конференции, Омск, 01 марта 2022 года. - Омск: Частное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский юридический университет", 2023. - С. 38-41. - EDN FHEEQD

7. Мильгизин, Н.Э. К вопросу о креативности в нейросетях искусственного интеллекта / Н.Э. Мильгизин, Л.В. Баева // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. - 2017. - № 1 (13). - С. 62-71. - DOI: 10.17726/philIT.2017.1.4. -EDN: ZUGFSF

8. Николаева, Е.М. Гибридная субъектность: интеграция естественного и искусственного в современном социально-техническом пространстве / Е.М. Николаева, A.M. Камалеева, М.С. Николаев // Казанский социально-гуманитарный вестник. - 2023. - № 1(58). - С. 46-50. -DOI 10.26907/2079-5912.2023.1.46-50. - EDN YTMTQX

9. Першина, К.В. Условия развития творческого мышления / К.В. Першина // Вестник науки и образования. - 2019. -№2-1 (56).-С. 106-110. -EDN: YVMWTZ

10. Резникова, Ж.И Интеллект животных: от индивидуума до социума / Ж.И. Резникова // Наука из первых рук. -2008. -№ 3(21).-С. 96-101. - EDN JKBOSH

11. Соколов, А.Б. Управленческая педагогика как способ организации деятельности в высшей школе / А.Б. Соколов // Психологические и педагогические проблемы в профессиональной деятельности: традиции и тенденции: Материалы всероссийской научно-практической конференции, Омск, 01 июня 2022 года / Пред. редколлегии В.О. Зверев. - Омск: Омская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. - С. 104-106. - EDN OBBXUQ

12. Степанов, A.C. Иммуногистохимическая характеристика структур коммуникации нейронов коры головного мозга человека в норме и после реперфузии / A.C. Степанов, В.А. Акулинин, С.С. Степанов, A.B. Мыцик // Журнал анатомии и гистопатологии. - 2016. - Т. 5, № 4. - С. 61-68. - EDN XFWBEJ

13. Фокин, И.В. Перспективы использования Chat ОРТ в жизни человека / И.В. Фокин, B.C. Федоров // ИНСТРУМЕНТЫ, МЕХАНИЗМЫ и ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Тюмень, 07 апреля 2023 года. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2023. - С. 5-6. - EDN VNURBG

14. Юматов, Е.А. Системная организация психической деятельности мозга во сне и в бодрствовании / Е.А. Юматов // Вестник Международной академии наук (Русская секция). - 2017. - № 1.- С. 21-28. - EDN YTNXUZ

Психология

УДК 159.9

старший преподаватель Матвеева Ольга Сергеевна

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказания России Федерального казенного образовательного учреждения высшего образования (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена описанию исследования проведенного автором в рамках изучения особенностей влияния организационной культуры на профессиональную деятельность сотрудников исправительного учреждения. Полученные результаты могут быть использованы психологами при организации и планировании работы с сотрудниками различных отделов и служб исправительного учреждения в рамках формирования и поддержания определенной организационной культуры внутри учреждения и вне его. Автор попытался показать необходимость разработки определенных психологических критериев влияющих на эффективность практической работы сотрудников, сплочение коллектива для достижения поставленных стратегической целей и соблюдение ими ценностей действующих внутри исправительного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.