Научная статья на тему 'СКЛОННОСТЬ К СРЫВАМ У ПОДРОСТКОВ ИЛИ СЛОЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ'

СКЛОННОСТЬ К СРЫВАМ У ПОДРОСТКОВ ИЛИ СЛОЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нервно-психическая неустойчивость / подростки / стрессовая ситуация / psychosomatic health / adolescents / academic performance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Льдокова Галия Михайловна

В статье представлены результаты эмпирического исследования нервно-психической неустойчивости подростков и склонности их к срывам. Выборку составили обучающиеся подросткового возраста в количестве 50 человек. При исследовании использованы надежные и валидные методики. Результаты исследования могут быть применены педагогами-психологами для организации индивидуальной и групповой работы с подростками, имеющими склонность к срывам, и специалистами Школ приемных родителей при актуализации знаний об особенностях подросткового периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Льдокова Галия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of an empirical study of the influence of vegetative stability of adolescents on the level of their academic performance (academic success). The sample consisted of teenage students in the amount of 30 people. The study used reliable and valid methods. The results of the study can be used by teachers to organize individual and group work with adolescents with different levels of academic success and by educational psychologists in working with adolescents with a low level of academic success.

Текст научной работы на тему «СКЛОННОСТЬ К СРЫВАМ У ПОДРОСТКОВ ИЛИ СЛОЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА В ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ»

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Льдокова Галия Михайловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

СКЛОННОСТЬ К СРЫВАМ У ПОДРОСТКОВ ИЛИ СЛОЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКА В

ПРИЕМНУЮ СЕМЬЮ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования нервно-психической неустойчивости подростков и склонности их к срывам. Выборку составили обучающиеся подросткового возраста в количестве 50 человек. При исследовании использованы надежные и валидные методики. Результаты исследования могут быть применены педагогами-психологами для организации индивидуальной и групповой работы с подростками, имеющими склонность к срывам, и специалистами Школ приемных родителей при актуализации знаний об особенностях подросткового периода.

Ключевые слова: нервно-психическая неустойчивость, подростки, стрессовая ситуация.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the influence of vegetative stability of adolescents on the level of their academic performance (academic success). The sample consisted of teenage students in the amount of 30 people. The study used reliable and valid methods. The results of the study can be used by teachers to organize individual and group work with adolescents with different levels of academic success and by educational psychologists in working with adolescents with a low level of academic success.

Key words: psychosomatic health, adolescents, academic performance.

Введение. Институт приемной семьи получает все большее распространение в Российской Федерации. Большое количество детей получают возможность обрести семью, маму и папу, будучи усыновленными или взятыми под опеку. У ребенка появляется возможность прожить эмоционально насыщенную жизнь рядом с теми, кто их любит.

Воспитание это активизация внутренних и внешних ресурсов родителей на принятие ребенка в свою семью, как родного, без разграничения на позиции своего ребенка и не своего. Специалисты, которые проводят занятия с потенциальными родителями дают им возможность вдуматься в свои истинные желания и мотивы принятия ребенка в семью. Те знания и компетенции, которые они получают, дают им возможность взвесить все риски, которые им могут встретиться на пути решения проблемных вопросов с тем ребенком, которого они принимают в свою семью и принять осознанное решение. Чаще всего потенциальные родители в большей степени предпочитают принять ребенка в свою семью от младенчества до дошкольного возраста. К детям более старшего возраста они относятся несколько настороженно в связи с яркими проявлениями кризиса, например у подростков.

Подросток отличается полярностью своего поведения. В этом есть свои плюсы и минусы. Он может быть как податливым, гибким, легко приспосабливаться к требуемым условиям, но может проявить и строптивость, нежелание подчиняться общепринятым правилам. Внутренняя нестабильность и неуравновешенность может быть связана и с активной умственной деятельностью подростка в школе, необходимостью решать как личностные, так и коллективные задачи. Все это может приводить подростка к истощаемости, что при отсутствии регулируемого фактора со стороны значимых взрослых или саморегуляции приводит к изменениям в поведении.

Актуальность исследования заключается в психологической грамотности относительно особенностей поведения ребенка-подростка, его эмоциональной сущности, что позволит потенциальным родителям не бояться подростков и переживание ими подросткового кризиса.

Изложение основного материала статьи. В отечественной науке проблема склонности подростков к нервным срывам изучалась с конца XX в., в основном на выборке обучающихся старшего подросткового возраста (17-19 лет). Ф.Б. Березин особо подчеркивал прямую зависимость нервно-психической адаптации от уровня нервно-психической устойчивости к стрессу, которая необходима в профессиональных ситуациях [3, С. 112]. В начале XXI в. в исследовании C.B. Чермянина, Е.В. Федосенко и М.В. Туманова было выявлено, что количество подростков со сниженной нервно-психической устойчивостью в 8 раз стало превышать аналогичный уровень, отмеченный у подростков в 1980-е гг. [9, С. 82]. Современные исследователи (Т.В. Рогачева (2014) [6], В.А. Бодров (2019) [5] ) отмечают рост нагрузок влияют на психику современного человека. Особенности переживания стресса изучали Д.Н. Исаев (2005), Б.Б. Величковский (2009), А.Б. Рогозян (2012) и др. Нервно-психическую устойчивость подростков школьного возраста изучали Т.С. Тихомирова (2004), Р.Е Прохоров (2012), К.А. Шиняев (2014) и др. на выборке обучающихся выпускных классов (подростки 16-17 лет). Изучалась нервно-психическая устойчивость подростков в зависимости от тендера, по полу (Т.В. Точилина (2007), Т.Г. Шанина (2012), и др.). Однако, психологическая наука располагает крайне малыми сведениями по данной возрастной группе детей. Учитвая возрастающие нагрузки на психику в современных жизненных условиях и возрастающих социальных требований ко все более молодым людям, изучение этого вопроса у детей подросткового возраста выступает достаточно ярко.

Цель нашего исследования: выявить склонность к стрессовому поведению у подростков.

Достижению цели способствовало решение следующих задач:

1) определить понятие и рассмотреть виды стресса;

2) обосновать особенности стрессового поведения у подростков;

3) выявить склонность к стрессам у подростков с использованием методики «Прогноз».

Объект исследования - психическая неустойчивость старших подростков (14-15 лет).

Предмет исследования - склонность к срывам в стрессовой ситуации у старших подростков (14-15 лет).

Исследование проводилось следующими методами:

- теоретические - анализ, синтез, систематизация научно-методических литературных источников;

- психодиагностический - опрос по методике «Прогноз»;

- количественный - математический анализ;

- качественный - сравнительно-аналитическое описание;

- математическая статистика.

Для исследования была использована методика «Прогноз», автором которой является В.Ю. Рыбников.

Исследование проводилось на базе общеобразовательного учреждения №2 г. Елабуга, Республики Татарстан, Россия. Контингент испытуемых представлен респондентами женского и мужского пола. Общий объем выборки составил 50 человек.

Научная новизна: предложены и апробированы рекомендации по снижению негативных поведенческих проявлений в ситуациях стресса и закреплению навыков саморегуляции в ситуациях неопределенности.

Практическая значимость: материалы исследования использованы в организации деятельности Школ приемных родителей при проведении занятий, актуализирующих информацию о детях подросткового возраста.

Исследование позволило выявить индивидуально-психологические особенности подростков, влияющие на предрасположенность к стрессу.

Среднее значение показателей нервно-психической устойчивости подростков по норме и по диагностике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Среднее значение шкалы нервно-психической устойчивости и диагностические значения у подростков

исследуемой группы, балл

Шкала Норма по методике Диагностический результат

Нервно-психическая устойчивость 14-17 18,0

Средние значения показателей нервно-психической устойчивости обследуемых подростков соответствуют 18,0 баллам, что при переводе в стены соответствует значению «3» - удовлетворительному уровню нервно-психической устойчивости, который характеризуется возможностью в стрессовых ситуациях умеренных нарушений психической деятельности, восприятием окружающей действительности, сопровождающимся неадекватным поведением.

Анализ эмпирических данных позволил определить текущую предрасположенность к проявляниям стресса у испытуемых подростков. Риск дезадаптации в стрессе у подростков проявился на низком уровне у 9 человек, что составляет 18%, из них 3 респондента мужского пола (6%) и 6 респондентов женского пола (12%). У 22 подростков, что составляет 44% (12 респондентов мужского пола (24%) и 10 респондентов женского пола (20%) выражен удовлетворительный уровень склонности к срывам в ситуации стресса. Хорошая устойчивость к стрессовым ситуациям наблюдается у 16 человек, что составляет 32%, из них 10 респондентов мужского пола (20%) и 6 респондентов женского пола (12%). Высокой устойчивостью к срывам в ситуации стресса характеризуется небольшая доля подростков - 3 человека, что составляет 6%, из них 2 респондента мужского пола (4%) и 1 респондент женского пола (2%).

Подростки, в силу возрастных особенностей, склонны активно и бурно реагировать на те ситуации, которые связаны с их личностными переживаниями, невозможностью найти ответы на жизненные вопросы в ситуациях неопределенности, отсутствием понимания близких.

Для выявления значимости различий в данных условных группах подростков (независимых выборках) был применен непарметрический критерий Манна-Уитни (Ц-критерий). Расчет критерия для исследуемых выборок осуществлен с помощью онлайн-программ статистической обработки. Анализ эмпирических значений критерия Ц-Манна-Уитни выполнен с помощью таблицы критических значений критерия Манна-Уитни, результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Эмпирические значения критерия и-Манна-Уитни, при р<0,05

Неудовлетворительная НПУ и удовлетворительная НПУ Удовлетворительная НПУ и хорошая НПУ Хорошая НПУ и высокая НПУ Мальчики-подростки и девочки-подростки

Икр Цэмп Икр Цэмп Икр Цэмп Икр Цэмп

63,0 55,0 116,0 0,0 7,0 18,0 225,0 363,5

Анализ значений критерия и-Манна-Уитни показал:

а) несущественные различия (Икр > Цэмп):

- между подростками с неудовлетворительной НПУ и удовлетворительной НПУ;

б) зону неопределенности значений (Икр = 0):

- между подростками с удовлетворительной НПУ и хорошей НПУ (гипотеза о несущественности различий отвергается);

в) существенные различия (Икр < Цэмп):

- между подростками с хорошей НПУ и высокой НПУ;

- между мальчиками-подростками и девочками-подростками.

Итак, согласно результатов статистического анализа, различия в уровнях нервно-психической устойчивости у подростков с неудовлетворительной НПУ (9 человек, 18%) и удовлетворительной НПУ (22 человека, 44%) не существенны, что подтверждает вероятность личностных нарушений в сфере нервно-психической неустойчивости при стрессе у 31 подростка (62%). Существенно значимые различия показателей НПН у мальчиков-подростков и девочек-подростков подтверждают достоверность выводов о существовании различий в нервно-психической неустойчивости у подростков в зависимости от половой принадлежности.

Выводы. Таким образом, гипотеза исследования полностью подтверждается полученными эмпирическими данными:

1) старшие подростки (14-15 лет) склонны к нервным срывам в стрессовой ситуации.

Нервно-психическая устойчивость у большинства (62%) подростков соответствует удовлетворительному уровню и ниже, которые характеризуются возможностью срывов в стрессовых ситуациях, сопровождающихся неадекватным поведением;

2) мальчики-подростки менее склонны к срывам в стрессовой ситуации, чем девочки-подростки.

Мальчики-подростки 14-15 лет более стрессоустойчивы и менее склонный к срыву в ситуации стресса. Это можно объяснить меньшей эмоциональностью мальчиков, а также возможностью выплеснуть свои эмоции в других жизненных ситуациях, например, в активных спортивных занятиях и играх, в компьютерных играх, которые являются распространенными видами деятельности среди мальчиков. Девочкам характерно переживание эмоций внутри себя, что обусловлено воспитанием и социальными установками «красивового поведения» в обществе.

В связи с неблагоприятным прогнозом по склонности к нервно-психическому срыву у подростков 14-15 лет, необходима реализация психологических программ по поддержанию высокого уровня нервно-психической устойчивости,

направленных на развитие и формирование положительных психологических особенностей (стрессоустойчивости) подростков и адекватного поведения в стрессовой ситуации.

Своевременная деятельность педагога-психолога, социальных педагогов позволит стабилизировать неравновесные состояния подростков, мотивировать их к социально положительному поведению, стимулировать к конструктивному взаимодействию с приемными родителями и адаптации в семье.

Литература:

1. Бакунович, М.Ф. Взаимосвязь нервно-психической устойчивости и саморегуляции как показатель социального поведения в юношеском возрасте / М.Ф. Бакунович, O.A. Шавлюкевич // Профессиональное образование. - 2019. - № 3 (37). -С. 36-41

2. Берг, Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления: учебное пособие / Т.Н. Берг. -Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2005. - 63 с.

3. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека: монография / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988.-270 с.

4. Близниченко, С.А. О взаимосвязи нервно-психической устойчивости и социально-психологической адаптации у старшеклассников / С.А. Близниченко, М.В. Богданова // Актуальные научные исследования в современном мире: сборник материалов Международной (заочной) научно-практической конференции; под ред. А.И. Вострецова. - 2018. - С. 701-706

5. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление: монография / В.А. Бодров. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019.-528 с.

6. Рогачева, Т.В. Психология экстремальных ситуаций и состояний: учебное пособие / Т.В. Рогачева, Г.В. Залевский, Т.Е. Левицкая. - Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. -276 с.

7. Формирование стрессоустойчивости у подростков: учебно-методическое пособие / Под ред. И.А. Бобровой, E.H. Францевой. - Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2020. - 121 с.

8. Хазова, С.А. Возрастная специфика совладающего поведения подростков / С.А. Хазова, Н.В. Останина // Сибирский педагогический журнал. -2014. -№ 1. -С. 180-185

9. Чермянин, C.B. Особенности психического здоровья учащихся учреждений начального профессионального образования / C.B. Чермянин, Е.В. Федосенко, М.В. Туманов // Современные проблемы гигиены труда / Под ред. Ю.В. Лизунова. - СПб.: ВМедА, 2005. - С. 78-83

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук Малютина Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат ветеринарных наук Авдеев Дмитрий Борисович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск); кандидат педагогических наук Лонская Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Омск)

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЦИФРОВОЕ ВРЕМЯ

Аннотация. В данной статье мы хотим рассмотреть и обсудить вопросы развития человеческого мышления и интеллекта с разных точек областей науки (педагогических, юридических, медицинских, ветеринарных, биологических, социальных и других) в современное цифровое время. Попытались найти общие точки соприкосновения развития безграничных человеческих ресурсов какую бы область интереса человек бы не выбрал.

Показаны как видят данную проблему развития интеллекта с различных областей науки в связи с перегруженностью цифровой информацией, внедрение искусственного интеллекта и многое другое. Ключевые слова: мышление, интеллект, развитие человека.

Annotation. In this article, we want to consider and discuss the development of human thinking and intelligence from different points in the fields of science (pedagogical, legal, medical, veterinary, biological, social, and others) in modern digital time. We tried to find common ground for the development of unlimited human resources, no matter what area of interest a person would choose. It shows how this problem of the development of intelligence from various fields of science is seen in connection with the overload of digital information, the introduction of artificial intelligence and much more. Key words: thinking, intelligence, human development.

Введение. Цель данной работы заключается в том, чтобы у каждого, кто прочитает данную статью, появились вопросы, дискуссия, промежуточные выводы, мотивация и другие мысли, то, что поможет задуматься о мышлении и о интеллекте человека, а также даст толчок развитию человеческим возможностям и поддержанию твёрдости константы внутренней среды в области развития своих безграничных ресурсов. Задачи статьи:

1. Проанализировать научную литературу по заявленному вопросу.

2. Отметить значение развития мышления человека и выделить общее с разных точек областей наук.

3. Сделать выводы по результатам теоретического анализа.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая с точки зрения биологии и медицины головной мозг, можно отметить, что он состоит из нейронов и глиальных клеток, которые всё время перестраиваются, образуются новые синаптические (дофаминовые, ГАМК и другие) связи под воздействием абсолютно разных факторов. Головной мозг всё время работает, но в каждой отдельной деятельности человека в большей или меньшей степени определённые области будут задействованы. Он работает и ночью, когда мы спим. Известно много примеров, что начать заниматься любым делом никогда не поздно и не рано. Нужно менять деятельность, чтобы мозг переключался с одного отдела на другой [1, 12, 14].

В своей работе этолог Резникова Ж.И рассматривает интеллектуальные достижения животного мира. Книга "Animal Intelligence: From Individual to Social Cognition" ("Интеллект животных: от индивидуума до социума") написана как учебник для аспирантов, но вызовет интерес и будет доступна и для более широкого круга читателей. Как отметил в своём предисловии для книги известный приматолог, профессор Кембриджского университета Уильям Мак-Грю, «российскому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.