Научная статья на тему 'К вопросу о стандартизации в области надежности военной техники'

К вопросу о стандартизации в области надежности военной техники Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
6638
9361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о стандартизации в области надежности военной техники»

Писарев В.Н.

ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России, Москва, Россия

К ВОПРОСУ О СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ НАДЕЖНОСТИ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ

Система государственных стандартов «Надежность техники» была создана в 1981 г. при ВНИСОТ (ныне Рособоронстандарт) и с 1994 г. получила свое развитие в рамках одноименного технического комитета по стандартизации ТК 119 (приказ Госстандарта от 3 июня 1994 г. N 88).

Развитие указанной системы шло параллельно и во взаимосвязи с развитием ГОСТов по надежности комплексов государственных военных стандартов (КГВС) «Мороз-5 (1976 г.), «Климат-6» (1980 г.),

«Мороз -6» (1998 г.) и «Климат -7» (1997 г.) и руководящих военных документов в области надежно-

сти, разрабатываемых 22 ЦНИИИ МОРФ. С 1993 указанное развитие проблемных вопросов обеспечения качества вооружения и военной техники (ВВТ), в том числе и в области надежности, шло в рамках технического комитета по стандартизации ТК 319 «Надежность и стойкость ЭРИ и РЭА военного назначения», созданного при 22 ЦНИИИ МО РФ.

Направленность деятельности ТК 119 была связана со стандартизацией общих положений в области обеспечения надежности (общие вопросы, организация работ по обеспечению надежности, способы обеспечения надежности на стадиях ЖЦ, анализ и расчет надежности, а также испытания, контроль, оценка надежности).

Разработка ГОСТ РВ ТК 319 была направлена на совершенствование методологии нормирования надежности и оценки соответствия требованиям надежности по всем уровням разукрупнения вооружения и военной техники: электрорадиоизделия (ЭРИ) - КГВС «Климат-7», радиоэлектронная аппаратура (РЭА) военного назначения - КГВС «Мороз -6», системы, комплексы и образцы вооружения и военной техники - ОТТ МО 1.1.1-2000 и ОТТ МО 1.2.1-2000, а также методология ускоренных методов испытаний на надежность, оценки правильности применения ЭРИ в РЭА, расчетов комплектов ЗИП и др.

Обоснование требований и методов оценки соответствия этим требованиям и реализация их в НД Минобороны России основывалось на результатах выполнения научноисследователь-ских работ с проведением большого объема испытаний, в том числе и натурных.

Разработка указанных выше документов проходила во взаимосвязи единого подхода к обоснованию проблемных вопросов надежности по всем уровням разукрупнения военной техники (ЭРИ, РЭА, ВВТ) и единым коллективом разработчиков, прежде всего, ученых 22 ЦНИИИ МО РФ (д.т.н. Перроте А.И., д.т.н. Явриян А.Н., д.т.н Карташов Г.Д., к.т.н. Андреев А.Н., к.т.н. Давыдов Э.Т., к.т.н Резинов-ский А.Я. и многие другие) и представителей видовых институтов Минобороны России, институтов промышленности и высшей школы (МВТУ им. Н.Э. Баумана, МИЭМ, МИРЭА и др.).

О весомости полученных ими результатов свидетельствует тот факт, что коллективы разработчиков КГВС «Мороз -5» в 1976 г. и КГВС «Мороз -6» в 1998 г. были удостоены Государственных премий в области науки и техники (СССР и России соответственно).

С 2005 года в стране появились ГОСТы системы стандартизации «Надежность военной техники», которая позиционирует себя, как подсистема системы стандартов «Надежность в техники» (п.11.10 ГОСТ

РВ 27.1.01-2005), полагаю не законно, поскольку необходимо было корректировать положение о ТК 119, которое невозможно было провести при наличии ТК319. Основной разработчик стандартов - Рособоронстандарт (часть стандартов разработана ФГУП « ЦНИИХМ»), в ведения которого находился ТК 119. Уже к 2009 году было разработано 12 ГОСТ РВ. Неизвестно, каким образом сегодня осуществляется планирование разработки стандартов системы «Надежность военной техники» в ТК 119, полагаю, что никаким, поскольку ведение секретариата ТК 319 Приказом Ростехрегулирования от 19.12.2007 n. 3591 передано ФГУП "ВНИИНМАШ".

Анализ разработанных стандартов системы «Надежность военной техники» показал, что им свойственны такие характерные черты, как:

- наличие порочной практики «рейдерского захвата» проблем стандартизации из других систем;

- искуственное завышение грифа разработанных стандартов (ДСП) или присвоения такого грифа уже существующему ГОСТу и выдавая его за новую разработку. Для стандартов с грифом «ДСП» значительно уменьшается аудитория публичного рассмотрения их проектов;

- отсутствие системности при разработке различных стандартов в: нормативных ссылках, определениях, объектах стандартизации, стандартизации положений, которые не относятся к надежности и др.

Ниже приедена характеристика ряда стандартов системы «Надежность военной техники».

1. ГОСТ РВ 27.1.01-2005 НВТ. Управление надежностью. Основные положения (объем стандарта вместе с обложками - 8 страниц, разработчик Рособоростандарт).

Разработчики стандартов не достаточно четко определились с объектом стандартиза-ции.

Так, в р. 1 сказано, что «положения настоящего стандарта не распространяются на управление надежностью изделий ВТ при их эксплуатации, ремонте, и хранении...», в то время как ГОСТ РВ 27.1.022005 (п. 5.3) из этой же системы стандартов устанавливает порядок разработки программ обеспечения надежности на этапах эксплуатации, а ГОСТ РВ 0027-009-08 содержит раздел «Методы испытаний на сохраняемость и ремонтопригодность» (действитель-но, правая рука не знает, что делает левая).

В п. 3.1.2 приведено определение термина изделие ВТ, как: «Техническое устройство [образец

ВТ; составная часть образца (комплекса, системы) ВТ; комплектующие изделия межотраслевого применения; оборудование или аппаратура для обеспечения испытаний, эксплуатации и ремонта ВТ], создаваемое (созданное) по ТЗ заказчика или по документации, утвержденной заказчиком ВТ», которое отличается от определения, приведенного ГОСТ РВ 15.210-2001 (на него дана ссылка в ГОСТ РВ 27.3.032005). Однако заметим, что оба термина к изделиям ВТ отнесли «оборудование или аппаратуру», а это уже другая область стандартизации.

ГОСТ РВ 27.1.01-2005 по образу и подобию ГОСТ РВ 15.002-2003 регламентирует в области надежности изделий ВТ создавать систему управления надежностью (СУН), которая должна содержать:

- самостоятельную организационную структуру с непосредственным подчинением руководству предприятия (или соответствующее подразделения службы СМК);

- Руководство по СУН (руководство по качеству);

- нормативное обеспечение СУН;

- систему ответственности руководства и подразделений за СУН и др.

Приведенные в стандарте положения представляют собой отрывочные, надерганные из разных источников фразы, имеющих слабое отношение к надежности. Они не соответствуют существующим НД в области надежности, практики и логики развития этой деятельности, начиная с того, что надежность всегда была в ведении главного конструктора, но не службы СМК.

Чего только стоит редакция п. 6.1: «Руководство предприятия гарантирует и предостав-ляет документальные доказательства того, что запросы и ожидания заказчика и/или непосредственного потребителя в области надежности выявлены, определены в виде конкретных требований и согласованы».

Сравнительный анализ ряда стандартов указанной системы приведен в таблице 1, в которой комментарии автора к некоторым стандартам выделены курсивом.

Таблица 1

Номер и название ГОСТа системы НВТ

2. ГОСТ РВ 27.1.02-2005 НВТ. Программа обеспечения надежности (ПОН). Общие требования (разработчик Рособоронстандарт).

Номера и название стандартов - аналогов разработанному ГОСТ РВ

ГОСТ В 15.206-84 СРПП ВТ. ПОН. Общие требования ( отменен).

ГОСТ РВ 20.39.302 КСОТТ. Требования к ПОН и программам обеспечения стойкости.

ГОСТ РВ 27.1.02 практически полностью в худшей редакции дублирует ГОСТ в 15.206-84 с незначительными ««косметическими» доработками и, кстати, с ошибками. Например:

- в примере по ПОК для ЭРИ (П.4.4) ссылаются на ныне не действующий ГОСТ РВ 20.57.412 -97, который не имеет отношение к ПОК (устанавливает устаревшие требования к системам качества предприятий);

- перечень мероприятий для этапа «Аванпроект» (приложение А) приведен не полностью, отсутствует ««предварительный выбор состава и определение показателей надежности основных СЧ, оценка ожидаемого уровня надежности образца (СЧ), обоснование выбранного варианта построения;

- и, самое главное, введение ГОСТ РВ 27.1.02, повлекло за собой отмену ГОСТ В 15.206, что привело к началу развала важной и крайне необходимой системы стандартов СРПП ВТ.

Кроме того, в указанном стандарте умышлено игнорируется упоминание о ГОСТ РВ 20.39.302 (КГВС «Мороз-6»), распространяющегося на аппаратуру, приборы, устройства и оборудование военного назначения

(именно здесь и закладывается надежность ВВТ).

3. ГОСТ РВ 27.2.01-2005 НВТ. Кассифи-кация отказов и предельных состояний ГОСТ 27. 310-95 НТ. Анализ видов, последс-твий и критичности отказов. Основные положения.

4. ГОСТ РВ 27.3.01-2005 НВТ. Состав и общие правила задания требований к надежности. ГОСТ 27. 003-90 НТ. Состав и общие правила задания требований по надежности. ГОСТ РВ 20 39.303-98 КСОТТ. АПУОВН. Требования надежности.

ГОСТ РВ 27.3.01 полностью дублирует ГОСТ РВ 20.39.303-98, с заменой в нем только «РЭА» на «изделия ВТ».

5. ГОСТ РВ 27.3.02-2005 НВТ. Конструк-тивно-технические требования. Состав, порядок задания и оценка результатов.

ГОСТ РВ 20. 39.309 -98 Конструктивно-техни-ческие

требования и ГОСТ РВ 20. 57.310-98 Методы оценки

соответствия конструктивно-техническим требованиям.

ГОСТ РВ 27.3.02 содержит всего 12 страниц текста, а также содержит ссылки на устаревшие документы (ГОСТ Р 8.563-97 -отменен) и документы, распространяющиеся на народно-хозяйственную продукцию

(НХП): ГОСТ 15150-69, 15151-69 и множество других стандартов 75-85 г.г. В частности, ГОСТ РВ 20.

39.309 и ГОСТ РВ 20. 57.310, которые регламентируют контруктивно-технические требования и методы

оценки их соответствия требованиям, изложенные на 88 стр.

В п. 4.1 приведен типовой состав конструктивно-технических требований, перечень которых сущест-

венно искажен и занижен. Например, отсутствует требование оценки правильности применения ЭРИ, требование к консервации и упаковке, требования и методы обеспечения безопасности и пр.

В 4.4 сделана ссылка на ГОСТ РВ 20. 39.309 и ГОСТ РВ 20. 57.310 с неверной, ограниченной областью деятельностью (радиоэлектронная и электротехническая аппаратура).

Материал стандарта разрозненный, фактически его мало, в то же время на него уже делаются ссылки в стандартах СРПП ВТ.

Следует отметить, что область стандартизации ГОСТ РВ 27.3.02 не относятся с вопросами обеспечения надежности.

6. ГОСТ РВ 27.3.03-2005 НВТ. Оценка и расчет РДВ 319. 01.19-98 Методики оценки расчета запасов запасов в комплектах ЗИП. в комплектах ЗИП.

ГОСТ РВ 27.3.03 полностью дублирует положения РДВ 319 (с заменой «РЭА» на «изделия ВТ»), который входит в перечень документов второго уровня КГВС «Мороз-6», был утвержден начальником вооружения вместе с КГВС и, кроме того, не имеет грифа ДСП.

Следует отметить, что уже в ГОСТ 0015-705-2008 СРПП. Военная техника. Запасные части, принадлежности и инструменты (Рособоронстандарт) уже делается ссылка на ГОСТ РВ 27.3.03.

7. ГОСТ РВ 27.4.01-2005

8. ГОСТ РВ 27.4.02-2005 НВТ. Планы испытаний для контроля средней наработ-ки на отказ (до отказа) ГОСТ 27. 402-95 НТ. Планы испытаний для контроля средней наработки до отказа (на отказ). Ч.1. Экспоненциальное распределение.

9. ГОСТ РВ 0027-009-08 НВТ. Методы оценки соответствия требованиям надеж-ности (разработан ФГУП «ЦНИИХМ»). ГОСТ РВ 20.57.304-98 КСКК. Методы оценки соответствия требованиям надежности.

Положения ГОСТ РВ 0027-009 полностью дублирует ГОСТ РВ 20.57.304-98, заменив РЭА на изделия ВТ, кроме того в новый ГОСТ РВ не вошли 2 раздела: 14. Оценка качества системы технического обслуживания и СТО; 15. Оценка комплектности ЗИП.

В р.1 этого стандарта сказано, что «Настоящий стандарт распространяется на изделия ВТ и их СЧ, требование к надежности которых заданы в соответствие с ГОСТ РВ 27.03.01 или ГОСТ 27.003 или ОТТ 1.1.1, а испытания и приемку проводят в соответствии с ОТТ 1.2.1 по документации, утвержденной заказчиком». В этой связи следует отметить, что никогда требования к надежности ВТ и их СЧ не задавались в соответствии со стандартом на НХП - ГОСТ 27.003. А ОТТ 1.1.1 и ОТТ 1.2.1 - это документы, разработанные ТК 319, и они распространятся на ВВТ и действуют в органической связи с КГВС «Климат-7» и «Мороз-6».

Такая деятельность Системы стандартов «НВТ» является прямым «рейдерским» захватом тематики ТК 319, в котором проблемные вопросы обеспечения надежности решались комплексно (требования, методы обеспечения требований и методы оценки соответствия требований изложены в более, чем 20 документов ранга ГОСТ и РДВ) и для всех уровней разукрупнения военной техники ЭРИ, РЭА и ВВТ.

Возникает вопрос, зачем надо залезать в чужой огород и разваливать хорошую, действующую более 40 лет систему стандартов.

10. ГОСТ РВ 0027-010-08 НВТ. Прогнозирование надежности. Основные положения (разработчик ЦНИИХМ) ГОСТ 27. 301-95 НТ. Расчет надежности. Основные положения

11. ГОСТ РВ 0027-011-2008 НВТ. Система технического обслуживания (СТО). Общий порядок задания требований и оценки их выполнения ГОСТ 28.001-83 СТО и ремонта техники. Основные положения ГОСТ 23660-79 СТО и ремонт техники. Обеспечение ремонтопригодности при разработке изделий

12. ГОСТ РВ 0027-012-2009 НВТ. Планы испытаний для оценки вероятности безотказной работы ГОСТ 27. 410-84 НТ. Методы контроля показателей надежности и планы контрольных испытаний на надежность .

Из анализа представленных материалов следует, что разработчики стандартов системы «Надежность военной техники» беззастенчиво, практически методом «обложки» присвоили себя ряд стандартов из КГВС « Мороз-6», находящихся в ведении ТК 319 (пункты 4, 6, 9) или стандартов, распространяющиеся на народно-хозяйственную продукцию. Зачем проводить длительные исследования, когда есть вот такая возможность погреть руки, не сильно потея и ни за что не отвечая.

По ряду пунктам таблицы (7, 12 и другим) читателям самим предлагается разобраться, в чей карман залезли создатели системы.

Не будем искать виновных в этой ситуации, но вопросы остаются. Как можно было допустить включение таких тем стандартизации в План стандартизации оборонной продукции, который формировался в стенах департамента вооружения ВС РФ? Где роль согласующих этот план организаций и организаций, проводящих экспертизу стандартов этой системы? Кто-то же подавал предложения в этот план, заранее предполагая, откуда он будет «брать» информацию и «менять обложку» при разработки этих стандартов.

Такая деятельность Системы стандартов «НВТ» является прямым «рейдерским» захватом тематики ТК 319, в котором проблемные вопросы обеспечения надежности решались комплексно (требования, методы обеспечения требований и методы оценки соответствия требований изложены в более, чем 20 документов ранга ГОСТ и РДВ) и для всех уровней разукрупнения военной техники ЭРИ, РЭА и ВВТ.

Возникает вопрос, зачем надо залезать в чужой огород и разваливать хорошую, действующую более 40 лет и развивающуюся систему стандартов №Мороз-6».

Представим сегодня ситуацию, когда Заказчик, который более 40 лет руководствуясь стандартами КГВС «Мороз-2, 3, 5 и 6» и зная, что эти стандарты увязаны и с НД по надежности ЭРИ и ВВТ, а также зная, что есть институт Минобороны, отвечающий за эту проблему, при формировании ТТЗ на РЭА теперь вынужден обратиться к стандартам этой мифической системы.

Следует отметить, что в Филиале ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России заканчивается 4-х летняя научно-исследовательская работа «Мороз-7», реализацией которой будет вновь созданный в 2016 г. КГВС «Мороз-7». И что дальше делать?

Очевидно, что система стандартизации «Надежность военной техники» не легитимна и стандарты этой системы должны быть отменены, а система ликвидирована. Если в части этих стандартах и присутствуют важные и полезные наработки в области надежности военной техники (в чем, простите, сомневаюсь), то цивилизованным путем через ТК 319 эти наработки могут быть стандартизованы.

Ожидаю массовых обращений в адрес Минобороны и Росстандарта по поводу таких «вил».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.