Научная статья на тему 'К вопросу о сравнительном анализе интерпретаций в фортепианной педагогике'

К вопросу о сравнительном анализе интерпретаций в фортепианной педагогике Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1405
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ФОРТЕПИАННАЯ ПЕДАГОГИКА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ / СУБЪЕКТИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ / КОНЦЕРТМЕЙСТЕР / INTERPRETATION / COMPARATIVE ANALYSIS / PIANO PEDAGOGY / PERFORMING STYLE / SUBJECTIVITY OF PERCEPTION / CONCERTMASTER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Светлана Владимировна

Статья посвящена изучению содержания сравнительного анализа интерпретаций, обобщению способов использования данного метода в фортепианной педагогике. В статье указывается на возможность широкого применения метода сравнительного анализа интерпретаций на занятиях по фортепиано, концертмейстерскому классу, истории фортепианного искусства, методике обучения игре на фортепиано. Рассматриваются некоторые особенности метода сравнительного анализа в классе концертмейстерского мастерства. В основе исследования лежит изучение научно-методической литературы, практический опыт сравнительного анализа интерпретаций, личный опыт работы в качестве преподавателя индивидуальных и групповых дисциплин. Автор раскрывает многообразие содержания данного метода, анализирует факторы, влияющие на исполнительскую трактовку музыкального произведения. В статье рассмотрены различные варианты использования метода сравнительного анализа интерпретаций в учебном процессе. Автором выявляются компоненты интерпретации, на которые может быть направлен сравнительный анализ. Статья содержит краткий сравнительный анализ интерпретаций следующих произведений Морис Равель, «Игра воды» (исполнители С. Рихтер и Э. Гилельс); Луи Клод Дакен, «Кукушка» (С. Рахманинов и В. Ландовска); П.И. Чайковский, «Сентиментальный вальс» (А. Гольденвейзер и Л. Дебарг). Автор обращает внимание на субъективность восприятия музыкальных произведений, на необходимость дифференцированного подхода про использовании данного метода в учебном процессе. В статье подчёркивается значение развивающих возможностей метода сравнительного анализа интерпретаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF COMPARATIVE ANALYSIS OF INTERPRETATIONS IN PIANO PEDAGOGY

The article is devoted to the study of the content of comparative analysis of interpretations, generalization of ways of using this method in piano pedagogy. The article points to the possibility of wide application of the method of comparative analysis of interpretations in the classroom on piano, concertmaster class, history of piano art, methods of learning to play the piano. Some features of the method of comparative analysis in the class of concertmaster's skill are considered. The research is based on the study of scientific and methodological literature, practical experience of comparative analysis of interpretations, personal experience as a teacher of individual and group disciplines. The author reveals the diversity of the content of this method, analyzes the factors influencing the performing interpretation of the musical work. The article discusses various options for using the method of comparative analysis of interpretations in the educational process. The author identifies the components of interpretation to which the comparative analysis can be directed. The article contains a brief comparative analysis of the interpretations of the following works Maurice Ravel, "the Play of water" (performers S. Richter and E. Gilels); Louis Claude Dacen, "Cuckoo" (S. Rachmaninoff and V. Landovsk); p. I. Tchaikovsky, "sentimental waltz" (Goldenweiser and L. Debarg). The author draws attention to the subjectivity of the perception of musical works, the need for a differentiated approach about the use of this method in the educational process. The article emphasizes the importance of developing capabilities of the method of comparative analysis of interpretations.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сравнительном анализе интерпретаций в фортепианной педагогике»

Педагогика

УДК 37.036.5

старший преподаватель кафедры теории и методики музыкально-эстетического воспитания Попова Светлана Владимировна

Омский государственный педагогический университет (г. Омск)

К ВОПРОСУ О СРАВНИТЕЛЬНОМ АНАЛИЗЕ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В ФОРТЕПИАННОЙ

ПЕДАГОГИКЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению содержания сравнительного анализа интерпретаций, обобщению способов использования данного метода в фортепианной педагогике. В статье указывается на возможность широкого применения метода сравнительного анализа интерпретаций — на занятиях по фортепиано, концертмейстерскому классу, истории фортепианного искусства, методике обучения игре на фортепиано. Рассматриваются некоторые особенности метода сравнительного анализа в классе концертмейстерского мастерства. В основе исследования лежит изучение научно-методической литературы, практический опыт сравнительного анализа интерпретаций, личный опыт работы в качестве преподавателя индивидуальных и групповых дисциплин. Автор раскрывает многообразие содержания данного метода, анализирует факторы, влияющие на исполнительскую трактовку музыкального произведения. В статье рассмотрены различные варианты использования метода сравнительного анализа интерпретаций в учебном процессе. Автором выявляются компоненты интерпретации, на которые может быть направлен сравнительный анализ. Статья содержит краткий сравнительный анализ интерпретаций следующих произведений - Морис Равель, «Игра воды» (исполнители - С. Рихтер и Э. Гилельс); Луи Клод Дакен, «Кукушка» (С. Рахманинов и В. Ландовска); П.И. Чайковский, «Сентиментальный вальс» (А. Гольденвейзер и Л. Дебарг). Автор обращает внимание на субъективность восприятия музыкальных произведений, на необходимость дифференцированного подхода про использовании данного метода в учебном процессе. В статье подчёркивается значение развивающих возможностей метода сравнительного анализа интерпретаций.

Ключевые слова: интерпретация, сравнительный анализ, фортепианная педагогика, исполнительский стиль, субъективность восприятия, концертмейстер.

Annotation. The article is devoted to the study of the content of comparative analysis of interpretations, generalization of ways of using this method in piano pedagogy. The article points to the possibility of wide application of the method of comparative analysis of interpretations — in the classroom on piano, concertmaster class, history of piano art, methods of learning to play the piano. Some features of the method of comparative analysis in the class of concertmaster's skill are considered. The research is based on the study of scientific and methodological literature, practical experience of comparative analysis of interpretations, personal experience as a teacher of individual and group disciplines. The author reveals the diversity of the content of this method, analyzes the factors influencing the performing interpretation of the musical work. The article discusses various options for using the method of comparative analysis of interpretations in the educational process. The author identifies the components of interpretation to which the comparative analysis can be directed. The article contains a brief comparative analysis of the interpretations of the following works - Maurice Ravel, "the Play of water" (performers -S. Richter and E. Gilels); Louis Claude Dacen, "Cuckoo" (S. Rachmaninoff and V. Landovsk); p. I. Tchaikovsky, "sentimental waltz" (Goldenweiser and L. Debarg). The author draws attention to the subjectivity of the perception of musical works, the need for a differentiated approach about the use of this method in the educational process. The article emphasizes the importance of developing capabilities of the method of comparative analysis of interpretations.

Keywords: interpretation, comparative analysis, piano pedagogy, performing style, subjectivity of perception, concertmaster.

Введение. Метод сравнительного анализа интерпретаций может с успехом использоваться на индивидуальных занятиях по фортепиано, а также быть включён в занятия по методике обучения игре на фортепиано, по концертмейстерскому мастерству, ансамблевому музицированию, истории фортепианного искусства. М.М. Берлянчик заостряет внимание на такой актуальной проблеме российской культуры как несформированность потребности в «систематическом общении с высокохудожественными созданиями музыкального творчества в совершенном исполнении» [3, с. 144] даже среди музыкально-образованных людей, указывая на важную причину сложившейся ситуации — недостаточную методологическую, теоретическую составляющую педагогики музыкального исполнительства. Включение метода сравнительного анализа интерпретаций в учебный процесс способствует развитию музыкального мышления, помогает в воспитании не только заинтересованного, но умеющего профессионально анализировать различные исполнительские трактовки музыканта. Метод сравнительного анализа интерпретаций несёт большие развивающие возможности - обогащает слуховой опыт, всесторонне развивает музыкальный слух, эмоциональность, тонкость, глубину восприятия музыки, художественный вкус, положительно влияет на мотивацию учащихся, воспитывает не только учащегося-исполнителя, но и грамотного, чуткого слушателя.

Цель исследования — теоретическое и практическое изучение метода сравнительного анализа интерпретаций, поиск и обобщение вариантов применения данного метода в фортепианном обучении. Методами исследования являются изучение и анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анализ собственной педагогической работы в данном направлении.

Изложение основного материала статьи. Вопросы сравнительного анализа интерпретаций достаточно глубоко раскрыты в работах многих музыкантов-педагогов, исследователей — этой области уделяли особое внимание А. Алексеев, Л. Гинзург, Д. Рабинович, А. Полежаев и многие другие. В современной музыкальной педагогике интерпретация (лат. interpretatio - посредничество, истолкование, трактовка), рассматриваемая «как механизм посредничества между автором и исполнителем требует понимания замысла и проникновения в объективное содержание произведения» [2, с. 7]. А.Д. Алексеев указывает на следующие компоненты интерпретации — определение главной идеи, художественного смысла музыкального произведения; цельность исполнения, непрерывность развёртывания музыкальной мысли, особое внимание исполнителя ко всем деталям, изменениям в музыке; характер интонирования; динамика, тембр; художественное единство трактовки.

Если рассматривать художественное единство исполнения, то на него влияет индивидуальность исполнителя, а также жанр, стиль, образ музыкального произведения. Действительно, нельзя анализировать интерпретацию в отрыве от стилевой, жанровой принадлежности (фуга, сонатный цикл, программные циклы романтиков и т. п.). Так, полифоническая сюита может быть исполнена в строгом стиле, либо с элементами романтического стиля (свобода, импровизационность). Кроме того, встречаются отличия с точки зрения трактовки формы, ведь та или иная интерпретация одной из частей сюиты влияет и на драматургию полифонического цикла в целом. В фуге исполнители по-разному работают с многоголосием - здесь не только регистровые, динамические отличия, но и характер интонирования, используемого тембра, а также особенности исполнения голосов, окружающих главную тему [1]. Интересным и полезным для учащихся станет сравнение фуги до минор (И.С. Бах, ХТК, II том) в привычном фортепианном звучании с исполнением этого произведения вокальным коллективом (ансамбль старинной музыки «Узорика») [13]. Это углубит понимание полифонического изложения фуги, обогатит художественно-слуховые представления. Кроме того, известно, что многие пианисты-педагоги настоятельно советовали слушать вокальную музыку в качественном исполнении — это помогает научиться «петь» на фортепиано, добиться настоящего legato [6].

В практической работе по сравнительному анализу интерпретаций прежде всего можно предложить обратить внимание на эмоционально-образное содержание исполнения [4], а затем оценить и сравнить другие стороны искусства исполнителей, общие и отличительные моменты в интерпретации (выстраивание драматургии, характер звучания, техническое мастерство, исполнение мелодической линии и других составляющих фактуры произведения, выстраивание горизонтали и гармонической вертикали, артикуляцию, штрихи, фразировку, педализацию, метроритм, агогику и т. д.).

Часто исполнители используют различные агогические приёмы, художественно необходимые отклонения от темпа (цезуры, ускорения, замедления, ферматы, задержание на каком-либо звуке) — так «музыкальное высказывание уподобляется словесной речи посредством пунктуации» [5, с. 17].

Один из приёмов работы по сравнительному анализу — прослушивание интерпретаций поочерёдно, сконцентрировавшись на определённых компонентах [1]. Практически всегда интересна для учащихся и такая форма анализа — определить, какая концепция произведения, какой исполнитель им ближе в художественном отношении, а с чем они в трактовке не согласны, как бы хотели исполнить сами. В этом отношении надо учитывать фактор субъективности, творческий характер восприятия музыки. Часто студенты совершенно по-разному воспринимают одну и ту же интерпретацию произведения — так раскрывается творческий характер «самобытного понимания художественно-образной и интонационной содержательности» [3, с. 146]. Ведь восприятие музыкального произведения — это всегда соединение нескольких творческих энергий (синергия) — композитора, исполнителя и слушателя.

Ещё один вариант работы — сравнительный анализ с привлечением прослушивания произведения в ином инструментальном исполнении, что может глубже раскрыть стиль произведения, его тембральный колорит. Рассматривая исполнение знаменитой «Кукушки» (Луи Клод Дакен) С.В. Рахманиновым на фортепиано в сравнении с трактовкой Ванды Ландовской в клавесинном звучании, обратим внимание не только на тембр инструментов, но и на несколько различное истолкование художественного образа этой старинной миниатюры [12]. В игре С.В. Рахманинова ощущается лирико-поэтический подтекст, преобладает негромкая динамика, прозрачность звучания, больше тонких агогических нюансов, художественных отклонений от общего движения. Заметен специальный приём — оттяжка второй ноты звукоизобразительного «мотива кукушки». В. Ландовская использует все красочные возможности инструмента эпохи композитора — клавесина. Благодаря разным регистрам, тембрам, возникает ощущение оркестрового звучания. Пьеса звучит энергично, ярко, празднично, блестяще. «Мотив кукушки» уже не выделяется агогически — он своим специфическим тембром просвечивает сквозь музыкальную ткань.

Полезно подойти к работе и более углублённо — вначале всесторонне изучить произведение — его форму, стиль, композиторский замысел, а затем уже проанализировать, как раскрыты все эти стороны в различных трактовках [11]. Тогда будет возможен более детальный и предметный сравнительный анализ интерпретаций. К примеру, целесообразно прослушивать фугу по предварительно составленному плану (схеме), где наглядно изображено движение всех голосов (основной темы, противосложения), расположение интермедий, стретт и т.д.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что на интерпретацию в значительной степени влияет музыкальная культура эпохи, стилистика композитора наряду с творческой индивидуальностью самого исполнителя. Так, в начале XX века исполнительскому стилю музыкантов часто были присущи свобода, импровизационность игры (А. Корто), позднее (В. Софроницкий) - стремление «к простоте, но не ради упрощения художественного смысла музыки, а с целью раскрытия всего того, что в ней связано с правдивым и многосторонним воплощением духовных богатств человека, мира его душевных переживаний» [1, с. 39]. Попытаемся раскрыть роль творческой индивидуальности исполнителя на примере интерпретации «Сентиментального вальса» П.И. Чайковского двумя замечательными пианистами — Александром Гольденвейзером (запись 1947 г.) и Люка Дебаргом (выступление на II туре конкурса им. П.И. Чайковского, 2015 г.) [13]. В исполнении выдающегося русского пианиста XX века А. Гольденвейзера явственно проступает мужественное начало, но зачастую уход на тихую звучность даёт ощущение душевного «разговора вполголоса». В целом вальс звучит достаточно подвижно, заметны контрастные динамические решения — яркие полнозвучные вторжения благородной танцевальности. Французский пианист, ставший открытием XV Международного конкурса им. П.И. Чайковского, Люка Дебарг, вносит в исполнение глубочайший лирический подтекст. Исполнитель находит такие искренние, тонкие психологические грани, что начисто лишает монотонности элементы повтора в этом произведении. Люка Дебарг играет вальс в более сдержанном темпе, динамические контрасты (за исключением эмоционального мелодического взлёта в конце произведения) несколько приглушены — вальс звучит как воспоминание, согревающее душу, с которым не хочется расставаться.

Немецкий педагог К. Мартинсен предлагал классифицировать исполнителей по трём основным типам — классический (точность, строгость метроритма, тщательная работа над нотным текстом, прозрачная, аккуратная педаль), романтический (яркость, красочность; некоторая обобщённость; неустойчивость, свобода метроритмической стороны исполнения; более насыщенная и свободная педаль; эмоциональная насыщенность, поэтичность высказывания), экспрессионистский (крупный план, масштаб, глубина трактовки). Однако такой подход очень условен, ведь в исполнении могут присутствовать черты всех этих

стилей в разных сочетаниях. Например, обращаясь к интерпретации произведения «Игра воды» Мориса Равеля в исполнении С. Рихтера и Э. Гилельса [12], мы сразу обратим внимание, насколько самобытны, индивидуальны их исполнительские решения, хотя исполнительский стиль этих пианистов и относят к одному стилю — экспрессионистскому (10). Оба пианиста блистательно изображают стихию воды, сам композитор выбрал такой поэтический эпиграф к произведению: «Бог речной, смеющийся - бог ласкающей его воды» (Анри де Ренье) [8, с. 25]. С. Рихтер играет созерцательно, спокойно, но с движением. Э. Гилельс исполняет произведение в более размеренном, сдержанном темпе, но вносит в свою трактовку большую эмоциональность и красочность благодаря часто встречающимся агогическим отклонениям, тембро-динамическим контрастам. У Рихтера — ровность, лёгкость, ажурные приглушённые переливы; на фоне таинственно журчащего «водного полотна» проступают лаконичные, тонко очерченные мотивы. Гилельс же создаёт яркую, полную жизни, нарядную, рельефную картину звучащей водной стихии.

Сравнительный анализ интерпретаций разучиваемых произведений поможет уточнить свой исполнительский замысел, пополнить копилку музыкальных представлений. Однако Г. Коган предостерегает от бездумного копирования, повторения даже академических, общепринятых исполнительских решений, настаивая на самостоятельном творческом поиске - «копии — не искусство» [6, с. 192]. Вместе с тем, правильный подход при изучении творчества выдающихся исполнителей может наоборот, помочь избежать стереотипов [9].

Что касается использования сравнительного анализа в классе концертмейстерского мастерства, то здесь мы обращаемся и к роли аккомпаниатора - характер исполнения вступления, заключения, линия развития в проигрышах, различные нюансы динамического баланса с вокальной партией и т. д. Так, в романсе «Мери» М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина в зависимости от тембра солиста меняется и звучность сопровождения, темп. К примеру, в трактовке И. Петрова (бас) романс звучит в достаточно сдержанном темпе, партия аккомпанемента (С. Стучевский) полнозвучная, насыщенная. Иное исполнительское решение -сопровождение несколько облегчённое, более подвижное (С. Мигай (баритон), концертмейстер В. Ульрих) [12].

Знаменитый пианист-педагог, концертмейстер В.Н. Чачава, рассуждая о роли стихотворного текста в вокальном произведении, упоминает ещё одну оригинальную форму работы — сравнение различных композиторских интерпретаций одного стихотворного текста (Испанский романс Н. Метнера и «Ночной зефир» А. Даргомыжского, созданные на стихи А.С. Пушкина) [7, с. 12].

Метод сравнительного анализа интерпретаций — это и взаимосвязь с другими областями музыкальной педагогики. Так, в процессе сравнительного анализа концертмейстерского мастерства, мы можем выйти на понимание стилистики вокального искусства разных времён и её отражение в партии сопровождения.

Выводы. Обобщая вышеизложенное, приведём возможные формы использования сравнительного анализа интерпретаций в фортепианном обучении:

1. прослушивание без нот, общий сравнительный анализ интерпретаций;

2. сравнительный анализ после предварительного теоретического анализа музыкального произведения, его стиля, формы и т. д. (работа с нотами);

3. сравнительный анализ, направленный на отдельные исполнительские стороны (темп, агогика, тембр и т.п.)

4. сравнительный анализ после (в процессе) разучивания произведения;

5. сравнительный анализ интерпретации произведения одним и тем же исполнителем в разные периоды концертной деятельности;

6. сравнительный анализ как способ изучения различных исполнительских стилей (занятия по дисциплине «История фортепианного искусства»);

7. музыкальная викторина. Возможное практическое задание: узнать исполнителя с обязательным логическим обоснованием своего ответа — так можно будет объективно оценить знания учащегося даже при ошибочном выборе;

8. просмотр видео-ресурсов, который в какой-то мере выявит отличительные черты исполнительских приёмов, манеры игры.

Итак, метод сравнительного анализа интерпретаций имеет широкий спектр применения в процессе фортепианного обучения, его использование требует внимательной, вдумчивой и творческой работы педагога, применения дифференцированного подхода, ведь содержание данного метода будет во многом зависеть от специализации обучающихся, уровня их музыкального развития и образования.

Литература:

1. Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений (на основе анализа искусства выдающихся пианистов XX века): учебное пособие по курсу «История фортепианного искусства». М.: Москва, Гос. муз.-пед. ин-т им. Гнесиных, 1984. 92 с.

2. Байгушова А.Н. Формирование способностей к интепретации у музыкантов-исполнителей в ходе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Самара, 2013. 19 с. Режим доступа URL: http://repo.ssau.ru/bitstream/Avtoreferaty/Formirovanie-sposobnostei-k-interpretacii-u-muzykantovispolnitelei-v-hode-professionalnoi-podgotovki-v-vuze (дата обращения 16.10.2018)

3. Берлянчик Б.Б. К проблеме интерпретации музыкального произведения / Художественное образование и наука № 4, 2017. с. 144-148 [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://hudozhestvennoe-obrazovanie-i-nauka.ru/ (дата обращения 18.10.2018)

4. Бошук Г.А. Сравнительный анализ интерпретаций как метод повышения мотивации обучающихся / Культурная жизнь Юга России: прошлое, настоящее, будущее, материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию КГИК (Краснодар, 21-22 апреля 2016 г.), с. 150-153. Режим доступа URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26119572 (дата обращения: 10.01.2018)

5. Дятлов Д.А. Исполнительская интерпретация фортепианной музыки: теория и практика: автореф. дис. ...д-ра. искусствоведения. М.: Ростов на дону, 2015. 27 с. Режим доступа URL: http://rostcons.ru/assets/ref-disser/2015/djatlov-ref.pdf (дата обращения: 18.04.2018)

6. Коган Г.М. Работа пианиста. М.: Классика-XXI, 2004. 204 с.

7. Концертмейстерское искусство. Теория, история, практика. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 19 ноября 2015 г. - Казань, 2016 г. - 252 с. Режим доступа URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28353544 (дата обращения: 20.10.2018)

8. Невская О.В. Фортепианные произведения М. Равеля: музыка в диалоге с литературой: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Москва, 2007. 28 с. Режим доступа URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01003316927.pdf (дата обращения 16.10.2018)

9. Смирнова М.В. В. Горовиц играет музыку С. Рахманинова: опыт сравнительного анализа интерпретаций / Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015; (3): с. 246-250. Режим доступа URL: https://vaganov.elpub.ru/jour/article/view/111 (дата обращения 22.10.2018)

10. Цыпин Г.М. Музыкальное исполнительство. Исполнитель и техника: Учебник / Г.М. Цыпин. 2- изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 186 с. Режим доступа URL: https://www.litres.ru/gennadiy-moiseevich-cypin/muzykalnoe-ispolniteMvo-ispolmtel-i-tehnika-2-e-izd-ispr-i-dop-uchebnik-19315938/?track=namebookavtori (дата обращения 17.10.2018)

11. Шекалов В.А. Сравнительный анализ различных исполнительских интерпретаций как метод музыкального воспитания. Режим доступа URL: http://art-education.narod.ru/Interpet.htm (дата обращения 18.04.2018)

12. Архив классической музыки Режим доступа URL: http://classic-online.ru/ru/production/3520 (дата обращения 22.10.2018)

13. «Россия-Культура» Режим доступа URL: http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/62684/episode_id/1897659/ (дата обращения 16.10.2018)

Педагогика

УДК:378.2304.44

кандидат философских наук Потеряева Ольга Борисовна

Институт государственного управления и предпринимательства

Уральского федерального университета имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург); аспирант Дубровская Екатерина Аркадьевна

Уральский федеральный университет имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург)

ИННОВАЦИОННЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ

ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению инновационных коммуникативных технологий, к которым автор статьи относит форсайт-технологии. Целью статьи является рассмотрение интегрирующего, инновационного и обучающего потенциала форсайт-технологий в образовании. Форсайт-технологии способствуют организации диалога стейкхолдеров системы образования. Такой диалог направлен во-первых, на согласование их интересов в рамках реализации политики в сфере образования, во-вторых, позволяет формулировать и уточнять содержание актуальных и востребованных на рынке труда, компетенций, что способствует реализации компетентностного похода в образовании.

Ключевые слова: образовательная политика, форсайт-технологии, форсайт-проекты, компетентностный поход в образовании.

Annоtation. The article is devoted to the consideration of innovative communication technologies, to which the author of the article refers to foresight technologies. The purpose of the article is to consider the integrating, innovative and learning potential of foresight technologies in education. Foresight technology contributes to the organization of the dialogue of the stakeholders of the education system. Such a dialogue is directed, firstly, to the coordination of their interests within the framework of the implementation of educational policies, and secondly, it makes it possible to formulate and clarify the content of relevant and relevant skills in the labor market, which contributes to the implementation of the competency approach in education.

Keywords: education policy, foresighttechnology, foresightprojects, competence approachin education.

Введение. Уровень и качество образования населения является одним из важнейших показателей уровня развития общества. Сфера интеллектуальных услуг становится основным направлением международной специализации государства. От уровня образования населения зависит качество трудовых ресурсов, воспроизводство социально-профессиональной структуры общества и его интеллектуальный потенциал.

Сегодня актуальной становится проблема поиска инновационных технологий интегрального уровня, то есть технологий, способствующих построению эффективных вертикальных и горизонтальных коммуникаций в рамках реализации политики в области образования.

Совершенствованию таких параметров эффективной коммуникации как симметричность и открытость, могут способствовать форсайт-технологии, сфера применения которых простирается от стратегического планирования направлений развития образовательной системы, до их применения в качестве одного из инновационных педагогических методов, направленных на развитие интеллектуальных и коммуникативных компетенций.

Целью статьи является рассмотрение интегрирующего, инновационного и обучающего потенциала форсайт-технологий в образовании.

Изложение основного материала статьи. Форсайт-технологии, как социальные технологии включают в себя структуру коммуникативных воздействий, изменяющих социальные ситуации и системы в целом, а также их подсистемы и отдельные элементы.

Форсайт технологии, как инновационные технологии, характеризуются рядом признаков, в числе которых исследователи называют: предсказание альтернатив развития объекта, проектирование будущего, включающее в себя обоснование опорных точек, временных и ресурсных рамок, совместное построение образа будущего5.

Следует отметить, что форсайт-технологии многие авторы относят к политическим технологиям GR деятельности, суть которой в обеспечении стабильности и предсказуемости регулирующей среды,

5 Варганова Г.В.Мутьев В.А. Форсайт технология в образовательной деятельности вузов культуры // Вестник МГУКИ 2017 1(75) С. 163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.