О. С. Мерцалова
К ВОПРОСУ О СПОСОБАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕРОЕВ Б. ЗАЙЦЕВА В РОМАНЕ «ДОМ В ПАССИ»
Работа представлена кафедрой русской литературы XX-XXI веков и истории зарубежной литературы Орловского государственного университета. Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Е. А. Михеичева
В статье исследуется проблема соотношения цвета глаз и характера героев романа Б. К. Зайцева «Дом в Пасси» с точки зрения современной психологии.
The article considers the problem of correlation between the eye colour and the temper of the characters in the novel «The House in Passy» by B. Zaitsev's in terms of the modern psychology.
Как отмечают современные исследователи, психологическое мастерство Б. Зайцева во многом определяет стихия лиризма. Часто постижение внутреннего мира героя Б. Зайцева осуществляется не только в форме прямых «авторских размышлений», но и в описании внешности героя. Проанализировав роман «Дом в Пасси», мы пришли к выводу, что в данном произведении проявилась еще одна особенность психологического мастерства Б. К. Зайцева - раскрытие внутреннего мира через описание глаз, которые, как известно, являются «зеркалом души человека».
Из романа «Дом в Пасси» мы узнаем о Доре Львовне достаточно много. Черноглазая девушка из богатой еврейской семьи наперекор родителям сошлась с русским студентом. Романтические отношения разбиваются о традиционный любовный треугольник: студент оказался неверным возлюбленным. Исследования психологов характеризуют чернооких красавиц следующим образом: «Обладательницы черных глаз во что бы то ни стало добиваются своей цели»1, что и подтверждает характер этой героини. Она, несмотря на беременность, отправляется на Запад и начинает самостоятельно зарабатывать на жизнь массажем богатых клиентов. Дора не замыкается в себе и «не ли-
шена душевности»2; ее доброта распространяется на обитателей дома в Пасси (оказание медицинской помощи Капе, поиск работы для генерала): «Она [Дора] смотрела на него [генерала] черными глазами внимательно, серьезно и благожела-тельно»3.
Страстность темперамента чернооких людей, по исследованиям психологов, позволяет им стойко выдерживать нагрузки и целенаправленно добиваться поставленной цели. Так и эта героиня строит свою жизнь: переезжает в добротную квартиру, отдает сына в престижную школу. Маленький Раф пока что подчиняется матери, но и он, как можно предположить, добьется успехов в этой жизни, так как его глаза того же цвета, что и глаза матери: «Он [Раф] поднял черные свои глаза на Мельхиседека»4.
В анализируемом романе самым мягким по характеру представителем «сероглазых» является Стаэле. Неоднократно упоминается о ее добрых и покорных глазах: «От красных щек белее казались простые, добрые глаза [Стаэле]»5. Доброе сердце позволяет Стаэле давать Капе деньги для Анатолия Ивановича, строить приюты для негритянских детей, быть стипендиатором русского мальчика Дмитрия Котлеткина и покупать землю для археологических раскопок. Ее деяния
13 1
разнообразны. Как отмечают психологи, обладатели светло-серых глаз являются «любознательными и пытливыми исследователями»6.
Следующим представителем «сероглазых» в романе является Капитолина, дочь инспектора духовного училища, замкнутый человек, отвергающий основы Евангелия и враждебно настроенный ко всему миру: «Низкие над глазами брови, точно бы сдавливавшие (серые глаза смотрели из-под них, как из пещер) - приподнялись»7. Она противопоставлена своей деятельной подруге Людмиле.
Глубоко посаженные глаза, по свидетельству психологов, характеризуют Капи-толину как человека с богатым внутренним миром: «Серые глаза тяжело блестели из глубоких гротов»8. Неудавшаяся личная жизнь останавливает дальнейшее ее развитие. Она поглощена воспоминаниями об Анатолии и не способна анализировать прошлое. Поэтому новое появление этого человека на ее пути не только не останавливает Капу, но и бросает ее в водоворот желаемого счастья, хотя и надуманного: «Из ее же денег и розы... Все-таки он очень ласков и внимателен»9.
Сероглазый Лева, бывший поручик из России, в эмиграции познает тяготы жизни. В его глазах - отражение ума и воли: «Лицо [Льва] розово, серые глаза красивы, холодны и несколько жестоки»10. Он расчетливый и жестокий человек. Так, собираясь жениться, он предполагает, что мать невесты «вряд ли долго протянет». Леву можно охарактеризовать как здравомыслящего дельца, приспособившегося к парижской жизни.
Наивысшим проявлением материального начала в романе выступает Олимпиада Николаевна. Бурная молодость героини с несколькими замужествами (московский шулер, купец, коммерсант) закалила волю, дала уверенность в себе: «Олимпиада. несколько выпуклыми глазами стала рассматривать генерала»11. Подобная форма глаз, по утверждениям психологов,
говорит об аналитическом складе ума их владельца и «способности с легкостью преодолевать любые трудности»12. Поэтому твердая уверенность в «своей звезде», наличие недвижимости и умение реализо-вывать деловые планы позволяют Олимпиаде быть русской королевой на балу парижской жизни и высоко себя ценить: «Олимпиада, улыбаясь королевскою улыбкой, слегка прищурив серые глаза, высоко, привычным жестом поднесла руку к его [Алика] губам»13.
Холодный синий взгляд, тонкий запах духов, шелковые чулки и аккуратный костюм - такая характеристика больше подходит француженке, чем русской девушке Людмиле. Эмиграция воспринимается героиней как возможность строить судьбу по совершенно другим - не русским -принципам. Людмила стремится вырваться из низов этого общества, добиться успеха не эмоциями, а рассудком, который светится в ее глазах: «Людмила смотрит на меня синими, холодными глазами»14. Психологи утверждают, что «синеглазки настойчиво добиваются своей цели и опираются скорее на рассудок, чем на интуицию»15.
В характеристике глаз Людмилы постоянно присутствует эпитет «холодный», т. е. отражающий ум, волю и стремление к цели, достижение которой невозможно без деловой активности: она работает продавщицей в ателье, рисует эмалью по серебру, пытается изобрести изоляцию для проводов. Однако она любит скорее себя, чем окружающих: «Людмила улыбнулась холодноватыми своими, синими глазами, но не очень: чтобы морщинки не набегали»16.
Из нескольких фраз Левы и монаха мы узнаем о перипетиях жизни голубоглазой портнихи Валентины. Глаза ее Б. Зайцев называет «немудрящими»: «Она наморщивала брови над голубыми немудрящими глазами»17. Ее мысли сосредоточены на строительстве семейного очага, пусть и в чужой стране. Простоватая и трудолюби-
К вопросу о способах психологической характеристики героев Б. Зайцева в романе «Дом в Пасси»
вая Валентина способна поделиться добрым словом и тем, что у нее есть, поэтому она приятна всем жильцам.
Самым противоречивым героем рома -на можно назвать Анатолия Иваныча, бывшего дипломата исчезнувшего государства. От высокой должности - до шофера у Стаэле, от собирателя корабликов - до афериста в сделках с картинами -такой путь прошел этот герой романа «Дом в Пасси». Вокруг этого героя было и есть много женщин, обманывающихся и обманываемых им. В зависимости от этого меняется цвет глаз Анатолия. Для влюбленной Капы его взгляд по-прежнему ясный и честный: «Зеленоватые, чуть ли не детской ясности глаза глядели из зеркала»18. Как объясняют психологи, зеленые глаза бывают у людей верных и преданных, так как отражают они «цвет нежности и жажды любви»19. Это и хочет видеть Капа. Однако читателям автор открывает истинный цвет глаз Анатолия: «Держа утюг, остановившимися голубоватыми глазами глядел на дверь»; «Нет, я ничего, - сказал простодушно, все продолжая на нее глядеть прозрачными, голубоватыми глазами»20.
Глаза Анатолия Б. Зайцев характеризует как «ласковые» и «прозрачные». Они не синие, а голубоватые, т. е. свидетельствующие о том, что такие черты, как сила воли и целеустремленность, отсутствуют у этого человека. Поэтому «фантазер» Анатолий строит сомнительные планы, которые он не способен реализовать в жизнь.
Если Капа знает, что ее обманывают, но продолжает жить в счастливом обмане, то Доре Львовне понять, что возлюбленный лжет, помогают его глаза: «Опять глаза изменились. В голубизне их что-то подрагивало, влажнело. Если бы был настоящий жиголо, проще бы и вышло»21.
Не имеющий внутреннего стержня, Анатолий мечется и не может принять правильного решения. Он, вставший на путь
Дон Жуана, жалок, так как нет в его жизни человека, который бы помог в беде. После смерти Капы деградация Анатолия завершается пьянством.
Современный исследователь С. В. Сомова рассматривает роман «Дом в Пасси» как жизнь после высшего суда: «Не выдержавшие решаются на самоубийство, другим выжить помогает вера»22. Таким проводником веры выступает монах Мельхиседек, который окружен людьми и постоянно сталкивается с проблемой бездуховности.
Что привело этого человека в монашество, остается неизвестным, но можно предположить, что он обладал некоторыми ка-чествами синеглазых людей: «Посматривая на Рафу небольшими, некогда голубыми, а теперь выцветшими глазами, Мельхиседек беседовал с Капой»23. Выцветшие глаза символизируют «смирение» и «любовь к ближнему», т. е. становятся показателем преодоления своего «я».
Как отмечает А. М. Любомудров, монаха сопровождает эпитет «легкий». Мельхиседек уже «освободился не только от тяжести плоти, но и от душевных пристрастий, страстности»24. Вот почему некоторые герои романа видят в нем человека «с безразлично ласковыми голубыми глазами», который интуитивно находит ключик к каждой душе и помогает другим сделать правильный выбор.
В свете исследуемой проблемы о соотношении цвета глаз и характера героев романа самым загадочным из всех нам представляется генерал Вишневский. Это единственный из героев, кому Б. Зайцев не определил цвет глаз: «Но глаза Михаила Михайлыча были слишком русские -оттого, может быть, и разнствовала его судьба с маршальской: он собирал объявления для газетки»25. Генерала отличают непокорность духа и способность надеяться на лучшее. Он готов на все ради поставленной цели - помочь дочери и внуку приехать к нему. Это заставляет его
жить, искать работу и собирать деньги на билет. Однако мечтам не суждено было сбыться: Маша умирает в России, а генерал попадает в монастырь, последний приют измученной души, которая примиряется с произошедшим. Можно предположить, что Б. Зайцев хотел показать «синеглазого человека», частично повторяющего путь Мельхиседека от бунтарства до приятия Бога.
Таким образом, можно говорить об одной из характерных черт романа, подмеченной многими критиками, как о «неприсутствии автора в своих героях», благодаря чему происходит смещение «взгляда», и это позволяет видеть происходящее «глазами многих очевидцев», что усиливает напряженность атмосферы и создает цельный образ каждого героя романа «Дом в Пасси».
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Величко С. П. Эти глаза напротив // Астрология для Всех. 2003. № 4. С. 10.
2 Любомудров А. М. Апология веры в романе Б. Зайцева «Дом в Пасси» // В поисках гармонии (о творчестве Б. К. Зайцева): Межвузовский сборник научных трудов. Орел, 1998. С. 46.
3 Зайцев Б. К. Дом в Пасси // Зайцев Б. К. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 3: Звезда над Булонью. М., 1999. С. 275.
4 Там же. С. 293.
5 Там же. С. 221.
6 Величко С. П. Указ. соч. С. 10.
7 Зайцев Б. К. Указ. соч. С. 206.
8 Там же. С. 227.
9 Там же. С. 240.
10 Там же. С. 322.
11 Там же. С. 252.
12 Величко С. П. Указ. соч. С. 10.
13 Зайцев Б. К. Указ. соч. С. 336.
14 Там же. С. 320.
15 Величко С. П. Указ. соч. С. 10.
16 Зайцев Б. К. Указ. соч. С. 207.
17 Там же. С. 321-322.
18 Там же. С. 240.
19 Величко С. П. Указ. соч. С. 10.
20 Зайцев Б. К. Указ. соч. С. 224.
21 Там же. С. 280.
22 Сомова С. В. Проблема «своего» и «другого» миров в романе Б. К. Зайцева «Дом в Пасси»// Центральная Россия и литература русского зарубежья (1917-1939). Исследования и публикации: Материалы международной научной конференции, посвященной 70-летию присуждения И. А. Бунину Нобелевской премии (24-25 апреля 2003г., Орел). Орел, 2003. С. 201.
23 Зайцев Б. К. Указ. соч. С. 220.
24 Любомудров А. М. Апология веры в романе Б. Зайцева «Дом в Пасси» // В поисках гармонии (о творчестве Б. К. Зайцева): Межвузовский сборник научных трудов. Орел, 1998. С. 229.
25 Зайцев Б. К. Указ. соч. С. 210.