Научная статья на тему 'К вопросу о специфике художественной культуры личности'

К вопросу о специфике художественной культуры личности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
45
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Рузаева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о специфике художественной культуры личности»

Рузаева О. А.

Аспирант, кафедра перевода и переводоведения, Магнитогорский государственный университет

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Из самого понятия «художественная культура личности» видно, что речь идет только об одной из составляющих культуры личности, о художественной составляющей. Поэтому, чтобы понять, что же такое художественная культура личности (ХКЛ), нам представляется целесообразным рассмотреть, что такое культура личности в целом и что понимается под понятием «художественная», так как в этом и заключается специфика ХКЛ.

Итак, перейдем к рассмотрению понятия о культуре личности.

Культура личности - это уровень развития ее знаний, творческих сил и способностей, выраженный в содержании, типах и формах организации жизни и деятельности, проявляющийся в создаваемых ею материальных и духовных ценностях, раскрывающийся во взаимоотношениях с людьми и в отношении к самому себе [3, 311]. Это мера освоения человеком духовных и материальных ценностей, а также мера его деятельности, направленная на создание различных ценностей в индивидуальной практике.

Согласно О.С. Газману, культура личности - это необходимый минимум общих способностей человека, его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически заданных дарований личности. При этом данный минимум не вносится извне, а вырабатывается личностью самостоятельно в процессе различных способов деятельности и социального поведения.

Культура личности делает личность членом общества, но в то же время благодаря культуре личность включается в общественную жизнь как яркая индивидуальность, желающая и способная вести с обществом равноправный диалог, а не бездумно исполнять общественные предписания.

Значимость человеческой личности зависит от того, насколько успешно и глубоко человек приобрел культурно-исторический опыт и использует его в своем духовном развитии. Культура проявляется в человеке через его действия и отношения к другим. Внешние признаки образованности еще не делают человека субъектом культуры или культурной личностью. Культура формируется не как процесс нейтрального освоения готовой информации, а в общении с другой личностью, выступающей субъектом культуры. Неповторимая индивидуальность педагога как носителя культуры и субъекта межличностного общения с учащимися придает межличностному взаимоотношению уникальность, творчество, личную устремленность, что характеризует уровень культуры.

Культура личности кроется в уяснении характера сцепления и связи индивидуально-неповторимого и родового - всеобщего. Так, учитель музыки, не обладающий личностной музыкальной культурой, способен обучить детей правильному пению. Но и он, и его ученики могут не иметь никакого отношения к музыкальной культуре. Аналогично можно выучить естествознание и не приобщиться к естественнонаучной культуре.

Н. Багдасарьян выделяет следующие особенности культурного мира человека: 1) культура человека социальна, и хотя сам человек имеет целостную «тройственную» сущность, воплощенную в единстве биологических, психологических и социальных черт, его конкретное бытие чревато нарушением гармонии между индивидуальным и социальным;

2) индивидуальный мир культуры является сущностью каждого отдельного человека, его собственной жизнью, его собственным богатством, его собственным наслаждением и по нормам своего проявления уникален. Включается же индивидуальный мир культуры в социокультурное пространство через творческую деятельность человека;

3) культура человека исторична, т.е. изменяется с изменением общества, всей системы общественных отношений, и обладает определенными закономерностями динамики;

4) культура человека символична: она придает символическую форму вещам, чувствам, ценностям и нормам;

5) культура человека коммуникативна, т.е. существует лишь через общение с другими культурными мирами, через диалог, посредством специфического языкового кодирования [2, 140].

У каждого человека свой уровень культуры, зависящий от многих факторов, как внешних, так и внутренних. Культура отдельной личности может проявиться в конкретных сферах общественной жизни, например в труде, быту, поведении, политической, правовой, религиозной, нравственной и других позициях. В этом случае говорят о таких составляющий общей культуры личности, как нравственная культура личности, ее физическая культура, трудовая, религиозная, культура поведения, экономическая, экологическая, правовая, эстетическая, художественная и др. Интерес для нашей работы представляет художественная культура личности. Поэтому перейдем теперь к определению понятия художественная.

М.С. Каган понятием «художественное» обозначает особую область предметного творчества, которая отличается от других его областей специфическими содержательными и формальными качествами и порождает соответствующие качества сознания творцов этой предметности - художников, т. е. людей, обладающих художественным дарованием, талантом или гением, и сознания тех людей, к восприятию которыми предметность эта обращена и которые обладают способностью художественного переживания [1, 93]. Т. е. художественное - это то, что связано с областью искусства. Следовательно, специфика художественной культуры заключается в том, что она связана только с искусством.

Таким образом, мы можем дать следующее определение понятия ХКЛ.

Художественная культура личности - это часть общей культуры личности, непосредственно связанная с искусством и направленная на освоение и создание художественных ценностей.

Литература

1. Каган М. С. Эстетика как философская наука. - Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 544 с.

2. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Колл. авт.; Под ред. Н. Г. Багдасарьян. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2001. - 511 с.

3. Куренкова Р. А. Эстетика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 367 с.

4. Хоруженко К. М. Культурология: Структурно-логические схемы. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.