Научная статья на тему 'К вопросу о создании Военно-морской академии кораблестроения и вооружения'

К вопросу о создании Военно-морской академии кораблестроения и вооружения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
407
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саитгареев Р. Р.

Излагается история создания и развития Военно-морской академии кораблестроения и вооружения им. А.Н.Крылова, раскрываются основные этапы ее становления как ведущего центра подготовки высококвалифицированных научных и инженерных кадров для Военно-Морского Флота СССР, переживавшего в послевоенные годы бурное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании Военно-морской академии кораблестроения и вооружения»

УДК 355.232.6(09)(470+571)

Р.Р.Саитгареев

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ВОЕННО-МОРСКОЙ АКАДЕМИИ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И ВООРУЖЕНИЯ

Ленинградский государственный университет имени А. С.Пушкина, Санкт-Петербург

The article discloses the history of creation and development of the Naval Academy of Shipbuilding and Armament named after A.N.Krylov and uncovers the main stages of its formation as the leading center of preparation highly skilled scientific and engineering staff for the Navy of the USSR which experienced rapid development in post-war years

С окончанием Второй мировой войны мир вступил в период холодной войны. Чтобы противодействовать стремлениям США к мировому господству, СССР был вынужден в сложнейших экономических условиях приступить к строительству океанского Военно-Морского Флота [1].

Уже 21 мая 1945 г. на совещании командующих фронтами, флотами и родами войск И.В. Сталин подчеркнул, что «демобилизация» не должна коснуться танковых частей и ВМФ [2]. А в приказе Верховного Главнокомандующего №371 от 22 июля 1945 г., изданного по случаю Дня Военно-Морского Флота, говорилось: «Советский народ хочет видеть свой флот еще более сильным и могучим. Наш на-

род создаст для флота новые боевые корабли и новые базы. Задача флота заключается в том, чтобы неустанно готовить и совершенствовать кадры моряков, полностью освоить боевой опыт Отечественной войны...» [3].

Рост и укрепление флота выдвигали новые требования к офицерским кадрам. Более сложная военно-морская техника и оружие предполагали их еще более высокую теоретическую и практическую подготовку. В связи с этим 27 августа 1945 г. Совет Народных Комиссаров Союза ССР принял решение о выделении из состава Военно-морской академии имени К.Е.Ворошилова инженерно-технических факультетов во вновь созданную Военно-морскую ака-

демию кораблестроения и вооружения (ВМАКВ). Первым ее начальником стал контр-адмирал М. И. Акулин. Академия разместилась в здании на набережной Большой Невки, построенном в 1938 — 1941 гг. по проекту архитекторов А.И.Васильева и

А.П.Романовского [4]. Здесь и начались занятия с 1 октября 1945 г.

13 сентября 1945 г. создаваемое учебное заведение посетил академик А. Н. Крылов. Его познакомили с учебными и лабораторными помещениями, читальным и актовым залами. А 26 октября выдающийся ученый-кораблестроитель, математик, механик академик А.Н.Крылов скоропостижно скончался. По решению СНК СССР его имя было присвоено Военно-морской академии кораблестроения и вооружения

[5].

На первом этапе в академии по штату, утвержденному 27 июля 1945 г., было образовано 7 факультетов: гидрографический, артиллерийский, минно-торпедный, связи, кораблестроения, радиолокации и химический. Уже 9 ноября 1945 г. академии было предоставлено право приема к защите кандидатских и докторских диссертаций [6]. Начальником факультета кораблестроения стал инженер-капитан 1 ранга Н.Я.Эрман. В 1946 г. его сменил известный специалист военного кораблестроения инженер-контрадмирал А.А.Якимов.

С февраля 1947 г. академией руководил адмирал Л.М.Галлер, возглавлявший до этого Главный штаб ВМФ. Именно при нем были заложены лучшие традиции в подготовке высококвалифицированных офицеров-специалистов Военно-Морского Флота и основы научной инженерной школы.

В марте 1948 г. вместо репрессированного Л. М. Галлера в командование академией вступил инженер-контр-адмирал М.А.Крупский, который до этого был начальником Высшего военно-морского инженерного ордена Ленина училища имени Ф.Э.Дзержинского. В первой половине 1949 г. ВМАКВ претерпела серьезные структурные изменения. Количество факультетов возросло до 13, был создан также ряд новых подразделений. Так, факультет кораблестроения разделили на кораблестроительный, машиностроительный и электротехнический факультеты. В феврале 1950 г. начальником академии был назначен вице-адмирал Ф.В.Зозуля (до этого начальник штаба Балтийского флота).

Во главе преподавательского состава ВМАКВ имени А. Н. Крылова стояли видные ученые. Кафедру теории корабля в 1945 г., например, возглавлял доктор технических наук, профессор инженер-подполковник И.Г.Ханович, кафедрой строительной механики корабля руководил член-корреспондент АН СССР, профессор инженер-контр-адмирал П.Ф.Папкович, начальником кафедры проектирования корабля был Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор инженер-контр-адмирал А.П.Шершов [7].

В первые годы после образования академии срок обучения инженеров-кораблестроителей составлял два с половиной года, а по другим специальностям от 28 до 54 месяцев [8]. Целевой установкой обучения на всех факультетах предусматривалась

подготовка инженеров высшей квалификации, способных организовывать и самостоятельно решать вопросы проектирования, создания, строительства вооружения и военной техники ВМФ; обоснования и разработки тактико-технических заданий во всех областях военного кораблестроения, всех видов перспективного морского оружия, средств кораблестроения, радиолокации, гидроакустики, связи, корабельной энергетики и электротехники.

Все дисциплины в учебных планах были сведены в циклы: специальный, оперативно-тактический, социально-экономический, физико-математический,

общетехнический и иностранных языков. Вопросы совершенствования учебных планов широко обсуждались на совещаниях профессорско-преподавательского состава кафедр и факультетов, заседаниях ученого совета академии [9]. Учебные программы специальных дисциплин систематически пересматривались включением в них новейших достижений науки и техники, насыщения их вопросами создания и совершенствования новых боевых и технических средств ВМФ. Разработка программ по общенаучным и общетехническим дисциплинам, в первую очередь по высшей математике и теоретической механике, производилась в тесном контакте со специальными кафедрами.

Серьезное внимание было уделено увеличению времени на самостоятельную работу слушателей, для чего выделялись дни недели, свободные от других видов занятий. Лекции в новых условиях охватывали лишь основные положения курсов, формулировали постановку задач, указывали (без выводов) возможные варианты их решения, давали анализ полученных результатов и рекомендации по применению их на практике [10].

Авторами лекционных курсов были такие крупные ученые и опытные педагоги, как академик инженер-капитан 1 ранга В.В.Шулейкин, член-корреспондент АН СССР инженер-контр-адмирал М.И.Яновский, профессор, доктор технических наук вице-адмирал

В.А.Унковский, профессора, доктора технических наук инженер-вице-адмирал Н.Н.Матусевич, инженер-

контр-адмиралы Е.Л.Бравин, В.П.Мадисов и другие.

В 1949 г. на вновь образованном кораблестроительном факультете была проведена большая работа по полной переработке всех учебных программ по кафедре строительной механики корабля. В это же время было принято решение об увеличении срока обучения по кораблестроительному, а также и по ряду других факультетов с двух с половиной лет до 2 лет 11 месяцев. При этом сдача государственных экзаменов засчитывалась выпускнику как сдача кандидатских экзаменов. Кроме того, выпускникам — авторам научно и практически значимых дипломных работ учебный совет ВМАКВ получил право продлевать время пребывания в академии для оформления кандидатской диссертации и ее защиты [11]. Эти мероприятия значительно стимулировали научное творчество слушателей академии и получение ими ученых степеней.

В начале 50-х годов в связи с развертыванием широкого строительства подводных лодок в ВМАКВ на обучение стали набирать корабельных инженеров и инженер-механиков с флотов, получивших опыт служ-

бы на подводных лодках. Их учеба проводилась по специально разработанным учебным планам и программам. Срок учебы в академии для них устанавливался в четыре года [12]. К этому моменту на кораблестроительном факультете была образована кафедра проектирования подводных лодок. Первым начальником этой кафедры по совместительству был заместитель начальника одного из научно-исследовательских учреждений ВМФ инженер-контр-адмирал Н.А.Алек-сеев.

С началом обучения первой группы по профилю новой кафедры возникла проблема обеспечения преподавания некоторых новых дисциплин, которые раньше вообще не читались ни в академии, ни в других вузах. Одной из таких дисциплин была «Динамика подводного плавания». В связи с этим был приглашен из Ленинградского кораблестроительного института доктор технических наук, профессор Д.П. Скобов, у которого был некоторый задел в этой области. Он составил первую учебную программу и в начале 50-х годов вместе с Л.В.Калачевой (одной из тех, кто участвовал в проектировании и строительстве первой отечественной атомной подводной лодки) впервые в академии прочитал этот курс.

В марте 1953 г. кораблестроительный факультет ВМАКВ имени А.Н.Крылова окончили 17 человек по кафедрам «Теория корабля», «Проектирование подводных лодок» и «Строительная механика корабля» [13]. Всего из стен академии за годы ее существования было выпущено более 700 высококвалифицированных инженеров-кораблестроителей и специалистов по морскому оружию.

Несмотря на субъективные недостатки и трудности, усложнявшие организацию и ход учебного процесса, академия стала достаточно эффективно обеспечивать подготовку высококвалифицированных инженерных кадров для Военно-Морского Флота в соответствии со стоявшими тогда перед ним задачами.

В целом создание Военно-морской академии кораблестроения и вооружения стало крупным достижением в деле совершенствования подготовки ин-

женерных кадров ВМФ, что оказалось в последующем особенно ценно при переходе Военно-Морского Флота СССР в практически не поддающиеся анализу сроки от парового броненосного к атомному ракетноядерному флоту.

Хрущевское обвальное сокращения Вооруженных Сил страны привело к практической ее ликвидации. Военно-морскую академию имени

К.Е.Ворошилова и Военно-морскую академию кораблестроения и вооружения имени А.Н.Крылова объединили в одну, которая с 15 июля 1960 г. стала именоваться Военно-морской ордена Ленина академией [14]. Очевидно, здесь присутствовала не логика, а стремление приспособиться к процессу сокращения Вооруженных Сил: практически в 1960 г. объединили только военно-морские академии (командную и инженерную), а в других видах Вооруженных Сил (ВВС, ПВО, РВСН и Сухопутных войсках) подобных объединений не происходило.

1. Монаков М. // Морской сборник, 1996. №10. С.20.

2. Там же. С.115.

3. Сталин И. О Великой Отечественной войне Советского Союза. Изд. 5-е. М., 1948. С.200.

4. Варганов Ю.В., Половинкин В.Н., Пыж В.В. Военноморская академия на службе Отечеству. М.: Можайск-Терра, 2004. 264 с.

5. Военно-морская академия. (Краткая история). Изд. 2-е, испр. и доп. Л., 1991. С.163, 166.

6. Там же. С.163.

7. Асташенко О.Г., Варганов Ю.В. Подготовка инженеров-кораблестроителей в Военно-морской академии кораблестроения и вооружения имени А.Н.Крылова (1945 — 1960 гг.) // Тез. докл. науч.-практ. конф. «Военно-морская академия — прошлое, настоящее, будущее». 9 февраля 2007 г. СПб., 2007. С.41-48.

8. Там же .

9. Военно-морская академия. (Краткая история). С.165.

10. Там же. С.166.

11. Асташенко О.Г., Варганов Ю.В. Указ. соч. С.43.

12. Там же.

13. Там же. С.45.

14. Варганов Ю.В., Половинкин В.Н., Пыж В.В. Указ. соч. С.129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.