5. Кутафин O.E. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М.: Юристъ, 2004. - С. 155.
6. ПавловА.В. Медицинская тайна гражданина после его смерти//Медицинское право, 2008. -№4(24). - С.32-35.
7. Папеева К.О. Институт медицинской тайны как объект уголовно-правовой охраны: автореферат дис. ... кандидата юридических наук/Нижний Новгород, 2006. - 25 с.
8. Папеева К. О. Ответственность за посягательство на медицинскую тайну в российском -уголовном законодательстве: лекция /Нижний Новгород: Нижегородская правовая акад., 2007 - 39с.
9. Папеева К.О. Понятие и признаки медицинской тайны //Медицинское право, 2007. -№3(19). - С.25-31.
10. Рифель A.B. Роль врача в современном обществе //Медицинское право, 2007. —№3(19). - С.23-25.
11. Сергеев Ю.Д. Медицинское право / Учебный комплекс для вузов: Изд-во «ГЭОТАР-МЕДИА», 2008,- 784 с.
12. Филиппов Ю.Н., Абаева О.П. Права пациента на личную неприкосновенность и их исполнение в системе муниципальных лечебно-профилактическихучреждений// Медицинское право, 2008. —№4(24). - С. 48-51.
Нормативно-правовые акты
1. Кодекс РФ об административных правонарушениях ,-12изд. - М: «Ось-89», 2006.
2. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный). - М.: РИОР, 2009.
3. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный). - М.: РИОР, 2008.
4. Комментарии к Трудовому кодексу РФ (постатейный). - М: РИОР, 2008.
5. «Постатейный комментарий к КоАП РФ» подред. Салищевой Н.Г. 2009.
6. ФЗ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1) (ред. от 30.12.2008).
7. ФЗ РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ, с изм. внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.02.2009 № 4-П от 27.02.2009).
8. ФЗ РФ "Об информации, информационных технологиях и защите информации” от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
9. ФЗ РФ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” от 31.05.2002 № 63-Ф3 в ред. от 28.10.2003 (принят ГД ФС РФ 26.04.2002).
10. Указ Президента РФ от 06.03.97 №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (с изменениями от 23 сентября 2005 г.).
11. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственнойрегистрации» от 13.08.1997 № 1009 (ред. от 17.03.2009).
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» от 25.10.96№ 10.
13. Приказ Минздравсоцразвития РФ “О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности” от 01.08.2007 № 514 (ред. от 18.12.2008) (Зарегистрировано вМинюстеРФ 13.11.2007№ 10476).
14. Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности” от 16.03.2007 № 172 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.04. 2007№ 9340).
15. Приказ Минздравмедпрома России "О печатях и штампах для оформлениямедицинских документов» от 17.05.1995 № 128/25.
16. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.08.2007 № 514 (ред. от 18.12.2008) "О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности” (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.11.2007.№10476).
17. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 20.11.2007№ 32541/M3-14.
18. Приказ М3 РФ и МВД РФ от 9 января 1998 г. № 4/8 "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактичес-киеучреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера”.
19. Приказ М3 РФ и МВД РФ "О порядке передачи сведений в органы внутренних дел Москвы о случаях обращения (поступления) в лечебно-профилактические учреждения детей и подростков с телесными повреждениями насильственного характера» от 18.08.1998. № 475.
20. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 13.04.2009 № 379 "Об утверждении Инструкции по правилам заполнения, выдачи, учета и хранения медицинских свидетельств о смерти (учетная форма № 106/у-08) в ЛПУДепартамента здравоохранения города Москвы”.
21. Письмо Минюста РФ «О государственной регистрации приказа Минздрава РФ и МВД РФ от 9 января 1998 г. № 4/8 "Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера” от 30марта 1998 г. № 2136-ПК.
22. Приказ ФФОМС «О соблюдении конфиденциальности сведений составляющих врачебную тайну» от 25.03.98 №30.
23. Постановление ФСС РФ "О печатях и штампах для оформления медицинских документов» от 17.05.1995 № 25.
© И.В. Гецманова, 2010 УДК 340.6
И.В. Гецманова
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ЗАПРЕТА НА НЕЗАКОННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ЛЮДЯХ
Кафедра криминалистики (зав. кафедрой - доц. В.В.Зырянов)
ГОУ ВПО «Сибирский юридический институт» МВД РФ
С давних времен общество предъявляет к врачам высокие требования о недопущении в их деятельности профессиональных нарушений. История развития медицины знает немало примеров самоотверженных опытов исследователей, подвергавших себя смертельной опасности ради продвижения науки, которые принесли неоценимую пользу человечеству. Но медицинские опыты, сопряженные с нарушением этических и юридических норм, традиционно осуждаются учеными и большинством медицинских работников.
На 27 сессии Всемирной медицинской ассамблеи в Хельсинки (1964 г.) были приняты, а на 24 сессии в Токио (1975 г.) пересмотрены Руководящие рекомендации для врачей, проводящих медико-биологические исследования, включающие опыты на людях. В отечественном законодательстве общие основания правовой ответственности медицинских работников закреплены в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Статья 43 данного Федерального закона указывает порядок применения новых методов профилактики,
диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, дезинфекционных средств и проведения биомедицинских исследований:
«.. .Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении в установленном порядке методы диагностики, лечения и лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациента только после получения его добровольного письменного согласия.
.Проведение биомедицинского исследования допускается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения и должно основываться на предварительно проведенном лабораторном эксперименте.
Любое биомедицинское исследование с привлечением человека в качестве объекта может проводиться только после получения письменного согласия гражданина. Гражданин не может быть принужден к участию в биомедицинском исследовании.
При получении согласия на биомедицинское исследование гражданину должна быть предоставлена информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования. Гражданин имеет право отказаться от участия в исследовании на любой стадии.
Пропаганда, в том числе средствами массовой информации, методов профилактики, диагностики, лечения и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном законом порядке, запрещается. Нарушение указанной нормы влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации».
Более детальная регламентация организации клинических исследований лекарственных средств представлена в нормативных документах Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В частности, разработан специальный бланк «Согласие на лечение», в котором изложены права пациента, содержание права на информированное добровольное согласие и условия проведения клинического исследования.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 346 утвержден Порядок выдачи разрешений на применение медицинских технологий, которым регулируется выдача подобных разрешений.
К новым медицинским технологиям относятся впервые предлагаемые к использованию на территории Российской Федерации и усовершенствованные совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации, средств, с помощью которых данные методы осуществляются, а в некоторых случаях и способ получения средства, применяемого в данной технологии.
Разрешение в виде регистрационного удостоверения на применение медицинских технологий выдает Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Базами клинических исследований являются учреждения здравоохранения, имеющие лицензию на проведение клинических исследований, которая выдается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Не разрешенные к применению, но находящиеся на рассмотрении лекарственные средства могут использоваться в интересах излечения пациента только после получения его добровольного письменного согласия, а для лечения лиц, не достигших 15-летнего возраста, только при непосредственной угрозе их жизни, при условии письменного согласия их законных представителей.
Биомедицинскому исследованию на здоровом чело-веке-добровольце (испытуемом) должен предшествовать лабораторный эксперимент, а клинический эксперимент, как правило, предваряет также и биомедицинское исследование. Эксперимент должен быть научно обоснован, осуществляться в соответствии с разработанной методикой, оформляться протоколом, регистрироваться техникой, иногда проводиться в присутствии свидетелей. При проведении эксперимента должен быть обеспечен приоритет интересов испытуемых перед интересами науки и общества. Если в ходе его проведения увеличился риск гибели испытуемого или стойкого необратимого ухудшения его здоровья, эксперимент необходимо прекратить. Жизнь и здоровье человека могут подвергаться риску в ходе клинического эксперимента только в случаях, когда все другие уже известные апробированные методы лечения не дают положительного результата, а степень риска соответствует состоянию здоровья. Научная обоснованность эксперимента должна определяться интересами испытуемого больного, но не достижением запланированного научного результата любым способом.
Гражданин вправе отказаться от своего участия в биомедицинском исследовании на любом его этапе. При получении согласия гражданина на участие в биомедицинском исследовании гражданину должна быть предоставлена информация о целях, методах, побочных эффектах, возможном риске, продолжительности и ожидаемых результатах исследования.
Статья 29 Основ содержит прямой запрет производства экспериментов в отношении задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест: «Испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест, не допускаются».
При этом Российский уголовный закон, в отличие от других стран, не содержит специальной нормы об ответственности за незаконные эксперименты на человеке, что неоднократно подвергалось критике. К тому же в случае причинения вреда здоровью или смерти испытуемых правовая оценка затрудняется конкуренцией норм, устанавливающих ответственность за умышленные и неосторожные действия.
В современных условиях с учетом постоянного рекламирования новых фармакологических средств и методов лечения различных заболеваний актуальность данных вопросов возросла. Представители рекламного бизнеса умело, длительно и настойчиво пропагандируют населению многочисленные дорогостоящие фармакологические средства, а проверить достоверность данной информации довольно сложно. Общеизвестны многочисленные факты, когда врачи настойчиво предлагали пациентам дорогостоящие фармакологические средства, получая за их реализацию определённый процент денежного вознаграждения. Общественный резонанс получили неблагоприятные для здоровья детей последствия введения незарегистрированного и неисследованный иммунобиологического препарата в 2006 году в Волгограде, чему предшествовала рекламная кампания новой прививки в рамках Европейской недели иммунизации.
С учетом изложенных замечаний предлагается ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации отдельную статью 124? «Незаконные медицинские эксперименты на
человеке». Диспозицию основного состава предлагается сформулировать в следующем виде: «Незаконное применение неразрешенных к применению фармакологических средств, вакцин, методов лечения, иных экспериментальных действий с человеком, произведенных без его добровольного согласия, если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью испытуемого лица».
Диспозицию части второй данной статьи предлагается сформулировать в следующем виде: «То же деяние, если оно повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью испытуемого лица».
Диспозицию части третьей данной статьи предлагается сформулировать в следующем виде: «То же деяние,
если оно повлекло по неосторожности смерть испытуемого лица».
Диспозицию части четвертой данной статьи предлагается сформулировать в следующем виде: «То же деяние, если оно повлекло по неосторожности смерть двух и более испытуемых лиц».
Полагаю, что данные вопросы нуждаются в серьезной проработке не только в рамках уголовно-правовых запретов, но и в целях создания внутригосударственного правового барьера на пути злоупотреблений научными достижениями в виде нормативно закрепленного перечня запрещенных медицинских экспериментов на людях, а также механизма возмещения возникшего вреда их здоровью.