Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ФИНАНСОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ФИНАНСОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовый рынок / кредитная организация / легализация доходов / ПОД/ФТ / Международный центр финансов / financial market / credit institution / income legalization / AML/CFT / International Center for Finance

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладкова Светлана Борисовна

Предложено создание аналога Мировых финансовых центров на территории РФ ‒ Международного центра финансов, что обеспечит расширение международной торговли и увеличению международных потоков капитала, способствующих возрастанию потребности обслуживания операций международного капитала, позволит значительно увеличить экономический потенциал страны, ускорить ее развитие, упрочить геополитические позиции. В работе определены необходимые элементы международного финансового центра, стратегия управления поэтапным развитием, основные мероприятия поэтапного разрешения вопросов становления Международного центра финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CREATING AN INTERNATIONAL FINANCE CENTER ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

It was proposed to create an analogue of the World Financial Centres on the territory of the Russian Federation – the International Centre of Finance, which will ensure the expansion of international trade and increase international capital flows, contributing to the growing need to service international capital transactions, will significantly increase the economic potential of the country, accelerate its development, strengthen geopolitical positions. The paper defines the necessary elements of the international financial centre, the strategy of management of the stage-by-stage development, the main measures of stage-by-stage resolution of the issues of establishment of the International Centre of Finance.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ФИНАНСОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ФИНАНСЫ FINANCE

УДК 337.711 DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-4-0-8

Гладкова С. Б.

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ФИНАНСОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ_

Автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий», ул. Рощинская, д.5, г. Гатчина, 188300, Россия

e-mail: gladkovas@rambler.ru

Аннотация

Предложено создание аналога Мировых финансовых центров на территории РФ - Международного центра финансов, что обеспечит расширение международной торговли и увеличению международных потоков капитала, способствующих возрастанию потребности обслуживания операций международного капитала, позволит значительно увеличить экономический потенциал страны, ускорить ее развитие, упрочить геополитические позиции. В работе определены необходимые элементы международного финансового центра, стратегия управления поэтапным развитием, основные мероприятия поэтапного разрешения вопросов становления Международного центра финансов.

Ключевые слова: финансовый рынок, кредитная организация, легализация доходов, ПОД/ФТ, Международный центр финансов

Информация для цитирования: Гладкова С.Б. К вопросу о создании международного центра финансов на территории Российской Федерации // Научный результат. Экономические исследования. 2023. Т. 9. № 4. С. 83-93. DOI: 10.18413/2409-1634-2023 -9-4-0-8

Svetlana B. Gladkova

ON THE ISSUE OF CREATING AN INTERNATIONAL FINANCE CENTER ON THE TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, 5 Roshchinskaya St., Gatchina, 188300, Russia

e-mail: gladkovas@rambler.ru

Abstract

It was proposed to create an analogue of the World Financial Centres on the territory of the Russian Federation - the International Centre of Finance, which will ensure the expansion of international trade and increase international capital flows, contributing to the growing need to service international capital transactions, will significantly increase the economic potential of the country, accelerate its development, strengthen geopolitical positions. The paper defines the necessary elements of the international financial centre, the strategy of management of the stage-by-stage development, the main measures of stage-by-stage resolution of the issues of establishment of the International Centre of Finance.

Key words: financial market; credit institution; income legalization; AML/CFT; International Center for Finance

Information for citation: Gladkova S.B. "On the issue of creating an international finance center on the territory of the Russian Federation ", Research Result. Economic Research, 9(4), 83-93, DOI: 10.18413/2409-1634-2023-9-4-0-8

Введение

Геополитическая ситуация, складывающаяся вокруг Российской Федерации за последнее время, требует достаточно решительных мер не только по укреплению государственности, в части формирования автономной финансовой системы, но и выработке собственных правил международных финансовых расчетов со странами-партнерами.

В феврале 2023 года группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, далее - FATF) приостановила членство России в организации, что является для нашей страны, по мнения автора, положительным обстоятельством, поскольку это снимает с нас обязательства строго следовать правилам, утвержденным в области ПОД/ФТ.

Цель и задачи. Основу реализации направления совершенствования механизма ПОД/ФТ на территории Российской Федерации в новых условиях, можно через инициирование создания Международного центра финансов (МЦФ).

Основная часть

Создание аналога Мировых финансовых центров на территории РФ послужит расширению международной торговли и увеличению международных потоков капитала, способствующих возрастанию потребности обслуживания операций международного капитала. Такой подход, создания Международного финансового центра (далее - МФЦ) на территории России носит дискуссионный характер еще с 2008 года. Но нами предлагается - МЦФ в области ПОД/ФТ на территории РФ. Согласно общепринятой методологии, построению и организации МЦФ предшествует ряд этапов, позволяющих получить статус - Международного центра финансов (рис. 1).

В упрощенной конструкции реализации стратегии достижения уровня международного, поступательное движение предполагает ряд последовательных процессов (рис. 2).

Создаваемый Международный финансовый центр должен в обязательном порядке следовать ряду установленных обязательных условий (табл. 1).

Локальный ФИ

Основные этапы развития центра для достижения поставленной цели полунения статуса - Международный

>

Национальный ФЦ

>

Региональный ЦФ

О

>

Международный ЦФ

Рис. 1. Методология построения Международного центра финансов Fig. 1. Methodology for building the International Finance Center

Рис.2. Стадии развития центра финансов до уровня международного финансового центра Fig. 2. Stages of development of the Finance Center to the level of the International Financial Center

Таблица 1

Необходимые элементы международного финансового центра

Table 1

Essential Elements of the International Financial Center

Наименование условий Обеспечивающая сущность условий: следование соответствиям

1. Инструменты финансового рынка - большой спектр выбора; - разнообразие вариантов: затрат, рисков, прибыли, контроля, др. Стейкхолдеры: инвесторы и реципиенты капитала

2. Инвесторы - инвесторы с разных точек мира. Цель: совершение операций внутреннего и иностранного сектора

3. Кредитная система - развитая

4. Фондовая биржа - эффективная, технологичная

5. Налогообложение - умеренное

6. Валютное законодательство - дипломатичность валютного законодательства; - доступ иностранным заемщикам на национальный рынок и иностранных ценных бумаг к биржевой котировке

7. Правовая система - развитая; - однозначность защиты прав собственности; - эффективность регулирования и правоприменения;

8. Судебная система - надежность; - доверительность стейкхолдеров

Наименование условий Обеспечивающая сущность условий: следование соответствиям

9. География расположения - удобность

10. Место страны в мировой системе хозяйства - значимое

11. Валютно-финансовое положение страны - устойчивое; - стабильная валюта, как форма доверия иностранных инвесторов

12.Международная система связи - эффективная

13. Кадры - квалифицированные; - кадры способные: эффективно работать в финансовых институтах, инфраструктурных и консультационных организациях, в регулирующих органах

В настоящее время для реализации стратегической задачи, поставленной в процессе исследования, следует, что национальная экономика и финансовый рынок РФ имеют ряд проблем, которые требуют последовательного разрешения:

- негибкость законодательства, сегментирование регулирования, отсутствие единой финансовой инфраструктуры, низкая интегрированность в глобальные рынки, недостаточно развитая бизнес-инфраструктура и социальная инфраструктура, ограниченная ёмкость рынка;

- недостаточная покрытие инвестиционной потребности;

- несоответствие параметрам крупных мировых финансовых рынков. [Гужавина Л.М., Филиппов Д.И., 2010].

Ликвидация такого несоответствия и отставание от ведущих мировых финансовых центров в области регулирования, инфраструктуры, доступного инструментария требует от национального финансового рынка - повышения конкурентоспособности и рейтингового роста.

Для разрешения таких проблем -необходимо создание Международного центра финансов, но при этом необходимо выполнить ряд действий для выполнения требований на соответствие получения такого статуса (рис. 3).

Основные направления Международного Центра Финансов:

- совершенствованию системы регулирования, контроля и надзора на финансовом рынке;

- развитие инфраструктуры финансовых рынков;

- повышению доступности финансовых инструментов и ресурсов;

- корпоративному управлению и правоприменению, включая защиту прав инвесторов;

- развитию социальной и бизнес-инфраструктуры с учетом новых территорий (городская среда и нефинансовое регулирование).

В качестве основной цели выступят:

- построение на территории Российской федерации высокотехнологичного и конкурентоспособного на мировом уровне - рынка финансов;

- увеличение возможностей общества более активно участвовать в финансовых операциях.

В настоящее время в сфере регулирования финансового рынка достигнуты изменения в системе распределения компетенций:

1) создан единый регулятор финансового рынка на базе Банка России, что заложило базу для исключения регуляторного арбитража;

2) введено обязательное членство участников рынка в СРО и передача СРО отдельных полномочий регулятора;

3) произошло присоединение России к меморандуму Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO MMoU);

4) появилась действующая на постоянной основе система обратной связи с участниками рынка [Tiwari, M., Gepp, A., & Kumar, K., 2020].

Рис. 3. Стратегия управления поэтапным развитием Fig. 3. Step-by-step management strategy

В части изменения инфраструктуры финансовых рынков и его развития в настоящее время выполнен ряд задач:

1) утверждена и реализована концепция создания центрального депозитария;

2) усовершенствованы процедуры листинга;

3) международные депозитарно-кли-ринговые компании Еигос1еаг и С1еаге№еат допущены к операциям с российскими бумагами (как облигациями, так и акциями).

В качестве мер повышения доступности финансовых инструментов и ресурсов -введены в законодательство и находятся в практической деятельности следующий ряд инструментов:

1) индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) с возможностью получения налогового вычета (действует с 2014 года);

2) налоговая льгота при долгосрочном инвестировании в ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке (действует с 2015 года);

3) вычет по НДФЛ для долгосрочных страхователей жизни;

4) начато проведение биржевых торгов ETF, драгоценными металлами в обезличенной форме;

5) созданы условия для совершения сложных сделок по секьюритизации финансовых активов;

6) стал возможным допуск ценных бумаг иностранных эмитентов к публичному обращению в Российской Федерации.

Исходя из реализованных мер и направлений выделим основные мероприятия поэтапной реализации организации Международного центра финансов (табл. 2).

Таблица 2

Основные мероприятия поэтапного разрешения вопросов становления Международного центра финансов

Table 2

Key step-by-step resolution activities the formation of the International Center for Finance

Наименование этапа Мероприятия этапа

1 этап: - укрепление национальной валюты - рубля; - трансформация рубля и переход в статус - резервной валюты и валюты взаиморасчетов; - распространение операционных действий по банковскому кредитованию в рублях (Европа, Азия); - формирование и упрочение рынка межбанковского кредитования в российской валюте; - внедрение и ведение внешнеторговых расчетов со странами-партнерами - в рублях;

2 этап: - стабилизация и обеспечение низких темпов инфляции (макроэкономическая ситуация); - снижение волатильности процентных ставок и валютного курса рубля; - рост и обеспечение роста капитализации крупных банков РФ; - рост и обеспечение роста капитализации фондового рынка/через концентрацию торговли акциями Российских эмитентов на национальной бирже; - эффективность пруденциального надзора за деятельностью коммерческих банков и совершенствование регулирования биржевой деятельности; - формирование в России крупной, конкурентоспособной фондовой биржи, создание качественной биржевой инфраструктуры, включающей централизованную систему расчетов и клиринга; - развитие национального рынка производных финансовых инструментов, тесно интегрированного в мировой финансовый рынок; - выбор площадки для международного финансового центра, формирование его транспортной инфраструктуры и системы коммуникаций.

Вывод. Ключевыми признаками соответствия требованиям и условиям по приобретению статуса - Международный центр финансов будут определять: - во-первых, агломерация финансовых посредников, включая специализированные кадры (юристы, бухгалтера) позволяющих обеспечивать максимально высокий уровень услуг с учетом добавленной стоимости; - во-вторых, приобретение финансовым рынком высокой ликвидности (за счет расширенного перечня международных финансовых услуг; - в-третьих, государственное участие и его поддержка в сфере развития сектора финансовых услуг; - в-четвертых, надлежаще высокий уровень контроля и финансового мониторинга ПОД/ФТ.

Формирование международного фи- ческий потенциал страны, ускорить ее раз-

нансового центра на территории России витие, упрочить геополитические позиции

позволит значительно увеличить экономи- [Norton, S.D., 2018]. Для его создания име-

ются основные предпосылки и условия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Практическая реализация формирования международного центра финансов потребует разработки целевой федеральной программы, предусматривающей участие региона, выбранного для создания такого центра.

Организационно-экономические преимущества организации формирования и функционирования Международного центра финансов (МЦФ) на территории Российской Федерации будет определять упрочение геополитической позиции в т.ч.:

1) обеспечение и поддержание на высоком уровне конкурентоспособности национального финансового сектора;

2) повышение доходности финансового сектора за счет наиболее выгодных и менее рискованных условий размещения национальных ресурсов;

3) безусловным является разрешение части проблем в сфере налоговых поступлений, т.е. пополнение бюджетов всех уровней от проведений финансовых операций;

4) рост уровня сеньоража, в рамках более масштабного использования национальной валюты в международных расчетах и его получение Центральным банком России;

5) обеспечение национальных компаний финансовыми ресурсами мирового рынка;

6) полноценная диверсификация инвестиционных портфелей национальных институциональных и частных инвесторов;

7) статус финансового сектора и сферы услуг и обеспечение высококвалифицированными специалистами;

8) емкий внутренний рынок с высоким платежеспособным спросом резидентов и нерезидентов ^аН, М., &МаиМ, А., 2018].

Формирование и организация Международного центра финансов сопряжено с обязательным комплексом финансовых, надзорных и оперативно-аналитических мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение финансо-

вых операций ОД/ФТ, что определяет предмет регулирования системы [Грибанич В.М., 2012]. В качестве субъектов (как стейкходдеров) выступят - государства, компетентные государственные органы, финансовые учреждения и иные финансовые посредники, а также юридические и физические лица, участвующие в операциях с денежными средствами или иным имуществом [Кучер М.О., Сафонов Д.С., 2014]. Цель образования Международного центра финансов вытекает из Концепции создания Международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденной Правительством еще в 2009 году на период до 2020 года [Центральный банк РФ, 2023]. За этот период времени сделано достаточно много шагов для реализации показанной концепции. Но и к настоящему времени она окончательно не разрешена в силу не достижения ряда обязательных требований, выступающих, как необходимые условия. Сущность и механизм Международного центра финансов определяют элементы и процессы взаимосвязи и координации, как необходимые условия создания (рис. 4).

Концептуальный подход с точки зрения функциональной нагрузки механизма, определяет и полномочия всех стейкхолде-ров центра, как региональных, так и международных. Концептуальная схема Международного центра финансов (рис. 5) [Международный финцентр, 2023].

Концептуальный подход позволяет выделить основные направления ПОД/ФТ, которые включают в себя:

- во-первых, разработку, формирование, корректировку, дополнение и распространение международных стандартов показанной области на всей территории стран мира;

- во-вторых, проводить и давать оценку в т.ч. и на национальном уровне, на соответствие стандартам и их критериям;

- в-третьих, принимать участие и оказывать различного рода содействия, вклю-

чая техническое, для успешного тиражирования в массы.

Рис. 4. Сущность организации формирования условий/требований Международного центра финансов Fig. 4. The essence of the organization of the formation of conditions/requirements

of the International Finance Center

Поскольку создаваемый центр, это центр Международного уровня, то соответственно и правовые основы ПОД/ФТ носят Международный правовой характер, что делает его отличным от национальных стандартов, в силу большого объема источников их формирования, опять же следует оговориться, в силу независимости организаций, принимающих участие в таком нормотворчестве по указанному направлению. В качестве особенностей функционирования Международного центра финансов следует отметить:

- во-первых, для создания центра не является обязательным - выработка актов юридического направления, но носящих характер - рекомендаций;

- во-вторых, поскольку речь идет о механизме и его эффективности, а также и то, что в центре задействованы организации международного уровня и разрешаются вопросы международного сотрудничества компетентных органов иностранных государств, то юридически обязательны документы двухстороннего или многостороннего порядка.

Рис. 5. Концептуальная модель механизма организации МЦФ на территории РФ Fig. 5. Conceptual model of the mechanism for organizing the ICF in the territory

of the Russian Federation

Заключение

Таким образом, формирование рынка и рыночных отношений в России, в определенной степени предшествовало процессу формирования и дальнейшего развития системы государственного контроля за движением денежной массы, что в принципе, исходя из сочетания таких процессов как

«либерализация» и свобода экономического выбора, сформировало среду, которая явилась достаточно комфортной для организации преступной деятельности (извлечения незаконных доходов и инвестирования в незаконную, преступную деятельность и ее расширение) и ее подсоединения в легальную и законную экономику. Мас-

штабы теневой экономики и экономической преступности в значительной степени связаны с качеством действующей законодательной и нормативно-правовой базы. Проблема правового регулирования неразрывно связана с историей становления и развития российской государственности. В связи с чем, в качестве недостатков действующей системы российского законодательства следует выделить - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей. С целью устранения имеющихся недостатков законодательства, а также в целях прогнозирования появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо - на государственном уровне создать систему криминологической экспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.

Список литературы

1. Ваганова О.В. Перспективы развития ключевых финтех-сегментов в России / Ваганова О.В., Коншина Л.А., Белоцерковский Е.Д. // Научный результат. Экономические исследования. 2020. Т. 6. № 2. С. 3-12.

2. Грибанич В.М. Проблемы создания в России международного финансового центра // Вестник экономической интеграции. 2012. № 2. С. 18-24.

3. Гусаков А.В. Формирование и развитие финансового рынка России: Автореф. ... дис. кан. экон. наук. - М., 2008. - 21 с.

4. Гужавина Л.М., Филиппов Д.И. Совершенствование методов регулирования финансового рынка в России // Вестник Академии. 2010. № 4. С. 41-46.

5 Кучер М.О., Сафонов Д.С. Перспективы создания мирового финансового центра в России // Сфера услуг: инновации и качество. 2014. № 17. С. 3.

6. Центральный банк Российской Федерации: официальный сайт, Москва. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/48265 /pr_1809_3.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

7. Международный финансовоый центр: официальный сайт, Москва. URL: https://mfc-moscow.com/assets/files/analytics/final-roadmap.pdf (дата обращения: 15.10.2023).

8. Norton S.D. Suspicion of money laundering reporting obligations: Auditor compliance, or sceptical failure to engage? // Critical Perspectives on Accounting. 2018. Vol. 50. Pp. 56-66.

9. Tiwari M., Gepp A., Kumar K. A review of money laundering literature: the state of research in key areas // Pacific Accounting Review. 2020. Vol. 32(2), Pp. 271-303.

10. Zali M., Maulidi, A. Fighting against money laundering // BRICS law journal. 2018. Vol. 5(3). Pp. 40-63.

11. Fliginskih T.N. Vaganova O.V., Usatova L.V., Solovjeva N.E., Bykanova N.I., Ragheed Y. The impact of e-banking on performance of banks: evidence from Russia // Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. 2020. Т. 12. № S4. С. 231-239

References

1. Vaganova O. V., Konshina L. A., Be-lotserkovsky E. D. (2020) "Prospects for the development of key fintech segments in Russia", Research Result. Economic Research, 6(2), 3-12.

2. Central Bank of the Russian Federation: official website, Moscow, available at: https://www .cbr. ru/Content/Docu-ment/File/48265/pr_1809_3.pdf (Accessed 15 October 2023).

3. Gribanich V. M. (2012), "Problems of creating an international financial center in Russia", Bulletin of Economic Integration, 2,18-24.

4. Gusakov A.V. (2008), "Formation and development of the financial market of Russia", Abstract of the D. Sc. Thesis. Moscow, 2008.

5. Guzhavina L. M., Filippov D.I. (2010), "Improving methods of financial market regulation in Russia", Bulletin of the Academy, 4, 41-46.

6. International Financial Center: official website, Moscow, available at: https://mfc-mos-cow.com/assets/files/analytics/final-roadmap.pdf (Accessed 15 October 2023).

7. Kucher M. O., Safonov D. S. (2014), "Prospects for the creation of a global financial center in Russia", Sphere of services: innovations and quality, 17, 3.

8. Norton, S.D. (2018), "Suspicion of money laundering reporting obligations: auditor compliance, or sceptical failure to engage?", Critical Perspectives on Accounting, 50, 56-66.

9. Tiwari, M., Gepp, A., Kumar, K., (2020), "A review of money laundering literature: the state of research in key areas", Pacific Accounting Review, 32(2), 271-303.

10. Zali, M., Maulidi, A. (2018), "Fighting against money laundering", BRICS law journal, 5(3),40-63.

11. Fliginskih T.N. Vaganova O.V., Usatova L.V., Solovjeva N.E., Bykanova N.I., Ragheed Y. (2020), "The impact of e-banking on performance of banks: evidence from Russia", Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems, 12, S4, 231-239.

Информация о конфликте интересов:

авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interest to declare.

Гладкова Светлана Борисовна, кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела автономного образовательного учреждения высшего образования Ленинградской области «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий» (г. Гатчина, Россия)

Svetlana B. Gladkova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Senior Researcher of the Research Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology (Gatchina, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.