Научная статья на тему 'К вопросу о создании эффективной системы профессионального воспитания студентов вуза'

К вопросу о создании эффективной системы профессионального воспитания студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ЦЕЛЕВОЙ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ / OCCUPATIONAL TRAINING / TEACHING SYSTEM / COMPETENCE / OCCUPATIONAL ADAPTATION / SPECIAL-PURPOSE / STRUCTURAL-FUNCTIONAL / SUBSTANTIAL AND TECHNOLOGICAL AND ESTIMATED-EFFICIENT COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байдашева Елизавета Николаевна

Рассмотрены вопросы построения системы профессионального воспитания студентов вузов. Для этого автор использует системно-деятельностный подход, который включает следующие компоненты профессионально-образовательной системы воспитания: целевой, структурно-функциональный, содержательно-технологический, оценочно-результа-тивный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байдашева Елизавета Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Issue of Streamlined System of Higher School Students Occupational Training

The article is devoted to the problem of higher school students occupational trainig system structure. Thereto the author uses systematic and action approach, which includes the following components of the professional education system of training: special-purpose, structural-functional, substantial and technological, estimated-efficient

Текст научной работы на тему «К вопросу о создании эффективной системы профессионального воспитания студентов вуза»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.017.4

Байдашева Елизавета Николаевна

Baidasheva Elizaveta Nickolayevna

К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

ON THE ISSUE OF STREAMLINED SYSTEM OF IGHER SCHOOL STUDENTS OCCUPATIONAL

TRAINING

Рассмотрены вопросы построения системы про - The article is devoted to the problem of higher

фессионального воспитания студентов вузов. Для school students occupational trainig system structure. этого автор использует системно -деятельностный Thereto the author uses systematic and action ap-подход , который включает следующие компоненты proach, which includes the following components of the профессионально-образовательной системы воспи- professional education system of training: special-тания: целевой, структурно-функциональный, со - purpose, structural-functional, substantial and techno-держательно-технологический, оценочно-результа- logical, estimated-efficient тивный

Ключевые слова: профессиональное воспитание; педаго Key words: occupational training, teaching system, compe-

гическая система; компетентность; профессиональная tence, occupational adaptation, special-purpose, structural-

адаптация; целевой, структурно-функциональный, содер- functional, substantial and technological and estimated-

жательнс-технологический и оценочно -результативный efficient components

компоненты

Задачи воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физическо -го и нравственного здоровья являются особо актуальными в современных условиях.

Проблемам профессионального становления , формирования профессиональной направленности личности посвящены исследования Ю. П. Аверичева, И.Ф. Булгакова, В.И. Жернова, А.О. Измайлова, Л.И. Кондратьевой, Н.К. Котиленкова, Г.А. Ларионовой, А.В. Мор-

довской, А.П. Сейтешева, С.Н. Чистяковой, И. С. Якиманской и др. Исследованию формирования личностных качеств обучающих и обучаемых посвящены работы О .А. Абдулли -ной, В. А. Беликова, Е.А. Белозерцева, Д.Н. Го -ноболина, А.И. Пискунова, В.А. Сластенина, В. Э. Тамариной, А.И. Щербакова и др.

В настоящее время в научной литературе наиболее широко распространены три варианта деятельностного подхода: методологи -ческий, психологический и педагогический.

В системе понятий, образующих содер -жание данного подхода, основной является

категория деятельности. Основными характе -ристиками деятельности выступают предметность, мотивированность, целенаправленность и осознанность.

Деятельность, как совокупность действий, всегда реализуется в конкретных услови -ях, которым она через операции вынуждена подчиняться. Поэтому выделяется целевая сторона деятельности, которую определяет мотив и адекватные ему цели, и содержательная, за которой стоят условия и технологии достижения её мотива (действие и операции).

При построении нашей системы профессионального воспитания студентов вузов должны быть учтены как системные, так и деятельностные особенности процесса становления будущего профессионала и его готовности к самостоятельной профессиональной дея-тельности. Поэтому, чтобы обеспечить эффективное формирование готовности к профессиональной деятельности в результате профессионального воспитания, нам потребовался подход, объединяющий в себе черты системного и деятельностного. Таковым стал системно-деятельностный подход, обусловивший построение системы подготовки, при которой осуществляется упорядоченное, систематизированное формирование будущего специали-ста в условиях профессионального воспитания.

В нашем исследовании профессиональное воспитание студентов мы рассматриваем как процесс, предполагающий изучение целей, задач, содержания, особенностей взаимодей -ствия субъектов и т.д. Под процессом мы понимаем совокупность последовательных дей-ствий для достижения определённого результата . Процесс профессионального воспитания студентов представляет педагогическое явле-ние, состояние из совокупности последовательных действий для достижения главного результата - формирование основ профессио -нальной культуры будущего специалиста и его готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

Исходя из природы изучаемого явления,

структуры и особенностей рассмотренных нами подходов, мы попытались создать систему профессионального воспитания студентов вуза.

Остановимся на основных компонентах предложенной нами системы.

Целевой компонент определяется це-лями общества, государства, профессионального сообщества, учебно-воспитательного процесса в вузе в целом, целями студентов.

Структурно -функциональный компонент включает профессиональную социализацию, профессиональную персонализацию, профессиональную индивидуализацию и профессио -нальную специализацию.

Профессиональная адаптация - это компонент профессиональной ориентации, который способствует дальнейшему утверждению молодёжи в своём профессиональном выборе. Вместе с тем, он выявляет недостатки предшествующей работы по профессиональному самоопределению и активизирует формирование новых установок, потребностей, ценностных ориентации, интересов и профессиональной направленности студента к будущей профессии. Поэтому адаптация (что в переводе с латинского означает «приспособле-ние») является своеобразным критерием эффективности работы со студентами.

Можно выделить следующие этапы профессионального воспитания студентов: адаптационный, действенно-преобразующий и рефлексивно-креативный.

Содержательно -технологический ком -понент предложенной нами системы профессионального воспитания включает определён -ное содержание, формы и методы.

Включение студентов в процесс профессионального воспитания представляет собой упорядоченные действия преподавателей, предусматривающих ответные действия будущих специалистов как в учебной, так и вне -учебной деятельности. Порядок же действий и их состав разрабатываются с учётом различных факторов - в том числе и специфики изучаемых дисциплин, индивидуальных (интеллектуальных, общекультурных и т.д.) возмож-

ностей студентов, условий, в которых протекает образование.

Оценочно -результативный компонент включает разработанную систему критериев по оценке эффективности осуществления процесса профессионального воспитания. Результатом разработанной нами системы профессионального воспитания студентов вуза будет являться готовность к самостоятельной про -фессиональной деятельности в качестве члена общества, готового профессионально участвовать в его развитии; личности, осознающей индивидуальные возможности и корпоративные нормы профессиональной деятельности и поведения.

Подводя итоги анализа разработанной нами системы профессионального воспитания студентов, необходимо отметить следующее:

1) формирование готовности к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности может эффективно осуществляться только в рамках специально разрабо-танной системы, включающей как теоретическую, так и практическую подготовку будущих специалистов;

2) теоретико-методологическую основу построения системы профессионального воспитания составляют системно-деятельностный и компетентностный подходы. Системно-дея-

1. Беликов В.А. Способы самоконтроля и оценки эффективности и организации учебнопознавательной деятельности студентов / В.А. Беликов. - Магнитогорск: МГПИ, 1994. - 98 с.

2. Ларионова Г.А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вузов: монография /Г.А. Ларионова. - Челябинск: ЧГАУ, 2004. -169 с.

Коротко об авторе__________________________________

Байдашева Е.Н., старший преподаватель кафедры экономической теории и правоведения, Красноярский государственный торгово-экономический институт (КГТЭИ) <[email protected]>

Научные интересы: профессиональное воспитание будущих специалистов в условиях вузовского образования

тельностный подход акцентирует внимание на системном изучении совокупности взаимосвя-занных свойств, методов и процессов, необхо -димых для создания организованного и целе -направленного влияния на формирование компетентности будущего специалиста;

3) профессионально-образовательная сис-

тема воспитания включает следующие компоненты : целевой, структурно-функциональный, содержательно-технологический, оценочно -

результативный;

4) эффективность функционирования про -цесса профессионального воспитания студентов зависит от ряда педагогических условий, а именно:

а) актуализации субъективной позиции сту -дента на основе инициирования рефлексии, включения в ценностно-значимую деятельность ;

б) оптимизации воспитывающей среды во взаимодействии учебной и внеучебной дея-тельности;

в) развития коммуникативных способно -стей студента, расширяющих его опыт социально-профессиональных отношений.

Можно выделять следующие этапы профессионального воспитания студентов: адаптационный, действенно-преобразующий и рефлексивно-креативный. ________________________________Литература

3. Совершенствование воспитательной работы в вузе: проблемы и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции /Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. -2005. - 241 с.

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

_________________________Briefly about author

Baidasheva E. N., Lecturer of Economics and Science of Law Department, Krasnoyarsk State Trade and Economic Institute (KSTEI)

Scientific interests/occupational training of future specialists in conditions of higher school education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.