ПЕДАГОГИКА
УДК 378.017.4
Байдашева Елизавета Николаевна
Baidasheva Elizaveta Nickolayevna
К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
ON THE ISSUE OF STREAMLINED SYSTEM OF IGHER SCHOOL STUDENTS OCCUPATIONAL
TRAINING
Рассмотрены вопросы построения системы про - The article is devoted to the problem of higher
фессионального воспитания студентов вузов. Для school students occupational trainig system structure. этого автор использует системно -деятельностный Thereto the author uses systematic and action ap-подход , который включает следующие компоненты proach, which includes the following components of the профессионально-образовательной системы воспи- professional education system of training: special-тания: целевой, структурно-функциональный, со - purpose, structural-functional, substantial and techno-держательно-технологический, оценочно-результа- logical, estimated-efficient тивный
Ключевые слова: профессиональное воспитание; педаго Key words: occupational training, teaching system, compe-
гическая система; компетентность; профессиональная tence, occupational adaptation, special-purpose, structural-
адаптация; целевой, структурно-функциональный, содер- functional, substantial and technological and estimated-
жательнс-технологический и оценочно -результативный efficient components
компоненты
Задачи воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физическо -го и нравственного здоровья являются особо актуальными в современных условиях.
Проблемам профессионального становления , формирования профессиональной направленности личности посвящены исследования Ю. П. Аверичева, И.Ф. Булгакова, В.И. Жернова, А.О. Измайлова, Л.И. Кондратьевой, Н.К. Котиленкова, Г.А. Ларионовой, А.В. Мор-
довской, А.П. Сейтешева, С.Н. Чистяковой, И. С. Якиманской и др. Исследованию формирования личностных качеств обучающих и обучаемых посвящены работы О .А. Абдулли -ной, В. А. Беликова, Е.А. Белозерцева, Д.Н. Го -ноболина, А.И. Пискунова, В.А. Сластенина, В. Э. Тамариной, А.И. Щербакова и др.
В настоящее время в научной литературе наиболее широко распространены три варианта деятельностного подхода: методологи -ческий, психологический и педагогический.
В системе понятий, образующих содер -жание данного подхода, основной является
категория деятельности. Основными характе -ристиками деятельности выступают предметность, мотивированность, целенаправленность и осознанность.
Деятельность, как совокупность действий, всегда реализуется в конкретных услови -ях, которым она через операции вынуждена подчиняться. Поэтому выделяется целевая сторона деятельности, которую определяет мотив и адекватные ему цели, и содержательная, за которой стоят условия и технологии достижения её мотива (действие и операции).
При построении нашей системы профессионального воспитания студентов вузов должны быть учтены как системные, так и деятельностные особенности процесса становления будущего профессионала и его готовности к самостоятельной профессиональной дея-тельности. Поэтому, чтобы обеспечить эффективное формирование готовности к профессиональной деятельности в результате профессионального воспитания, нам потребовался подход, объединяющий в себе черты системного и деятельностного. Таковым стал системно-деятельностный подход, обусловивший построение системы подготовки, при которой осуществляется упорядоченное, систематизированное формирование будущего специали-ста в условиях профессионального воспитания.
В нашем исследовании профессиональное воспитание студентов мы рассматриваем как процесс, предполагающий изучение целей, задач, содержания, особенностей взаимодей -ствия субъектов и т.д. Под процессом мы понимаем совокупность последовательных дей-ствий для достижения определённого результата . Процесс профессионального воспитания студентов представляет педагогическое явле-ние, состояние из совокупности последовательных действий для достижения главного результата - формирование основ профессио -нальной культуры будущего специалиста и его готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.
Исходя из природы изучаемого явления,
структуры и особенностей рассмотренных нами подходов, мы попытались создать систему профессионального воспитания студентов вуза.
Остановимся на основных компонентах предложенной нами системы.
Целевой компонент определяется це-лями общества, государства, профессионального сообщества, учебно-воспитательного процесса в вузе в целом, целями студентов.
Структурно -функциональный компонент включает профессиональную социализацию, профессиональную персонализацию, профессиональную индивидуализацию и профессио -нальную специализацию.
Профессиональная адаптация - это компонент профессиональной ориентации, который способствует дальнейшему утверждению молодёжи в своём профессиональном выборе. Вместе с тем, он выявляет недостатки предшествующей работы по профессиональному самоопределению и активизирует формирование новых установок, потребностей, ценностных ориентации, интересов и профессиональной направленности студента к будущей профессии. Поэтому адаптация (что в переводе с латинского означает «приспособле-ние») является своеобразным критерием эффективности работы со студентами.
Можно выделить следующие этапы профессионального воспитания студентов: адаптационный, действенно-преобразующий и рефлексивно-креативный.
Содержательно -технологический ком -понент предложенной нами системы профессионального воспитания включает определён -ное содержание, формы и методы.
Включение студентов в процесс профессионального воспитания представляет собой упорядоченные действия преподавателей, предусматривающих ответные действия будущих специалистов как в учебной, так и вне -учебной деятельности. Порядок же действий и их состав разрабатываются с учётом различных факторов - в том числе и специфики изучаемых дисциплин, индивидуальных (интеллектуальных, общекультурных и т.д.) возмож-
ностей студентов, условий, в которых протекает образование.
Оценочно -результативный компонент включает разработанную систему критериев по оценке эффективности осуществления процесса профессионального воспитания. Результатом разработанной нами системы профессионального воспитания студентов вуза будет являться готовность к самостоятельной про -фессиональной деятельности в качестве члена общества, готового профессионально участвовать в его развитии; личности, осознающей индивидуальные возможности и корпоративные нормы профессиональной деятельности и поведения.
Подводя итоги анализа разработанной нами системы профессионального воспитания студентов, необходимо отметить следующее:
1) формирование готовности к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности может эффективно осуществляться только в рамках специально разрабо-танной системы, включающей как теоретическую, так и практическую подготовку будущих специалистов;
2) теоретико-методологическую основу построения системы профессионального воспитания составляют системно-деятельностный и компетентностный подходы. Системно-дея-
1. Беликов В.А. Способы самоконтроля и оценки эффективности и организации учебнопознавательной деятельности студентов / В.А. Беликов. - Магнитогорск: МГПИ, 1994. - 98 с.
2. Ларионова Г.А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вузов: монография /Г.А. Ларионова. - Челябинск: ЧГАУ, 2004. -169 с.
Коротко об авторе__________________________________
Байдашева Е.Н., старший преподаватель кафедры экономической теории и правоведения, Красноярский государственный торгово-экономический институт (КГТЭИ) <[email protected]>
Научные интересы: профессиональное воспитание будущих специалистов в условиях вузовского образования
тельностный подход акцентирует внимание на системном изучении совокупности взаимосвя-занных свойств, методов и процессов, необхо -димых для создания организованного и целе -направленного влияния на формирование компетентности будущего специалиста;
3) профессионально-образовательная сис-
тема воспитания включает следующие компоненты : целевой, структурно-функциональный, содержательно-технологический, оценочно -
результативный;
4) эффективность функционирования про -цесса профессионального воспитания студентов зависит от ряда педагогических условий, а именно:
а) актуализации субъективной позиции сту -дента на основе инициирования рефлексии, включения в ценностно-значимую деятельность ;
б) оптимизации воспитывающей среды во взаимодействии учебной и внеучебной дея-тельности;
в) развития коммуникативных способно -стей студента, расширяющих его опыт социально-профессиональных отношений.
Можно выделять следующие этапы профессионального воспитания студентов: адаптационный, действенно-преобразующий и рефлексивно-креативный. ________________________________Литература
3. Совершенствование воспитательной работы в вузе: проблемы и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции /Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. -2005. - 241 с.
4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.
_________________________Briefly about author
Baidasheva E. N., Lecturer of Economics and Science of Law Department, Krasnoyarsk State Trade and Economic Institute (KSTEI)
Scientific interests/occupational training of future specialists in conditions of higher school education