Научная статья на тему 'К вопросу о современных подходах к муниципальному управлению в городах'

К вопросу о современных подходах к муниципальному управлению в городах Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ГОРОДА / ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО / ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT / URBAN DEVELOPMENT MANAGEMENT / URBAN COMMUNITY / MANAGEMENT OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Костко Наталья Анатольевна

Определены цели, инструментарий развития города через социальное сообщество как условие взаимодействия индивидов, активизации участия в вопросах развития города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF MODERN APPROACHES TO THE MUNICIPAL MANAGEMENT IN CITIES

The article defines the objectives of the city development mechanisms via the social community as a condition of interrelation of individuals and stimulation of their participation in the city's development matters.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современных подходах к муниципальному управлению в городах»

УДК 338.26

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К МУНИЦИПАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ГОРОДАХ

ТО THE ISSUE OF MODERN APPROACHES TO THE MUNICIPAL MANAGEMENT IN CITIES

H. A. Koctko

N. A. Kostko

Ключевые слова: управление, управление развитием города, городское сообщество, цели управления Key words: management, urban development management, urban conamnity, management objectives

Определены цели, инструментарий развития города через социальное сообщество как условие взаимодействия индивидов, активизации участия в вопросах развития города.

The article defines the objectives of the city development mechanisms via the social community as a condition of interrelation of individuals and stimulation of their participation in the city's development matters.

Состояние и тенденции развития муниципальных образований, городов во многом обусловлены скоростью, масштабностью, глубиной тех изменений, которые стали базовыми характеристиками нового информационного типа общества. Одновременно именно в городах новые явления и свойства отчасти зарождаются и наиболее ярко проявляются и приобретают глобальные свойства и черты. Как форма организации пространства город представляет сложную систем}' с многоуровневыми связями и отношениями, возникающими между ее различными элементами, которые сами по себе являются социальными системами, имеющими свои закономерности существования, тенденции развития и управления.

Усложнение общественных процессов в городах требует разработки новых подходов и к их управлению. Если местное самоуправление — это общественно-правовая форма организации жизнедеятельности населения на местах, то инструментом реализации целей является муниципальное управление, при этом не отдельной сферы или сегмента, а управление развитием сложной социальной системой, какой является город.

Обеспечение поступательности развития города предполагает актуализацию социальных аспектов его функционирования через систему управления. Сегодня мы имеем стандартно-унифицированную систему управления (согласно 131-Ф3) с типологизированным набором функций для поддержания определенного уровня и качества жизни, что в современных условиях становится недостаточным, особенно в части привлечения социального фактора, нематериальных ресурсов общества в городские процессы. Новый подход в управлении предполагает иную расстановку акцентов в рамках уже действующей системы: при определении целей развития; механизмов их реализации; действенности субъектов, включенных в процесс муниципального управления.

Сегодня содержание продекларированных в программных документах МО целей развития свидетельствует о доминировании экономико-технократического подхода в муниципальном управлении. Принятая оценка эффективности муниципального управления также предполагает в основном учет экономико-статистических показателей. И это объективная данность, фиксация целей управления, обеспечивающих усредненный и необходимый уровень удовлетворения интересов и потребностей элементов социальной системы.

Наряду с этим общество исходит из того, что именно на муниципальном уровне, где власть, управление наиболее тесно вступают во взаимодействие с населением, стратегической целью муниципального управления должно стать развитие человеческого потенциала и капитала. И, как следствие, целью управления развитием города должно стать создание условий для его качественного поступательного развития. Эта цель продекларирована в большинстве европейских городов, российский пример — Санкт-Петербург. На сегодняшний день мы имеем подтверждение значимости данной целеориентации даже в количественных показателях, доказывающих, что «экономическая отдача от человеческого капитала превышает отдачу от физического капитала» [ 1 ].

Акцент на формировании качественных характеристик человеческого потенциала и капитала в муниципальном управлении позволяет получить обратный системный эффект во всех сферах жизнедеятельности. Речь идет о повышении ВВП, ВРП, производительности труда, адаптивности к изменениям, качестве рефлексии и трансляции нового знания, культуры, высокой степени ценности человека, его жизни и т. д.

Инструментально это достигается через социальную инфраструктуру. Уровень и качество услуг, предоставляемых социальной инфраструктурой населению, косвенно характеризуют уровень и качество человеческого капитала. Но никоим образом не свидетельствуют о роли последнего в жизни города, степени его отдачи, участии в разрешении сложных городских проблем, о том, является ли он нематериальным ресурсом развития, и как его можно задействовать в управленческой практике. Возникают вопросы: совпадают ли цели развития системы управления и носителей, обладателей человеческого капитала, как и где, посредством чего их отследить и главное, состыковать и учесть в практике управления.

Действенность и позитивная результативность человеческого капитала может проявиться через возможности установления отношений взаимодействия, где индивид, отдельные группы, сообщества выступают субъектами в соуправлении развитием общества наравне с муниципалитетом, органами местного самоуправления на принципах партнерства, совместной ответственности.

Взаимодействие рассматривается в качестве инструментально-организационного начала любого управленческого действия активизации горожан, что наиболее последовательно и логично можно осуществить через городские общности и сообщества.

В основу стратегии управления развитием города должен быть заложен принцип актуализации человеческого потенциала и капитала через развитие общности и сообществ. Формирование городского сообщества (в его классическом понимании) в крупном городе методами управления — утопия, но здесь важен путь, вектор движения в данном направлении, включение большего числа горожан в орбит}' данного процесса, что позволяет через городскую общность, локальные сообщества, переориентировать внутригрупповые, индивидуальные интересы горожан на коллективные, общественные.

Как отследить состояние городского сообщества, его интересы, влияние на развитие города и как скоординировать эти интересы и процессы в управленческой практике? Существует целый ряд оценок состояния городского сообщества (уровень социальной напряженности, уровень комфортности и т. д.), но он не предполагает оценку' степени участия горожан в достижении целей развития, синхронизированных между' всеми субъектами управления.

Попытаемся перевести методологию социального управления в плоскость практики муниципального управления через введение в практический оборот такого показателя, как степень идентичности. Построение

городской общности идет через идентификацию человеком себя как горожанина и является объединяющей характеристикой. которая есть совместный проду кт жизнедеятельности города и горожан на протяжении всего пути их бытия. Формирование идентичности сопряжено с процессами актуализации ожиданий, встречных требований к обществу, потребностью во взаимодействии, установлении индивидуальной системы координат приоритета интересов через соотношение личного и общественного. Идентичность реализуется посредством общественных отношений, акты и механизмы которой обеспечивают связность функциональных и символических единиц социального пространства [2]. Самоидентификация человека как горожанина есть логическое движение к формированию городской общности.

Высокая степень социальной идентичности есть условие и результат социального действия и взаимодействия индивидов. Если исходить из теории И. Гофмана, то социальная идентичность — это естественная роль индивида как результирующая освоения ситуации. В то время как П. Бергер и Т. Лукман рассматривают социальную идентичность скорее как роль, которую навязывает ситуация, именно она манипулирует индивидом, при этом он может потерять свою идентичность. В первом случае индивид осваивает ситуацию — «определяет ситуацию» (термин У. Томаса). Во втором — ситуация управляет.

Следовательно, как в первом, так и во втором случае можно говорить о возможности управления социальной идентичностью, в первом случае — косвенно, во втором — целенаправленно. «Взращивание» идентичности в условиях глобализации рассматривается как проблема достижения социальной сплоченности и жизнеспособности национального сообщества, укрепление культурных ресурсов ее воспроизводства» [3].

Подвижность границ идентичности, включая «разделяющие общественное и частное, публичное и приватное, их конфигурации» [2] требует внимания и управленческого действия по удержанию баланса между естественными, но противоположными состояниями.

На данный момент в системе управления важно акцентировать внимание на формировании социальной идентичности и социального сообщества в городе. Во многом это обусловлено целым рядом причин. Назовем только некоторые из них. В настоящее время наблюдается сокращение связей и взаимодействия даже в рамках локальных сообществ, не говоря уже о городской общности людей. Разобщенность интересов, социальная апатия, инертность и консерватизм действий стали яркими характеристиками современных городов, о чем свидетельствуют результаты социологических исследований в стране и мире. Уже сегодня многие ученые указывают на опасность размывания социальных характеристик общества, и как следствие утери социальных ресурсов общества для развития и саморазвития, потери им своей общественной природы и замены её на кибернетическую.

Современные противоречия приобретают объемный и явственный характер, когда, с одной стороны, информационные технологии способствуют интеграции человеческого сообщества через систему информационной паутины, с другой стороны, «дезинтеграции социального и появлению «кастового» и «атомизированного» общества» [4]. Подобные явления несут угрозу разобщенности, искусственно созданной анклавности, отчужденности от социального капитала не своих.

При этом «вертикально интегрированные, инстигуциализированные формы социальности дополняются и замещаются ее сетевыми формами» [5], в которых виртуализация отношений и взаимодействий приводит к двум взаимоисключающим явлениям: к большей вариативности личного самоотождествления с разными сообществами; «к упрощению личности и культуры под воздействием растущей технологизации и стандартизации практик повседневного существования» [5].

В связи с этим возникает потребность в поисках управленческих решений по преодолению тенденций разобщенности, разрыва взаимодействий и социального пространства, а проблемы формирования городских общностей и сообществ перерастают из теоретико-методологической плоскости в практическую.

Усиливающаяся атомизация общества обусловлена в том числе дезинтеграцией в определении морально-нравственных ценностей и целей современного общества. Если говорить о России, то сложилась парадоксальная ситуация, когда государство, общество, основные социальные институты не хотят обозначить свои ценности (за исключением церкви) во многом ссылаясь на:

• идеологизированность данного феномена;

• современную трансформацию и невостребованность обществом «устаревших» морально-нравственных ценностей;

• изменение содержания и функций государства;

• трансформацию природы всех уровней власти;

• необходимость перехода к ценностям индивидуального выбора.

В условиях неопределенности, вакуума ценностных оснований и ориентиров развития общества человек, горожанин, поставленный в ситуацию выбора, не всегда может его найти. С одной стороны, человек ощущает. сохраняет за собой право на выбор, с другой, это осознание и действенность ограничены собственным пониманием, уровнем осмысления процессов и т. д. Искусственно создается основание для выбора узаконенного одиночества и отчуждения от общества. Разрыв связей с подобными тебе членами общества приводит к размыванию социальных устоев общества, ставит под угрозу его последующее развитие, что противоречит самой природе человека, для которого ценностью «выступает способность быть «значимым другим» [6].

Без активизации взаимодействия человек — общество, без создания методами управления условий для развития городского общества и локальных территориальных сообществ разрешить данные проблемы вряд ли возможно.

Морально-нравственные ценности складывались веками, менялся порядок отдельных постулатов, степень проявления, но сущность и гуманистическая направленность была, есть и будет всегда. В современных условиях системного кризиса речь надо вести не о формальном навязывании гуманистических идеалов и ценностей, а о создании условий, управленческих технологиях, которые обеспечивали бы их проникновение в ткань общества, пронизывали все социальное пространство, где роль городского сообщества обозначается в виде обеспечивающего условия и целевой ориентации. Приоритет универсальных ценностей, «приобщение к универсальным смыслам бытия делает человека родовым существом, а не просто социальным атомом, агентом культуры, носителем предрассудков» [6].

Только при таких условиях человеческий капитал будет работать на общество, на развитие, на созидание, а не на разрушение. Мониторинг, оценка степени социальной идентификации горожан должна стать важным элементом муниципального управления.

Идентичность можно рассматривать как синтез идей и ценностей, складывающихся в результате субъектного взаимодействия, которое «формирует особое символическое пространство, насыщенное ценностно-смысловым содержанием, закрепляя образы, нормы и стили, передавая мифы и истории, государство интегрирует социокультурное пространство, создавая необходимые условия для социального взаимодействия и личностной самореализации» [3].

Актуальность именно такого подхода обусловлена и возрастающим проявлением активности населения во всех сферах жизнедеятельности, и вектор этой активности не всегда совпадает с целями развития общества. Отметим, что проявления активности рассматриваются не в качестве угрозы социального конфликта, а как инструмент развития.

Активность в ряду формирования обеспечивающих условий для городского сообщества является основным индикатором муниципального управления. Значимой является комплексность анализа активности, включающей различные формы: инновационную активность; экономическую активность; социальную активность; политическую активность; социокультурную активность; молодежную активность; территориальную активность.

Недооценка актуализации активности населения в практике управления приводит к управленческим действиям не на опережение, а вдогонку решению уже имеющихся проблем и противоречий различной степени проявления и влияния на общество, что многократно умножает ресурсные затраты на их преодоление.

В практике муниципального управления отсутствует комплексный подход к определению показателей, характеризующих вектор его развития с учетом возрастающего влияния активности населения и форм ее проявления, которая должна не отторгаться системой управления, а отслеживаться, должно оцениваться ее снижение или повышение как индикатор для корректировки управленческих действий, необходимости их согласования с населением. Необходимо, чтобы цели развития системы управления и населения коррелировали, а не вставали по отношению друг к другу в оппозицию, что в конечном счете позволяет уйти от пассивно-уни-версальной формы управления к активно-селективной.

Данная управленческая форма предполагает наладить конструктивный диалог с обществом посредством учета мнения населения для определения горожанами и властью совместных целей и путей развития.

В организационном плане речь идет не о создании новой системы управления, структурных подразделений, а об использовании в практике принятия конкретных управленческих решений в различных сферах уже имеющихся механизмов учета мнения горожан, которые формализованы и действуют в соответствии со статьей 131- ФЗ, а именно: правотворческая инициатива; ТОСы; обращения граждан; собрания, конференции; публичные слушания; ТСЖ; СМИ; информационные и интернет- ресурсы; общественные организации и фонды; общественные советы при органах местного самоуправления.

Далее создание обеспечивающих условий развития локальных сообществ различных форм и направленности действий, где возможно «воплощение труднодостижимого равновесия между индивидуальной свободой и потребностью в человеческой солидарности. .. где происходит сдерживание личностного начала в пространстве социального и культурного, но именно в этих пространствах происходит саморазвитие личности. В ряде случаев эго происходит в жесткой форме социального «конструирования» [3]. Опыт Германии, исследования совместно с А. А. Попковой [7] подтверждают эффективность даже такой простой управленческой меры, как поддержание массовости территориальных локальных сообществ через предоставление мест расположения, их доступности в различных частях города, особенно проблемных, криминогенных, с высокой степенью проявления асоциальных проявлений.

Социальное пространство города также должно конструироваться. «Физическая среда организует человеческую активность совершенно определенным способом, задавая объективные формы социального взаимодействия, равно как сама среда, а особенно городская, является, во многом, социальным продуктом» [8].

Инструментально-технологический элемент системы управления развитием города, региона включает в себя набор управленческих методов и методик, системное и комплексное применение которых обеспечит поступательное научно обоснованное движение к целям развития. На первый взгляд, в этом пункте нет особых

проблем, но тем не менее до сих пор ведутся дискуссии общеметодологического характера, например, об алгоритме управленческих действий, не говоря уже о его реализации посредством конкретных прикладных методик и технологий. В качестве такого алгоритма можно предложить логическую цепочку из взаимосвязанных элементов: актуализация проблемы — диагностика — прогнозирование — социальное проектирование — планирование — програм миро ванне — принятие управленческого решения. Результаты всех этапов подвергаются социальной экспертизе. Каждый из элементов алгоритма имеет свою последовательность, пространственно-временную определенность, инструментарий и продукт; последний, в свою очередь, является одним из элементов последующего управленческого действия.

Хотелось бы более подробно остановиться на понятии проектирования в управленческой практике. Алгоритм управленческого цикла обязательно включает в себя этап проектирования как самостоятельное звено, отличное в верхней границе от прогнозирования, а в нижней — от планирования и программирования. Проектирование рассматривается как промежуточное звено между теорией и практикой, как система операционально используемых знаний (выражение П. П. Лакиса) в управлении.

Алгоритм проектировочной деятельности, по мнению Г. П. Щедровицкого, в рамках стратегии преобразования среды включает в себя несколько этапов, которые могут быть использованы в проектировочной деятельности как технологии социального управления развитием

Первый этап исследования включает, во-первых, анализ ситуации через ответ на вопрос о том, в какой мере необходимые нам изменения деятельности могут быть результатом естественных процессов и какова мера сознательного, целенаправленного вмешательства для достижения поставленной цели. Таким образом, речь идет о необходимости установления соотношения и связи между «естественным» и «искусственным», оценки ситуации деятельности [9].

Во-вторых, естественное, историческое движение, прогресс — это еще не есть цель и задача нашей сознательной деятельности. Чтобы это произошло, необходимо изучить эти процессы, определить факторы, на которые мы сможем влиять, то есть определяется цель и задачи нашей меры воздействия на те процессы, которые до нас делала естественная история.

В-третьих, определение линии прогресса в её линейно-количественном виде. В итоге создается прогноз-но-нормативная модель.

Таким образом, проектирование как технологический этап социального управления включает в себя два этапа: первый — это разработка прогнозно-нормативной модели, идеального типа долженствования; второй

этап предполагает интерпретацию модели в её операциональное состояние из образа в образец, что предполага-

ет возможность создания конкретных планов, программ управленческого действия.

В содержательном плане конкретные управленческие действия с использованием инструментов социального прогнозно-нормативного проектирования должны быть направлены на преодоление кризисных явлений в обществе в целом, а именно:

• многократной смены и потери идеалов, стратегий, ценностных систем, дезориентировавшей стран)' и людей:

• расширения ареала низких моральных качеств (обмана, жадности, зависти, тотального неуважения к человеку, жестокости, заносчивости, тщеславия, пошлости, самодовольства, недоверия, спеси, чванства и т. д.);

• снижения уровня общей и профессиональной культуры;

• плохо приспособленной для «человека повседневности» [10] пространства города.

Список литературы

1. Капелющников Р. И. Сколько стоит человеческий капитал России? // Вопросы экономики. - 2013. - № 1. -С. 27-47.

2. Орлова Э. А. Концепции идентичности/идентификации в социально-научном знании // Вопросы социальной теории. - Т. 4 -2010. -С. 87-111.

3. Астафьева О. Н. Реструктуризация и демаркация идентичностей в условиях глобализации: будущее национально-культурной идентичности // Вопросы социальной теории. - Т. 4 - 2010 - С. 255-281.

4. Мальковская И. А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) // Социс. -2007,-№2.-С. 79.

5. Гавров С. Н. Взаимодействие культур и поиск новой идентичности // Вопросы социальной теории. - Т. 4. -2010.-С. 501-506.

6. Резник Ю. М. Многогранный образ человека: предпосылки построения конфигуративной модели // Вопросы социальной теории. - Т. 4. - 2010. - С. 18-62.

7. Костко Н. А., Попкова А. А. Опыт исследования социальной активности молодежных общественных объединений и молодежных сообществ. - Тюмень: Печатник, 2012. - 119с.

8. Чешкова А. Российское городское пространство: попытка осмысления // сб. Российское городское пространство: попытка осмысления. - М.: 20(Ю. - С. 13-38.

9. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. - М.: Шк. культ, полит., 1995.

10. Митрошенков О. А. Некоторые особенности управленческой идентичности в России: к постановке проблемы // Вопросы социачьной теории. - Т. 4 - 2010. - С. 508-512.

11. Российская урбанизация на перепутье: к «городу-саду» юти в «город-огород»? Сценарии развития российских городов //Москва, 2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: \v\vw.i-u.ru.

Сведения об авторе

Костко Наталья Анатольевна, д. с. н., профессор, проректор по тутой работе , Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права», г. Тюмень, тел. 8(3-152)332 621, e-mail: kostko-niticbyandex.ru

Kostko N. Л, Doctor of Sociology, professor, vice-rectorfor R&D; State Autonomous Educational Institution of Higher Professional Education of Tyumen Region, Tyumen State University of World Economics, Management and Law, phone: + 7(3452)332 621, e-mail: kostkoniticbyandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.