Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Митько А.Е. — К вопросу о современной социальной миссии Церкви: практический аспект // Социодинамика. - 2019. - № 6. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.6.29742 URL: https://nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=29742
К вопросу о современной социальной миссии Церкви: практический аспект
Митько Август Евгеньевич
кандидат философских наук
докторант кафедры Богословия и библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. Кирилла и Мзфодия. Заместитель председателя Синодального миссионерского отдела РПЦ МП.
103031, Россия, г. Москва, пер. Малый Кисельный, 6с1, оф. 1 И missiapress@gmail.com
Статья из рубрики "Проблема социального партнерства"
Аннотация.
Предметом настоящего исследования является организация социального служения в епархиях Русской Православной Церкви. В статье анализируется понятие социальной миссии как особого вида церковного служения, формирующегося на стыке миссионерства и социальной работы. Возможность выделения данного вида служения определяется единством адресата миссионерства и социальной работы. Конституирование адресата социальной миссии происходит посредством применения различных критериев. Особое место уделяется роли различных форм и методов социальной миссии как дополнительных критериев сегментации адресата социальной миссии. Исследование осуществлено посредством применения методов герменевтики как основы миссиологической методологии. В рамках данных исследовательских процедур анализируются нормативные документы Русской Православной Церкви. Новизна исследования состоит в сегментации поля адресата социальной миссии. Впервые, категории благополучателей социальной работы представлены в качестве адресатов социальной миссии. Данная статья открывает перспективны междисциплинарных исследований на стыке миссиологии и социальной диаконии. Социальное служение Церкви рассматривается в контексте мисссионального целеполагания.
Ключевые слова: Миссия, миссиология, социальное служение, епархия, епархиальные отделы, организация миссионерского служения, социальная миссия, адресат миссии, теология, религиоведение
DOI:
10.25136/2409-7144.2019.6.29742
Дата направления в редакцию:
03-06-2019
10.25136/2409-7144.2019.6.29742 дата рецензирования:
03-06-2019
Дата публикации:
04-06-2019
На протяжении большей части своей истории именно Церковь являлась основным инициатором и организатором социального служения в обществе. В процессе секуляризации функции социального служения перешли к государству и обществу, произошло значительное ограничение социальной миссии Церкви, в том числе и на законодательном уровне. Большинство современных государств обладает развитой социальной сферой, включающей различные профильные учреждения, деятельность которых направлена на благо граждан, в том виде, как это понимает современное общество. Церковь активно осуществляет свою миссию в социальных учреждениях и готова к большему расширению сферы взаимодействия и совместного служения на благо общества и человека.
Воздавая дань глубокого уважения людям, посвятившим свою жизнь служению милосердия в социальных учреждениях, Церковь вместе с тем осознает некоторые существенные различия в православном и «общечеловеческом» понимании блага и свидетельствует об этом. Для христианина наивысшим благом является вечная жизнь со Христом в Царстве Небесном. Поэтому главной целью церковной миссии является именно спасение человека, а не только его социальная реабилитация и адаптация. При этом Церковь не отрицает значимости остальных целей социального служения, основанных, в конечном итоге на евангельском человеколюбии. Церковь готова нести служение милосердия всем страждущим, независимо от сознательности и зрелости их веры и даже самого ее наличия. Церковь уповает на то, что в милосердной человеческой любви, страждущему открывается истинная и спасающая любовь Господа, даже если человек не осознает этого.
Концепция миссионерского служения Русской Православной Церкви особенно выделяет дела милосердия: «Огромное значение в деле миссии приобретают известные формы православного социального служения, ибо в делах милосердия явно проявляется сила
христианской любви» [7, С 376"". Социальная миссия имеет определенные особенности, выделяющие ее среди других видов церковной миссии. Во-первых, социальная миссия направлена на особое миссионерское поле. Милосердное отношение к ближнему всегда имеет персональный характер, однако процесс организационного оформления программ благотворительности и социального служения требует их переадресации по отношению к определенным группам лиц. Внутренние документы Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению содержат развернутую классификацию
адресатов социальной миссии [5, 10". Анализ этих текстов показывает, что в основу представленных в них классификаций положены критерии социальной определенности. Формирование адресатов миссии осуществляется на основании критериев социальной определенности. При дальнейшей сегментации адресата ведущую роль играют логические и психологические критерии. Соответственно, адресат социальной миссии Церкви формируется на основании критериев этической определенности и сегментируется в соответствии с социальными критериями. Онтоэтическая определенность адресата социальной миссии охватывает всю совокупность человеческого рода в его предельно возможных границах. Этическая определенность
ограничивает человечество его актуальным состоянием. Целеполагание церковного служения милосердия обращено к своему адресату вне зависимости от характера его экклезиологической определенности. Иначе говоря, милосердие проявляется вне зависимости от возможности обращения человека в Православие, то есть прямая связь между социальным служением и миссионерством на первый взгляд не является очевидной. Кроме того, в силу своей экклезиологической определенности адресат миссионерского служения актуально включает в себя более узкую аудиторию, нежели социальный адресат. Однако при более близком рассмотрении выясняется, что широта аудитории адресата социальной миссии компенсируется его детальным сегментированием на основе внешних по отношению к Церкви критериев. В своем целеполагании, социальная миссия действительно охватывает предельно широкую аудиторию адресата, но при реализации конкретных программ аудитория значительно сужается посредством персонализации и социальной переадресации.
Во-вторых, социальная миссия использует специальные средства, выбор которых определяется ее целями и задачами. Специфика поля социальной миссии состоит в том, что ее адресатами являются люди с ограниченными возможностями социализации. Следовательно, целью миссии Церкви в социальных учреждениях является духовное преодоление внешних и внутренних преград, встающих на пути полноценной жизни во Христе людей с ограниченными возможностями. Причины таких ограничений могут носить социальный, медицинский, возрастной, гендерный и правовой характер. Для снятия этих ограничений Церковь использует специальные миссионерские технологии, адаптируя катехетические, литургические, пастырские подходы для каждой категории людей с ограниченными возможностями. Однако, несмотря на все многообразие средств, социальная миссия Церкви носит универсальный характер, определяемый единой православной верой и одной общей целью - спасением пасомых.
Взаимодействие церковных институтов и социально-благотворительных учреждений в деле милосердного служения ближним может осуществляться на различных уровнях. Церковь готова осуществлять содействие работе социальных учреждений в рамках их собственной деятельности. Христиане призваны помогать работникам социальных служб в их непосредственном труде. Милосердное служение ближнему обладает самостоятельной ценностью как исполнение заповеди любви даже вне систематической миссионерской работы. Однако, Церковь сознает несовершенство подходов, доминирующих в современной светской теории и практике социальной работы. Медицинская и социальная реабилитация по определению являются необходимыми, но, в то же время, недостаточными для комплексной коррекции проблем, возникающих в связи с ограниченностью возможностей личности. Духовная поддержка и исцеление средствами церковной миссии призваны восполнить неполноту современных практик социальной работы. Поэтому участие Церкви в социально-благотворительном служении способствует повышению ее эффективности и результативности.
Служение милосердия Русской Православной Церкви организуется в соответствии с Ее
канонической структурой и осуществляется в соответствии с государственными и
внутрицерковными документами 1Ш/1Ю1 на общецерковном, епархиальном,
благочинническом и приходском уровнях [5, 6". Миссия Русской Православной Церкви призвана охватить все категории и группы населения, обслуживаемые в социальных учреждениях. Наиболее приоритетные адресаты социальной миссии указаны в
государственных стандартах, регламентирующих социальные услуги населению 2' 3 р 1 Критерии]
На общецерковном уровне профильный Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению во взаимодействии с другими синодальными учреждениями осуществляют руководство, координацию и методическое обеспечение социальной миссии. На епархиальном уровне организацию миссии в социальных учреждениях осуществляют соответствующие епархиальные отделы и иные церковные учреждения (комиссии, фонды, братства и сестричества), создаваемые по благословению епархиального архиерея. На уровне благочиний миссия в социальных учреждениях координируется помощниками благочинного по миссионерству и социальной работе. На приходском уровне основными исполнителями социально-миссионерских проектов являются штатные миссионер и социальный работник прихода и, по благословению настоятеля, волонтеры из числа прихожан.
Специфика различных групп и категорий адресатов, составляющих особенное миссионерское поле, определяет выбор средств и методов социальной миссии. Определяющим принципом миссионерского служения в данном случае является «клиническая икономия», состоящая в адаптации общецерковной, пастырской практики к ограниченным возможностям пасомых. Вместе с тем, существуют универсальные методы миссии в социальных учреждениях, например:
- направление в социальные учреждения православных волонтеров, обладающих специальной миссионерской подготовкой;
- создание из их числа благотворительных братств и сестричеств;
- организация при социальных учреждениях православных информационно-консультативных кабинетов;
- закрепление за определенными социальными учреждениями священнослужителей;
- открытие молитвенных комнат и храмов при социальных учреждениях;
- создание специальных общин состоящих из людей с определенным характером ограниченных возможностей;
- активное привлечение людей с ограниченными возможностями к миссионерскому служению в собственной среде;
- создание в храмах необходимых условий, облегчающих адаптацию людей с ограниченными возможностями к приходской жизни.
В марте 2019 г. В Москве прошло очередное заседание Высшего Церковного Совета, на котором председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевской Пантелеимон представил доклад о деятельности отдела в 2018 г., а также были отражены итоги развития социального служения Церкви за период 10-летия Патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В докладе отмечаются количественные и качественные показатели социального Служения Церкви, отдельная часть доклада посвящена перспективным проектам. Так например: «К началу 2019 года в России действовали 59 приютов для женщин в трудной жизненной ситуации, открытых при участии Церкви. [...] Всего на сегодняшний день в программе «Спаси жизнь» (программе предабортного консультирования - прим. авт. ) участвуют 86 городов, работает 160 специалистов в 122 медицинских учреждениях. С 2015 года в рамках этой программы удалось спасти от аборта свыше 10000 детей. [...] В 2018 году открылось 35 новых церковных центров гуманитарной помощи. В них нуждающиеся могут бесплатно получить одежду, коляски,
кроватки, продукты. Большинство новых центров расположены в маленьких городах и поселках, где особенно тяжелая ситуация. [...] В 11 епархиях начали работу новые консультационные пункты для наркозависимых (в Братской, Владимирской, Вятской, Ижевской, Клинцовской, Костромской, Кузнецкой, Московской, Сарапульской, Сердобской, Череповецкой епархиях). Также новые реабилитационные центры для наркозависимых появились в Калининградской, Ижевской, Воронежской и Ростовской епархиях. [. ] Сегодня в 71 православном храме в 45 митрополиях ведется работа с
глухими и слабослышащими людьми ^^ [...] Особое внимание уделяется созданию доступной среды в храмах. В 2018 году Отдел по церковной благотворительности издал пособие по созданию доступной среды. [...] По итогам нашего курса дистанционного обучения появились 268 новых социальных проектов. Эти проекты были запущены участниками шестимесячного курса дистанционного обучения для приходских социальных работников. Проекты реализуются на базе 219 приходов и социально-ориентированных НКО на территории 99 епархий. Через эти проекты участники привлекли к социальной деятельности более 1800 добровольцев (из них больше
половины — молодые люди)» -Ш^. Указанные выдержки из отчета как нельзя лучше представляют деятельность по эффективности церковного социального служения.
Важность миссии в социальных учреждениях определяется тем, что находящиеся в них люди, в силу жизненных обстоятельств или физических недугов, зачастую особенно расположены к восприятию животворного и спасительного Слова Божьего и духовному переосмыслению своей жизни. Поэтому попечение о них со стороны Церкви должно быть полноценным, предполагающим заботу и о теле, и о бессмертной душе. Служение Церкви адресовано всем нуждающимся, независимо от их национальной или вероисповедной принадлежности, а также желания и готовности воцерковиться, проповедь и катехизация должны осуществляться только в отношении тех людей, которые готовы их воспринять. Недопустимо навязывать веру или ставить предоставление помощи нуждающимся в зависимость от готовности человека к воцерковлению. Миссия же через свидетельство любви Христовой делами милосердия получает в условиях социальных учреждений преимущественное значение.
Библиография
1. ГОСТ Р 52885-2013 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье» (утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 1183-ст) [Электронный ресурс] // Консорциум кодекс: [сайт] URL: http://docs.cntd.ru/document/1200107238 (дата обращения 03.04.2019).
2. ГОСТ Р 52886-2017 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам (утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от от 5 октября 2017 г. N 1334-ст) [Электронный ресурс] // Консорциум кодекс: [сайт] URL: http://docs.cntd.ru/document/1200156995 (дата обращения 03.04.2019).
3. ГОСТ Р 52888-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям (утв. и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 октября 2013 г. N 1182-ст) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: [сайт] URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
req = doc&.base = 0TN&n = 7097#05148166320500183 (дата обращения 3.04.2019).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]// Консультант
Плюс: [сайт] URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 03.04.2019).
5. О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. — Ч. 1. — С. 518-528.
6. Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви (определение Священного Синода Русской Православной Церкви 27 декабря 2011 г., журнал №152) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т.2. — Ч.1. — С. 411-417.
7. Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви (принята Священным Синодом Русской Православной Церкви 27 марта 2007 г., журнал №12) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. — Ч. 1. — С. 368-394.
8. Миссионерская деятельность // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. — Ч. 1. — С. 361-464.
9. Рекомендации по организации пастырской, диаконической и миссионерской работы с глухими и слабослышашими (приняты Священным Синодом Русской Православной Церкви 24 декабря 2010 г., журнал №136) // Собрание документов Русской Православной Церкви. Деятельность Русской Православной Церкви. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. — Ч. 1. — С. 394-406.
10. Социальная работа // Собрание документов Русской Православной Церкви. Т.2, ч.1: Деятельность Русской Православной Церкви. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. — Т. 2. — Ч. 1. — С. 517-605.
11. Церковная благотворительность: итоги 2018 года и планы на 2019 год. Доклад председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона [Электронный ресурс] // Официальный сайт Русской Православной Церкви: [сайт] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5407675.html (дата обращения 15.05.2019)