Научная статья на тему 'К вопросу о современном состоянии российской системы образования'

К вопросу о современном состоянии российской системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / SYSTEM OF HIGHER EDUCATION / MODERNIZATION / BOLOGNESE PROCESS / LEVEL-SYSTEM OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCE APPROACH / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина О. И.

В статье проведен анализ современной российской системы высшего образования. Проведен мониторинг основных показателей системы образования (изменение количества вузов и численности студентов в них, прием в вузы и выпуск из школ, расходы на образование). Рассматриваются отличительные черты изменений в характере образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CURRENT CONDITION OF RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM

In this article, the analysis of modern Russian system of higher education is carried. Monitoring of main indicators of educational system is advanced (both quantity change of institution of higher education and change in the number of student, acceptance in institution of higher education and graduation from school, tuition fee). The distinguishing features of changes in type of education are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о современном состоянии российской системы образования»

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

О. И. ЛАНИНА

В статье проведен анализ современной российской системы высшего образования. Проведен мониторинг основных показателей системы образования (изменение количества вузов и численности студентов в них, прием в вузы и выпуск из школ, расходы на образование). Рассматриваются отличительные черты изменений в характере образования.

Ключевые слова система высшего образования, модернизация, Болонский процесс, уровневая система высшего профессионального образования, компетентностный подход, компетенция.

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами рыночной экономики, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства.

Сегодня российское образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

Информационному обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к меж-культурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Все это определяет ведущую роль образования в социальноэкономической сфере России.

В XXI в. в России наблюдается бум высшего образования. Получение высшего образования приобрело высокую ценность для большинства граждан России. Современная Россия унаследовала от советского общества развитую систему

высшего профессионального образования, предоставляемого гражданам за счет государственных средств. Но для удовлетворения растущих потребностей общества ее оказалось недостаточно. В этот период наблюдается стремительный рост количества высших учебных заведений -с 1991 по 2007 г. более чем в 5,8 раза. В 2007 г. произошло незначительное сокращение числа государственных и муниципальных вузов - всего на два. Но добавилось 20 новых негосударственных вузов - их количество увеличилось на 4,7 %. Изменение количества высших учебных заведений приведено на рисунке 1.

Одновременно с ростом количества вузов росло и число студентов в них. Причем увеличение происходило как в государственных и муниципальных, так и негосударственных высших учебных заведениях, достигнув в вузах в 2008 г. 7,51 млн чел. Появилась и приобрела значительные масштабы практика обучения в государственных вузах на платной основе.

Динамика роста числа студентов по видам высших учебных заведений приведена на рисунке 2.

При этом изменилось и количество студентов высших учебных заведений, приходившееся на 10 000 жителей. Если в 1995 г. на каждые 10 000 населения приходилось 190 студентов высших учебных заведений, то уже в 2003 г. - 488, т. е. увеличилось более, чем в два раза (рис. 3).

Среди занятого населения удельный вес лиц с высшим образованием (полным и неполным) в 2005 г. достиг 26,6 %. По этому показателю Россия входит в первую тройку стран, уступая только Норвегии и США.

1200

1000

800

600

400

200

0

1044 1071 1068

1090 ИОв-***-

762

457

494 514

«>7

I

514

56

19

1970 1980 1990 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Всего вузов Государственные и муниципальные «Негосударственные

Рис. 1. Изменение численности вузов по годам [4]

8000

7000

6000

5000

4000

3000

2000

1000

0

70647310 7461 7513 6884 7064

6456

5596 58605985 6133 6208 6215

4741^ 4271

2672 3046 28252791

2672 3 5046 2825 2655

860 1024 1079 1177 1253 1298

136 471

1970 1980 1990 1995 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Всего И Государственные вузы А Негосударственные вузы

Рис. 2. Рост численности студентов высших учебных заведений (тыс. чел.) [3]

Все вузы

Государственные и муниципальные

Негосударственные

Рис. 3. Изменение численности студентов в вузах на 10 000 жителей [4]

В конце прошлого столетия на систему образования стала оказывать влияние демографическая ситуация в России. Начиная с 1995 по 2003 гг. прием в вузы рос быстрее, чем выпуск из школ. Численность студентов, принятых на первый курс государственных и негосударственных вузов, стала стабильно превышать численность учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании. В 2005-2006 гг. эти показатели практически сравнялись, а в 2007-2008 гг. прием в государственные и негосударственные вузы превышал выпуск из школ (рис. 4). В ближайшее время эта тенденция сохранится.

Быстрое и резкое увеличение контингента высшей школы поставило на повестку обсуждение вопроса и о новом разделении высшего образования на общее высшее и высшее профессиональное. Превращение высшего образования в

социальную норму привело к тому, что молодежь получает его все более вынужденно - под давлением семьи или даже более широкого социального окружения [2]. Более глубокая открытая сегментация рынка высшего образования с выделением собственно элитного профессионального образования и массового общего еще впереди.

Что же до накопления человеческого капитала, то хороший измеритель этого - доля ВВП, направляемая властями на образование. Хотя рост расходов на образование впечатляет, но этого крайне недостаточно для обеспечения конкурентоспособности российской системы образования. В 2000-2007 гг. расходы на образование росли как из государственных, так и из частных источников. С 2000 по 2003 г. доля бюджетных расходов на образование в ВВП существенно возросла, а затем начинается ее постепенная стабилизация (рис. 5).

Прием в вузы

Выпуск из школ

Рис. 4. Прием в вузы и выпуск из средних школ [4]

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

> Доля ВВП

Рис. 5. Динамика расходов на образование в % от ВВП [3]

В странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) доля расходов на образование в ВВП - на уровне государственных и частных - в последние годы стабилизировалась, в среднем, на уровне 5,5 %. При этом данный показатель колеблется по странам от 3,5 % ВВП (Турция) до 7,3 % ВВП (Южная Корея).

Таким образом, Россия несколько отстает от стран ОЭСР по средним значениям доли расходов на образование в ВВП, но находится в «интервале допустимых значений». Однако следует отметить, что в странах ОЭСР учитываются только легальные расходы на образование. Кроме того, Россия сильно отстает от стран ОЭСР по доле расходов в ВВП на общее образование, где речь идет преимущественно о государственных (бюджетных) расходах. Впереди нас не только зажиточные европейские страны, где эти расходы колеблются обычно между 5 % и 7 %, но и Ботсвана (9 %), Тунис (7 %), Фиджи (7 %), Монголия (5 %). А также Украина, Белоруссия, Молдавия, Эстония, Литва и Латвия (5-6 %).

В сентябре 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию. Этот документ инициировал сближение европейских стран в формировании единого европейского образовательного пространства, в основе которого лежат три основных принципа:

- введение двухступенчатого высшего образования (в Берлине было предложено в качестве третьей ступени высшего образования рассматривать подготовку «докторов философии»);

- введение системы зачетных единиц (БСТ8) для унификации количественного учета получаемого образования;

- обеспечение сопоставимого качества образования посредством введения взаимопризна-ваемых методологий его проверки.

Целями Болонского процесса являются:

- формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе;

- расширение доступа к европейскому образованию;

- расширение мобильности студентов и преподавателей;

- принятие сопоставимой системы ступеней высшего образования с выдачей узнаваемых во всех странах Европы приложений к дипломам.

25 октября 2007 г. Президент России подписал закон о введении уровневой системы высшего профессионального образования, принятый Госдумой 11 октября 2007 г. Этот закон устанавливает самостоятельные уровни высшего образования с отдельными государственными стандартами

с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» (1-й уровень) и «магистр» либо «специалист» (2-й уровень - с углубленной профессиональной специализацией). Должна быть завершена стройная система многоуровневого образования - бакалавр - магистр - специалист. Планируется раздельное лицензирование и государственная аккредитация вузов по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета.

В процессе многочисленных дискуссий в качестве одного из основных аргументов против перехода на двухуровневую модель указывалось, что общее ограничение бюджетного приема на магистерские программы по сравнению с выпуском из бакалавриата ударит по финансовому благополучию вузов. Представляется, однако, что это далеко не главная причина: даже сохранение доходов заставило бы вузы сопротивляться, поскольку разделение всех высших учебных заведений на те, которые имеют магистратуру, и те, кто ее лишены, ведет к переформатированию всего пространства высшего образования и к явному снижению статуса многих вузов. Кроме того, переход на двухуровневую систему требует серьезной методической работы, переработки практически всех программ и учебных планов, к чему преподавательский корпус российской высшей школы в большинстве своем не готов - не в последнюю очередь в силу того, что средний возраст российской профессуры близок к пенсионному, а это уже социальная причина.

В этом контексте ведущую роль играют два элемента Болонского процесса: развитие модульной структуры образовательного процесса и создание единой системы зачетных единиц (кредитов), которые должны обеспечить как возможности гибкого выстраивания образовательных траекторий, так и единые измерители качества полученных знаний.

В России переход на уровневую систему высшего профессионального образования должен быть осуществлен на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ВПО) третьего поколения с 1 января 2011 г. Сегодня большинство новых стандартов утверждены. На основе ФГОС ВПО и примерных образовательных программ вузам предстоит разработать собственные основные образовательные программы (ООП). Дело это весьма сложное, поскольку при разработке программ вузы должны решить целый ряд задач, направленных как на удовлетворение требования ФГОС, так и обеспечение конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Долгое время считалось, что главная цель образовательного процесса - это получение знаний. Процесс получения знаний носит двоякий характер. С одной стороны, теоретические знания, которые определены по своей сути, а с другой - энциклопедические, определены широтой охвата. В информационном обществе получение знаний становится только средством, а ориентация на знания, присущая отечественной школе, сменяется компетентностным подходом к образованию.

Именно компетенции рассматриваются в Стратегии модернизации содержания общего образования как результат педагогической деятельности: «... результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах».

Так, например, в ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавриата, в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ определены следующие компетенции, которыми должен обладать выпускник высшего профессионального образования:

- общекультурные компетенции (ОК);

- профессиональные компетенции (ПК);

- общепрофессиональные (ОПК).

Понятие «компетентностный подход» получило распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к этому понятию связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе.

В последние годы появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность и проблемы формирования компетентностного подхода.

Отличительные черты изменений в характере образования, присущие для конца XX - начала XXI в., состоят в его направленности, целях, содержании, которые все более явно ориентируют образование на «свободное развитие человека», творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

В настоящее время понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, еще не устоялся. Однако следует заметить, что, ориентированное на компетенции образование (образование, основанное на компетенциях: competence-based education - СВЕ) формировалось в 70-х гг. в Америке. При этом отметим, что сами понятия «компетенция», «компетентность» и производное «компетентный» широко использовались и ранее в быту и литературе, о чем свидетельствует его толкование в словарях. Так, например, в «Кратком словаре иностранных слов» [1] приводится следующее определение: «компетентный (лат. competens, compe-tentis - надлежащий, способный) - знающий, сведущий в определенной области; имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо».

Система образования является сферой взаимодействия интересов государства и общества в лице их институтов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должен иметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, но вместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимых для выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

Литература

1. Краткий словарь иностранных слов. М., 1952.

2. Социальная дифференциация высшего образования / отв. ред. С. В. Шишкин. М., 2005. С. 29-38, 99-153.

3. URL: http://info.minfin.ru

4. URL: http://www.gks.ru

* * *

ON THE ISSUE OF CURRENT CONDITION OF RUSSIAN EDUCATIONAL SYSTEM

O. I. Lanina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In this article, the analysis of modem Russian system of higher education is carried. Monitoring of main indicators of educational system is advanced (both quantity change of institution of higher education and change in the number of student, acceptance in institution of higher education and graduation from school, tuition fee). The distinguishing features of changes in type of education are considered.

Key words: system of higher education, modernization, Bolognese process, level-system of higher professional education, competence approach, competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.