Научная статья на тему 'К вопросу о советских учебниках по истории: деятельность А. В. Шестакова'

К вопросу о советских учебниках по истории: деятельность А. В. Шестакова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2782
872
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / А.В. ШЕСТАКОВ / УЧЕБНИКИ ПО ИСТОРИИ / A.V. SHESTAKOV / HISTORICAL EDUCATION / TEXTBOOKS ON HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дущенко Елена Сергеевна

В статье рассматриваются изменения в советской исторической науке в 30-е гг. ХХ в. и вклад А.В. Шестакова в создание учебников по Отечественной истории и их влияние на становление новой исторической концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION OF THE SOVIET TEXTBOOKS ON HISTORY: A.V. SHESTAKOV'S ACTIVITY

The article considers the changes in the Soviet historical science in the 30s of the ХХth century and A.V.Shestakov's contribution to the creation of books on Russian history and their influence on the formation of the new historical conception.

Текст научной работы на тему «К вопросу о советских учебниках по истории: деятельность А. В. Шестакова»

УДК 94(47)

К ВОПРОСУ О СОВЕТСКИХ УЧЕБНИКАХ ПО ИСТОРИИ: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ А.В. ШЕСТАКОВА

© Елена Сергеевна Дущенко

Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Россия, аспирант кафедры новейшей истории Отечества и историографии, e-mail: dushhenko_12@mail.ru

В статье рассматриваются изменения в советской исторической науке в 30-е гг. ХХ в. и вклад А.В. Шестакова в создание учебников по Отечественной истории и их влияние на становление новой исторической концепции.

Ключевые слова: историческое образование; А.В. Шестаков; учебники по истории.

В истории нашей страны 1930-е гг. являются сложным периодом, который до настоящего времени вызывает неоднозначные оценки как среди исследователей-историков, так и среди российской общественности. Политические изменения, происходившие в это время, непосредственно оказали большое влияние и на историческую науку СССР. Эти изменения повлекли за собой концептуальный переворот в понимании самого предмета отечественной истории. Перед исторической наукой были поставлены важные задачи: возрождение школьного и высшего исторического образования, введение систематического преподавания отечественной и зарубежной истории в школах и на кафедрах вузов, необходимость создания новых школьных и вузовских учебников, определение тематики научных исследований и появление многотомных обобщающих трудов.

Над выполнением этих задач активно работал советский историк, преподаватель Московского государственного педагогического института, член-корреспондент Академии наук Андрей Васильевич Шестаков.

В данной работе сделана попытка проанализировать одну из сторон его многообразной деятельности как одного из организаторов советской исторической науки. Многолетняя работа в высшей школе подготовила Шестакова к созданию учебников и курсов по истории СССР. Коллектив преподавателей кафедры истории СССР Московского государственного педагогического института под руководством А.В. Шестакова выиграл конкурс на лучший учебник по истории СССР, объявленный в 1936 г. «Краткий курс истории СССР» был одобрен и рекомендован в качестве учебника для 3-4 классов средней

школы по истории СССР. Этот учебник выдержал 12 изданий с 1937 по 1955 г. Наряду с созданием учебника для средней школы Шестаков принял участие в написании учебников для вузов неисторического профиля, подготовил к публикации курс лекций по истории СССР [1], занимался разработкой методики исторического исследования [2]. Во второй половине 1930-х гг. Шестаков написал ряд глав для многотомных обобщающих работ «История СССР» и «Всеобщая история».

Как общеизвестно, предмет «история» до 1932 г. в школьных программах вообще отсутствовал, не было учебников и учебных пособий как для средней, так и для высшей школы, отсутствовали специальные учебные центры по подготовке квалифицированных преподавателей-историков. Подготовка преподавателей до революции 1917 г. проводилась на историко-филологических факультетах крупнейших университетов страны, но в результате реорганизации образования в 1920-е гг. эти факультеты были заменены этнологическими, лингвистическими и др. Исторические факультеты прекратили свое существование даже в ведущих университетах страны - Московском и Ленинградском.

Изменения в сложившемся положении в исторической науке произошли с выходом постановления ЦК ВКП(б) от 26 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» и постановления ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме в высших школах и техникумах». В постановлениях ставились задачи разработать учебные программы по предмету «история» в средней и высшей школах. Для подготовки квалифицированных учителей Народ-

ный комиссариат просвещения предложил организовать курсы повышения квалификации. В 1934-1935 гг. история как предмет вводится во всех средних школах.

Но немаловажной была еще одна проблема - отсутствие каких-либо общепринятых учебников и методических пособий по истории. Учебники досоветского периода отвергались как несоответствующие, а новых не было. В 1933 г. в качестве учебника для средней школы рекомендовалось учебное пособие академика М.Н. Покровского «Русская история в самом сжатом очерке», но после критики Покровского и его школы это пособие было изъято.

В 1934 г. в Народном комиссариате просвещения РСФСР прошли совещания, куда были приглашены видные историки для обсуждения вопроса о создании учебников по истории. На этих совещаниях критике подверглись учебники, написанные в советский период, отмечалась необходимость возврата к дореволюционным традициям написания учебников, провозглашался синтез «старой школы» и нового марксистского подхода.

На совещании в Наркоме просвещения РСФСР, состоявшемся 8 марта 1934 г., говорилось о необходимости создания учебника по истории, написанного доступным языком на основе конкретных исторических фактов, дат, имен в их хронологической последовательности. На этом совещании был также поднят вопрос о необходимости создания нескольких параллельных групп для написания учебника, который планировалось издать к 1935-1936 учебному году. Для решения этой задачи предполагалось привлечь наиболее видных ученых - историков из Академии наук, Комакадемии и других научно-исследовательских институтов. В свою очередь школьное управление должно было подготовить методические указания как пользоваться программами и учебниками в 1934-1935 учебном году, для этого предполагалось издание журнала «История в школе».

Но коренные изменения в развитии исторического образования начинаются с выходом постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР» от 16 мая 1934 г. В нем ясно говорилось о введении предмета истории в школьные программы, о необходимости создания учебников и открытии исторических

факультетов в Московском и Ленинградском государственных университетах.

В этом же постановлении было утверждено создание пяти групп по разработке учебников по истории древнего мира, средних веков, новой истории, истории СССР и новой истории зависимых и колониальных стран.

Представленные конспекты учебников, разработанные этими группами, были подвергнуты подробному разбору и критике со стороны И.В. Сталина, А.А. Жданова и С.М. Кирова. Как особо неудовлетворительно составленные отмечались учебник по истории СССР, подготовленный группой, возглавляемой Н.Н. Ванагом, и учебник по элементарному курсу истории СССР для начальной школы. В итоге новые проекты учебников для начальной и средней школы были признаны непригодными.

3 марта 1936 г. выходит постановление СНК и ЦК ВКП(б) «Об организации конкурса на лучший учебник для начальной школы по элементарному курсу истории СССР с краткими сведениями по общей истории».

В постановлении, в частности, говорилось, что в создании учебника могли принимать участие все желающие, как отдельные авторы, так и коллективы.

К 1 июля 1936 г. было представлено сорок шесть «Историй СССР». Жюри под председательством члена Политбюро А.А. Жданова потребовался почти год для подведения итогов конкурса. Сталин лично просмотрел все предлагаемые учебники и выбрал из них наиболее ему понравившиеся. В личном архиве генсека имеются лишь четыре рукописи с его пометками.

В марте 1936 г. над школьным учебником начали свою работу и историки МГПИ. На совещании по вопросу о разработке учебника 20 марта 1936 г. общим руководителем и главным редактором учебника был назначен А.В. Шестаков [3].

Как отмечал в одной из своих статей А. В. Шестаков, готовя учебник, коллектив авторов под его руководством «стремился к конкретности в изложении исторического материала, стремился показать роль исторических личностей, дать описание событий, фактов» [4], необходимо было весь материал по истории СССР с первобытнообщинного строя и до современности подать кратко,

просто и доходчиво. В ходе работы над учебником были изучены все предыдущие советские учебные пособия, а также и учебники для начальной школы, выпущенные и применяемые во Франции, Японии, США и других капиталистических странах [3, л. 2].

В апреле была определена структура учебника, принято решение о распределении уроков по годам обучения. Было решено, что учебник будет состоять из 120 уроков, 40 уроков в 3 классе, и 80 - в 4-м классе. В первом полугодии 3-го класса текс каждого урока должен состоять из 0,5 страницы, во втором полугодии - около 1 страницы; в 4-м классе - 1,5—2,5 страницы в первом полугодии и 2,5-4 во втором [5, л. 7].

Андреем Васильевичем проводилась не только руководящая работа, но он сам принимал активное участие в написании некоторых уроков, например, вводный урок - «Родовой строй у наших предков», «Древнейшие государства в СССР», «Северные и славянские племена», «Первые славянские княжества, первые киевские князья», «Как жили киевские князья», «Великорусские княжества, монголы-завоеватели», а так же уроки по современной истории - «Первые рабочие организации и стачки», «В .И. Ленин и И. В. Сталин», «Возникновение большевистской партии» и ряд других [3, л. 28-39]. В общем объеме учебника, составившем в окончательном варианте 10,5 п. л. текста и иллюстраций, лично Шестакову принадлежало более 3,2 п. л. [6]. Кроме написания уроков, он так же осуществлял редактирование уроков, подготовленных другими авторами.

В ходе подготовки материала уроков авторы учебника проводили консультации со школьными учителями. Советы учителей оказывали авторскому коллективу действенную помощь. Помимо этого материал учебника апробировался и экспериментально, для чего были созданы при МГПИ две группы учеников, в которых проводились пробные уроки по темам учебника [3, л. 4].

Подготовленный экземпляр учебника был отправлен на просмотр в Правительственную комиссию. В рецензировавшую представленные учебники комиссию были приглашены видные ученые и политические деятели того времени: Б. Д. Греков, К.В. Базилевич, А.А. Жданов и др. Положительные

отклики на учебник дали В. А. Быстрянский, Н. И. Бухарин.

После того как текст учебника был сокращен до 80 уроков, он был отправлен на повторное рецензирование. После этого Шестаков был вызван лично к А.А. Жданову, который указал на имеющиеся недостатки в учебнике. Основные замечания касались освещения значения Великой Октябрьской революции, критики троцкизма, роли партии и Конституции 1936 г.

К августу 1937 г. был подготовлен третий вариант переработанного учебника, который представили на окончательное рассмотрение Правительственной комиссии.

22 августа 1937 г. было опубликовано постановление жюри Правительственной комиссии, в котором подводились итоги конкурса на лучший учебник для 3 и 4 классов средней школы по истории СССР. Также в постановлении были отмечены успехи и недостатки представленных учебников, написанных авторскими коллективами и отдельными авторами. Из 46 представленных учебников комиссия ни одному не присудила первой премии. Комиссия постановила: «2. Вторую премию в размере 75 тысяч рублей присудить авторам учебника, составленного кафедрой истории СССР Московского педагогического института под редакцией профессора А.В. Шестакова. 3. «Краткий курс истории СССР» под редакцией профессора А. В. Шестакова считать одобренным Правительственной комиссией и рекомендовать в качестве учебника для третьего и четвертого классов». Но даже после того как было объявлено о результатах конкурса, учебник А.В. Шестакова был еще раз редактирован И.В. Сталиным и А.А. Ждановым. Основная работа по редактированию была проведена А.А. Ждановым, Сталин в основном сократил данные о себе. Большинство правок, сделанных А.А. Ждановым, касаются уроков, посвященных народным восстаниям и классовой борьбе. При редактировании А. А. Жданов широко использовал конспекты других конкурсных учебников.

Следует отметить, что определенное влияние на содержание учебника оказал процесс складывающегося в стране культа личности И. В. Сталина. Так, при оценке событий революции и Гражданской войны замалчивались имена исторических деятелей, под-

вергшихся к тому времени репрессиям. В то же время преувеличивалась роль самого И.В. Сталина и его окружения. Например. при освещении событий Гражданской войны выделялась роль и значение Южного фронта по отношению к другим, поскольку членом Реввоенсовета там был будущий генсек. В то же время о командующем А.И. Егорове не было ни слова. Изложение периода, последовавшего после окончания Гражданской войны, также содержало восхваление «верного соратника и помощника В. И. Ленина

тов. Сталина».

Помимо исправлений А.А. Жданова отзывы и исправления были написаны исто-риками-профессионалами. Так, например, С.Б. Веселовский написал рецензию на «Краткий курс», где он отмечает неточности и противоречия учебника, а также замечания и дополнения по определенным темам уроков [7].

Выход учебника вызвал широкий резонанс и среди простых граждан, так со всей страны приходили письма с исправлениями и дополнениями, вопросы по материалам «Краткого курса истории СССР». Например, в письме строителя-инженера из Ленинграда содержалась просьба объяснить «почему дворянство устраивало заговоры в XVIII в., кто именно из царей был сослан, кто заключен в тюрьму, кто убит и какие тому были причины» [8]. Я.А. Борисов в своем письме сообщает, что главным недостатком учебника является изложение истории только русского народа, а история остальных народов затрагивается лишь вскользь, и вторым крупным недостатком является краткость («Это даже не учебник - а конспект!») [8, л. 24]. Интересно письмо И.И. Турбина из Воронежа, в котором он просит «написать свободной молодежи правду: «Великий Новгород не был покорен разбойничьими шайками варягов из-за моря и предводитель их сидел в городе не как победитель, а как наймит, ибо свободно гудел вечевой колокол Новгорода, как до князей, так и после их пришествия» [8, л. 36]. Письма, отзывы и рецензии тщательно изучались и обобщались, замечания учитывались в последующих переизданиях учебника.

После окончательной редакции учебник состоял из 15 глав и 65 уроков. Для заучивания предназначалось 210 дат, 185 фамилий

политических и культурных деятелей, героев труда, 161 географическое понятие, 131 наименование государственных образований и народов. Что интересно, по своему общему объему этот учебник был самым маленьким из всех представленных учебников. Вскоре «Краткий курс истории СССР» был издан тиражом в 5 млн экземпляров. С 1938 по 1956 г. учебник переиздавался 12 раз, его общий тираж достиг 30 млн экземпляров. «Краткий курс истории СССР» был переведен на все языки народов СССР, стран социалистического содружества, на английский, французский, немецкий языки.

Помимо создания школьных учебников перед исторической наукой стояла задача создания учебников по истории СССР для вузов. Работа по созданию школьного учебника предшествовала созданию вузовских учебников и пособий.

В 1937 г. кафедра истории СССР МГПИ во главе с А. В. Шестаковым приступила к работе по написанию учебника для педагогических вузов. Андрей Васильевич предложил учебник, в котором предполагалось всю историю СССР разделить на 4 периода: 1) древний период по истории народов, проживающих на территории СССР; 2) история средневековья; 3) история нового времени; 4) история советского периода. В учебник предлагалось вставить выдержки из документов, представить географические карты, схемы, рисунки и т. п. Был даже разработан и утвержден примерный календарный план работы: 1937 г. - 1-2 разделы (40-45 п. л.), лето 1938 г. - 3-й раздел (30 п. л.), лето 1939 г. -4-й раздел (20 п. л.) [9]. Но в 1937 г. Шестаков был полностью занят работой над «Кратким курсом истории СССР».

Лишь осенью 1938 г. первый том учебника был сдан в издательство. Но для вузовского пособия он получился довольно элементарным, в изложении исторического материала преобладали факты, незначительным был анализ основных проблем. Так, М.В. Джервис в своей рецензии на главы писал: «Написанные очень подробно главы затрагивают множество проблем и вопросов, почти ни на одном из них не останавливаются с необходимой подробностью и требуемой самим назначением курса (для исторических факультетов педвузов), научной обстоятельностью и глубиной». Далее, по его же мне-

нию, основным недостатком этого учебника является непродуманность плана, недостаточно четкое распределение материала, ряд ошибок фактического и терминологического характера [10]. В ходе рецензирования учебник был доработан, в нем были исправлены фактические ошибки.

В 1940 г. началась работа по подготовке учебника по истории СССР для неисторических вузов. Редакторами и авторами разделов этого учебника были такие известные ученые-историки, как В.И. Пичета, М.Н. Тихомиров, А.В. Шестаков и др. Учебник вышел в свет в 1941 г. [11]. Он так же вызвал противоречивые оценки в среде ученых-историков. В качестве примера можно привести отзыв

Н.М. Дружинина. К положительным моментам он относит отбор и изложение материала, которые «отвечают требованиям вузовского преподавания, а постановка и освещение вопросов - современному уровню советского образования», а к отрицательным «неравномерность в построении и изложении различных глав, неясные и неудачные формулировки, изредка фактические ошибки» [10, л. 71-72]. В последующей редакции авторы попытались учесть в этом учебнике все замечания рецензентов.

Подводя итоги, следует отметить, что А.В. Шестаков внес весомый вклад в постановку исторического образования в нашей стране. Огромна заслуга Андрея Васильевича в создании учебников, особенно «Краткого курса истории СССР». Несмотря на ряд недостатков, учебник для 3-4 классов стал об-

разцом для последующих учебников на долгие годы.

Работа над учебниками положила начало новому этапу в развитии отечественной исторической науки и вызвала перестройку всей системы исторического образования в стране, а также и организационную перестройку самой исторической науки. В ходе написания учебника по элементарной истории СССР для начальной школы происходило становление нового понимания самого предмета отечественной истории. Фактически, учебник под редакцией А.В. Шестакова явился изложенной в сжатом виде концепцией отечественной истории, принятой в середине 1930-х гг. советской исторической наукой.

1. Шестаков А.В. Курс истории СССР. М., 1938.

2. Шестаков А.В. Методика исторического исследования. Воронеж, 1929.

3. АРАН (Арх. Российской Академии Наук). Ф. 638. Оп. 2. Ед. хр. 106. Л. 1.

4. Шестаков А.В. Основные проблемы учебника «Краткий курс истории СССР // Историк-марксист. 1937. № 3. С. 86.

5. АРАН. Ф. 638. Оп. 2. Ед. хр. 105. Л. 7

6. АРАН. Ф. 638. Оп. 2. Ед. хр. 110. Л. 1-1об.

7. АРАН. Ф. 638. Оп. 1. Ед. хр. 48. Л. 23-31.

8. АРАН. Ф. 638. Оп. 2. Ед. хр. 49. Л. 19.

9. АРАН. Ф. 638. Оп. 2. Ед. хр. 108. Л. 3.

10. АРАН. Ф. 638. Оп. 2. Ед. хр. 52. Л. 48.

11. История СССР / под ред. В.И. Пичеты, М.Н. Тихомирова, А.В. Шестакова и др. М., 1941.

Поступила в редакцию 29.03.2010 г.

UDC 94(47)

TO A QUESTION OF THE SOVIET TEXTBOOKS ON HISTORY: A.V. SHESTAKOV'S ACTIVITY Elena Sergeevna Dushchenko, Voronezh State University, Voronezh, Russia, Post-graduate Student of Modem Russian History and Historiography Department, e-mail: dushhenko_12@mail.ru

The article considers the changes in the Soviet historical science in the 30s of the ХХth century and A.V. Shestakov's contribution to the creation of books on Russian history and their influence on the formation of the new historical conception. Key words: historical education; A.V. Shestakov; textbooks on history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.