Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании законодательства, регламентирующего деятельность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации'

К вопросу о совершенствовании законодательства, регламентирующего деятельность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / HUMAN RIGHTSOMBUDSMAN / FEDERAL LEVEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гришко Александр Яковлевич, Беляков Александр Юрьевич

в статье затрагиваются вопросы совершенствования законодательства, регламентирующего деятельность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гришко Александр Яковлевич, Беляков Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENTOF LEGISLATIONREGULATING THE ACTIVITIES OFHUMANRIGHTS OMBUDSMAN IN THE SUBJECTOF THE RUSSIANFEDERATION

the article addresses the issues of development of legislation regulating the activities of Human RightsOmbudsman in the subject of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании законодательства, регламентирующего деятельность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации»

УДК 342.7 ББК 67.400.63 Г85

A.YA. GRISHKO, A. YU. BELYAKOV

DEVELOPMENT OF LEGISLATION REGULATING THE ACTIVITIES OF HUMAN RIGHTS OMBUDSMAN IN THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: в статье затрагиваются вопросы совершенствования законодательства регламентирующего деятельность уполномоченногопо правам человека в субъекте Российской Федерации.

Ключевые слова: субъектРоссийскойФедерации, уполномоченныйпо правам человека, федеральный уровень.

АЛЕКСАНДР

ЯКОВЛЕВИЧ

ГРИШКО*,

АЛЕКСАНДР

ЮРЬЕВИЧ

БЕЛЯКОВ**

КВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Annotation: the article addresses the issues of development of legislation regulating the activities of Human Rights Ombudsman in the subject of the Russian Federation.

Key words: subject of the Russian Federation, Human Rights Ombudsman, Federal level.

Введение Конституцией Российской Федерации должности Уполномоченногопо правам человека в РФ (п. «д» ч. 1 ст. 103) послужило для субъектов Российской Федерации ориентиром для создания аналогичных должностей с аналогичными задачами на региональном уровне, а ст. 5 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1999 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченномпо правам человека в Российской Федерации» законодательно закрепила такую возможность на федеральном уровне.

Согласно указанной ст. 5 в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. Финансирование его деятельности и аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом ряд федеральных законов, регулирующих общественные отношения, субъектами которых в числе других являются уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, устанавливает их права (обязанности), но данное федеральное регулирование носит не комплексный, а точечный характер.

Например, согласно ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий вправе без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы для осуществления контроля. В соответствии со ст. 7 Федерально-

* Доктор юридических наук, профессор,

Уполномоченныйпо правам человека в Рязанской области;

** преподаватель-методист кафедры криминологии и организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России).

E-mail: editor62@yandex.ru.

Права человека

Права человека

го закона от 15 июля 1995 г. № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий имеют право посещать следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а также гауптвахты, используемые для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Согласно Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации являются субъектами переписки с несовершеннолетними, которая не подлежит цензуре. В Федеральном законе от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» указано, что уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации информируются секретарем Общественной палаты Российской Федерации о создании общественной наблюдательной комиссии субъекта Российской Федерации, им направляется материал по итогам общественного контроля, они взаимодействуют с общественными комиссиями.

В Указе Президента Российской Федерации от 4 декабря 2009 г. № 1381 уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации (далее - уполномоченный) назван в перечне типовых государственныхдолжностей субъектов Российской Федерации.

Учреждение этой должности является исключительным правом субъекта Российской Федерации и осуществляется, как и основное регулирование статуса и деятельности уполномоченного, законодательством субъектов Российской Федерации.

Принятые в субъектах Российской Федерации законы об уполномоченныхимеют похожую структуру и, следовательно, охватывают регулированием круг одних и тех же отношений -во многом это объясняется тем, что «законодательной моделью» для них послужил Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Прежде всего в них указывается на учреждение должности уполномоченного,

определяются цели его деятельности, его статус, гарантии независимости и деятельности, место в системе защиты прав и свобод человека, основные задачи, принципы деятельности, требования к уполномоченным, вопросы назначения на должность, срок полномочий, процедура вступления в должность, досрочное прекращение полномочий, сами полномочия, порядок рассмотрения обращений, организация и деятельность аппарата, вопросы финансирования и т. д.

В качестве цели учреждения должности уполномоченного в законах обычно называется обеспечение гарантий государственнойзащиты прав и свобод человека и гражданина, их признания и соблюдения органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими.

Законы субъектов Российской Федерации детально регламентируют полномочия лиц, замещающих рассматриваемую государственную должность.

Сегодня нет вопросов, содержание которыхне было бы предметом рассмотрения уполномоченными по правам человека. При этом, как правило, решения по ним уже принимались другими органами и должностными лицами. К уполномоченному по правам человека гражданин обращается как в последнюю инстанцию, с надеждой, что его вопрос все-таки будет разрешен. Мы видим, насколько тяжело решить вопросы, с которыми обращаются граждане к уполномоченному. Что он может сделать и насколько эффективным будет его воздействие на должностное лицо, которое назначено указом Президент Российской Федерации (судья, начальник УМВД УФСИН России по субъекту Российской Федерации), а уполномоченный субъекта Российской Федерации - региональными органами власти и управления? Уже изначально возникает неравенство в правовом статусе уполномоченного по правам человекав субъектеРоссийской Федерации и должностных лиц федеральных структур, находящихся на территории субъекта.

В большинстве регионов данные вопросы решаются на основе соответствующих соглашений, однако надо ли говорить о разнице в силе федерального закона или иного федерального нормативно-правового акта и соглашения?

О защите прав и законных интересов потерпевших

В Федеральном конституционном законе «Об Уполномоченном по правам человека в

Российской Федерации», в законах об уполномоченном по правам человека в субъектах Российской Федерации большинства регионов тема защиты прав и законных интересов потерпевших только обозначается, что отражается на деятельности уполномоченных. Далеко не всегда предметом их рассмотрения бывают вопросы выполнения виновными исковых требований, алиментных обязательств и др.

Опубликование списков лиц, обратившихся с ходатайством о помиловании, в региональных СМИ, как это делается в настоящее время, является профанацией. Цель этого установления весьма благородная, в том числе желание власти знать мнение потерпевшего по данному вопросу. Но дело в том, что эти списки публикуются в СМИ региона, где осужденный отбывает наказание, а потерпевшие живут в других регионах, и о таком ходатайстве они вполне могут не знать. Следовательно, необходимо внести изменения в соответствующий нормативно-правовой акт.

О судебных решениях

Много вопросов возникает по решениям судов. Уполномоченныйне имеет права изменять что-то по существу приговора (определения). Да, можно говорить о том, что никто не запрещает ему присутствовать в заседании суда на правах обычного гражданина. Но одно дело -присутствовать в зале судебного заседания на правах обычного гражданина без каких-либо специальных прав, и другое - когда хотя бы в рекомендательном плане суд обязывается учитывать его мнение (как это сделано в отношении представителя исправительного учрежде-

ния и прокурора - при решении вопроса об условно-досрочном освобождении)1.

В целях единообразного решения вопроса взаимоотношений уполномоченного по прав ам человека в субъекте Российской Федерации с учреждениями и органами федеральных министерств и ведомств, находящихся на территории субъектовРоссийской Федерации, представляется необходимым:

- принять федеральный закон «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», в котором регламентировать: компетенции уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации; право на посещение без предварительного уведомления мест принудительной изоляции граждан (учреждения и органы, исполняющие наказания, в том числе дисциплинарные воинские части, следственные изоляторы, изоляторы временного содержания, психиатрические больницы, приемники-распределители, спецшколы, спецПУ и другие учреждения подобного рода);

- разработать единый нормативный правовой акт, утверждаемый постановлением Правительства Российской Федерации, регламентирующий порядок посещения Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации мест принудительной изоляции граждан;

- с целью обеспечения большей независимости от местных органов власти уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации при осуществлении своей деятельности установить порядок назначения их на должность.

1 См.: О судебнойпрактике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 21 апреля 2009 г. № 8 // Бюл. Верховного СудаРос. Федерации. 2009. № 7.

Права человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.