Научная статья на тему 'К вопросу о совершенствовании законодательных положений о производстве по уголовным делам в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом'

К вопросу о совершенствовании законодательных положений о производстве по уголовным делам в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
527
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС / SPECIAL LEGAL STATUS / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ / PROCEDURAL IMMUNITY / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ИММУНИТЕТ / DIPLOMATIC IMMUNITY / ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ЛИЦ / CERTAIN CATEGORIES OF PERSONS / ОСОБЫЙ ПОРЯДОК / SPECIAL ORDER / ЛИЧНАЯ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / PERSONAL IMMUNITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковязина Екатерина Андреевна, Клевцов Кирилл Константинович

Статья посвящена анализу правовых положений, определяющих особый правовой статус лиц, не включенных в круг специальных субъектов, согласно ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Автор приходит к выводу о том, что, применяя положения уголовно-процессуального законодательства, посвященные особому правовому статусу, руководствоваться необходимо и иными нормативно-правовыми актами, устанавливающими правовое положение каждого конкретного субъекта. В изложенной статье высказано предложение о совершенствовании существующих положений главы 52 УПК РФ посредством расширения перечня лиц, обладающих особым правовым статусом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о совершенствовании законодательных положений о производстве по уголовным делам в отношении лиц, обладающих особым правовым статусом»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О ПРОИЗВОДСТВЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ОБЛАДАЮЩИХ ОСОБЫМ ПРАВОВЫМ СТАТУСОМ Ковязина Е.А.1, Клевцов К.К.2 Email: [email protected]

'Ковязина Екатерина Андреевна — студент магистратуры; 2Клевцов Кирилл Константинович — кандидат юридических наук, старший преподаватель,

кафедра уголовного процесса, Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Московская академия Следственного комитета Российской Федерации,

г. Москва

Аннотация: статья посвящена анализу правовых положений, определяющих особый правовой статус лиц, не включенных в круг специальных субъектов, согласно ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Автор приходит к выводу о том, что, применяя положения уголовно-процессуального законодательства, посвященные особому правовому статусу, руководствоваться необходимо и иными нормативно-правовыми актами, устанавливающими правовое положение каждого конкретного субъекта. В изложенной статье высказано предложение о совершенствовании существующих положений главы 52 УПК РФ посредством расширения перечня лиц, обладающих особым правовым статусом. Ключевые слова: особый правовой статус, процессуальный иммунитет, дипломатический иммунитет, отдельные категории лиц, особый порядок, личная неприкосновенность.

ON THE ISSUE OF IMPROVING THE LEGISLATIVE PROVISIONS ON CRIMINAL PROCEEDINGS AGAINST PERSONS WITH SPECIAL

LEGAL STATUS Kovyazina EA.1, Klevtsov K.K.2

'Kovyazina Ekaterina Andreevna — Undergraduate;

2Klevtsov Kirill Konstantinovich - PhD in Law, Lecturer, DEPARTMENT OF CRIMINAL PROCEDURE, FEDERAL STATE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION MOSCOW ACADEMY OF INVESTIGATIVE COMMITTEE OF THE RUSSIAN FEDERATION,

MOSCOW

Abstract: the Article analyzes the legal provisions that determine the special legal status of persons who are not included in the circle of special subjects, according to article 447 of the code of Criminal procedure of the Russian Federation. The author comes to the conclusion that applying the provisions of the criminal procedure legislation on the special legal status it is necessary to be guided also by other normative legal acts establishing the legal status of each specific subject. The article suggests improving the existing provisions of Chapter 52 of the code of criminal procedure by expanding the list of persons with special legal status.

Keywords: special legal status, procedural immunity, diplomatic immunity, certain categories of persons, special order, personal immunity.

УДК 343.137.9

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174 - ФЗ (далее по тексту - УПК РФ) устанавливает особенности производства предварительного следствия в отношении более двадцати субъектов, обладающих особым правовым статусом, в отдельную главу 52 УПК РФ. Обусловлено это, в первую очередь, правовой гарантией невмешательства в профессиональную деятельность таких лиц, тем самым процессуально усложняя порядок привлечения к уголовной и административной ответственности, задержания, избрания мер пресечения и производства отдельных следственных действий.

Важное значение для лица, осуществляющего предварительное следствие или проверку поводов и оснований к возбуждению уголовного дела, имеет своевременное выявление особого правового статуса у лица. В ряде случаев, лицо может не донести данный факт до органов, осуществляющих

предварительное следствие, о наличии у него особого правового статуса, о котором может стать известно уже только после возбуждения в отношении такого лица, что может повлечь за собой признание незаконными процессуальные решения о возбуждении уголовного дела или о привлечении в качестве обвиняемого, а собранные доказательства недопустимыми [1].

Помимо УПК РФ правовой статус отдельных категорий лиц регламентирует ряд законов Российской Федерации. Круг лиц, обладающих особым правовым статусом, установленный ст. 447 УПК РФ кажется закрытым, однако, нужно иметь в виду, что особый порядок производства по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц устанавливается и рядом иных законодательных актов Российской Федерации.

Следует обратиться к постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 13-П от 29.06.2004 [2], которое указывает, что в случае коллизии законов, приоритет УПК РФ действует только в условиях правового регулирования уголовно--процессуальных отношениях.

Из вышесказанного следует, что приоритет УПК РФ перед иными федеральными законами не является абсолютным, он может быть ограничен отдельными положениями Конституции РФ, регламентирующими иерархию нормативно-правовых актов или конкретными правилами о решении вопроса коллизии между законами.

О безусловном приоритете норм уголовно-процессуального законодательства не может идти речь и в случаях, когда в иных (помимо УПК РФ, закрепляющего общие правила уголовного судопроизводства) законодательных актах устанавливаются дополнительные гарантии прав и законных интересов отдельных категорий лиц, обусловленные в том числе их особым правовым статусом.

Статья 7 УПК РФ по своему конституционно-правовому смыслу не исключает применения в ходе производства процессуальных действий норм иных, помимо УПК РФ законов, если этими нормами закрепляются гарантии прав и свобод участников соответствующих процессуальных действий, а потому не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителей [2].

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации допускает установление федеральным законодателем дополнительных процессуальных гарантии, но только тех, которые предусматривали бы введение дополнительных процедур, но не нарушали бы общие принципы уголовной ответственности, установленные федеральным законодательством на основе Конституции Российской Федерации.

На основе вышеуказанного постановления Конституционного Суда Российской Федерации, можно сделать вывод, что круг лиц, определенный ст. 447 УПК РФ не является закрытым, решая вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении лица, обладающего особым правовым статусом, нужно руководствоваться и иными нормативно - правовыми актами.

Нужно иметь в виду, что некоторые законодательные акты предусматривают не только особый правовой статус отдельной категории лиц, но и дополнительные стадии, исполнение которых необходимо для решения вопроса о возбуждении уголовного дела или привлечении в качестве обвиняемого такого лица. В качестве примера можно привести выдержку из Федерального Конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 03.03.1997 [3], которая указывает на обязательность дачи согласия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации на возбуждение уголовного дела в отношении Уполномоченного, однако ст. 448 УПК РФ данного положения не предусматривает.

Важно добавить, что особый правовой статус имеет Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, однако, ни уголовно-процессуальным законом, ни федеральными законами об омбудсменах не предусмотрен особый правовой статус для Уполномоченного при Президенте по правам ребенка [4], а также для Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в России [5]. Более того, особый правовой статус предусмотрен только для Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, но не уполномоченного по правам человека конкретного субъекта.

Помимо особого правового статуса, который устанавливает УПК РФ, существуют и дипломатические, консульские иммунитеты, также и иммунитеты персонала международных организаций, установленные международными договорами, соглашениями, нормативно-правовыми актами.

В первую очередь, нужно сказать, что ч. 3 ст. 1 УПК РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации. В том случае, когда международные договоры Российской Федерации устанавливают иные положения, чем УПК РФ, применяются правила международного договора.

Согласно ст. 11 Уголовного кодекса Российской Федерации (Далее - УК РФ) уголовная ответственность дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, имеющих иммунитет, в случае когда преступления совершаются такими лицами на территории Российской Федерации, наступает в соответствии с нормами международного права (Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 21 ноября 1947 года и одобренная, вместе с Приложением IV, Генеральной конференцией со вступлением в силу 07.02.1949 [6], Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года [7], Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года [8]).

Среди лиц, наделенных международным правом иммунитетом, находятся такие субъекты как главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, а также члены их семей, в том случае если они не являются гражданами государства пребывания.

Проанализировав Конвенцию о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 21 ноября 1947 года и одобренную, вместе с Приложением IV, Генеральной конференцией от 7 февраля 1949 года [9], нужно отметить, что иммунитеты от личного ареста, задержания, наложения ареста на личный багаж, а также судебно-процессуальные привилегии предоставляется представителям членов организации в главных и вспомогательных органах Объединенных Наций, а также на конференциях, созываемых ООН. Помимо данного международного нормативно-правового акта, схожие положения регламентирует и Конвенция от 21.11.1947 «О привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений», которая наделяет аналогичными привилегиями представителей членов специализированных учреждений в созываемых последними заседаниях при исполнении служебных обязанностей.

На наш взгляд, не следует исключать из перечня лиц, обладающих особым правовым статусом дипломатических агентов. Дипломатическим агентом является лицо, осуществляющее функции главы представительства или члена персонала представительства, обладающий дипломатическим рангом. Согласно ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961, личность дипломатического агента неприкосновенна, а также не подлежит аресту или задержанию, однако данный субъект не обладает иммунитетом от юрисдикции аккредитующего государства. Нужно отметить, что указанными привилегиями обладает и семья дипломатического агента, в том случае, когда они не являются гражданами государства пребывания.

Иммунитет гарантирован ст. 41 Венской конвенции «О консульских сношениях», также работникам консульских учреждений.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.12.1999 №2081-р устанавливает дипломатические привилегии согласно п.2 ст.6 Соглашения между Правительством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Представительства Организации Объединенных Наций от 15.06.1993 г., представителю Управления ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности в России, должностным лицам ООН, персоналу ООН, а также персоналу, связанному с Организацией Объединенных Наций.

К перечню «специальных субъектов» также нужно относить судей Экономического суда СНГ. Ст. 8 Положения об Экономическом суде СНГ от 06.07.1992 устанавливает положение о том, что данные судьи независимы и неприкосновенны, а также не подпадают под юрисдикцию государства пребывания, такие лица не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности.

По итогам проведенного исследования, стоит отметить, что перечень субъектов, указанный в ст. 447 не является исчерпывающим, в связи с чем при определении правового статуса должностного лица, обращаться следует не только к УПК РФ, но и к иным соответствующим нормативно-правовым актам. Таким образом, представляется целесообразным предложить законодателю сформировать единый нормативно-правовой акт, регламентирующий единый перечень лиц, обладающих особым правовым статусом и порядок привлечения их к уголовной ответственности, в который будут включаться выдержки из соответствующих норм УПК РФ, а также соответствующих федеральных нормативно-правовых актов и международных договоров. Полагаем, что предлагаемый законодательный акт значительно бы облегчил правоприменителю выявление статуса специального субъекта у лица, в отношении которого возбуждается и расследуется уголовное дело.

Список литературы / References

1. Данилова Н.А., Прокофьева Н.В. // Учебное пособие «Расследование злоупотребления должностными полномочиями, совершенного сотрудником правоохранительного органа» Сборник информационно-методических документов Следственного комитета Российской Федерации / Под ред. А.П. Короткова. М., 2013. С. 208.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2004 № 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»; Определение Конституционного Суда РФ от 08.11.2005 № 439-О «По жалобе граждан С.В. Бородина, В.Н. Буробина, А.В. Быковского и других на нарушение их конституционных прав статьями 7, 29, 182 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»; Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 № 54-О «По жалобе общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «АристаЛюКС» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 7, 75 и 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. № 9. Ст. 1011.

4. Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 21 ноября 1947 года и одобренная, вместе с Приложением IV, Генеральной конференцией со вступлением в силу 07.02.1949 // Справочно-правовая система «Гарант».

7. Венская конвенция о дипломатических сношениях, ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 февраля 1964 года № 2208-VI // Справочно-правовая система «Гарант».

8. Венская конвенция о консульских сношениях (Вместе с «факультативным протоколом о приобретении гражданства, «факультативным протоколом о разрешении споров») (Заключена в г. Вене 24.04.1963) // Справочно-правовая система «Гарант».

9. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 21 ноября 1947 года и одобренная, вместе с Приложением IV, Генеральной конференцией со вступлением в силу 07.02.1949 // Справочно-правовая система «Гарант».

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ И ЕГО РОЛЬ Бугаева А.А.

Бугаева Анна Александровна - магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

Аннотация: в статье осуществляется краткий анализ состояния системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации на сегодняшний день, автором обозначены основные проблемы действующей системы предоставления социальных услуг. В статье указывается на основные нормативные предпосылки, предоставившие возможность выхода негосударственных организаций социального обслуживания на рынок социальных услуг, определяется ряд положительных аспектов деятельности негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг, чем обосновывается необходимость его развития. Ключевые слова: социальные услуги, негосударственный сектор предоставления социальных услуг, конкурентная система социального обслуживания граждан, поставщик социальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.