Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЧИНАХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ'

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЧИНАХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
633
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННИЙ ВОЗРАСТ / ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / ПРИЧИНЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ / ВНУТРЕННИЕ ПРИЧИНЫ / ВНЕШНИЕ ПРИЧИНЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Темникова Елена Юрьевна

Статья посвящена проблеме выделения социальных причин речевых нарушений, которая приобретает все большую актуальность в оказании ранней помощи детям с нарушениями речи. Автор рассматривает причины речевых нарушений с позиции зарубежных и отечественных исследований (экзогенные и эндогенные причины). Раскрываются социальные предпосылки нормального развития речи в раннем возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SOCIAL CAUSES OF SPEECH DISORDERS AT AN EARLY AGE

The article is devoted to the problem of identifying the social causes of speech disorders, which is becoming increasingly relevant in providing early care to children with speech disorders. The author considers the causes of speech disorders from the perspective of foreign and domestic studies (exogenous and endogenous causes). The social prerequisites for the normal development of speech at an early age are revealed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЧИНАХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ»

8. Митина Л.М. Учитель на рубеже веков: психологические проблемы // Психологическая наука и образование. 1999. № 3-4. С. 5-19.

9. Печеркина, А.А. Профессиональное здоровье учителя: проблемы и перспективы // Актуальные вопросы современной психологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 82-84; Режим доступаЦ^: https://moluch.ru/conf/psy/archive/30/245/ (дата обращения: 28.09.2020).

10. Сергеева О.Н. Профессиональное выгорание и социальное здоровье педагога: исследование проблемы // Образование. Карьера. Общество. 2012. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vygoranie-i-sotsialnoe-zdorovie-pedagoga-issledovanie-problemy (дата обращения: 15.01.2021).

11. Таланцева В.К., Волкова Т.И., Алтынова Н.В. Состояние профессионального здоровья у работников педагогической сферы // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики: сб. ст. по материалам национальной науч.-практ. конф. (28 октября 2020 г.) / отв. за вып. А.В. Яни. Краснодар: КубГАУ, 2020. С. 646-653.

12. Щербаков С.В., Лев Я.Б., Ожогова Е.Г. Особенности профессионального здоровья современного педагога // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2019. №4 (25). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/osobennosti-professionalnogo-zdorovya-sovremennogo-pedagoga (дата обращения: 05.01.2021).

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Темникова Елена Юрьевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ПРИЧИНАХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме выделения социальных причин речевых нарушений, которая приобретает все большую актуальность в оказании ранней помощи детям с нарушениями речи. Автор рассматривает причины речевых нарушений с позиции зарубежных и отечественных исследований (экзогенные и эндогенные причины). Раскрываются социальные предпосылки нормального развития речи в раннем возрасте.

Ключевые слова: ранний возраст, задержка речевого развития, причины речевых нарушений, внутренние причины, внешние причины, социальные причины.

Annotation. The article is devoted to the problem of identifying the social causes of speech disorders, which is becoming increasingly relevant in providing early care to children with speech disorders. The author considers the causes of speech disorders from the perspective of foreign and domestic studies (exogenous and endogenous causes). The social prerequisites for the normal development of speech at an early age are revealed.

Keywords: early age, delayed speech development, causes of speech disorders, internal causes, external causes, social causes.

Введение. Распространенность задержки речи у детей в возрасте от двух до семи лет по результатам зарубежных исследований (Мора Р. Маклафлин) колеблется от 2,3 до 19 процентов. Однако в некоторых странах показатель речевых нарушений достигает 30%. Данные российских исследований показывают разброс в данных от 5 до 10 процентов.

Тяжелые речевые и языковые нарушения у детей раннего возраста отрицательно сказываются на образовательных результатах в последующие периоды развития, даже после интенсивного вмешательства. Так, дети с речевыми и языковыми нарушениями в возрасте от двух с половиной до пяти лет испытывают значительные трудности чтения в младшем школьном возрасте. Дети, у которых речевые и языковые нарушения сохраняются в течение пяти с половиной лет, имеют риск развития социальных нарушений. Отмечается, что у детей со специфическими речевыми и языковыми нарушениями в возрасте от семи с половиной до 13 лет наблюдаются нарушения навыков письма с выраженным нарушением в орфографии и пунктуации по сравнению с детьми без речевых и языковых нарушений.

Изложение основного материала статьи. В логопедии существуют различные подходы к классификации речевых нарушений. Гиппократ видел причины нарушений речи в поражении мозга, Аристотель связывал речевые расстройства с нарушениями анатомического строения периферического аппарата. М.Е. Хватцев выделял органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), психоневрологические и социально-психологические причины.

В настоящее время выделяют негативные внутренние (эндогенные) факторы, внешние (экзогенные), а также социальные причины речевых нарушений.

Внутренние (органические) причины рассмотрены в работах М.Е. Хватцева, В. Гудонис, Е.В. Ларькиной, М.В. Белоусовой, К.В. Ягуновой, Д.Д. Гайнетдиновой и др. В данную группу факторов авторы относят: инфекционные заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, ВИЧ-инфекция и др.), сердечнососудистые заболевания матери, нарушение сроков вынашивания плода, патологические роды, иммунологическая несовместимость крови матери и плода (по резус-фактору, антигенам эритроцитов), внутриутробная гипоксия плода (асфиксия и родовая травма), алкоголизм, курение матери во время беременности, химические факторы, ионизирующая радиация, вибрация, наследственность [1, 2]. Все чаще специалистами диагностируется короткая уздечка языка, которая препятствует полноценному речевому развитию. В первые годы жизни ребенка оказывают влияние на речевое развитие следующие факторы: органические поражения мозга, травмы и ушибы головного мозга у детей, повреждения лицевого скелета и др.

Согласно зарубежным данным (Altxander K. C. Leung, C. Pion Kao) нарушения речевого развития могут быть симптомом многих расстройств, включая умственную отсталость, потерю слуха, нарушение

экспрессивной речи, двуязычие, психосоциальную депривацию, аутизм, элективный мутизм, рецептивную афазию и детский церебральный паралич [41. Также в группу риска по задержке речевой деятельности до трех лет попадают дети с семейным анамнезом задержки речи, мужской пол, недоношенность и низкий вес при рождении.

К внешним причинам нарушений речи относят: экология, отсутствие эмоционального положительного окружения, низкий уровень материального благосостояния родителей, различные психические травмы, физическая слабость организма, незрелость, обусловленная недоношенностью, рахит и т.д. [31. Другие факторы, о которых упоминается гораздо реже — уровень родительского образования, последовательность рождения детей, большой размер семьи.

В результатах исследования зарубежных специалистов (Ahmet Yasin, Hatice Aksu, Erdogan Özgür, Börte Gürbüz Özgür) отмечается, что из общего количества испытуемых (127 детей раннего возраста: 22,8% девочек и 77,2% — мальчиков в возрасте от 2 до 4 лет) было обнаружено: задержка речи встречается чаще именно у мальчиков; двуязычие наблюдалось у 3,1% пациентов; 23,6% детей имели семейную историю задержки речи.

Социальные причины речевых нарушений — это влияние различных неблагоприятных факторов окружающей среды, которые способствуют возникновению патологий речи различной тяжести в различные периоды жизни человека, в частности, в раннем возрасте.

Рассмотрим актуальные в современном обществе факторы, влияющие на появление в раннем периоде развития задержки речевой деятельности детей.

В настоящее время насущной проблемой является распространение моды на искусственное вскармливание ребенка (использование смесей). Однако существует множество научных фактов, рассматривающих положительное влияние грудного вскармливания на речевое развитие ребенка. Так исследования отечественных (Новикова Г.М., Воронцов И.М., Фатеева Е.М., Хазенсон Л.Б.) и зарубежных (Bertrand F., Lucas A., Morley R., Cole T.J., Lister G., Leeson-Payne С.) авторов отмечают у детей, находящихся продолжительно на грудном вскармливании, правильное формирование челюстно-лицевого скелета, чему способствует активное сосание груди матери. У данной категории детей на хорошем уровне сформирована артикуляция звуков, гораздо реже наблюдались нарушения в развитии слуха и речи. Ортодонты отмечают правильное развитие прикуса, а также отсутствие раннего младенческого кариеса у детей, вскармливаемых естественно.

Наши наблюдения за детьми раннего возраста, а также опыт неврологов показали, что на развитие речи и других познавательных процессов оказывает влияние ношение детьми раннего возраста одноразовых подгузников. Опираясь на теорию о функциональной системе П. К. Анохина, стоит заметить, что подгузники способствуют ограничению естественного развития навыков произвольности ребёнка и удлиняют период приобщения ребёнка к навыкам пользования горшком. Во-первых, ребенок усваивает причинно-следственные связи между регулярными позывами к осуществлению мочеиспускания и дефекации и итоговым результатом. Так у ребенка постепенно формируется произвольная или волевая регуляция, связанная с контролем сфинктеров, отвечающих за выделительную систему. Речь — это акт, связанный с волевой регуляцией. Во-вторых, ребенок сообщает родителям о своем дискомфорте через плач, жесты, фразу. В подгузниках не вырабатывается реакция на раздражитель, следовательно, у ребенка нет потребности сообщать родителям о дискомфорте.

Турецкие ученые Seda Keten, Ayse Sanem Sahli, Mesut Kaya, Byeon H, Hong S. отмечают негативное воздействие информационных технологий (телевизор, планшет, компьютер) от 0 до 3 лет на речевое развитие [5, 6]. Авторы ссылаются на собственные исследования, которые показали, что продолжительность просмотра телевизора (особенно мультфильмов) является одной из ключевых причин задержки речи (дети в развитых странах смотрят телевизор не менее 3 ч 38 мин каждый день).

По мнению Пиаже, созревание мозга и когнитивные процессы находятся в прямой зависимости от адаптационных способностей индивида к условиям окружающей среды. Так, дети не могут оценивать стимулы так же, как и взрослые, когда они подвергаются воздействию телевизора или других гаджетов. Поскольку дети не могут четко отличить вымысел от реальности, поэтому становятся уязвимы к этим неблагоприятным факторам. Кроме того, рекламные ролики и фрагменты быстро сменяют друг друга, следовательно, дети не успевают проработать эти образы, и они формируются неточно, искаженно. Стоит отметить, что проходя этап игры, который является одним из самых важных этапов развития ребенка, в частности, перед телевизором или с помощью электронных инструментов увеличивается риск задержки в личностном, социальном и коммуникативном развитии на долгие годы.

Продолжительность времени, проведенного за просмотром телевизора и использованием компьютера, приводит к отсутствию вербального общения. Также гаджеты подавляют привычки к чтению, увеличивают склонность к насилию, способствуют возникновению трудностей в социальных отношениях и отвлекаемости.

Зарубежные исследования (Rescorla L, Schwartz E, Dale PS, Price TS, Bishop DV, Plomin R, Baxter J.) показывают взаимосвязь уровня образования родителей и задержки речи детей. Уровень родительского образования влияет на качество времени, проведенного с ребенком. Родители с высшим образованием способны создавать позитивную среду для овладения детьми языком и развития экспрессивной речи, применяя различные подходы в развитии ребенка. Основные этапы развития языка сходны, но социальная среда и социальное взаимодействие являются важными факторами, влияющими на скорость овладения языком. Здоровое общение между матерью и ребенком положительно влияет на процесс языкового развития, особенно с родителями в семье.

Современный образ жизни у многих родителей из-за высокой занятости способствует сокращению времени и ухудшению качества общения родителей с детьми, снижению социального контроля и заботы о ребенке. Зарубежные исследования (ByPerri Klass, Alan L. Mendelson) доказывают, что совместное чтение и игры родителей с детьми способствуют профилактике нарушений поведения ребенка, в частности агрессии, гиперактивности [5].

Таким образом, можно выделить следующие социальные предпосылки нормального развития речи в раннем возрасте.

У ребенка до трех лет социальные условия ограничиваются домашней обстановкой в присутствии родителей. Семья выступает ведущим среди социальных факторов.

1. Правильное воспитание ребенка. По мнению многих современных специалистов-психологов, для нормального развития ребенка крайне негативны следующие сочетания: уступчивый, не интересующийся

ребенком отец и агрессивная и деспотичная мать; боязливая мать и строгий отец; слишком заботливая мать и холодный отец. Гиперопека также способствует возникновению умственной неполноценности, приводит к задержке психоречевого развития, к эмоциональной дефицитарности.

Неблагоприятные условия воспитания ребенка в семье могут препятствовать развитию его генетических задатков. Для того чтобы ребенок смог проявить лучшие как психические, так и физические свойства своей натуры, родители должны оказывать ему внимание, проявлять любовь, заинтересованность его делами, разговаривать с ним, наблюдать за ним, обеспечить ребенку приобретение необходимого опыта и одновременно учить выдержке, самообладанию, вере в собственные силы.

2. Отсутствие шумового окружения ребенка. Постоянно действующие, громкие звуки в окружающем пространстве отрицательно сказываются на раннем речевом развитии ребенка. У ребенка, находящегося в условиях воздействия высокого уровня шума (громкая музыка, постоянные громкие разговоры взрослых, включенный телевизор или радиоприемник), наблюдается задержка в речевой деятельности.

3. Целенаправленное, планомерное развитие речи ребенка. Если нет соответствующего побуждения со стороны родителей, если ребенок, образно выражаясь, не взят за руку и не ведется вперед в нужном направлении, развития не происходит. Взрослые комментируют ребенку все, что видят, делают, думают, а также рассказывают, что делает сам ребенок, тем самым ребенок получает «доступ» к языку. Необходимо не задавать много вопросов, которые требуют ответов «да» или «нет», а предлагать ребенку делать выбор, предлагать варианты, которые поощряют способность принимать решения и способствуют развитию языка. Например, «Куда поехала машина?», «Ты хочешь поиграть с машинкой или лодкой?». Если ребенок еще не владеет активной речью, у него появляется мотивация к жестикуляции.

4. Потребность эмоционального контакта ребенка с близкими. Многие родители начинают общение с детьми сразу после беременности женщины, следовательно, все окружающие, которые общаются с этой женщиной, вступают в контакт с ребенком. В раннем детстве младенцы плачут, чтобы привлечь внимание и установить контакт со взрослым, чтобы получить то, что им нужно. Это происходит, когда они мокрые, голодные, испытывают боль, нуждаются во внимании, а взрослые, в свою очередь, положительно реагируют на детей. С момента рождения дети общаются с родителями, отвечают, встречаясь глазами, издавая звуки, жестикулируя. Развитие речи является мощным мостом для развития мозга и когнитивных способностей ребенка. Когда существует много вариантов языка на выбор (мимика, пантомимика), изобретательность использования языка изобилует и генерируется в новые способы общения.

5. Отсутствие билингвизма в семье. В настоящее время проблема билингвизма актуальна во многих странах, в том числе и в России. Как отмечают исследователи (Hambly H., Wren Y., McLeod Sh. и другие) билингвизм является фактором риска возникновения задержки речевого развития. Многоязычные дети осваивают речь иначе, чем одноязычные дети, в зависимости от языков, на которых они говорят, порядка изучения языка и их возможностей говорить на том или ином языке. При параллельном усвоении двух языков одна (доминирующая) языковая система может оказывать влияние на другую, как следствие, происходит смешение данных систем, которое приводит к ряду речевых и языковых трудностей у ребенка.

6. Благоприятное речевое окружение. Общаясь с людьми, имеющими патологии речи, ребенок может искаженно произносить звуки, иметь быстрый темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.

7. Полноценное развитие игровой деятельности. Игра это естественная потребность и неотъемлемая часть жизни ребенка. Существует множество исследований (Sivevska D, Petrovskaa S, Cackov О. и другие), которые указывают на роль и значение игры для развития ребенка, на его физические нравственные, социальные и речевые характеристики. Именно родителям отводится главная роль в обучении ребенка игровой деятельности. Через игры родители помогают ребенку социализироваться в обществе: учатся общаться в игре, договариваться, проявлять лидерские качества, развивать сюжет игры, активизируют и учатся проговаривать свои чувства, развивают воображение и творчество. К сожалению, многие родители не владеют навыками организации игры и, следовательно, не могут научить своего ребенка играть.

Выводы. В настоящее время нет единого подхода к причинам речевых нарушений у зарубежных и отечественных специалистов. Знание логопедами, психологами, неврологами причин речевых расстройств и социальных предпосылок развития речи у детей раннего возраста позволят своевременно выявлять группы риска по возникновению той или иной патологии речи и проводить детям раннюю коррекцию.

Литература:

1. Белоусова, М.В. Перинатальные факторы в генезе речевых нарушений у детей [Текст| / М.В. Белоусова, М.А. Уткузова, Р.Г. Гамирова, В.Ф. Прусаков // Практическая медицина. — 2013. — № 1 (66). — С. 117-121.

2. Гудонис, В. Причины нарушений в раннем развитии детей [Текст| / В. Гудонис // Социальная педагогика. — 2004. — № 4. — С. 50-56.

3. Ягунова, К.В. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста [Текст| / К.В. Ягунова, Д.Д. Гайнетдинова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2018. — № 63 (6). — С. 23-30. DOI: 10.21508/1027-4065-2018-63-5-23-30

4. Leung А.К, Kao C.P. Evaluation and management of the child with speech delay. Am Fam Physician. 1999 Jun 59(11):3121-8, 3135

5. Mendelsohn A.L, Cates C.B., Weisleder A, et al. Reading Aloud, Play, and Social-Emotional Development. Pediatrics. 2018; 141 (5) e20173393; DOI: https://doi.org/10.1542/peds.2017-3393

6. Byeon H, Hong S. Relationship between television viewing and language delay in toddlers: evidence from a Korea national crosssectional survey. PLoS One 2015;10:e0120663.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.