Научная статья на тему 'К вопросу о социальных правах гражданина и человека'

К вопросу о социальных правах гражданина и человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
769
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / ЗАКОН / ГРАЖДАНИН / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ / CONSTITUTION / STATE / HUMAN RIGHTS / SOCIAL RIGHTS / LAW / CITIZEN / REALIZATION OF RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трошков Евгений Александрович

В статье рассматриваются реальные права личности, их формирование в истории человеческой цивилизации, отражение в современных международных нормативно-правовых актах, в законах Российской Федерации и особенности реализации в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS THE QUESTION OF SOCIAL RIGHTS OF CITIZEN AND HUMAN

The article deals with real rights of the person, their formation in the history of human civilization, reflection in the contemporary international legal acts, in laws of Russian Federation and the peculiarities of realization in modern conditions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социальных правах гражданина и человека»

УДК 342.716

Трошков Евгений Александрович

Troshkov Evgeniy Alexandrovich

аспирант кафедры политологии Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана тел.: (903) 273-24-99

post-graduate student of the chair of politology, Moscow State Technical University tel.: (903) 273-24-99

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВАХ ГРАЖДАНИНА И ЧЕЛОВЕКА

TOWARDS THE QUESTION OF SOCIAL RIGHTS OF CITIZEN AND HUMAN

Аннотация:

The summary:

В статье рассматриваются реальные права личности, их формирование в истории человеческой цивилизации, отражение в современных международных нормативноправовых актах, в законах Российской Федерации и особенности реализации в современных условиях.

The article deals with real rights of the person, their formation in the history of human civilization, reflection in the contemporary international legal acts, in laws of Russian Federation and the peculiarities of realization in modern conditions.

Ключевые слова:

Конституция, государство, права человека, социальные права, закон, гражданин, реализация прав.

Keywords:

Constitution, state, human rights, social rights, law, citizen, realization of rights.

В современном понимании права человека - это неотъемлемые свойства, наиболее существенные возможности развития, которые определяют меру его свободы. Права человека - сложное, многогранное, философское, этническое, политическое и правовое понятие. Существует много граней этого общественного явления. С точки зрения происхождения права человека являются неотъемлемыми свойствами личности, вытекающими из самой природы и социальных условий ее осуществления. С точки зрения содержания это меры возможного поведения личности, обеспечения правовыми нормами и нравственными требованиями. Если рассматривать их в аспекте соотношения личности и государства, то они служат пределом осуществления государственной власти. Вся система прав человека гарантирует возможность пользоваться достигнутой обществом свободой. Безусловно, каждое право человека принадлежит отдельной личности, неотъемлемо от нее и не может быть отчуждено каким-либо способом, но вместе с тем вся система прав человека имеет величайший социальный смысл.

По своему социальному назначению права человека представляют собой средства защиты, с помощью которых человечество стремится отразить угрозу термоядерной катастрофы, экологического кризиса, остановить рост международной преступности и наркомафии, голод и нищету, господствующие во многих странах, СПИД и другие опасные явления. С точки зрения их реализации, права человека призваны обеспечить возможности обладания каждым человеком, группами людей, народами и всем человечеством в целом определенными, наиболее существенными материальными и духовными благами.

Ф.М. Рудинский полагает, что права человека отличаются от прав гражданина по происхождению: первые возникают с момента рождения, вторые с момента возникновения гражданства. Права человека реализуются на основании правовых норм, нравственных принципов, политических требований, религиозных догматов, права гражданина - на основе правовых норм. Различаются они и по формам реализации, ибо права человека осуществляются в рамках правовых, нравственных, политических и других общественных отношениях, а права гражданина только в рамках правовых отношений.

Социальные права человека - это права, закрепленные в нормах международного и внутригосударственного права, которые реализуются в социальной сфере, гарантируют достаточный уровень жизни, отражают статус различных социальных групп, обеспечивают социальную свободу и социальную безопасность каждой личности, активную роль в осуществлении которых играет государство.

Защита прав человека происходит как внутригосударственными, так и международными средствами, а защита прав гражданина только внутригосударственными. Права человека, зафиксированные в Международном билле о правах, представляют международные стандарты, ниже которых уровень обеспечения этих прав в отдельных государствах недопустим. Права гражданина отражают те реальные возможности удовлетворения интересов и потребностей, которые государство может обеспечить индивидам. Они могут соответствовать или не соответствовать международным стандартам, могут быть выше их.

По мнению В.А. Иваненко и В.С. Иваненко, система социальных прав представлена следующими правами: право на достойную жизнь, право на труд, право на здоровье, право на образование, право на жилище, право на справедливые и благоприятные условия труда, право на социальное обеспечение и социальную защиту, право на создание профессиональных союзов.

Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия 19б1 г., Конвенция СНГ о правах и свободах, конституции многих государств (Бельгии, Италии, Франции, Японии, Германии, Азербайджана, Армении, Беларуси, Мексики и ряда других), в том числе Конституция Российской Федерации не содержат деления прав в соответствии с международной классификацией.

Представляется, что к социальным правам человека, закрепленным в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., относятся следующие права: право на достаточный уровень жизни для человека и его семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище и на непрерывное улучшение условий жизни (часть 1, ст. 11), право на свободу от голода (часть 2, ст. 1І), пра-

во на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), право на особую помощь и охрану семьи, материнства и детства (ст. 10), право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12), право на отдых (ст. 7).

Таким образом, социальные права в разном объеме закрепляются как на международном уровне, так и в конституционном праве многих государств. Начиная со второй половины XX в., в конституционном праве различных государств мира наметилась тенденция расширения перечня конституционных социальных прав. Наиболее полный перечень социальных прав представлен в конституциях Беларуси, Азербайджана, Армении, Молдовы, Испании, Португалии, Бельгии, Мексики, Кубы.

Однако не все социальные права находят свое закрепление на уровне конституций государств мира. Это связано с различными причинами: историческими, политическими и экономическими, с нежеланием или неспособностью властей обеспечить указанные права человека. Нередко политическое влияние других государств оказывает влияние на систему прав человека, зафиксированных в конституции (например, Босния, Герцоговина). Несмотря на процесс глобализации, в конституциях государств мира отсутствует полное копирование норм Всеобщей декларации прав человека оОн 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

Универсальная природа прав человека проявляется в том, что они принадлежат всем людям. Как сказано в Преамбуле Всеобщей декларации прав человека, «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных, неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира».

Формирование представлений о правах человека относится к глубочайшей древности. Эти представления развивались, усугублялись в ходе длительного исторического процесса, в борьбе трудящихся, порабощенных народов и всех прогрессивных сил за освобождение от рабства и угнетения.

Как писал молодой Маркс, «во все времена существовали ... все виды свободы, но в одних случаях как всеобщая привилегия, в других - как всеобщее право». В универсальной концепции прав человека ХХ в. воплотились и религиозные доктрины, и политические, и экономические, и этические, и правовые учения. В основе этой концепции - представление о человеческом достоинстве как высшей ценности личности. В правах человека заложен глубокий философский смысл. Если их рассматривать как возможности поступков, то права человека должны стать объектом философского анализа. Категории возможного и действительного в истории философии всегда рассматривались как парные категории. Анализ прав человека, с этой точки зрения, - существенная проблема, связанная с теоретическим осмыслением их практической реализации.

В истории философской мысли известный тезис Протагора «человек - мера всех вещей» предвосхитил и картезианские суждения о всемогуществе человеческой мысли. Эти идеи отражены и в теории Канта о недопустимости рассматривать человека как средство для осуществления каких-либо чуждых для него целей. Великий философ Гегель писал: «Быть свободным, составляет понятие человека». Уже в XX в. признанные международными пактами естественные права отстаивают представители различных философских направлений: сторонники неотомизма, неопротестантизма, неогегельянцы, неокантианцы, экзистенциалисты. «Человек - это и есть свобода», - утверждал Жан-Поль Сартр. Значительный вклад в разработку всемирной концепции прав человека внесли либеральные политические учения XVIII—XIX вв.

Наконец, в экономических теориях, начиная от Адама Смита и Риккардо, разрабатывались экономические аспекты свободы человека и его прав. Особую роль в становлении научных представлений о правах человека сыграли юридические теории. Здесь наиболее существенно значение школы естественного права. Еще древнеримские юристы, а затем Гуго Гроций, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Дж. Локк выработали юридическую концепцию естественных прав человека. В XX в. эти идеи нашли новое обоснование в трудах представителей школы «возрожденного естественного права». Эта концепция нашла свое юридическое воплощение в статье I Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г.: «Все люди рождаются сводными и равными в своем достоинстве и правах».

Мыслители прошлых веков полагали, что права человека даны богом либо вытекают из самой природы. В действительности, они порождаются конкретными историческими, социально-экономическими, политическими и культурными условиями существования людей. Объем этих прав, их перечень всегда связан с определенным этапом развития общества. Например, право на жизнь было закреплено в международном праве и конституциях многих стран мира именно после Второй мировой войны, в ходе которой погибло 60 миллионов человек.

Право на охрану благоприятной окружающей среды возникло уже в последней четверти XX в., поскольку именно в этот период времени возникла угроза мировой экологической катастрофы. То, что в международном праве и законодательствах многих стран мира закреплен принцип: права человека возникают в момент его рождения, - имеет безусловный гуманистический смысл.

Реализация прав человека во многом определяется наличием у него соответствующего гражданства, регистрацией по месту жительства. Человек, не имеющий регистрации в стране, живет под угрозой депортации в любую минуту, ему сложно найти работу, поступить учиться, завести семью, рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь. Эти люди менее всего готовы на публичные протесты, они боятся выходить на демонстрации, митинги, они просто боятся за свое существование в стране.

В связи с принятием Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» с 1 января 2001 г. граждане бывшего СССР, не получившие российского гражданства или гражданства иностранного государства, на территории Российской Федерации стали рассматриваться как лица без гражданства. Это поставило указанных лиц в худшее положение даже по сравнению с иностранными гражданами, постоянно проживающими на территории Российской Федерации. Социальные права этих людей значительно ограничены. Даже при поступлении на работу лица без гражданства РФ имеют право заключить трудовой до-

говор не более чем на 90 суток. Кроме того, имеется ряд запретов на привлечение и использование труда иностранных граждан.

В соответствии с российским миграционным законодательством иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной и государственной службе (за исключением прохождения военной службы по контракту на воинских должностях солдат, матросов, сержантов и старшин по соответствующим военно-учетным специальностям);

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

В сфере привлечения иностранной рабочей силы в Российской Федерации действуют наряду с Конституцией Российской Федерации более 20 нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минздравсоцразвития России и ФМС России, что существенным образом влияет на возможность трудоустройства рассматриваемой категории лиц, не имеющих гражданства Российской Федерации.

С неразрешимыми проблемами сталкиваются люди, прибывающие в страну и имеющие паспорт гражданина СССР образца 1974 г. Действующим законодательством не предусмотрена форма документа, хотя бы временно удостоверяющего личность. Это серьезно повлияло на социальное положение офицеров и прапорщиков, служивших в вооруженных силах Советского Союза и членов их семей. Вернувшиеся в начале 1990-х гг. из бывших республик Советского Союза на постоянное жительство в Россию, они до сих пор не могут получить ни российское гражданство, ни легализацию. Хотя в соответствии с Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» к соотечественникам относятся все бывшие граждане СССР.

Таким образом, требуется внесение существенных изменений в нормативно-правовые акты государства для реализации социальных прав гражданина и человека с учетом международного права и обязательств властных структур по обеспечению реальности защищенности каждой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.