Научная статья на тему 'К вопросу о социальной ответственности бизнеса'

К вопросу о социальной ответственности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
159
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пивоваров Леонид Игоревич

The history and the essence of the phenomenon of business social responsibility are analyzed. The characteristics and levels of social responsibility of corporations are given; the system tasks of social partnership are determined. The author describes necessary terms for the social partnership success in Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the problem of social responsibility of business

The history and the essence of the phenomenon of business social responsibility are analyzed. The characteristics and levels of social responsibility of corporations are given; the system tasks of social partnership are determined. The author describes necessary terms for the social partnership success in Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социальной ответственности бизнеса»

жизнеспособности данного общественного строя, свидетельство его права на существование.

1. Соколов Ю.Н. Цикл как основа мироздания. Ставрополь. 1995.

2. Современный словарь иностранных слов. М., 1993.

3. Классики кейнсианства: в 2 т. М., 1997. С. 203-204.

4. Хаберлер Г. Процветание и депрессия: Теоретический анализ циклических колебаний. М., 1960. С. 272-273.

5. Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М., 1989.

6. Яковенко Г., Басе М., Махров Н. Циклы жизни экономических процессов, объектов и систем. М., 1991. С. 5.

7. Лобанова Е. // Экономические науки. 1991. № 1. С. 13-14.

8. Маркс К. Капитал. М., 1978. Т. 1, 2.

9. Маевский В.И. // Общество и экономика. 1992. № 3-4. С. 135-137.

10. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1999. С. 289.

11. Белоусова Л.А. // Цикличность как форма экономической динамики. Структурная и инвестиционная политика: сб. ст. СПб., 1997.

12. Дедов Л.А. // Проблемы региональной экономики. 1998. № 1/2. С. 78-84.

13. Аукуционек С. П. Современные буржуазные теории и модели цикла: критический анализ. М., 1984. С. 14-19.

14. Воронин Ю.М., Селезнев А.З., Чередниченко Л.Г. Россия: экономический рост. М., 2004.

15. Россия на пути к новой экономике: моногр. / под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М., 2006.

16. Экономическое развитие современной России: моногр. / под ред. Н.В. Яремчука. М., 2005.

Поступила в редакцию 1.06.2007 г.

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

Л.И. Пивоваров

Pivovarov L.I. On the problem of social responsibility of business. The history and the essence of the phenomenon of business social responsibility are analyzed. The characteristics and levels of social responsibility of corporations are given; the system tasks of social partnership are determined. The author describes necessary terms for the social partnership success in Russia.

Проявление социальной ответственности бизнеса в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе в XX в. прошло в своем развитии три этапа:

1. 60-е - середина 70-х гг. - расцвет традиционной филантропии или благотворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя. Деловая и социальная активность были максимально разграничены.

2. Середина 70-х - начало 80-х гг. -становление стратегической филантропии, отличается готовностью получить оптимальную прибыль вместо максимальной и нацеленностью на решение социальной проблемы, а не борьбу с ее результатами. Бизнес

демонстрирует желание увязать решение социальных проблем со стратегическими целями самой корпорации.

3. Конец 80-х гг. - развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы коммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальные социально значимые проблемы местных сообществ. Учитываются интересы всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды [1].

В настоящее время многие исследователи, например, Д.И. Ямщиков, отмечают, что крупные корпорации нашли промежуточный вариант между теорией корпоративного эгоизма и теорией корпоративного альтруизма, и говорят о так называемом разумном эгоизме (enlightened self-interest), суть которого в том, что компании, стремясь к достижению своих конкретных коммерческих целей, признают

свою ответственность перед обществом и, вкладывая деньги в социальные программы, формируют благоприятную среду и обеспечивают себе и обществу устойчивое развитие.

Многие же склоняются к тому, что в конце XX в. с усилением взаимозависимости элементов цивилизационного процесса (глобализация экономики, экология, права человека, гражданское общество) концепции социальной ответственности были существенно переосмыслены. В определенном смысле слова Кеннета Эрроу: «Узкая ориентация бизнеса на извлечение прибыли может обострять социальные проблемы (усиливать социальное неравенство, вести к массовой бедности)» -отражают новые взгляды на проблему.

Усилия предприятий и фирм, направленные на «прорастание в толщу общества», получили теоретическое обоснование в концепции «stakeholders interests» («интересы заинтересованных сторон» - необходимость учета интересов всех, кого деятельность фирмы в той или иной степени затрагивает).

По мнению ряда экономистов, подключение бизнеса к созданию более конкурентной экономики и сбалансированному решению многих социальных проблем очень важно, в том числе и потому, что по сравнению с другими субъектами социально-экономической системы он обладает большим опытом и компетенцией [2].

Представление о предприятии, о корпорации за последнее время существенно изменилось, в том числе и в отечественной экономической науке.

Если раньше корпорацию или предприятие воспринимали как средство получения дивидендов для акционеров, как средство получения зарплаты для работников, как средство реализации потребностей для потребителей, однако теперь становится ясно, что корпорации производят не только товары и услуги, - они производят системы взаимных ожиданий.

Они являются производителями институциональной структуры общества. Поэтому социальная ответственность корпорации -это, по существу, рождение эффективных институтов, которые затем распространяются на уровень народного хозяйства в целом.

Социальную ответственность корпораций можно представить как (см. работы Е.Р. Ляховецкой):

• реализацию ожиданий широкой общественности (благотворительные и социальные программы);

• реализацию ожиданий всех стейкхолдеров (охрана окружающей среды, экологические программы);

• реализацию ожиданий работников корпорации (влияние на человеческий капитал);

• реализацию ожиданий потребителей (улучшение качества производимой продукции, ее безопасность, изменение отношений с потребителями и т. д.);

• реализацию ожиданий местных сообществ, где осуществляется основная производственная деятельность компаний.

Можно выделить несколько уровней корпоративной социальной ответственности (классификация К.А. Руденко):

1. Микроуровень: ответственность

перед сотрудниками (персоналом), партнерами, акционерами и потребителями. Так, например, социальная защищенность сотрудников компании обеспечивается целым рядом программ и инициатив, направленных на создание и поддержание корпоративной культуры, развитие чувства корпоративной принадлежности, приверженности сотрудников ценностям и идеалам компании. Существуют программы социальных льгот, предоставляемых работникам на основе добровольно взятых компанией обязательств, которые могут включать:

• медицинские услуги - работу здравпункта, поликлиническое обслуживание, добровольное медицинское страхование и предоставление путевок для отдыха и оздоровления работникам и членам их семей;

• ежегодный бонус к очередному отпуску, материальную помощь, выдачу возвратных беспроцентных ссуд при условии закрепления в коллективном договоре;

• организацию питания сотрудников, компенсацию на питание;

• скидки работникам при покупке продукции предприятия;

• доставку к месту работы транспортом компании;

• предоставление средств мобильной и пейджинговой связи;

• возмещение расходов, связанных с переездом, и на время работы по контракту в регионе;

• оплату аренды жилой площади, услуг няни и т. п.

2. Мезоуровень: ответственность перед местными (региональными) со-обществами.

3. Макроуровень: ответственность перед государством.

4. Мегауровень: ответственность перед мировым сообществом.

Практическими задачами системы социального партнерства являются:

• обеспечение выработки и реализации согласованной социально ориентированной политики экономических рыночных преобразований;

• обеспечение оптимального баланса в реализации интересов различных субъектов;

• содействие разрешению социальнотрудовых и иных конфликтов;

• совершенствование в установленном порядке законодательной базы регулирования социально-экономических и связанных с ними отношений;

• формирование и расширение социальной базы социального партнерства, подъем экономики страны, повышение благосостояния народа и на этой основе достижение и укрепление социальной стабильности в обществе.

Основные направления и характер деятельности, а также структура служб, разрабатывающих и проводящих социальную политику российского предприятия, в значительной мере определяются (М.В. Зурин):

1) экономическими и социальными последствиями приватизации;

2) принципиальными изменениями в системе вознаграждения труда, в том числе обусловленными рыночными отношениями и коммерциализацией все большего круга социальных услуг;

3) последствиями реформирования различных видов социального страхования и социальной помощи;

4) отмиранием или ослаблением ряда прежних социальных функций профессиональных союзов;

5) перенесением возрастающей части ответственности за состояние и развитие социальной сферы и ее инфраструктуры на негосударственные органы, в первую очередь, территориального управления и сами предприятия при их одновременном отказе от части соответствующих социальных функций;

6) изменением социальных функций предприятий и в связи с этим ограничением их участия в решении социальных проблем на конкретных территориях при отказе хозяйствующих субъектов от принадлежавших им или обеспечиваемых ими объектов социальной сферы.

В России практика социальной ответственности бизнеса, включенной в социальную политику предприятия, пребывает в стадии развития. Если говорить о современном предприятии, то его социальная политика, ориентирующаяся на международные стандарты, состоит из следующих компонентов (В.Б. Вязовой):

1) корпоративная культура - неукоснительное выполнение обязательств перед персоналом компании, клиентами, партнерами и государством, полная прозрачность компании;

2) ведение бизнеса с непременным учетом интересов местных сообществ - согласование изменений ландшафта, решение экологических проблем (обеспечение экологической безопасности производства);

3) социальные программы, направленные на развитие человеческих ресурсов предприятия - гарантии достойной заработной платы, льготы и компенсации, благоприятные условия и охрана труда, повышение профессионального уровня работников, программы корпоративного социального обеспечения и страхования, жилищные программы, негосударственного пенсионного обеспечения и другие, связанные с защитой социально значимых интересов работников и членов их семей;

4) участие компании в социальных программах региона присутствия;

5) благотворительность - поддержка проектов, не связанных напрямую с бизнесом компании.

Для успеха социального партнерства в России принципиально важно:

• определиться со стратегией строительства социального государства;

• закрепить принцип социального партнерства в Конституции РФ как один из ключевых принципов социального государства и создаваемого гражданского общества;

• консолидировать усилия государственных, общественных органов, работников науки и практики в разработке научной теории социального партнерства;

• разработать действенное законодательство, регулирующее отношения субъектов социального партнерства;

• вывести социальное партнерство из сферы политики и противоборства каких-либо политических сил.

Выработка принципов социального партнерства, законодательное их закрепле-

ние и реализация дадут мощный социально оздоровляющий эффект России.

1. Барова В. // Навигатор. 2001. № 11.

2. Этика бизнеса. М., 2001.

Поступила в редакцию 1.06.2007 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ политики СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

М.М. Сеидов, И.В. Филатников

Seidov M.M., Filatnikov I.V. Forming of the investment policy of economy subjects in Russia. The article shows the tools of investment policy used by the Federal centre. The authorities of subjects of the Federation within the limits of their power make attempts to attract investments to their regions. Basic elements of the investment policy formed during this decade in subjects of the Federation are reflected in the article.

Власти субъектов Федерации в рамках своих полномочий осуществляют деятельность по привлечению инвестиций в свои регионы. По данным Минэкономики России, большая часть российских регионов приняла законы, направленные на поощрение инвестиций, а также на создание зон наибольшего благоприятствования, предоставление налоговых льгот, государственную поддержку кредитованием строительства, предоставление земли, лизинговую деятельность.

Всего субъектами Федерации разного уровня - республиками, краями, областями, автономными образованиями - принято более 80 законодательных и нормативно-правовых актов, в том числе более 60 законов в этой сфере. Анализ регионального инвестиционного законодательства свидетельствует, что оно развивается преимущественно в направлении системного улучшения существующих положений федеральных нормативных актов в рамках компетенции местных властей.

Большинство принятых в субъектах Федерации нормативных актов предусматривают:

- гарантии равной защиты прав, интересов и имущества инвесторов;

- формирование и использование залоговых фондов, обеспечивающих гарантии по инвестициям, предоставленным отечественными и иностранными инвесторами;

- предоставление налоговых льгот региональными государственными органами.

Лидерами в разработке собственной инвестиционной политики выступили республики Коми, Саха (Якутия) и Татарстан. Их усилия были направлены на привлечение иностранных инвесторов, что выразилось в принятии соответствующих законов, определяющих благоприятные условия деятельности зарубежного капитала.

С небольшим отставанием к этому процессу подключились другие области России, продвинувшиеся в стратегии решения инвестиционных проблем. Но, в отличие от предшественников, их инициативы уже в равной мере были направлены на стимулирование всех потенциальных инвесторов. Так, Нижегородская область в конце 1996 г. приняла Закон «О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области», распространяющийся на отечественных и иностранных инвесторов. Суть его составили необходимые гарантии сохранности капитала, источниками которых служат средства областного бюджета, активы областных внебюджетных фондов, природносырьевые ресурсы и недвижимость, находящиеся в собственности области.

Основными элементами сформировавшейся за это десятилетие в субъектах Федерации инвестиционной политики является:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.