Известия ТРТУ
их существенно разный вклад во все психические процессы. Доминирование определенного полушария отражается на индивидуальных свойствах личности, особенностях восприятия, памяти, эмоций, языка, мышления и т.д. Проблемы творчества также не могуг быть решены без понимания языка каждого полушария и особенностей их взаимодействия.
Выявление противоположных аспектов участия полушарий в таких высших психических функциях, как восприятие, память, эмоции, мышление, позволило построить развернутую гемосферологическую модель, основанную на функциональной асимметрии мозга.
ББК 65.9(2)2448Я73
Е.С. Милюкова
, КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В докладе рассмотрены факторы трудоохранной культуры и психологии безопасности жизнедеятельности работающих. Исследованы вопросы возникновения травмоопасной ситуации в результате трудового конфликта.
УДК 681.33781:574
А.Е. Лызь, H.A. Лызь
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ИМИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
В докладе рассмотрены проблемы и перспективы использования имитационных программ в учебном процессе. Показаны возможности компьютерных обучающих программ как средства активизации и индивидуализации обучения. Приведены результаты исследований, показывающие повышение эффективности обучения и мотивации студентов при использовании компьютерных имитационных программ в курсе "Экология".
УДК 331:007.819
М.Ю. Перепелииына
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Гуманитаризация образования предполагает психологическую подготовку студентов, которая способствует социальной адаптации личности. Изменение социальных стереотипов, сопутствующее социальным переломам, приводит к тому, что нормативы поведения в повседневной
Секция психологии и безопасности жизнедеятельности
жизни сдвигаются (в сторону менее контролируемых). Такого рода социализация нуждается в кавычках и одновременно в психологической помощи и поддержке.
Ориентация на достойные формы и способы регулируемого поведения с закреплением паттернов, которые бы не мешали личностной автономии в пространстве единых социокультурных критериев, - все это может быть реализовано на социально ориентированных спецкурсах (например, "Психология поведения и межличностные отношения").
Социальная адаптация предполагает социальную компетентность, в которой фиксируются по существу три составляющие:
• развитие когнитивных средств самосознания;
• возможность эмоциональной саморегуляции;
• приобретение знаний процедурного Характера.
В рамках социума окружающие могут восприниматься человеком в качестве:
1) потенциальных партнеров и друзей, которым можно доверять;
2) потенциальных противников или тех, кого следует остерегаться;
3) сограждан, которых не следует делить на "своих" и "врагов".
Вызываемые этими разными личностными позициями смысловые
структуры будут существенно отличаться. Таким образом, человек должен прилагать определенные личностные усилия по изменению или развитию образа Я в мире людей, а не просто в мире социальных структур. Пути решения этой задачи и может предлагать современная психология.