Научная статья на тему 'К вопросу о социальной компетентности в процессе психологического образования в техническом вузе'

К вопросу о социальной компетентности в процессе психологического образования в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
66
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о социальной компетентности в процессе психологического образования в техническом вузе»

Известия ТРТУ

их существенно разный вклад во все психические процессы. Доминирование определенного полушария отражается на индивидуальных свойствах личности, особенностях восприятия, памяти, эмоций, языка, мышления и т.д. Проблемы творчества также не могуг быть решены без понимания языка каждого полушария и особенностей их взаимодействия.

Выявление противоположных аспектов участия полушарий в таких высших психических функциях, как восприятие, память, эмоции, мышление, позволило построить развернутую гемосферологическую модель, основанную на функциональной асимметрии мозга.

ББК 65.9(2)2448Я73

Е.С. Милюкова

, КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В докладе рассмотрены факторы трудоохранной культуры и психологии безопасности жизнедеятельности работающих. Исследованы вопросы возникновения травмоопасной ситуации в результате трудового конфликта.

УДК 681.33781:574

А.Е. Лызь, H.A. Лызь

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНЫХ

ИМИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

В докладе рассмотрены проблемы и перспективы использования имитационных программ в учебном процессе. Показаны возможности компьютерных обучающих программ как средства активизации и индивидуализации обучения. Приведены результаты исследований, показывающие повышение эффективности обучения и мотивации студентов при использовании компьютерных имитационных программ в курсе "Экология".

УДК 331:007.819

М.Ю. Перепелииына

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Гуманитаризация образования предполагает психологическую подготовку студентов, которая способствует социальной адаптации личности. Изменение социальных стереотипов, сопутствующее социальным переломам, приводит к тому, что нормативы поведения в повседневной

Секция психологии и безопасности жизнедеятельности

жизни сдвигаются (в сторону менее контролируемых). Такого рода социализация нуждается в кавычках и одновременно в психологической помощи и поддержке.

Ориентация на достойные формы и способы регулируемого поведения с закреплением паттернов, которые бы не мешали личностной автономии в пространстве единых социокультурных критериев, - все это может быть реализовано на социально ориентированных спецкурсах (например, "Психология поведения и межличностные отношения").

Социальная адаптация предполагает социальную компетентность, в которой фиксируются по существу три составляющие:

• развитие когнитивных средств самосознания;

• возможность эмоциональной саморегуляции;

• приобретение знаний процедурного Характера.

В рамках социума окружающие могут восприниматься человеком в качестве:

1) потенциальных партнеров и друзей, которым можно доверять;

2) потенциальных противников или тех, кого следует остерегаться;

3) сограждан, которых не следует делить на "своих" и "врагов".

Вызываемые этими разными личностными позициями смысловые

структуры будут существенно отличаться. Таким образом, человек должен прилагать определенные личностные усилия по изменению или развитию образа Я в мире людей, а не просто в мире социальных структур. Пути решения этой задачи и может предлагать современная психология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.