Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА'

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
144
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL STATE / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / FUNCTIONS OF THE STATE / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / SOCIAL PROTECTION / СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / НЕТРУДОСПОСОБНОЕ НАСЕЛЕНИЕ / SOCIAL STANDARDS OF DISABLED PEOPLE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекишиева Солтанат Рафаэльевна

В статье рассмотрены современные проблемы правового обеспечения социальной функции государства в современной России. Показано, что Реализация социальной функции государства должна быть основана на формировании необходимых и достаточных правовых, политических, экономических и социально-культурных условий для того, чтобы человек, воспользовавшись ими, мог самостоятельно обеспечить себе и своей семье достойное существование. При этом необходимо обеспечить реальные гарантии достойной жизни для тех людей, которые по объективным причинам не могут трудиться и самостоятельно решать свои проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF SOCIAL FUNCTIONS OF MODERN RUSSIAN STATE

The article deals with modern problems of legal maintenance of the social function of the state in modern Russia. It is shown that the implementation of the social functions of the state should be based on the formation of the necessary and sufficient legal, political, economic and socio-cultural conditions for people to use them, can independently provide for themselves and their family a decent living. It should provide real guarantee a decent life for those people who, for objective reasons, can not work and to solve their problems.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА»

3. Абесалашвили М.З. Стимулирующие выплаты работникам: вопросы теории и практики // Актуальные вопросы трудового права и права социального обеспечения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 13-16 марта 2014 года (Краснодарский край, пос. Небуг), посвященной 130 -летию со дня рождения профессора И.С. Войтинского // Под общ. ред. Сапфировой А.А. М.: НИИ ИЭП, 2014. С.11-14.

4. Савельева А. Увольнение по инициативе работодателя: спорные аспекты // Трудовое право. 2014. № 8. С. 39-46.

5. Эртель А.Г., Абесалашвили М.З. Внутрикорпоративный договор и его отличие от гражданско-правового договора// Ученые записки: сборник научных трудов и статей. Вып.1. Майкоп: Качество, 2013. С.4-6.

6. Кузнецова В.В. Увольнение руководителя организации по основаниям, предусмотренным трудовым договором // Право и экономика. 2014. № 9. С. 55 -59.

ГАШЕВА ИРИНА АСКЕРОВНА - старший преподаватель кафедры гражданского и арбитражного процесса Адыгейского государственного университета (irina25178 @mail.ru)

GASHEVA, IRINA A. - assistant professor of the Civil and arbitration process, Adyghe State University (irina25178 @mail.ru)

УДК 342.734:361/362

БЕКИШИЕВА С.Р. К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Ключевые слова: социальное государство, функции государства, социальная защита, социальные стандарты, нетрудоспособное население.

В статье рассмотрены современные проблемы правового обеспечения социальной функции государства в современной России. Показано, что Реализация социальной функции государства должна быть основана на формировании необходимых и достаточных правовых, политических, экономических и социально-культурных условий для того, чтобы человек, воспользовавшись ими, мог самостоятельно обеспечить себе и своей семье достойное существование. При этом необходимо обеспечить реальные гарантии достойной жизни для тех людей, которые по объективным причинам не могут трудиться и самостоятельно решать свои проблемы.

BEKISHIEVA, S.R. THE QUESTION OF SOCIAL FUNCTIONS OF MODERN RUSSIAN STATE

Keywords: social state, functions of the state, social protection, social standards of disabled people

The article deals with modern problems of legal maintenance of the social function of the state in modern Russia. It is shown that the implementation of the social functions of the state should be based on the formation of the necessary and sufficient legal, political, economic and socio-cultural conditions for people to use them, can independently provide for themselves and their family a decent living. It should provide real guarantee a decent life for those people who, for objective reasons, can not work and to solve their problems.

С социальной функцией государства связано решение задач, направленных на создание условий для достойного уровня жизни людей и развития общества. В связи с конституционным провозглашением Российской Федерации социальным государством, социальной функции принадлежит приоритетное значение среди функций современного российского государства.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач и целей, стоящих перед государством на определенном этапе развития и являются средством реализации задач и достижения целей государства. Государство не может отказаться от выполнения предписанных его природой и назначением тех или иных видов деятельности, что указывает на объективный характер функций государства. Этим функции государства отличаются от целей и задач государства, которые имеют субъективную природу. «Их формулирование является предметом политики государства. Так, цели и задачи современного российского государства вытекают из ежегодного Послания Президента РФ к Федеральному Собранию РФ» [1].

Россия пока еще является государством трансформационного типа, перед которым стоит большое количество задач. В начале XXI века из цели обеспечения прогрессивного развития в духе времени, стоящей перед современным российским государством, вытекают взаимосвязанные задачи инновационного развития экономики и реального обеспечения удовлетворения материальных и духовных потребностей членов общества.

Социальная сфера является основной сферой жизнедеятельности человека. Она носит собирательный характер, поскольку включает в себя такие важные для человека стороны жизни, как медицинское обслуживание, образование, профессиональное обучение и переподготовка, занятость, социальное обеспечение, социальное страхование, вопросы жилья и т.д.

Социальная функция государства способствует стабилизации уровня жизни населения. В России за годы рыночных реформ значительно ухудшились уровень и качество жизни большинства населения страны. Форсированное формирование рыночной экономики в нашей стране выявило множество негативных явлений и процессов, большинство из которых приобрели острый

социальный характер. Болезненно проявились процессы адаптации большинства населения страны к новым экономическим, социальным и политическим реалиям. Сейчас Россия постепенно преодолевает последствия глубокого социально-экономического кризиса и выходит на путь стабилизации и построения основ социального государства.

Многие российские ученые в своих исследованиях подчеркивают определяющее значение экономического фактора для социальной функции современного государства. Так, В.В. Оксамытный пишет: «Многие государства характеризуют себя социальными, подразумевая под этим задачу заботиться о своем населении. Однако действительная социальность государства зиждется на состоянии его экономики, зависит от экономического благополучия страны. И потому приходится свидетельствовать о крайне медленном, отстающем от реальных нужд граждан развитии социальной функции в российском государстве» [2]. По мнению С.В. Калашникова: «появляющиеся в процессе развития государства социальные функции имеют экономическую природу, являются вторичными по отношению к экономическим функциям и непосредственно с ними связаны» [3].

В юридической науке встречается также точка зрения, что для признания государства социальным не всегда необходим высокий уровень экономического развития. Достаточно легально, посредством закона его оформить. «В особенности нужны желание и воля законодателя, государственной власти. Официальное, юридическое признание государства социальным, позволяет в дальнейшем стать ему таковым фактически. Социальная защищенность людей способствует экономическому росту страны. От качества осуществления государственной социальной политики напрямую зависят развитие, эффективность, успехи экономики» [4].

Действительно, в современном мире происходит изменение баланса экономического и социального содержания общественного развития. Невозможно эффективно развивать экономику, если не будут эффективными системы образования, здравоохранения, занятости, мотивации персонала, его социальной защиты, нормирования, охраны труда и т.д. Поэтому следует подчеркнуть, что экономический фактор находится в непосредственной причинно-следственной связи с условиями организации и функционирования социального государства.

По мнению О.В.Родионовой, при рассмотрении взаимосвязи экономической и социальной функций государства экономический детерминизм упрощает ситуацию: «Несмотря на свою значимость, экономический детерминант не является единственным определяющим фактором для социальной функции современного государства. Не менее важны и другие составляющие - право и политика» [5].

Следует признать, что формирование социального государства невозможно без соответствующего законодательного обеспечения, создания стройной системы нормативных правовых актов, регулирующих социальную

сферу жизнедеятельности человека. Для успешной реализации своей социальной функции государству необходимо обеспечить такое правовое поле, в котором бы каждый индивид знал свои права и чтобы провозглашенные права и свободы реально обеспечивались. Кроме того, в социальном государстве публичная власть должна выражать интересы общества как целостной системы, исходить от народа, осуществляться с учетом интересов народа и в конечном итоге ориентироваться на потребности общества и отдельной личности. Поэтому перспективы становления и развития социального государства в России напрямую зависят от развития демократических институтов.

При этом все же очевидно, что надлежащее выполнение государством социальной функции во многом зависит от наличия надлежащей материальной базы. Поэтому без высоких темпов экономического роста в настоящее время невозможно обеспечить радикальное повышение качества жизни людей в России. Инновационный прорыв для современной России может дать наиболее реальную возможность быстрой модернизации страны, повышения конкурентоспособности российской экономики и качества жизни людей. На основе роста продаж инновационных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках можно обеспечить высокую занятость квалифицированного труда, достойный уровень доходов для работающих и пенсионеров.

Важные направления социальной функции современного государства выражаются также в инновационной трансформации здравоохранения, образования, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания: коренное улучшение медицинского обслуживания населения с помощью отечественных лекарственных препаратов и медицинских технологий новых поколений; создание информационных систем, обеспечивающих оказание квалифицированной медицинской помощи в любой точке страны; реформа образования, нацеленная на воспитание склонности к творческому, инновационному мышлению, к поиску нестандартных решений возникающих проблем; государственная поддержка изобретательской деятельности и использования отечественных изобретений; строительство энергосберегающих жилых домов и коммунальных сетей новых поколений [6].

В XXI веке вопросы социального характера находятся в числе обязательных компонентов политического курса страны. Проблемам социальной сферы и повышению уровня жизни народа посвящены ежегодные Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ последнего десятилетия. В каждом Послании Президент РФ обращает внимание на состояние и меры, предпринимаемые органами государственной власти по решению социальных проблем. К примеру, в 2005 году важнейшие направления социальной деятельности государства (образование, здравоохранение, жилье) приобрели статус национальных проектов. В настоящее время в Российской Федерации проводится реформирование ЖКХ, наблюдается увеличение продолжительности жизни, реализуются Федеральная

программа по увеличению рождаемости и стабилизации демографической ситуации, Федеральная программа «Семью для каждого ребенка» и др.

Об определенном повышении уровня и качества жизни населения свидетельствуют изменения, которые произошли в общественном сознании по поводу содержания категории «достойная жизнь». Раньше право на достойную жизнь связывалось преимущественно с материальными условиями бытия личности. В настоящее время, когда у людей появилась возможность обеспечивать определенный материальный минимум, изменилось и представление о достойной жизни, акцент сместился в сторону роли человека в обществе, его самостоятельности, авторитета и других ценностей.

Упоминание только достижений не дает объективного представления о реализации социальной функции современного российского государства [7]. Реализация социальной функции обуславливает необходимые преобразования в правовой системе современной России. Развитие правовой системы и отдельных ее элементов должно быть направлено на достижение единого социально ожидаемого результата, причем воздействие основных структурных элементов правовой системы (законодательства и юридической практики) на формирование социального государства в России должно носить системный, комплексный характер. Социальное государство и правовая система являются взаимосвязанными, необходимыми компонентами современной общественной жизни, поэтому развитие одного явления невозможно без адекватного совершенствования другого.

Законодательство РФ в сфере социального обеспечения разобщено, нестабильно, необходимо исключение «пробелов» социальной защиты в отношении отдельных нетрудоспособных категорий населения. В настоящее время кризис законодательства о социальном обеспечении требует принятия мер не просто по упорядочению, а по существенному пересмотру всего отраслевого законодательства [8].

Правоприменительная практика, к сожалению, свидетельствует о повсеместном нарушении социальных прав индивидов. Согласно статистике Генеральной прокуратуры РФ, в 2013 году в сфере соблюдения пенсионного законодательства, прав инвалидов и престарелых граждан прокурорами выявлено свыше 116 тыс. нарушений. По 42,8 тыс. искам прокуроров в пользу социально незащищенной категории граждан судами взыскано 931,9 тыс. руб., инициировано привлечение к административной ответственности более 2 тыс. лиц, по материалам прокурорских проверок возбуждено 168 уголовных дел [9].

Практика прокурорского надзора также свидетельствует о многочисленных нарушениях жилищного законодательства при постановке и снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях граждан, признании аварийными домов и переселении граждан из ветхого и аварийного жилья. Серьезные нарушения отмечаются при установлении и взимании с граждан платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе дополнительных платежей, не предусмотренных действующим законодательством. Всего в 2013

году органами прокуратуры РФ выявлено более 231 тыс. нарушений законов в жилищной сфере, опротестовано 13,2 тыс. незаконных правовых актов, из которых 12,4 тыс. отменено и изменено. В адрес региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций органами прокуратуры РФ внесено 37,8 тыс. представлений. По результатам их рассмотрения в отношении 21,2 тыс. человек приняты меры дисциплинарного характера, о недопустимости нарушения закона предостережены 6,6 тыс. должностных лиц, в суды в интересах граждан направлено 46,4 тыс. заявлений, по постановлению прокурора к административной ответственности привлечено 7,6 тыс. виновных лиц. Всего по материалам прокурорского надзора в сфере исполнения жилищного законодательства в 2013 году в Российской Федерации возбуждено 437 уголовных дел [10].

Таким образом, в современных условиях качество жизни населения и уровень человеческого развития приобретают особое значение, определяя перспективы политического, экономического и духовного развития страны. Реализация социальной функции государства должна быть основана на формировании необходимых и достаточных правовых, политических, экономических и социально-культурных условий для того, чтобы человек, воспользовавшись ими, мог самостоятельно обеспечить себе и своей семье достойное существование. При этом необходимо обеспечить реальные гарантии достойной жизни для тех людей, которые по объективным причинам не могут трудиться и самостоятельно решать свои проблемы [11].

Литература и источники

1. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 118.

2. Оксамытный В.В. Теория государства и права. М., 2004. С. 288.

3. Калашников С.В. Функциональная теория социального государства. М., 2002. С. 42.

4. Маликова А.Х. Проблемы формирования социального государства в Таджикистане. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2012. С. 14.

5. Родионова О.В. Социальная функция современного государства: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2007. С. 15.

6. Бекишиева С.Р. Инновационное развитие экономики как функциональная задача современного Российского государства // Юридический вестник. 2013. № 3. С. 19.

7. Беретарь Н.Г. Кризисные черты общественного развития и актуальные философские проблемы // Право и практика. 2014. №2.

8. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2010. С. 3-4.

9. Результаты работы органов прокуратуры по защите прав пенсионеров и иных социально незащищенных слоев населения // http:// genproc. gov.ru/smi/news/genproc/news-86714/

10. Практика прокурорского надзора в сфере исполнения жилищного законодательства за 2013 год // http://genproc.gov.ru/smi/news/archive/news-86513/

11. См. напр.: Вязовская Т.Н. Вопрос повышения пенсионного возраста в «Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года» // Современная научная мысль. 2013. №2. С.73-78.

БЕКИШИЕВА СОЛТАНАТ РАФАЭЛЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета (beksr@mail.ru)

BEKISHIEVA, SOLTANAT R. - PhD in Law, Associate Professor of the Department of Theory of State and Law of the Dagestan State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.