утраченные позиции, но и пробиться на вершины исторического прогресса. Так было прежде. Так будет, думается, и в наше время. Прозрение близится, первые его признаки уже налицо: развернулась критическая переоценка ценностей, поставлены задачи модернизации, инновационной диверсификации экономики, общество вновь задалось вопросом о путях и ориентирах своего развития.
СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Сафин Ф.М.
Резюме
В статье рассмотрена современная парадигма экономики России. Дана классификация объективных и субъективных основ необходимости разработки парадигмы экономической науки.
ECONOMIC SCIENCE PARADIGM: PROBLEM STATEMENT
Safin F.M.
Summary
In article the task in view also is proved necessity of working out of a new paradigm of modern economy of Russia. Classification of objective and subjective bases of working out of a paradigm of an economic science is given.
УДК 577.4:301:15+378.180.6
К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К УСЛОВИЯМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ В
ВУЗЕ
Селезнева Н.А.
Казанская государственная академия ветеринарной медицины
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация и
дезадаптация, самооценка, личностная тревожность, студент.
Key words: socio-psychological adaptation and maladjustment, selfesteem, trait anxiety, a student.
Проблема адаптации студентов на начальном этапе обучения в вузе является одной из первостепенных для современной высшей школы.
Актуальность проблемы адаптации студентов к учебнопрофессиональной деятельности обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируется готовность и потребность к непрерывному самообразованию в изменяющихся условиях. В этой связи особенно важно, чтобы студенты активно включались в процесс овладения знаниями и способами их освоения, с начальных этапов обучения осознавали, что результаты учебно-профессиональной деятельности становятся подлинным достоянием личности.
Успешность в обучении может быть не только и не столько показателем общей одаренности или высокой трудоспособности, но и показателем адаптированности.
Поступая в вуз, студент-первокурсник оказывается в принципиально иной, по сравнения со школой, социальной среде. Исследования показывают, что первокурсники не всегда успешно овладевают знаниями не потому, что получили слабую подготовку в средней школе, а потому что у них не сформированы такие черты личности, как готовность к обучению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, распределять свое рабочее время. Приученные к ежедневной опеке и контролю в школе, некоторые первокурсники не имеют способность принимать элементарные решения. Методы обучения в вузе резко отличаются от школьных. В средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе очень быстро появится масса двоек. Поступив в вуз, вчерашний школьник попадает в иную обстановку: лекции, лекции. Когда начинаются семинары, к ним тоже оказывается можно не всегда готовиться. В общем, не надо каждый день что-то учить, решать, запоминать. Нередко возникает мнение о кажущейся легкости обучения в вузе в первом семестре, формируется уверенность возможности все наверстать и освоить перед сессией, возникает беспечное отношение к учебе. Расплата наступает на сессии. И тогда не сдав экзамены, не получив зачетов, студент, не обладающий высокой работоспособностью, самоорганизацией и высокой мотивацией просто теряет веру в себя и интерес к учебе.
Многие первокурсники испытывают трудности, связанные с отсутствием навыков самостоятельной работы, не умеют конспектировать лекционные материалы, работать с учебниками, первоисточниками, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать мысли.
Таким образом, начало обучения требует от студентов мобилизации сил для адаптации к изменившимся условиям, не редко приводя к истощению психобиологических резервов организма. Наступающая декомпенсация психобиологического резерва иногда приводит к формированию пограничных психических (невротических),
психосоматических и поведенческих расстройств, спровоцированных информационно-стрессовыми и социальными факторами. Более половины всех исследованных студентов испытывает повышенный уровень психоэмоционального напряжения на начальных этапах обучения. Повышенная тревожность, депрессия, агрессивность являются наиболее не благоприятными факторами риска развития хронического эмоционального дискомфорта, а также участвуют в генезе различных психосоматических расстройств. По данным различных исследований, риск возникновения этих заболеваний в студенческой популяции приходится на младшие курсы (первый и второй).
Социально-психологическая адаптация - это процесс взаимодействия личности и социальной среды, направленный на достижение определенной степени соответствия результатов деятельности индивида требованиям социума. Адаптация будет успешной, когда эффективность межличностного взаимодействия не достигнуто ценой психического дискомфорта. Выделяют следующие критерии успешности социально-психологической адаптации студентов: способность
приспособления к требованиям, существующим в обществе студентов и преподавателей вуза; формирование самосознания и ролевого поведения; способностей к самоконтролю; наличие собственного стиля поведения; готовность к активной деятельности, успешному овладению профессиональными знаниями и навыками.
Среди причин адаптационных трудностей первое место занимают такие трудности познавательной адаптации, как система отношений студентов к учебному процессу, характер его организации, самоорганизация учебной деятельности студента.
Нарушения сбалансированности системы «студент-среда» может происходить на различных уровнях: физиологическом, социально-
психологическом, психологическом. При этом, в развитии состояния дезадаптации выделяют четыре этапа.
Первый этап - нарушение собственно-психической адаптации, которая сопровождается неадекватным функционированием психических функций, в том числе интеллектуальной деятельности в виде нарушений познавательных процессов: затрудняется усвоение нового учебного
материала вследствие неспособности сконцентрироваться, непроизвольной отвлекаемости, несмотря на активные попытки сосредоточиться; затрудняется понимание смысла и запоминания, т.е. интеллектуальные процессы блокируются отрицательными эмоциональными переживаниями.
На втором этапе появляются трудности межличностного взаимодействия, которые выражаются либо в форме агрессивного поведения, либо в замкнутости, необщительности.
На третьем этапе происходит ухудшение психофизиологической адаптации, которое проявляется в психосоматических, или
функциональных расстройствах в виде снижения активности, энергии, повышенной умственной и физической утомляемости и т.д.
Четвертый этап - это фаза срыва адаптации или невроз. Психологический дискомфорт в виде переживания чувства недовольства собой, фрустрации, эмоционального напряжения, беспокойства, тревоги и страха. Утрата жизненной перспективы приобретает форму постоянно действующего фактора. Одним из ранних проявлений дезадаптации является болевой синдром. Среди болевых синдромов наиболее часто встречаются: головные (цефалгии), боли в спине ( дорсалгии), боли в груди (кардиалгии), боли в животе (абдоминалгии).
Стертые депрессивные расстройства в студенческом возрасте в большинстве случаев носят атипичный и «маскированный» характер, поэтому плохо распознаются врачами специалистами. При этом у многих студентов существует психологический барьер, препятствующий визиту к врачу или психологу, часто вследствие искажения представлений о профессиональной деятельности данных специалистов. Таким образом, проблема раннего выявления дезадаптивных состояний для психологопедагогического сопровождения студентов должна рассматриваться на первых трех этапах.
Нами было проведено экспериментально-психологическое исследование, целью которого являлось изучение процессов адаптации, психического состояния студентов первого и второго курса.
Результаты этого исследования
Было опрошено 63 студента первого курса факультета ветеринарной медицины (ФВМ) и 23 студента второго курса факультета биотехнологий и стандартизации (ФБС) казанской государственной академии ветеринарной медицины (КГАВМ).
Для реализации поставленной нами цели были использованы следующие методики: 1).Исследование самооценки по Басса Дарки. 2).Опросник для изучения тревожности Спилбергера-Ханина. 3).
Стандартизированная беседа, направленная на выявление соматических жалоб.
Психическое состояние студентов
Уровень тревожности. Тревожность рассматривается в качестве одного из основных параметров индивидуальных различий. Личностная тревожность - относительно устойчивая индивидуальная черта, дающая представление о предрасположенности студента воспринимать довольно широкий круг ситуаций как угрожающие самооценке, престижу и реагировать на них проявлением состояния тревоги. У 5 студентов была выявлена низкая тревожность, у 36- был отмечен умеренный уровень тревожности. Высокий уровень тревожности достигал в 45 случаях.
Низкий уровень тревожности свидетельствует о тенденции к отрицанию эмоций напряжения, беспокойства, озабоченности в
стрессовых ситуациях (в данном случае - это поступление в вуз, резко возросшие информационные и коммуникативные нагрузки). Отрицание тревожности - один из механизмов соматизации психологических проблем.
Умеренный уровень личностной тревожности является адаптивным и необходим для нормальной жизнедеятельности каждого человека, способствующий успешному преодолению стрессовых ситуаций.
Высокий уровень тревоги у студентов проявляется в ситуациях проверки их компетентности, когда, они будут чувствовать себя неуверенными, неуспешными, что, несомненно, отражается на их самооценке.
Уровень самооценки и самокритики. Самооценка является важным фактором саморегуляции личности, влияющим на взаимоотношения с окружающими, критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. В зависимости от сочетания с самокритикой обнаруживается адекватная, неадекватно заниженная и неадекватно завышенная самооценка.
В целом среди опрошенных студентов преобладает адекватный уровень самооценки (у 75 студентов из 86). Неадекватно заниженный уровень - у 9 студентов. Неадекватно завышенный - у 2. Корме этого, 6 студентов имеют склонность к занижению самооценки.
Склонность воспринимать широкий круг ситуаций как угрозу своей самооценке (высокая личностная тревожность) в сочетании с низкой самооценкой и неудовлетворенностью собой, как чувство социальной неуспешности проявляется у 11 студентов. У них сформировался некоторый устойчивый паттерн, который препятствует активному совладанию со стрессовыми ситуациями. Борьба с угрозой невозможна в силу того, что активность блокируется, с одной стороны, высокой тревожностью, а с другой стороны - низкой оценкой себя, низким самоуважением («Я ни на что не способен»). Более половины опрошенных (59 студентов) показали высокую степень внутренней самокритики, которая с высокой тревожностью может способствовать проявлению депрессивных реакций.
Самооценка физических и психических ощущений. В ходе проведения стандартизированной беседы по выявлению соматических жалоб установлено, что у некоторой части опрошенных студентов есть жалобы на ухудшения здоровья, проблемы в учебе, трудности самостоятельного решения проблем. А некоторые студенты отмечали о появлении новых болевых синдромов: головной боли, боли в животе, груди с момента начала учебной деятельности в вузе.
Психическое состояние студентов. Самооценка адекватная в большинстве случаев. У некоторых наблюдается недовольство собой,
повышенная тревожность. Последние могут стать факторами дезадаптации к учебной деятельности, качеству жизни.
Для выработки тактики, обеспечивающей оптимальную адаптацию студента к вузу, важно знать жизненные планы и интересы первокурсника, уровень его притязаний, самооценки, способность к сознательной регуляции своего поведения.
К условиям успешной адаптации можно отнести также: формирование у студентов адекватного представления о выбранной профессии; помощь в осознании общественной значимости профессии и привитие любви к ней; формирование адекватной самооценки; повышение волевой активности; проведение психолого-педагогической диагностики процесса адаптации; овладение методами психической саморегуляции; создание психологической службы вуза, так как без профессионального психологического сопровождения процесс адаптации в полной мере не возможен.
Современное общество заинтересованно сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал.
О ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ КГАВМ
Селезнева Н.А.
Резюме
В статье выявляются социально-психологические факторы дезадаптации, а также условия успешной адаптации студентов к вузу.
ABOUT THE PROBLEM OF SOCIO-PSYCOLOGICAL ADAPTATION OF THE STUDENTS OF THE KAZAN STATE ACADEMY OF VETERINARY MEDICINE
Seleznyeva N.A.
Summary
The article reveals socio-psycological disadaptation factors, but also the conditions of successful adaptation of students to a higher educational institution.
УДК 327.3:63+339.6.004.2
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Терешина Е.А.
Казанская государственная академия ветеринарной медицины