Научная статья на тему 'К вопросу о соотношении понятий "молчание", "тишина", "паузы"'

К вопросу о соотношении понятий "молчание", "тишина", "паузы" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
890
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛЧАНИЕ / SILENCE / ТИШИНА / ПАУЗЫ / PAUSES / АНОМАЛЬНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ / ANOMALOUS COMMUNICATIVE SITUATION / КОММУНИКАТИВНЫЙ ДИСКОМФОРТ / COMMUNICATIVE DISCOMFORT / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОНФЛИКТ / COMMUNICATIVE CONFLICT / QUIET

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартынова Елена Михайловна

Статья посвящена разграничению понятий «молчание», «тишина», «паузы». Выделены основные отличия этих явлений. В статье представлены результаты отбора дескрипций молчания в аномальной коммуникации; проведён лингвостатистический анализ полученных единиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CORRELATION BETWEEN THE CONCEPTS "QUIET", "SILENCE" AND "PAUSES"

The article is devoted to distinguishing between the concepts of «quiet», «silence» and «pauses». The main differences between these phenomena have been determined. The author presents the results of selecting the descriptions of silence in the anomalous communication and carries out the statistic-linguistic analysis of the units under study.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соотношении понятий "молчание", "тишина", "паузы"»

YAK 81 '221 ББК 81

E.M. МАРТЫНОВА

Y.M. MARTYNOVA

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «МОЛЧАНИЕ», «ТИШИНА», «ПАУЗЫ»

THE PROBLEM OF CORRELATION BETWEEN THE CONCEPTS «QUIET», «SILENCE» AND «PAUSES»

Статья посвящена разграничению понятий «молчание», «тишина», «паузы». Выделены основные отличия этих явлений. В статье представлены результаты отбора дескрипций молчания в аномальной коммуникации; проведён лингвостатистический анализ полученных единиц.

The article is devoted to distinguishing between the concepts of «quiet», «silence» and «pauses». The main differences between these phenomena have been determined. The author presents the results of selecting the descriptions of silence in the anomalous communication and carries out the statistic-linguistic analysis of the units under study.

Ключевые слова: молчание, тишина, паузы, аномальная коммуникативная ситуация, коммуникативный дискомфорт, коммуникативный конфликт.

Key words: quiet, silence, pauses, anomalous communicative situation, communicative discomfort, communicative conflict.

Молчание - это сложное явление, которое обретает значение в коммуникативном взаимодействии и может интерпретироваться по-разному в зависимости от определённого социального, культурного и индивидуального контекста. В монографии мы попытались вывести его определение в контексте коммуникации: «молчание - это состояние участника коммуникации (при наличии необходимых для коммуникации хотя бы двух коммуникантов) после прерывания речи (пауза) или в результате её отсутствия (в том числе как ответная реакция) или при наличии речи, равноценной её отсутствию (умалчивание, замена дискурса)» [5, с. 98].

Понятие молчания как части коммуникации, когда говорящий выбирает для выражения себя молчание, должно быть чётко отделено от понятий тишина и паузы. По мнению Д. Курзона, антонимом тишины является не речь, а шум [Цит. по: 9, с. 1911]. Определение, даваемое С.И. Ожеговым, корректирует эту мысль, добавляя к шуму ещё и отсутствие речи: тишина -это «отсутствие шума, безмолвие» [7]. Вот как сравнил молчание и тишину А. Генис: «Она была всегда. Тишина больше звука. Настолько больше, что звуку с ней не справиться - тишина по-матерински его переждёт. Молчание либо подчёркивает, либо перечёркивает, либо замалчивает сказанное. Молчание сознательно отрицает то, что создала гортань. Это - послезвучие речи, её глухонемая родня. Молчание - пауза между двумя словами: последним и первым. И даже если второе слово так и останется несказанным, молчание даст нам надежду его услышать. В искусстве вычитания молчание - орудие. Им можно водить по бумаге, как кистью с белилами. И там, где клякса тумана сотрёт текст, останется дыра, соединяющая молчание с тишиной» [1].

То, что так поэтично описал А. Генис, можно перефразировать: между молчанием и тишиной несомненно существует связь, отличием тишины от молчания является то, что она находится за пределами коммуникативной интеракции, не имеет отношения к человеку. Человек не может создать тишину, хотя русский язык обладает рядом глаголов, которые описывают состояние человека - притихнуть, утихнуть, утихомириться. Молчание же он сгенерировать может, просто перестав издавать звуки.

М.Н. Эпштейн на этот счёт приводит высказывание М.М. Бахтина: «В тишине ничто не звучит (или нечто не звучит) - в молчании никто не говорит (или некто не говорит). Молчание возможно только в человеческом мире (и только для человека» [Цит. по: 8, с. 180]. М.Н. Эпштейн указывает, что «хотя внешне, по своему акустическому составу, молчание тождественно тишине и означает отсутствие звуков, структурно молчание гораздо ближе разговору и делит с ним интенциональную обращённость сознания на что-то» [8, с. 180].

Анализируя то же высказывание М.М. Бахтина, М.В. Логинова называет молчание «осмысленной тишиной» [4, с. 6]. М.В. Михайлова также подчёркивает осмысленность молчания: оно является «свободно избранным поведением» по сравнению с немотой [6, с. 29-30].

Нам думается, что тишина больше молчания. Она не является его формой. Скорее, молчание - форма тишины.

Обратимся к определению паузы, даваемому в разных словарях: «перерыв, приостановка в речи, работе, каких-нибудь действиях» [7]; «перерыв в речи, которому акустически обычно соответствует отсутствие звука, а физиологически - остановка в работе речевых органов» [3].

Согласно дефинициям, первое отличие паузы от молчания: слово «перерыв» предполагает, что после паузы речь продолжится, молчание же этого не предполагает. Сформулированное нами определение молчания указывает, что паузы являются одной из его форм. Но в данном случае возникает ещё один существенный вопрос: какой длительности должна быть пауза, чтобы мы могли считать её молчанием? Вероятно, мы получим столько же ответов, сколько на земле есть людей или, по крайней мере, культур. Все очень индивидуально, разделение пауз и молчания может варьироваться в разных коммуникативных ситуациях, зависеть от психофизического состояния коммуникантов и множества других факторов. Поэтому точно до секунды определить длительность паузы, которую уже можно считать молчанием (например, когда говорят «пауза затянулась»), невозможно. Несомненно одно: пауза и молчание - родственные явления, но в коммуникации их следует разделять и не путать. Краткость характерна для пауз, а длительность - для молчания.

Второе отличие паузы от молчания - молчание может быть речевым актом - молчаливым ответом (хотя если мы говорим о молчаливом ответе, то, скорее всего, ответ будет дан с помощью невербальных средств (кивка головой, пожатие плечами и т. д.)), а пауза - нет, хотя она также сообщает какую-то информацию о говорящем. Например, что он затрудняется с ответом, испытывает смущение, физически не может произнести слова, собирается солгать и т. д.

Следующим отличием пауз от молчания являются выполняемые ими функции. Основная функция пауз - регулятивная, которая выражается в выделении важных моментов в речи, в возможности обдумать ответ и спланировать следующее высказывание, в смене говорящих [2, с. 79-80; 9, с. 1911-1913].

Существует несколько классификаций пауз:

-заполненные и незаполненные (э-э, хм и др.) [9, с. 1911-1913];

- «межсинтагменные и межфразовые, отражающие смысловое членение речи, и паузы хезитации (обдумывания, размышления), возникающие в любом месте высказывания и отражающие колебания и перестройки в процессе порождения речи» [3];

- паузы переключения (switching pauses) и внутренние паузы (inturn pauses) [11, 12]. Следуя определениям психологов, А. Уокер утверждает, что паузы переключения возникают при смене говорящих, в то время как внутренние паузы появляются в речи только одного говорящего [12, с. 61];

- пауза (молчание внутри высказывания одного говорящего) и интервал - молчание при смене говорящих [11, с. 715]. Последний похож на то, что Э. Гоффман [10, с. 36] назвал «перерывом» или «временным затишьем» (lull), которое возникает, когда участникам нечего сказать.

Молчание адресанта всегда описывается с точки зрения адресата, так, как он его воспринимает. На наш взгляд, молчание не является ни позитивным, ни негативным явлением, важно, как оно воспринимается адресатом. Следовательно, в любой своей форме оно может служить и причиной возникновения аномальной коммуникативной ситуации (АКС), и её индикатором. Проанализировав порядка 2000 фрагментов текстов, мы разделили квалифи-каторы молчания (там, где они имели место быть) на две категории: 1) качественные и количественные характеристики; 2) эмоционально-оценочное отношение к молчанию собеседника.

Качественные и количественные характеристики молчания:

Время: тягостное (17), долгое (12), затянувшееся (12), томительное (1), утомительное (1), бесконечное (1), затяжное (1).

Полнота: гробовое (20), полное (11), мёртвое (2).

Интенсивность (сила): напряжённое (15), невыносимое (4), нестерпимое (2), убийственное (1).

Давление: тяжёлое (6), тяжкое (2), каменное (1), свинцовое (1), давящее (1), гнетущее (1).

Глубина: глубокое (9).

Плотность: глухое (4), ватное (1), густое и душное, как вата (1), удушливое (1), плотное (1), плотное молчание, как густой туман стоящее вокруг (1).

Температура: ледяное (1), холодное (1), накаленное (1).

Эмоционально-оценочное отношение к молчанию собеседника:

Неловкость: неловкое (15), смущённое (5), натянутое (1), неуютное (1), растерянное (3), недоумённое (5), затруднительное, стеснённое (1).

Гнев, злость, недовольство: гневное (1), рассерженное (1), суровое (2), мрачное (1), угрюмое (3), хмурое (1), грозное (1), сокрушительное (1).

Вызывающее страх: кошмарное (1), страшное (2), ужасающее (1), зловещее (4), жуткое (1), пугающее (1).

Неприязнь: враждебное (4), неодобрительное (2), отчуждённое (1), неприязненное (1).

Тревога: тревожное (5), настороженное (2).

Высокомерие: презрительное (3), брезгливое (1), демонстративное, надменное (1), высокомерное (1).

Обида: обиженное (1), надутое (1), насупленное (2), подавленное (1).

Неприятие: неприятное (1), малоприятное (1), отвратительное (1), скверное (1), нехорошее (1).

Вина: трусливое (2), виноватое (1).

Стыд: стыдливое (1), конфузливое (1).

Возмущение: возмущённое (1), протестующее (1).

Неожиданность, внезапность: оторопелое (1), оцепенелое (1).

Как мы видим, наиболее важными при описании молчания в АКС являются следующие его качественные и количественные характеристики: время, полнота и интенсивность. Что касается эмоционально-оценочного компонента, то здесь наиболее часто возникающим эмоциональным состоянием явилась неловкость. Эти показатели свидетельствуют о том, что молчание всё-таки чаще является индикатором коммуникативно дискомфортной, чем коммуникативно конфликтной ситуации.

Авторы так описывают момент возникновения молчания в коммуникации: молчание наступило (56), воцарилось (царило) (38), повисло (22), затянулось (10), настало (4), зависло (4), нависло (3), возникло (3), висело (2), обрушилось (2), последовало (2), встретило (2), водворилось (1), установилось (1), сгустилось (1), надвигалось (1).

Действия коммуниканта, пребывающего в состоянии молчания, получили такие дескрипции: хранить молчание (40), погрузиться в молчание (6),

уходить в молчание (1), провалиться в молчание (1), зарываться в молчание, точно ящерицы в песок (1 ).

Молчание адресант может получить в ответ (4), натолкнуться на молчание (2), в ответ (ответом было) молчание (16).

Дескрипции реакций собеседника на молчание партнёра по общению, свидетельствующие о наличии АКС, включают следующие языковые репрезентанты: молчание бесило (2), насторожило (2), угнетало (2), тяготило (2), обожгло (1), опалило (1), злило (1), беспокоило (1), взорвало (1), повергало в трепет (1), стесняло (1), отталкивало (1), оскорбляло (1), взвинтило (1), обескураживало (1), стянуло нервы в узел (1), поразило (1), надоедает (1), тревожило (1), испугало (1), сбило с тона (1).

АКС порождают у коммуникантов желание каким-то образом исправить ситуацию, прервав молчание: нарушить (39), прервать (31), разбить (1), смять (1), прекратить (1), развеять (1), разрядить (1), оборвать (1), перебить (1) молчание.

Таким образом, молчание постоянно присутствует во всех контекстах: в окружающей среде, культурных, общественных, личных отношениях. Оно может быть выбором самого коммуниканта или инициироваться другими участниками общения. Форма молчания (его передача) всегда одинаковая. ^ функция молчания - т. е. эффект на собеседников - варьируется в зависимости от социального контекста, в котором оно происходит.

Литература

1. Генис, А. Темнота и тишина (1996-1997) [Электронный ресурс] / А. Генис. -Режим доступа: www.ruscorpora.ru (дата обращения 3.05.2013).

2. Куницына, ВЛ. Межличностное общение [Текст] : учебник для вузов / ВЛ. Куницына, H^. Казаринова, В.М. Погольша. - СПб. : Питер, 2002. -544 с.

3. Лингвистический энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lingvisticheskiy-slovar.ru (дата обращения 4.09.2013).

4. Логинова, М.В. Выразительность молчания как проблема эстетической онтологии [Текст] / М.В. Логинова. - Саранск : Изд-во Мордовского ун-та, 2003. - 16В с.

5. Мартынова, Е.М. Молчание: дискуссионные вопросы [Текст] / Е.М. Мартынова // Язык и культура : монография / Е.И. Бойчук [и др.]. - ^восибирск : ООО «Агентство СИБПРИШЧ 2012. - С. 96-107.

6. Михайлова, М.В. Эстетика молчания: Молчание как апофатическая форма духовного опыта [Текст] / М.В. Михайлова. - СПб. : РХГА, 2009. - 320 с.

7. Толковый словарь Ожегова онлайн [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovarozhegova.ru (дата обращения 7.05.2013).

В. Эпштейн, МЛ. Слово и молчание: Метафизика русской литературы [Текст] : учеб. пособие для вузов / МЛ. Эпштейн. - М. : Высшая школа, 2006. - 559 с.

9. Ephratt, M. The functions of silence [Текст] / M. Ephratt // Journal of Pragmatics. - 2008. - Vol. 40. - PP. 1909-1938.

10. Goffman, E. Interaction ritual: Essays in face-to-face behavior [Тех^ / E. Goff-man. - New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 1967/2005. - 270 p.

11. Sacks, H. Simplest systematics for the organization of turn in conversation [Тех^ / H. Sacks, E. Schegloff, G.A. Jefferson // Language. - 50 (4), 1974. -pp. 69В-735.

12. Walker, A. The two faces of silence: The effect of witness hesitancy on lawyer's impressions [Тех^ / A. Walker / In D. Tannen, M. Saville-Troike (Eds.) Perspectives of silence. - Norwood, NJ : Ablex, 1985. - PP. 55-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.