Научная статья на тему 'К вопросу о соотношении понятий «Государственный надзор» и «Государственный контроль»'

К вопросу о соотношении понятий «Государственный надзор» и «Государственный контроль» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1902
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ / ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВЛАСТИ / CONCEPT OF SUPERVISION AND CONTROL / FUNCTION OF AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Спектор А. А.

Анализируется соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор». Рассмотрены доктринальные точки зрения по этому вопросу, а также представлена позиция законодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO A QUESTION ON A PARITY OF CONCEPTS «THE STATE SUPERVISION» AND «THE STATE CONTROL»1

Article is devoted long discussion concerning a parity of concepts «the state control» and «the state supervision» in this connection by the author are considered доктринальные the points of view on this point in question, and also the position of the legislator is presented.

Текст научной работы на тему «К вопросу о соотношении понятий «Государственный надзор» и «Государственный контроль»»

- -J* . -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

разночтении в понимании и применении уголовного закона. Обеспечение надлежащей гражданско-правовой охраны владельцев товарных знаков и знаков обслуживания — гарантия реализации важнейших прав человека, закрепленных в основополагающих правовых документах, в том числе в части четвертой ГК.

Литература

1. Данилина Е.А. Товарные знаки: добросовестное приобретение прав и недобросовестная конкуренция // Законность. 2007. № 4.

2. Еременко В. Содержание и природа исключительных прав (Интеллектуальной собственности) // Интеллектуальная собственность. 2000. № 4.

3. Зольников А. Незаконное использование товарного знака // Законность. 2007. № 1.

4. Петров И. Нарушение прав на товарный знак // Законность. 2006. № 7.

5. Петухов Б.В., ПерелыгинК.Г. Предмет преступления при незаконном использовании товарного знака // Юрид. мир. 2006. № 2.

6. Трунцевский Ю.В., Козлов А.А. Охрана и защита прав на средства индивидуализации товаров. М.: Юрист, 2006.

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР» И «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ»

А.А. СПЕКТОР,

кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: mos-ssp@mail.ru Рецензент: доктор юридических наук Р.А. Курбанов

Аннотация. Анализируется соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный надзор». Рассмотрены доктринальные точки зрения по этому вопросу, а также представлена позиция законодателя.

Ключевые слова: понятие надзора и контроля, функции органов власти.

TO A QUESTION ON A PARITY OF CONCEPTS «THE STATE SUPERVISION» AND «THE STATE CONTROL»

A.A. SPECTOR,

candidate of Law, associate professor of the entrepreneurial law department at Moscow state law academy named after O.E. Kutafin

Annotation. Article is devoted long discussion concerning a parity of concepts «the state control» and «the state supervision» in this connection by the author are considered доктринальные the points of view on this point in question, and also the position of the legislator is presented.

Keywords: concept of supervision and control, function of authorities.

В юридической литературе нет единства в по- ления1. Как специфическую деятельность госу-нимании сущности государственного контроля. дарственных органов определяют государствен-А.М. Тарасов рассматривает государственный ный контроль Л.В. Акопов, В.П. Беляев2. Выска-контроль как функцию государственного управ- зывается мнение, что контроль выступает как

1 Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал рос. права. 2002. № 1. С. 26.

2 Акопов Л.В. Контроль в управлении государством (конституционно-правовые проблемы): автореф. ... д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2002. С. 9; Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: моногр. / под ред. А.В. Малько. М.: Велби, Проспект, 2005. С. 5—21.

- -Я. -

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

один из методов управления3. Причем такой вывод ученых основан на буквальном толковании ст. 4 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в которой законодатель рассматривает государственный контроль (надзор) как один из методов, посредством которого осуществляется государственное регулирование. Кроме того, государственный контроль рассматривается как способ обеспечения законности и дисциплины4 и в аспекте контроля гражданского общества над деятельностью государственных органов5.

Многообразие в понимании сущности государственного контроля объясняется многоаспект-ностью этого явления. Можно принять точку зрения каждого из исследователей, поскольку в их трактовках понимания сущности государственного контроля содержится тот или иной аспект этого явления. Однако в любом случае по своей природе контрольная функция государства является производной по отношению к регулирующему воздействию на общественные отношения, в том числе в сфере предпринимательства.

Понятие «государственный контроль» раскрывается в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Под государственным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями установленных требований. Иначе трактует эти понятия Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Указ при определении функций исполнительных органов власти по контролю и надзору разделяет такие функции на следующие три вида:

1) действия по контролю и надзору за исполнением установленных нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения всеми лицами, включая органы государственной и муниципальной власти, юридических лиц и граж-

дан. Это те действия по контролю и надзору, которые направлены на обеспечение законности;

2) действия уполномоченных органов исполнительной власти по выдаче такими органами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам. Этот вид функций направлен на определение специальных правил при осуществлении хозяйствующей деятельности субъектов, поэтому лицензирование, аккредитация, аттестация и иные разрешительные мероприятия включаются в контрольную функцию;

3) регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. Указ наделяет федеральные службы полномочиями по изданию индивидуальных правовых актов в пределах их компетенции. Однако ведение реестров, регистров и кадастров нельзя отнести к правоприменительной функции уполномоченных органов по контролю и надзору. Следует согласиться с высказанной в юридической литературе точкой зрения, согласно которой реестры, регистры и кадастры являются подсобными средствами обеспечения контроля6. В соответствии с п. 2 Положения о порядке ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 904, целью ведения реестра является обеспечение контроля за соответствием Конституции РФ и федеральным законам нормативных правовых актов субъектов Федерации.

Ведомственные нормативные акты не разграничивают термины «государственный контроль» и «государственный надзор». Так, в Положении о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора (РД 04-354-00), утвержденном приказом Госгортехнадзора России от 26 апреля 2000 г. № 50, раскрывается понятие надзорной и контрольной деятельности через цели такой деятельности — выявление и пресечение нарушений

3 МанохинВ.М., АдушкинЮ.С. Российское административное право: учебник. Саратов, 2003. С. 242.

4 Алехин А.П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: учебник. М., 2001. С. 297; Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации: учебник. М., 2001. С. 311.

5 Акопов Л.В. Указ. соч. С. 124—126.

6 Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М.: Юрид. лит., 1999; Контролирующие органы и организации в России: Компетенция и полномочия / под ред. А.П. Гуляева. М.: Калита, 2000.

- -я.¿¿¿Ь'-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

требований промышленной безопасности и охраны недр. Надзорная и контрольная деятельность (исходя из содержания норм Положения) является одним из основных звеньев всей системы государственного регулирования в сфере промышленной безопасности и важнейшим направлением деятельности Госгортехнадзора России.

В названии Положении о надзорной и контрольной деятельности в системе Госгортехнадзора законодатель использует оба термина через союз «и», предполагая, видимо, различия этих терминов, однако по тексту эти термины опять получили смешение, и в результате контрольно-надзорная деятельность уполномоченного органа сводится к понятию «надзорная деятельность». Положение понимает под надзорной деятельностью систему мероприятий, проводимых в определенной последовательности. Во-первых, планирование надзорной деятельности. Во-вторых, ее организация. В-третьих, ее осуществление. В-четвертых, подготовка отчетных данных, проведение их анализа с точки зрения проведении необходимых мероприятий по ее совершенствованию.

Законодатель не различает эти понятия и использует их как взаимосвязанные дефиниции.

Иначе раскрываются термины «государственный контроль» и «государственный надзор» на доктринальном уровне. По мнению Ю.А. Тихомирова, под контрольной деятельностью понимается деятельность уполномоченных органов, направленная на проверку соблюдения и выполнения нормативно установленных задач, каких-либо решений. Контроль является одной из стадий управленческого цикла, причем он рассматривается как начало цикла, посвященного фактической оценке процесса. Сопоставляя это понятие и термин «надзор», он отмечает, что последнее является более узким понятием, чем контроль. Надзор Тихомиров определяет как специализированное наблюдение и проверку соблюдения строго определенных правил в деятельности хозяйствующих субъектов7.

Д.Н. Бахрах при проведении сравнительного анализа терминов «надзор» и «контроль» отмечает, что основное отличие этих понятий состоит в объеме контроля как общего понятия. При осуществлении контроля в узком его понимании проверяется как законность, так и целесообразность деятельности хозяйствующих субъектов. В

свою очередь, надзор ограничивается только проверкой законности8.

По мнению Н.М. Конина, контроль представляет собой форму деятельности, которую отличает систематическое наблюдение и присмотр за деятельностью, осуществляемой субъектами административно-правовых отношений. Целью такой деятельности он называет проверку соответствия их решений и действий требованиям законности. Конин видит аналогичное отличие надзора от контроля в проверке законности действий поднадзорных субъектов, только этими функциями обладают уполномоченные органы при проведении надзорной деятельности9.

Многие исследователи проводят разграничение анализируемых понятий, при этом не указывая в чем оно состоит. Как отмечают В.М. Горшенев и И.Б. Шахов, «с точки зрения конкретного назначения форм деятельности органов государства применительно к каждому органу. можно различать: деятельность по планированию, организаторско-исполнительскую деятельность и контрольную (или надзорную) деятельность»10.

В.Г. Даев и М.Н. Маршунов выделяют несколько критериев для различия анализируемых терминов: во-первых, их отношение к своему предмету; во-вторых, непосредственно сам предмет; в-третьих, проводится разграничение по пределам осуществления контрольной и надзорной деятельности. Надзор всегда осуществляется извне (в этом состоит одно из отличий от контрольной деятельности), по отношению к объектам иных систем (при этом контроль может осуществляться и внутри системы — так называемый самоконтроль). Надзор предполагает наличие заранее установленных параметров поднадзорной деятельности, тогда как сфера контроля так четко не определена11.

Ф.С. Разаренов определяет административный надзор как самостоятельный организационно-правовой способ обеспечения законности в советском государственном управлении. Надзор не только

7 Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 510, 533.

8 Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1999. С. 236.

9 Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: курс лекций. Саратов: СГАП, 2001. С. 326.

10 Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987. С. 19.

11 Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 1990. С. 42—43.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

представляет собой наблюдение за соблюдением нормативных правовых актов, но и направленное на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, а также привлечение нарушителей к ответственности12.

Некоторые ученые рассматривают эти дефиниции как синонимы. Такой точки зрения придерживается, в частности, А.М. Тарасов13.

Научные дискуссии о соотношении этих понятий ведутся давно. Можно выделить три основные точки зрения, представленные в научной литературе. Согласно первой точке зрения контроль является синонимом надзора. Вторая позиция заключается в том, что надзор входит в понятие контроля, и наоборот. Третья точка зрения: государственный контроль и государственный надзор — отдельные самодостаточные властные функции14.

Эти понятия не являются синонимами. Существует объективная необходимость отказа от превалирующей в юридической литературе точки зрения, согласно которой эти термины рассмат-

риваются как общее и частное. Под контролем, в том числе контролем предпринимательской деятельности, необходимо понимать деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленную на наблюдение за состоянием определенных сфер жизнедеятельности общества (с возможностью вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей), анализом полученных результатов в соответствии с поставленными целями, а также деятельность, направленную на обеспечение законности с применением мер административного понуждения. Надзор представляет собой деятельность уполномоченных органов публичной власти, направленную на обеспечение законности.

12 Разаренов Ф.С. О сущности и назначении административного надзора в советском государственном управлении // Вопросы административного права на современном этапе. М., 1963. С. 68—78.

13 Тарасов А.М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля // Гос-во и право. 2009. № 10.

14 Нестеров А.В. Философия контроля и надзора // Компетентность. 2005. № 3. С. 3—13.

f

J в J u Гражданское право

н L'Luqai'K

Граждансоке право: учебник; 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.М. Рассолова, П.В. Алексия, А.Н. Кузбагарова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 911 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).

Четвертое издание подготовлено с учетом новых законов и изменений действующего законодательства в сфере гражданского права, принятых в 2007—2010 гг. В учебнике использованы новые материалы по всем разделам курса гражданского права и проанализированы изменения в Гражданском, Земельном, Жилищном, Водном, Лесном кодексах РФ и других федеральных законах.

Раскрыты новые положения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», касающиеся учредительных документов общества с ограниченной ответственностью, имущественных отношений между участниками общества, роли нотариусов в оформлении перехода имущественных и обязательственных прав участников на имущество общества. Освещены концептуальные изменения в законодательстве Российской Федерации о банкротстве.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, практических работников и всех тех, кто интересуется вопросами гражданского права.

ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адресредакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. юнити Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 N | т Y E-mail: unity@unity-dana.ru, www.unity-dana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.