Научная статья на тему 'К вопросу о сохранении национальной самоидентификации депортированных народов в Хакасию в годы Великой Отечественной войны'

К вопросу о сохранении национальной самоидентификации депортированных народов в Хакасию в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ЯЗЫК / ЭТНОС / ДЕПОРТАЦИЯ / ПЕРЕПИСИ НАСЕЛЕНИЯ / СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / АДАПТАЦИЯ / АССИМИЛЯЦИЯ / РАССЕЛЕНИЕ / NATIONAL SELF-IDENTIFICATION / NATIVE LANGUAGE / NATIONALITY / DEPORTATION / POPULATION CENSUS / SPECIAL DEPORTEDPEOPLE / ADAPTATION / REPLACEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кышпанаков Владимир Алексеевич, Исупов Владимир Анатольевич

В статье на основе материалов Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов рассматриваются вопросы сохранения родного языка и расселения депортированных народов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Основное внимание уделено двум самым многочисленным контингентом, прибывшим в годы войны в Хакасскую автономную область немцам Поволжья и калмыкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MAINTAINING NATIONAL SELF-IDENTIFICATION OF PEOPLES DEPORTED TO KHAKASSIA DURING GREAT PATRIOTIC WAR

The article is devoted to the problem of maintaining native language and replacement of different nationalities deported during the Great Patriotic War in 1941-1945. The article is based on the documents of All-Russian population census carried out in 2002 and 2010.The text isfocused on two numerous nationalitiesthe "Volga Germans and Kalmyks deported to Khakassia during the war.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сохранении национальной самоидентификации депортированных народов в Хакасию в годы Великой Отечественной войны»

УДК 94 (571.513).084.084.8:314.745.25 ББК 63.3(0)62,7(2Рос.Хак):60.54

В.А. Кышпанаков1, В.А. Исупов2

'Хакасский государственныиуниверситет им. Н.Ф. Катанова 2Институт истории СО РАН

К ВОПРОСУ О СОХРАНЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ДЕПОРТИРОВАННЫХ НАРОДОВ В ХАКАСИЮ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-09-00323

В статье на основе материалов Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 годов рассматриваются вопросы сохранения родного языка и расселения депортированных народов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Основное внимание уделено двум самым многочисленным контингентом, прибывшим в годы войны вХакасскую автономную область -немцам Поволжья и калмыкам.

Ключевые слова: национальная самоидентификация, язык, этнос, депортация, переписи населения, спецпереселенцы, адаптация, ассимиляция,расселение.

V.A. Kyshpanakov1, V.A. Isupov2

'Khakas State University named after Katanov N.F.

2lnstitute ofHistory ofSiberian Branch ofthe Russian Academy ofSciences

THE PROBLEM OF MAINTAINING NATIONAL SELF-IDENTIFICATION OF PEOPLES DEPORTED TO KHAKASSIA DURING GREAT PATRIOTIC WAR

The article was written withfinancial support ofRFBR, researchprojectNo. 20-09-00323

The article is devoted to the problem of maintaining native language and replacement of different nationalities deported during the Great Patriotic War in 1941-1945. The article is based on the documents of All-Russian population census carried out in 2002 and 2010.The text isfocused on two numerous nationalities- the "Volga Germans and Kalmyks deported to Khakassia during the -war.

Key words: national self-identification, native language, nationality, deportation, population census, special deportedpeople, adaptation, replacement.

Одной из форм национальной самоидентификации является язык. Вопрос о сохранности языка характеризует, по сути, жизнеспособность нации, народа. Каждый этнос, утрачивая свой язык как важнейший элемент своей культуры, по сути становится историческим «манкуртом». Однако если это происходит в процессе длительной ассимиляции с другим, более многочисленным народом, это одно. Совсем другое, когда в годы жесточайших исторических катаклизмов, какими являются войны, депортированные народы, вырванные «с корнем» из своих традиционных мест обитания, из своего веками, тысячелетиями сложившегося хозяйственного и культурного уклада и брошенные в совершенно непривычную для них среду обитания, в течение десятилетий трудной адаптации к ней, постепенно утрачивали элементы своей традиционной культуры, языка, эпоса, письменности.

В годы Великой Отечественной войны Хакасская автономная область, территория которой к началу 1941 года составляла 57 тыс.кв. км, на долгие годы стала второй родиной для депортированных народов. Среди них были немцы Поволжья, поляки, финны, эстонцы, латыши, литовцы, калмыки и др. Историография этой трагической страницы в Хакасии достаточно обширна [1,2,10-16,18,19]. Изданы три тома Книги Памяти жертв политических репрессий. В третьем томе Книги приводятся данные по депортированным народам, которые были сосланы в Красноярский край и в том числе в Хакасскую автономную область в годы Великой Отечественной войны [10]. Исключительно большая роль в создании этих книг, сборе архивных материалов, воспоминаний спецпереселенцев, в организации общества «Мемориал» принадлежала его бывшему председателю Н.С.Абдину [1]. К сожалению, в настоящее время общество «Мемориал» практически перестало существовать и сама тема политических репрессий в последние годы стала замалчиваться в обществе и в стране, а архивные материалы, хранящие еще немало тайн на эту тему, просто засекречены и упрятаны в недра спецхрана. По сути, все доступные материалы по теме политических репрессий и депортации народов уже опубликованы и восстановлена хронология событий, прибытие спецпереселенцев в места их нового проживания, условия труда и быта. Ноглавный источник - это свидетельства очевидцев, их воспоминания уже практически исчерпаны - ведь в тех регионах, куда они были сосланы, почти не осталось того поколения либо в силу естественных причин, либо миграции, а молодежь уже не так остро воспринимает прошлое. Об этом мы упоминали в предыдущих статьях в «Вестнике КалмГУ» [11; 14].

В последней же работе был показан труд калмыцких спецпереселенцев в Хакасской автономной области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и послевоенные годы вплоть до их возвращения на свою историческую родину.

В настоящей статье на основе результатов переписей населения 2002 и 2010 годов дан краткий обзор степени владения потомками спецпереселенцев языка своей национальности, а также другими языками, прежде всего, русским языком и распределения этих национальностей по территориям (городам и районам) Хакасии [4]. В таблице 1 приведены показатели численности тех представителей спецпереселенцев и их потомков, которые проживали на момент переписи в Республики Хакасия.

Таблица 1

Численность представителей депортированных народов в Хакасии по итогам переписей населения 2002 и 2010 гг., человек

Народы 2002 г. 2010 г. 2010 г. к 2002 г., %

Калмыки 127 103 -24 81,1

Латыши 415 229 -186 55,2

Латгальцы 77 33 -44 42,8

Литовцы 301 175 -126 58,1

Немцы 9161 5976 -3185 65,2

Поляки 481 273 -208 56,7

Финны 140 81 -59 57,8

Эстонцы 308 219 -89 71,1

ВСЕГО 11010 7089 -3921 64,4

Данные переписей 2002 и 2010 годов показывают, что в этот период численность всех депортированных народов в Хакасскую автономную область в годы Великой Отечественной войны снизилась как в абсолютном, так и в относительном выражении.

В абсолютных показателях наибольшее снижение численности произошло среди немцев, которые составляли самую многочисленную группу спецпереселенцев.

Численное преобладание немцев вполне понятно. На территории царской России, а позднее и СССР немцы проживают с середины XXIII века. По результатам Всесоюзной переписи населения 1939 года, их численность в СССР составляла 1 млн. 427 тыс. человек, из них в АССР немцев Поволжья проживало 366 тыс. 685 человек [5]. Как отмечает П.М. Полян, «базовым» регионом ссылки для советских немцев, ложно обвиненных в пособничестве немецко-фашистским захватчикам и высланных в восточные районы страны, стали Казахстан, Киргизия и Узбекистан [17, с.155]. Оставшаяся часть была направлена в различные регионы Сибири. В Хакасию первые эшелоны с немецкими спецпереселенцами стали прибывать уже в сентябре 1941 г. Расселение и хозяйственное обустройство было возложено на Хакасский обком ВКП (б) и райкомы и райисполкомы области. Бюро Хакасского обкома ВКП (б) на заседании 20 сентября 1941 г. рассмотрело вопрос «О расходах по переселению прибывающих в область переселенцев из республики немцев Поволжья» [6].

По данным переписи населения 1939 г. немцев в Хакасии насчитывалось 0,3 тыс. человек или всего лишь 0,1% от общей численности населения, а по переписи 1959 г. - уже 10,5 тыс. человек, и они были уже четвертой по численности этнической группой. Аналогичные данные приводит по Казахстану П.М. Полян, говоря о том, что «... в Казахстане они (немецкие спецпереселенцы - Прим. автора) были четвертым по численности народом, а в 1989году - даже третьим (потеснив украинцев)» [17, с.155].

В таблице 2 приведены данные переписей 1939 и 1959 годов по Хакасской А.О., показывающие численность тех этносов, которые попали в годы войны и накануне её под сталинский каток депортации [20].

Таблица 2

Национальный состав населения Хакасии, 1939 - 1959 гг. (по переписи населения 1939, 1959 гг., тыс. человек)

Этносы 1939 г. 1959 г. 1959 г. в % к 1939 г. в%к итогу Процент говорящих на языке своей национальности, 1959 г.

1939 г. 1959 г.

Всего по Хакасии 275,5 411,0 149,2 100,0 100,0 94,8

В том числе:

Немцы 0,3 10,5 в 35 раз 0,1 2,6 72,3

Литовцы 0,025 1,5 в 60 раз 0,01 0,4 91,8

Калмыки 0,003 1,1 в 366,7 раз 0,01 0,3 79,6

Поляки 0,6 0,8 133,3 0,1 0,2 27,8

Латыши 0,4 0,8 200,0 0,1 0,2 41,1

Как видно из данных таблицы 2, за период между переписями 1939 и 1959 гг. в наибольшей степени выросла численность калмыков, литовцев и немцев (по приведенным национальностям). При этом следует принимать во внимание тот факт, что до Великой Отечественной войны в Хакасии калмыков практически не было, а немцев насчитывалось около 300 человек (по другим источникам 200 человек). Представители других народов являлись, по сути, старожилами этих мест, а поляки жили здесь

ещё с дореволюционных времён, будучи потомками ссыльных польских революционеров. Немало их проживало и в соседних с Хакасией районах Красноярского края -в Левобережье Енисея.

Что же касается финнов, то в Хакасию они так же, как и немцы Поволжья и калмыки, были принудительно депортированы, но их было немного - около 200 человек. Решением Военного совета Ленинградского фронта № 00713 от 11.03.1942 г. в связи с обстоятельствами военного времени «О принудительной эвакуации из Ленинграда финнов в Сибирь» от 26.03.1942 г. они были эвакуированы, а попросту высланы из своих мест проживания. Проще говоря, это были превентивные меры, как и в отношении немцев Поволжья. На сборы им дали 24 часа. Целый месяц их везли в товарных вагонах и в апреле выгрузили в Хакасии. Как и калмыки, финны были размещены сначала в Ширинском и Орджоникидзевском районах, где находились на учете спецкомендатур. Ограничения были сняты в 1972 г. по Указу ВС СССР от 03.09.1972г. и последующим Постановлением Верховного Совета РФ от 29.06.1993 г. «О реабилитации российских финнов» № 5291 - 1 [7]. По данным последней переписи населения СССР 1989 года, в Хакасии проживал 171 финн, из которых родным языком владел 41 человек [7]. В последующие годы численность финнов в Хакасии неуклонно снижалась. В 1992 году в Орджоникидзевском районе проживало всего 22 финна из числа спецпереселенцев, в том числе 15 женщин, многие из которых, выйдя замуж за местных жителей, сменили фамилии [7]. Как видно из данных таблицы 3, число финнов в Хакасии за период ме^ду переписями 2002 и 2010 годов снизилось со 140 до 81 человек, или на 42,1%.

Маленькая Хакасия стала второй родиной для «наказанных народов» (по выражению А. Некрича - «the punished people») и, прежде всего, для немцев Поволжья и калмыков, разбросанных по всей необъятной Сибири и Дальнему Востоку, вплоть до Сахалина. Этим и объясняется «взрыв» роста их численности в Хакасии. По переписи 1959 г., немцы в Хакасии стали уже четвертой по численности национальной группой (после русских, хакасов и украинцев, а в 1979 г. - даже третьими, оттеснив украинцев - 11,1 тыс. человек против 10,4 тыс. человек) [21, с.6]. Аналогичная ситуация была и в Казахстане, ставшем, по словам П.М. Поляна, «базовым» регионом для репрессированныхнародов [17, с.155].

Численность калмыков к моменту проведения переписи значительно сократилась с момента их прибытия на хакасскую землю и продолжала снижаться в последующие годы, так как после возвращения им автономии и снятия унизительной категории «спецпереселенец» они возвращались на свою родину в Калмыкию. В 1949 году в Хакасии было 29 комендатур и участков, на учёте в которых находилось 914 семей калмыков, всего - 3156 человек или в среднем размер семьи составлял 3,45 человек [9].

Э.-Б.М.Гучинова, исследуя в своей докторской диссертации проблему энического самосознания калмыков в условиях депортации, делает вывод о том, что, в отличие от чеченцев, сохранивших главенствующую роль мужчины в семье, у калмыков за первые два года депортации в семье поменялся тендерный порядок - калмыцкая женщина стала реальной главой в семье в отсутствие мужа - многие мужчины погибли на фронте либо вернулись домой инвалидами в период до начала операции «Улусы» [8]. Но очевидно, что по истечении нескольких лет, к началу 1950-х годов, жизнь в новых условиях стала постепенно налаживаться, что в результате отразилось на структуре калмыцких переселенцев по полу и возрасту. В Красноярском крае, в который входила Хакасская автономная область, в 1952 году на учёте в спецкомендатурах состояло 10717 человек из числа калмыцких спецпереселенцев, в том числе 6334 мужчины и

4984 женщины [9]. То есть на 1000 женщин приходилось 1270 мужчин - крайне гипертрофированное соотношение по полу уже в другую сторону. Можно только предположить, что причиной такой диспропорции было то, что уже после завершения главной фазы операции «Улусы» - выселения калмыков из Калмыцкой АССР - продолжались высылки лиц калмыцкой национальности из разных мест их проживания и нахождения в действующей армии, а это преимущественно лица мужского пола. Об этом свидетельствует и директива наркома внутренних дел Союза ССР за № 140 от 22 августа 1945 г., в которой говорится о том, что военнослужащих сержантского и рядового состава из числа лиц калмыцкой национальности (в директиве упоминаются также и другие национальности - Прим. автора), демобилизованных из Вооруженных Сил СССР, направлять к месту расселения их семей или родственников (то есть ссылки - Прим. автора). [10, с.207].

Параллельно с изменениями в численности и удельном весе этих народов в Хакасии шла культурная и языковая ассимиляция. Если немецкие спецпереселенцы еще в достаточной степени владели русским языком, особенно молодежь, то большинство калмыков практически не знали русского языка, что только доставляло им немало трудностей при адаптации в новой среде. Как показывают данные таблицы 2, в наибольшей степени владели своим языком литовцы - 91,8%. Это самый высокий показатель владения родным языком среди представителей репрессированных народов. Для сравнения: среди хакасов аналогичный показатель по переписи 1959 г. составил 90,2%. Среди немцев владели языком своей национальности 72,3%, а среди калмыков - 79,6%. При этом надо понимать, что сохранение родного языка в тяжелейших условиях чужбины, непривычных условиях труда, русскоязычной среды (русские составляли в 1939 г. -75,5% населения, в 1959 г. - 76,5%) означало сохранение себя как этноса. Ведь язык -это важнейший показатель национальной самоидентификации. Депортированные народы были лишены практически всего, а главное - возможности издавать литературу на родном языке, учить детей в национальных классах, сохранить свой народный эпос, песни. И, тем не менее, многим из них удалось его сохранить.

Иная картина по национальному составу, владению родным языком сложилась уже в 21 веке по материалам российских переписей 2002 и 2010 гг. (таблица 3).

Таблица 3

Численность населения депортированных народов в Хакасии (по материалам переписей 2002 и 2010 гг., человек)

Народы 2002 г. 2010 г. 2010 г. в % к 2002 г.

Немцы 9161 5976 -3185 65,8

Калмыки 127 103 -24 81,1

Латыши 415 229 - 186 55,2

Латгальцы 77 33 -44 42,8

Литовцы 301 175 - 126 41,9

Поляки 481 273 -208 56,7

Финны 140 81 -59 57,8

Эстонцы 308 219 -89 71,1

Несмотря на абсолютное снижение численности населения у всех репрессированных народов за период между переписями 2002 и 2010 гг., наибольшие «потери» понесли немцы, что было связано с продолжавшимся массовым отъездом, прежде

всего, молодежи на постоянное место жительства в Германию. Тем не менее, они продолжали оставаться наиболее многочисленными среди населения репрессированных народов в Хакасии - на их долю в 2010 г. приходилось 84,3%, что было даже несколько больше, чем в 2002 г. (83,2%).

Калмыки в относительном выражении потеряли меньше, чем остальные спецпереселенцы, однако надо учитывать тот факт, что они практически все вернулись домой, в Калмыкию, после возвращения им статуса автономии. Остались в Хакасии те, кто уже по каким-либо причинам не смог или уже не захотел возвращаться, обретя здесь, уже в Хакасии, свою вторую родину.

Перепись 2010 г. показала, что из 103 калмыков, проживавших на момент её проведения в Республике Хакасия, лишь 10 человек указали в качестве родного языка язык своей национальности, а 78 человек в качестве родного языка указали русский язык. Ещё 13 человек в качестве родного языка указали киргизский язык (!) и по одному калмыку таковым указали на татарский и хакасский языки. Последнее особенно интересно, так как показывает слабую языковую ассимиляцию калмыков к языку коренного народа - хакасов, тогда как киргизским языком как родным владело намного больше, хотя оба языка относятся к группе тюркских языков и являются близкородственными. (В данной статье мы не ставим целью изучение причинно-следственных связей того интересного для специалистов - лингвистов, социологов явления, как языковая ассимиляция). На наш взгляд, важным фактором для овладения языком другой национальности, другой языковой семьи явилось знание русского языка как языка межкультурного, межнационального общения. Как мы отмечали выше, у немецких спецпереселенцев степень владения русским языком, а также общекультурный, общеобразовательный и общетехнический уровни в силу исторических условий их жизни и статуса в России, начиная со времен немецких колонистов, был выше. Всё это, в конечном счёте, позволило им легче адаптироваться в новых, пусть и поначалу очень трудных для всех спецпереселенцев условиях, совместная жизнь (а многие из них жили в хакасских улусах) обусловила взаимное проникновение культур и языковой среды наиболее рельефно среди всех депортированных народов в Хакасию. В годы целинной эпопеи и позднее, в 60-х и 70-х годах, в Хакасии было широко известно имя директора совхоза «Борец» Ширинского района, Героя Социалистического Труда Карла Генриховича Шмидта, сосланного из автономии немцев Поволжья в хакасские степи вместе со своими соотечественниками [22, с.82].

Немецкие спецпереселенцы по прибытии в Хакасию были размещены в в Аскизском, Боградском, Усть-Абаканском и Шарыповском районах (последний в годы войны входил в состав Хакасской автономной области - Прим. автора), в которых они в основном проживают и сегодня. Аскизский район - самый национальный район Хакасии, где исторически проживала большая часть хакасов. До Октябрьской революции 1917 года там находилась Аскизская Степная Дума - орган общественного самоуправления у хакасов [3, с.20]. Калмыки прибыли на ст. Шира и в основном были распределены на работу в этом северном районе области - Ширинском и соседнем -Саралинском (ныне - Орджоникидзевском - Прим. автора) районе. В целом, такая география расселения двух самых многочисленных депортированных национальных контингентов сохранилась до настоящего времени. Что касается размещения других этносов, то они, как мы отмечали выше, имели более давнюю историю расселения в Хакасии и на юге Енисейской губернии либо были намного малочисленнее немцев и калмыков и расселены более дисперсно. Перепись 2010 года в целом отразила такое состояние расселения репрессированных народов [4].

Наибольшее количество немцев проживает в сельской местности - 3204 человека из 5976, или 53,6%. Соответственно, в городской местности потомков немецких спецпереселенцев проживает по данным переписи 2010 года 2772 человека (46,4%). Из них наибольшая часть сконцентрирована в республиканском центре - г. Абакане (1287 человек, или 46,4% от всего населения немцев-горожан). Среди калмыков этот показатель ещё выше: 65,1% калмыков живут в городской местности (67 человек из 103 калмыков), а из них 45 человек, или 67,1%, проживают в г. Абакане - столице республики. В сельской местности наибольшее число калмыков - 18 человек из 36 -проживают в Ширинском районе - том самом, куда их доставил эшелон морозным январским днем 1944 года. Примерно такая же ситуация и среди других национальных групп населения репрессированных народов, проживающих в Хакасии. Очевидно, что это объективный процесс, отражающий тяготение населения любых национальностей к более широким возможностям трудоустройства, учебы, уровня жизни, реализации своих возможностей и планов.

Список литературы

1. Абдин Н.С. Репрессии в Хакасии в 20-50-е гг. // Проблемы сохранения природы и культурно-исторического наследия Хакасии. - Абакан, 1994. - С. 77-83.

2. Алексеев В.В., Исупов В.А. Население Сибири в годы Великой Отечественной войны. - Новосибирск: Наука, 1986. -231 с.

3. Бутанаев В.А. Социально-экономическая история хакасского аала. - Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1987. - 175 с.

4. Всероссийская перепись населения 2010 г. Статистический сборник. Т.4. Национальный состав и владение языками, гражданство. - М., 2012-2013.

5. Всесоюзная перепись населения 1939 г.: Основные итоги. - М., 1992. - С.80.

6. ГКУ «Национальный архив РХ». Ф. 2. Оп. 1. Д. 798. Л.162.

7. ГКУ «Национальный архив РХ». Ф. 911. Оп.1. Д.19. Л.37.

8. Гучинова Э.-Б. М. Вынувденные переселенцы и этническое самосознание: На примере этнополитической истории калмыков в XX веке: автореферат дис. ... доктора исторических наук: 07.00.07 / Институт этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая РАН.-М., 2004.-56 с.

9. ГКУ «Национальный архив РХ». Ф.911. Оп.1. Д.19. Л.38.

10. Книга Памяти жертв политических репрессий Республики Хакасия. Т.З. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2006. - 355 с.

11. Кышпанаков В.А Калмыцкие спецпереселенцы в Хакасии // Вестник Калмыцкого университета, 2017. № 3 (35). - С. 40-47.

12. Кышпанаков В.А. Изгнанные народы (О депортации советских немцев и калмыков в Хакасскую автономную область в 1941-1945 гг.) // Хакасия в годы Великой Отечественной войны: боевой и трудовой подвиг / отв. ред. Я.И. Сунчугашев. -Абакан, 1995.-С. 55-61.

13. Кышпанаков В.А. К вопросу о депортации немцев Поволжья в Хакасскую автономную область // 50 лет Победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне. Материалы научной конференции. - Новосибирск, 1995. -С. 273-275.

14. Кышпанаков В.А. Калмыцкие спецпереселенцы на трудовом фронте в Хакасии в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время // Вестник Калмыцкого университета, 2019. № 1 (41). - С.44-54.

15. Кышпанаков В.А. Население Хакасии. 1917-1990-е гг. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 1995. - 348 с.

16. Леончик C.B. Репрессии против поляков // Политические репрессии в Хакасии и других регионах Сибири (1920-1950-е годы). Материалы Межрегиональной научно-практической конференции, проходившей 20 декабря 2000 года в Абакане / отв. ред. А. Шекшеев. - Абакан, 2001. - С. 98-101.

17. Полян П.М. Не по своей воле.. .История и география принудительных миграций в СССР. - М.: Мемориал, 2001,- 328 с.

18. Степанов М.Г. Массовая депортация и проблемы реабилитации поволжских немцев. Абакан, 2014; Степанов М.Г. Депортация калмыков в Хакасскую автономную область в период Великой Отечественной войны // 60 лет Победы в Великой Отечественной войне. Материалы научно-научно-практической конференции, 29 апреля 2005 г. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2005. - С.76-81. Степанов М.Г. К истории проблемы массовых депортаций в СССР (краткие историографические заметки) // Актуальные проблемы истории и культуры Саяно - Алтая. Выпуск 9. / Под ред. В.Н. Тугужековой. - Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2008.-С. 5-9.

19. Тугужекова В.Н., Степанов М.Г., Карлов C.B. Репрессии в Хакасии: как это было (1930-е - середина 1950-х гг.). - Абакан: ООО Книжное издательство «Бригантина», 2018. - 242 с.

20. Хакасская автономная область за годы Советской власти. В надзаг.: Статистическое управление Хакасской автономной области. - Абакан, 1967. - 112 с.

21. Хакасской автономной области 50 лет. Юбилейный статистический сборник. -Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1080. - 99 с.

22. Шекшеев А.П. Совхозное строительство в Хакасии (1917-50-е гг.). - Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1988. - 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.