Научная статья на тему 'К вопросу о содержании современных учебно-методических комплексов по иностранному языку'

К вопросу о содержании современных учебно-методических комплексов по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимович Е. Е.

В статье рассмотрена проблема содержания современных учебно-методических комплексов по иностранному языку с точки зрения их соответствия современной национальной доктрине иноязычного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержании современных учебно-методических комплексов по иностранному языку»

Литература

1. Грудницкая, Н. Н. Спортивные бальные танцы в системе физкультурного образования учащейся молодежи [Текст] / Н. Н. Грудницкая, О. Н. Алимова // Теория и практика физической культуры. -2007. - №6. - С. 9-11.

2. Кудрявцева, Н. В. Новые формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью: Автореф. дис... канд. пед. наук (13.00.04) [Текст] / Кудрявцева Наталья Викторовна; [ВНИ-ИФК]. - М.,1996.-24с.

3. Рохкина, Е. Л. Индийский классический танец как нетрадиционное средство физического воспитания студенток вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук (13.00.04) [Текст] / Рохкина Екатерина Львовна; [СГУФКС]. - Омск, 2007. - 23 с.

4. Селиверстова, Н. Н. Влияние восточных танцев на физическое состояние студенток [Текст] / Н. Н. Селиверстова // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №4. - С. 89-92.

5. Сомкин, А. А. Классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных гимнастов в спортивной аэробике: Автореф. дис. док. пед. наук (13.00.04) [Текст] / Сомкин Алексей Альбертович; [СПбАФК им. П. Ф. Лесгафта]. - СПб.,2003. - 54 с.

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Герасимович Е.Е.,

кандидат педагогических наук, доцент Сургутский государственный университет г. Сургут, Россия

В статье рассмотрена проблема содержания современных учебно-методических комплексов по иностранному языку с точки зрения их соответствия современной национальной доктрине иноязычного образования.

На наш взгляд учебно-методический комплекс по любому предмету является важной основой, которую использует преподаватель в своей методике при решении поставленных целей и задач в процессе обучения. Не смотря на то, что учебник на сегодняшний день уже не является достаточным и единственным источником информации, он во многом настраивает учащихся на определенную работу в той или иной области. В данном случае мы говорим об использовании УМК по английскому языку. То, на сколько заинтересует учащихся учебник, по которому им предстоит заниматься, на сколько его содержание будет соответствовать их интересам, какие задания предложат авторы при рассмотрении материала, и как будет подан данный материал - все это во многом отразится на качественных показателях при оценке знаний учащихся. Кроме того, сегодня мы говорим о том, что содержание современного учебника по иностранному языку должно включать в себя не только страноведческую составляющую культуры, но и элементы экологической, экономической и правовой культуры. Так как развитие этих составляющих общей культуры личности, а в рамках нашего исследования мы говорим о развитии коммуникативной компетенции личности, является объективной необходимостью для специалиста и гражданина.

Под учебно-методическим комплексом (УМК) мы предлагаем понимать разработанный автором (либо группой авторов) комплект учебных пособий по предмету, сопровождаемый методическими пояснениями. Данный комплект по предмету иностранный язык может состоять, по усмотрению автора, из учебника (Students book), рабочей тетради (Work book), книги для учителя (Teachers boos), аудио и видео материалов.

На сегодняшний день рынок учебной литературы по иностранным языкам поражает своим изобилием. Не только перед студентами, но и перед преподавателями стоит не легкая проблема выбора. На ряду с учебно- методическими комплексами российских авторов, широко представлены всемирно известные зарубежные издательства Оксфорд, Лонгман и т.д. Однако именно эта возможность выбора поставила перед преподавателем иностранных языков ранее не существующую проблему: как сделать правильный выбор, какие характеристики учебного пособия по иностранным языкам считать основными?[1,2]

С одной стороны, мы можем с уверенностью утверждать, что учебники иностранных языков несут на себе приметы времени. Как все другие учебники и учебные пособия по гуманитарным

дисциплинам, учебники иностранного языка советских авторов за период десятилетий оказались глубоко политизированными и, вследствие этого, внутренне монологическими. Тексты, связанные с персоналиями создавались в соответствии с идеологической схемой, согласно которой социально-экономический уклад однозначно порождает определенную научную мысль, формирует концепции и нормы.[3] При работе с такими текстами упускается педагогическая возможность формировать и развивать у студента способности к личностно и общественно значимому диалогу. «Диалог требует допустить существование иной мировоззренческой матрицы, иного типа мышления. И лишь гибкое, подвижное, открытое сознание способно воспринимать установка иного порядка... Зацикленность на себе ведет к отпадению от живительного целого, омертвению».[4, с.90] Таким образом, и содержательная и методическая сторона данных учебных пособий является морально устаревшей и непригодной для использования в учебном процессе на сегодняшний день.

С другой стороны мы имеем большое разнообразие учебных и справочных пособий, составленных зарубежными авторами, в которых отражается современная идеология и современные направления в методике создания учебных пособий. Они привлекают своей разносторонней направленностью по содержанию, вариативностью пред и послетекстовых заданий, их логичным разнообразием, красочным иллюстративным оформлением.

Однако, опыт работы позволяет нам сделать вывод о том, что учебно-методический комплекс должен является национальным продуктом, в котором были бы собраны и представлены культурные достояния не только мира (как это очень хорошо представлено в учебниках зарубежных издательств), но и культурные характеристики российского общества и страны в целом. Учебники по иностранному (английскому) языку должны знакомить учащихся с культурой мира, в том числе и культурными особенностями англоговорящих стран, однако, с опорой на культуру родной страны.

На сегодняшний день есть попытки создания российских учебных пособий по английскому языку, которые в полной мере соответствуют национальной доктрине иноязычного образования. Данные учебники способствуют не просто изучению английского языка, а целенаправленному и всестороннему развитию личности учащихся, формированию его мировоззрения.

Взяв за основу современные учебно-методические пособия, преподаватель может использовать их для формирования и развития коммуникативной компетентности студента.

Литература

1. Бим, И.Л. Некоторые исходные положения теории учебника иностранного языка / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. - 2002. - №3. - С.3-8.

2. Бим, И.Л. Языковой плюрализм - веление времени / И.Л. Бим // Преподаватель. - 2001. -№1. - С.7-8.

3. Батракова, С. Проблемы учебного текста / С. Батракова, Т. Соломатина // Высшее образование в России. - 1995. - №4. - С.70- 74.

4. Рыбаков, М.Д. Гуманитаризация высшего профессионального образования: изучение иностранного языка: Монография / М.Д. Рыбаков, О.В. Немирович. - М.: Прометей, 1999. - 201с.

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

У УЧАЩЕГОСЯ

Груздова Е.В.,

аспирант кафедры психологии и ЕНД

АНО МОК «Воронежский экономико-правовой институт» г. Воронеж, Россия

Статья посвящена представлениям о психолого-педагогических ситуациях, влияющих на формирование профессионального выбора у учащегося.

Процессы профессионального выбора личности являются предметом постоянного интереса ученых и практиков в связи с их высокой социальной значимостью. Отсутствие эффективной системы социального и психолого-педагогического сопровождения учащихся на начальных этапах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.