Научная статья на тему 'К вопросу о содержании психологии сервисной деятельности'

К вопросу о содержании психологии сервисной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5565
1355
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITY / PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF ACTIVITY / SERVICE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минина Анна Анатольевна

В статье анализируется психологическая структура сервисной деятельности. Обоснована программа выявления специфического содержания и особенностей элементов структуры сервисной деятельности в сравнении с другими видами профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Issue of Psychological Content of Service Industry

The article contributes to the analysis of the psychological structure of service industry, the substantiation of the program identifying specific content and peculiarities of structural elements in service industry as compared to other professional activity types.

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержании психологии сервисной деятельности»

УДК 15.81.99:316.77 ББК 88.4+75.81я73

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПСИХОЛОГИИ СЕРВИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А.А. Минина

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) Псковский филиал 180005, Псков, Ленинградское ш., 24

Психология сервиса и психология сервисной деятельности являются устойчивыми словосочетаниями в литературе, посвященной вопросам организации работы сервисных предприятий и соответствующих специалистов. Чаще всего под психологией сервисной деятельности (как и под психологией других видов деятельности в области «человек-человек») имеют в виду специфику деятельности, связанной с необходимостью взаимодействия с людьми. Содержанием такой «психологии» являются общие для всех видов деятельности закономерности эффективного делового общения: формирование первого впечатления и самопрезентация, атрибуция и разрешение конфликтов, учет индивидуальных особенностей потребителей и т.д. и т.п. В данном контексте психология сервисной деятельности определяется как специальная отрасль психологической науки, которая изучает особенности и роль психических явлений в обслуживающей деятельности работников контактной зоны и потребительской деятельности клиентов [8].

Большинство работ, в которых используются словосочетания «психологические особенности сервисной деятельности», «психология сервиса» и т.п., в основном описывают особенности взаимодействия специалиста сервиса с потребителем в контактной зоне [8, 23, 26]. Более того, психология сервисной деятельности даже сводится некоторыми авторами, по сути, к набору стратегий и техник поведения в контактной зоне: психология сервиса - это «специальная отрасль психологической науки, изучающая особен-

ности и роль психических явлений в обслуживающей деятельности работников контактной зоны и потребительской деятельности клиентов», которая позволяет «понять поведение заказчиков (потребителей услуг сервиса) для выбора наилучшего варианта (способа) их обслуживания; познать себя, свой внутренний мир в целях сознательного регулирования своего поведения» и сознательной коррекции при необходимости; «разобраться в поведении своих коллег для оказания им (в случае необходимости) помощи и поддержки» [12].

Безусловно, потребители сообщают сервисной деятельности во многом неэкономические характеристики, порождаемые их интересами, эмоциями, ценностными ориентациями. Потребитель предъявляет к сервисной деятельности широкий диапазон специфических требований, усматривая в ней многообразные возможности, позволяющие реализовать свои запросы и нужды. В доин-дустриальном обществе эта особенность была выражена еще ярче, Джон Гелбрейт описывает это как зависимое отношение производителя услуги от ее потребителя [1]. Однако для производителей услуг сервисная деятельность выступает разновидностью профессионального труда, бизнеса, управления в сфере хозяйствования. Таким образом, цели сервисной деятельности шире, касаются не только аспекта обслуживания клиента в контактной зоне; требуется дополнить список целей как минимум конструированием и продвижением сервисной услуги, организацией сервисного предприятия.

Кроме того, в анализе словосочетания «психология сервисной деятельности» ключевым элементом является слово «деятельность», структура которой существенно шире, чем набор ее средств. Поэтому представляется разумным начать рассмотрение психологии сервисной деятельности в рамках психологической теории деятельности.

В советской науке, особенно философии и психологии, деятельность рассматривается как одно из центральных, основополагающих понятий, что связано прежде всего с господствовавшей долгое время марксистской философией. С 30-х годов прошлого столетия деятельность активно исследовалась, что нашло отражение в появлении большого количества теорий деятельности, классифицированных как психолого-биологические, общепсихологические, праксиологические, профессиографические, психолого-педагогические, инженерно-психологические, социотехнические [22]. С конца 80-х годов ХХ века акцент изучения деятельности сместился на исследование практических проблем психологии труда, изучающей психологические процессы, состояния и закономерности работы психики человека, связанные с трудовой деятельностью. Практическая направленность психологии труда выражается в ее задачах и направлениях исследований: совершенствование производственных отношений и повышение качества труда, улучшение условий жизни, устранение чрезвычайных ситуаций, демократизация и формирование психологического типа работника, соответствующей культуры труда. Между тем, практические исследования требуют предварительной формулировки основных понятий и построения модели деятельности, что по-прежнему является проблематичным из-за огромного разнообразия определений и концепций. Необходимо определиться с понятием деятельности, предметом изучения и структурой деятельности.

Обобщение различных определений деятельности позволяет понимать ее как сознательную, целесообразную, предмет-

ную и продуктивную активность человека, в которой выражается его отношение к окружающей действительности и которая направлена на удовлетворение его потребностей [17].

Раскол в определении предмета изучения деятельности («от личности» С.Л. Рубинштейна и «от деятельности» А.Н. Леонтьева) противоречит принципу единства деятельности и сознания. С.Л. Рубинштейн [20] и его последователи считали, что необходимо изучать психику через исследование деятельности, поскольку сознание «предшествует» деятельности. А.Н. Леонтьев [11] в качестве предмета исследования обозначал саму деятельность, а не психику как результат интериоризации деятельности. Возврат к пониманию принципа единства сознания и деятельности ведет к определению предмета исследования как деятельной личности. Следовательно, компонентами деятельности являются психические явления, связанные с деятельностью и отраженные в ее структуре [17].

Понятие о психологической структуре деятельности также не является устоявшимся. Однако наметилась тенденция обобщать [17, 21] перечисленные различными авторами компоненты деятельности [2, 3, 11, 13, 19, 25] в три блока: мотивации, средств деятельности и результата.

Первый блок включает в себя все явления, побуждающие к деятельности: потребности, мотивы и цели деятельности. Цели профессиональной деятельности обычно задаются извне, отражая потребность общества в продукте деятельности [17]; могут быть восприняты и «присвоены» [20] субъектом деятельности или нет. Иерархия заданных извне целей профессиональной деятельности в случае их присвоения имеет индивидуальные различия.

Второй блок - средств деятельности - включает в себя деятельностно (профессионально) важные качества, ЗУНы, операции и действия, условия выполнения деятельности, из которых последние собственно психологическими не явля-

ются. При рассмотрении этого блока вводятся понятия: 1) способностей, облегчающих достижение результата; 2) индивидуального стиля деятельности как относительно устойчивой совокупности эффективных приемов и способов деятельности, отвечающей индивидуально-психологическим особенностям субъекта деятельности [16].

Результатом деятельности являются конкретные продукты (достижения) в узком понимании смысла результата и развитие личности - в широком понимании. Оценка достигнутого результата предполагает его соотнесение: 1) с целью - успешность деятельности, 2) с «ценой» его достижения - удовлетворенность деятельностью, профессией [6].

Поскольку «под структурой понимается отношение или совокупность отношений на множестве элементов системы» [22, с. 91], можно предположить наличие различий в структурах конкретных видов профессиональной деятельности. Эти различия касаются не состава элементов структуры, а отношений, взаимосвязей между ними и наполнения этих элементов [17].

Таким образом, для построения психологической структуры сервисной деятельности необходимо теоретическое и экспериментальное изучение наполнения элементов структуры и их взаимосвязей. Дальнейший анализ направлен на выявление и описание специфического содержания и особенностей элементов структуры сервисной деятельности в сравнении с другими видами профессиональной деятельности.

Общая цель сервисной деятельности, как и любой другой профессиональной, -удовлетворение потребностей клиента; максимальная ориентированность на потребителя как личность, индивидуализация продукта и непосредственный контакт при удовлетворении потребностей клиента отличают сервисную деятельность от других видов профессиональной деятельности.

Содержание сервисной деятельности - предоставление услуг, которые отли-

чаются от товаров неосязаемостью, изменчивостью качества, неотделимостью от источника и неспособностью к хранению [4, 9].

Современное понимание целей сервисной деятельности включает в себя не только удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей, важное звено общественного воспроизводства, распределения и потребления товаров, социальный инструмент повышения благосостояния людей, но и рассматривает сервисную деятельность как источник социокультурных инноваций, способ динамизации всего общественного развития через информационное обслуживание, познавательные услуги и т.п. [1].

Потребности и мотивы специалиста, осуществляющего сервисную деятельность, в настоящее время практически не изучены. Есть работы, в которых перечисляются мотивы открытия собственного дела в сфере сервиса [1], однако они совпадают с мотивами предпринимательства в целом [18, 24].

Пилотное исследование мотивации сотрудников сервисной службы (выборка -30 человек) было проведено нами на примере автосервисного предприятия с помощью методики «Влияние содержания работы на мотивирование работника современной деловой организации» [10, с. 354-361]. Исследование показывает среднюю выраженность факторов «активизация работой», «мотивация работой», «владение работой», в которые входят: автономность работы, ее целостность, разнообразие, важность, наличие обратной связи, новизна, неопределенность, конфликтность, сложность, неожиданность. Наиболее выраженными являются показатели факторов «взаимодействие с работой» и «владение работой», и, соответственно, респондентов побуждают к деятельности их «составляющие»: приемлемость цели, улучшение процесса работы, обучение в работе, удовлетворение от результатов работы, новые цели после достижения результатов, активное начало работы, владение процессом работы, завершение работы, преодолеваемые про-

блемы, легкость выполнения.

Таким образом, потребностно-моти-вационная сфера специалиста сервиса в настоящее время требует экспериментального исследования. Основным направлением исследований видится изучение внутренних и внешних (отрицательных и положительных) мотивов сервисной деятельности, в том числе через изучение оснований выбора этой профессиональной ниши.

Средства деятельности во многом определяются ее специфическими особенностями, которые для сервисной деятельности в сравнении с другими отраслями народного хозяйства определяются в литературе как:

- полная зависимость от спроса на предлагаемые услуги и их сезонный характер;

- сильная ориентация на социально-психологическую компетентность персонала наряду с узкой профессиональной специализацией, вызванная соприсутствием и личным контактом участников, а также их взаимозависимостью как в процессе, так и в конечном продукте сервисной деятельности;

- совмещение в своей деятельности производственных и торговых операций;

- субъект-субъектные отношения потребителя и исполнителя услуги; наличие общей цели у них способствует реализации потребностей каждого;

- возникновение в процессе сервисной деятельности межличностных отношений, которые со временем могут приобретать относительно самостоятельный характер;

- большая территориальная разобщенность производства и пунктов приема заказов [4, с. 11-12; 9, с. 172-173].

Второй блок психологической структуры деятельности - средств деятельности - наиболее изучен в отношении работы с потребителем в контактной зоне. Поведению специалиста в контактной зоне посвящено большинство трудов в области, касающейся психологии серви-

са. Это оправдано как большим количеством эмпирического и теоретического материала, так и тем, что успех деятельности в контактной зоне зачастую является мерилом успеха всей деятельности сервисного предприятия. Именно средства деятельности в контактной зоне обычно объединяются в понятие «психология сервисной деятельности». Более корректное описание встречаем у В.Г. Веледин-ского [4], рассматривающего аспекты учебной дисциплины «Сервисная деятельность». Подчеркивая новизну и поиск передающего специфику явления содержания, автор выделяет социально-философский, социально-культурный, организационно-управленческий, социально-психологический и специально-сервисный аспекты сервисной деятельности. Социально-психологический круг вопросов сервисной деятельности рассматривает специфику межличностного общения в сфере сервиса, установление и развитие контактов между людьми в процессе продажи и предоставления услуги, условия и факторы, влияющие на сервисное взаимодействие, психологические особенности и поведение потребителей услуг.

Анализируя практический опыт и данные источников, можно выделить несколько задач, стоящих перед специалистом в контактной зоне:

- определить индивидуальные особенности, эмоциональное состояние клиента и учитывать их в процессе взаимодействия; задача осложняется, если клиент приходит не один, поскольку в таком случае необходимо подстраиваться под различные типы клиентов [23];

- понять потребности клиента, лежащие в основе обращения в сервисную организацию;

- помочь уточнить потребности и предложить услугу / товар, соответствующие им в наибольшей степени;

- представить товар / услугу таким образом, чтобы они удовлетворяли максимальное количество потребностей клиента;

- эффективно разрешать эмоционально напряженные ситуации;

- строить эффективные отношения с коллегами в контактной зоне для обеспечения профессионального взаимодействия и позитивного имиджа организации;

- сознательно регулировать свое поведение через познание себя и овладение специальными техниками саморегуляции.

Н.А. Коноплева [9] на основе литературных данных описывает функции специалиста сферы сервиса следующим образом: консультирование потенциальных покупателей для осознанного выбора ими услуги; подготовка покупателя к безопасной и эффективной эксплуатации; передача технической документации; предпродажная подготовка изделий; доставка на место эксплуатации и приведение в рабочее состояние; оперативная поставка запчастей; сбор и систематизация информации об эксплуатации (замечания, предложения, жалобы); участие в совершенствовании и модернизации изделий и услуг; сбор и систематизация информации о сервисной деятельности конкурентов; помощь маркетинговой службе в анализе и оценке рынков, покупателей, товаров; формирование постоянной клиентуры.

Перечисленные задачи позволяют определить наиболее востребованные качества, способствующие успеху современного специалиста в решении своих профессиональных задач. Наиболее важные качества личности, необходимые для работы в контактной зоне [8, 23, 26], можно сгруппировать следующим образом:

1) качества личности, основанные на восприятии ценности человека (клиента), желании помочь: внимательность, ориентация на клиента, принятие его, радушие, доброжелательность, обходительность;

2) морально-волевые качества личности: выдержка, терпение, самообладание, ответственность, дисциплинированность;

3) когнитивные качества: высокий уровень распределения, переключения и объема внимания, позволяющий удерживать в зоне внимания сразу несколько человек или разные операции, которые осуществляются в процессе обслуживания;

4) хорошие манеры: вежливость, любезность, культура речи, тактичность;

5) высокий уровень рефлексии и самокритичность по отношению к себе.

Помимо личностных качеств, компетентность специалиста, работающего в контактной зоне, включает в себя ряд умений и навыков [23, 26]:

1. Умение решать возникающие проблемы и задачи профессиональной деятельности;

2. Умение общаться с людьми и работать в команде;

3. Наличие знаний и умений, позволяющих продуктивно использовать современные информационные и другие технологии обеспечения профессиональной деятельности;

4. Наличие психолого-педагогических знаний и умений. Умение вызвать нужную реакцию другого человека или группы требует владения педагогическими и психологическими технологиями;

5. Общая эрудиция и осведомленность позволяют представлять организацию на рынке услуг, делают сотрудника более адаптивным и креативным;

6. Знание основ менеджмента и самоменеджмента;

7. Обладание техническими навыками, способностями инсталлировать, тестировать и ремонтировать сервисное оборудование;

8. Знание этикета и протокола;

9. Безукоризненный имидж позволяет формировать позитивное представление клиентов о сотруднике и организации, которую он представляет;

10. Владение иностранными языками.

Следует признать, что потребности различных организаций в специалистах, способных эффективно работать в сфере обслуживания клиентов, значительно превышают предложение. Недостаточная подготовленность соответствующих специалистов часто приводит к найму сотрудников, неспособных в полной мере и успешно выполнять возложенные на них профессиональные задачи, что, в свою очередь, ведет к снижению общей эффективности оказания услуг и, как следствие, снижению доверия клиентов к организации, дискредитации специалистов.

Ориентация на клиента, ценность которой резко возросла в современных условиях, становится стратегической необходимостью организаций [7]. При этом сами клиенты стали более критичны, что проявляется в их возросшей требовательности к качеству и стоимости предлагаемых услуг. Самоуверенность клиентов возрастает в связи с существенными изменениями на рынке: услугу становится все легче заменить альтернативной, конкуренция стала жестче, сохранить приверженность клиента одной торговой марке все сложнее. Следовательно, искренняя ориентация на личность клиента является центральным условием успешности сервисной деятельности в целом.

Более полный анализ психологических средств сервисной деятельности требует учета всех аспектов сервисной деятельности, что возможно сделать при опоре на понятие компетентности. Это понятие широко используется в профессиональном образовании и управлении человеческими ресурсами, поскольку оно по своей сути относится к показателям труда, напрямую связано с теми факторами, которые влияют на высокий уровень индивидуальных результатов работы и, следовательно, эффективности организации. Анализируя востребованность выпускников со средним и высшим профессиональным образованием и их верность полученной специальности, исследователи делают вывод о том, что одной из ключевых задач реформирования системы образования является формирова-

ние у студентов такого набора компетенций, который бы максимально облегчал профессиональную адаптацию внутри широкого спектра занятий на протяжении всей трудовой жизни [5]. При этом набор компетенций вовсе не увеличивается, а скорее становится более обобщенным, емким, подчеркивающим действительно важные и стратегически значимые для успеха в деятельности компетенции. Это подтверждается и исследованиями отдачи от специфического человеческого капитала, показывающими, что в современных условиях работодатели более заинтересованы в вознаграждении общих, а не специфических характеристик. Исключение составляют государственные предприятия и предприятия с большой численностью сотрудников, к которым предприятия сферы сервиса обычно не относятся [14].

Ключевой проблемой для учебных заведений среднего и высшего профессионального образования в таком случае становится необходимость научиться отображать требования рынка труда (то есть запрашиваемых компетенций) с тем, чтобы обеспечить подбор и реализацию соответствующих образовательных программ. При этом важно избежать ситуации избыточного образования, то есть дальнейшего трудоустройства выпускников с высшим образованием на должности, предполагающие достаточным начальное или среднее профессиональное образование.

Существуют различные точки зрения на составляющие компетентности. Наиболее обобщенный взгляд предполагает в качестве составляющих мотивы, свойства личности, я-концепцию, объем знаний (фактов и процедур, технических и коммуникативных), когнитивные и поведенческие навыки.

Переход высшего профессионального образования от формально-знаниевой парадигмы к компетентностной позволяет акцентировать внимание не только на приобретаемых в рамках профессионального образования знаниях и навыках, но и об опыте их успешного применения и

определенных личностных особенностях, обеспечивающих успех деятельности. Так, например, выявленные нами наибольшие затруднения в области непосредственного контакта с потребителем у специалистов сервиса косвенно указывают на подчеркиваемый практиками факт: без соответствующих ценностных ориен-таций, личностных особенностей, своего рода «гена обслуживания» человек не будет успешен в сервисе [15]. Безусловно, построение профессионального стандарта личности в целом затруднено, поскольку на требования к личностным характеристикам сотрудника влияют не только профессия, специальность, должность, но и особенности технологического процесса, организационная культура и ряд других факторов, относящихся к специфике конкретной организации. Однако под «геном обслуживания» понимается легко узнаваемый на уровне бытового сознания и требующийся всем сотрудникам сферы сервиса ряд личностных свойств, таких как ориентация на клиента, доброжелательность, желание помочь, толерантность, стрессоустойчивость и т.д.

Наиболее общий взгляд на компетенции специалиста в сфере сервиса можно вывести, опираясь на ФГОС нового поколения. Прежде всего, это умение работать в контактной зоне с потребителем: выделять и учитывать его потребности, консультировать, вести переговоры, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, включая умение снижать эмоциональное напряжение (свое и партнера) и т.д. Результаты проведенного нами опроса среди специалистов сферы сервиса («Туризм» - 30 чел., «Автосервис» - 30 чел.) показывают, что данные компетенции сформированы в наименьшей мере: почти 90% опрошенных указывают на наличие затруднений или полное отсутствие соответствующих навыков и умений.

Во-вторых, это технологическая компетенция, которая предполагает знание правовых основ деятельности, умение спроектировать технологический процесс, выбрав оптимальные технические

средства и ресурсы, использование и внедрение современных информационных технологий и т.п. Результаты опроса показывают наиболее благополучную (среди всех компетенций) картину: респонденты испытывают затруднения в отношении использования нормативной базы (33%), проектирования технологии сервисного процесса (25%) и использования современных информационных ресурсов (66%). Однако необходимо отметить, что последняя проблема скорее объясняется отсутствием специфического опыта работы (то есть длительного опыта работы у одного работодателя), поскольку проявляется в плохом владении или незнании специфического программного обеспечения, различающегося в отдельных предприятиях сервиса.

В-третьих, это организационно-управленческая компетенция, включающая процессы планирования и обоснования деятельности, в том числе с учетом изменения конъюнктуры рынка и спроса потребителей, управления персоналом, изучение отечественного и зарубежного опыта, внедрение инноваций и т.д. Осуществление этих направлений деятельности вызывает затруднения у половины респондентов.

Индивидуальные стили деятельности в сервисе, по данным источников, не изучались. В рамках изучения сервисной деятельности принято ориентироваться на типы потребительского поведения и соответствующие им стили деятельности. Однако, с терминологической точки зрения, соответствующий потребителю выбор способов и приемов деятельности является определенной технологией обслуживания, а не индивидуальным стилем деятельности специалиста.

Третий блок психологической структуры деятельности - результаты в широком и узком смысле. Показатели уровня сервиса - результаты в узком смысле имеют следующие составляющие [9, с. 179]:

1) функциональное качество сервиса как процесса передачи услуг при взаимодействии с потребителем;

2) технологическое качество сервиса как результат того, что получает и с чем остается потребитель.

Параметры оценки результата сервисной деятельности в настоящее время описаны довольно полно [9]. Выделяют 4 группы этих параметров: доступность, ассортимент, стабильность и четкость, стоимость обслуживания.

Экспресс-оценка удовлетворенности сотрудников сервисной службы автосервисного предприятия показала удовлетворенность условиями и результатами работы, отношениями в коллективе. Показатели удовлетворенности правилами и нормами, стилем руководства, оборудованием имеют более низкие значения. Критическое (низкое) значение у фактора удовлетворенности уровнем заработной платы. Следовательно, резерв повышения удовлетворенности находится, прежде всего, в сфере изменения правил и норм (доступности и понятности), схем материального стимулирования (прозрачности, справедливости, достижимости), стиля руководства и оснащенности оборудованием.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать ряд выводов:

1) психология сервисной деятельности - в самом общем виде отрасль психологии труда, изучающая специфику дея-

тельности специалиста сервиса, - требует углубленного и комплексного изучения (ее специфики, критериев оценки, качественных и количественных особенностей);

2) необходимо более четкое определение целей сервисной деятельности и экспериментальное изучение «присвоения» и индивидуализации целей субъектами сервисной деятельности;

3) наиболее изученным элементом психологической структуры сервисной деятельности являются ее средства, особенно в контактной зоне, однако цели, мотивы, потребности занятий сервисной деятельностью практически не изучены; необходимо исследовать особенности мотивационной сферы и индивидуальные стили деятельности специалиста сервиса;

4) необходимо определить социальные, демографические, профессиональные факторы и показатели результативности деятельности специалиста сервиса;

5) выявление взаимосвязей элементов психологической структуры сервисной деятельности позволит сформировать более полное представление о сервисной деятельности, являющееся основой разработки профессиограммы специалиста сервиса.

ЛИТЕРАТУРА

Аванесова Г. А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

Анцыферова Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969. С. 57-117. Велединский В.Г. Сервисная деятельность: учебник. М.: КНОРУС, 2010.

Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Карабчук Т.С. и др. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? // Экономический журнал ВШЭ, 2009. № 2. С.172 - 216.

Дмитриева М.А. , Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология / Под ред. А.А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1979.

Князев А.М. Основы психологии, ориентированной на клиента. М., 2006.

Колбин Г.И. Фросина И.М. Социально-психологические процессы на предприятии сервиса. М.: Изд-во института психологии РАН, 1997.

Коноплёва Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб.пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2008.

10. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. 2-е изд.М.: Дело, 2004.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

12. Лойко О.Т. Сервисная деятельность: учеб.пособие для вузов. М.: Издат.центр «Академия», 2008.

13. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Мальцева И.О. Трудовая мобильность и стабильность: насколько высока отдача от специфического человеческого капитала в России? // Экономический журнал ВШЭ, 2009. № 2. С.243-278.

9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.