Научная статья на тему 'К вопросу о содержании принципов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации'

К вопросу о содержании принципов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2159
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПРИНЦИПЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ / КОРРУПЦИОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ANTI-CORRUPTION EXPERTISE / PRINCIPLES OF ANTI-CORRUPTION EXPERTISE / FACTORS OF CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронина Юлия Игоревна

Анализируются принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации, раскрывается их научное и правовое содержание, вносятся предложения по совершенствованию антикоррупционного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the problem of the content of the principles of anti-corruption expertise of the normative legal documents and their drafts in the Russian Federation

The article examines principles of anti-corruption expertise of the normative legal documents and their drafts in the Russian Federation, their scientific and legal content is revealed and proposals to improve the anti-corruption legislation are made.

Текст научной работы на тему «К вопросу о содержании принципов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 342.4(094.1)

Ю.И. Воронина

К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПРИНЦИПОВ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анализируются принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Российской Федерации, раскрывается их научное и правовое содержание, вносятся предложения по совершенствованию антикоррупционного законодательства.

Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, принципы антикоррупционной экспертизы, коррупциогенные факторы.

Важнейшим условием построения правового государства в современных условиях является наличие эффективного механизма противодействия коррупции. Одним из средств борьбы с коррупцией принято считать антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов. Как любой вид человеческой деятельности, антикоррупционная экспертиза должна основываться на определенных принципах. Вместе с тем в теории права вопрос о принципах экспертизы нормативных правовых актов в целом и антикоррупционной в частности остается недостаточно разработанным.

Как правовой институт антикоррупционная экспертиза базируется на ряде специальных сущностных идей, которые законодательно определены в ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [11]. Данный закон, закрепляя базовые принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, не содержит легального определения понятия принципов этого вида деятельности и не раскрывает их содержания.

Отсутствует единое толкование понятия и содержания принципов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и в научной литературе. Так, А.Э. Бикмухаметов под принципами организации антикоррупционной экспертизы понимает те основные положения и (или) идеи системы российского антикоррупционного законодательства, которые определяют общие направления правового регулирования организации и производства антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также использования ее результатов в процессе правотворчества [2. С. 18]. О.А. Короткова раскрывает понятие принципов антикоррупционной экспертизы более узко, как «совокупность взаимосвязанных между собой базовых идейных начал, при реализации которых достигается юридически значимый результат в виде экспертного заключения по законопроекту или вступившему в силу закону» [4. С. 80].

Отдельные авторы проводили исследования, анализируя при этом принципы, указанные в ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» не с точки зрения их групповой классификации, а с точки зрения раскрытия их содержания (В.Н. Агеев, А.Э. Бикмухаметов, П.А. Матковский, С.В. Кабанов) [1. С. 6].

Анализ научных источников позволяет выделить характерные черты принципов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

1. Принципы организации антикоррупционной экспертизы, в первую очередь, представляют собой основополагающие начала самого исследования. Они характеризуют то, как должна осуществляться сама деятельность по проведению экспертизы.

2. Принципы организации антикоррупционной экспертизы предъявляются к исследованию как процессу, включающему совокупность последовательных действий, каждое из которых, обладая своими сущностными особенностями, является лишь отдельной операцией и подчиняется общей цели - выявлению в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов, а также повышению их качества и эффективности применения. Следовательно, принципы присущи экспертному исследованию в целом, а не отдельным его этапам.

3. Принципы организации антикоррупционной экспертизы составляют систему - совокупность взаимосвязанных элементов. Каждый из этих принципов в отдельности, будучи учтенным субъектом, производящим исследование, не даст общего положительного результата. Лишь их совместное использование позволит достичь качества экспертизы.

При классификации принципов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, по нашему мнению, следует учитывать два аспекта:

во-первых, антикоррупционная экспертиза - исследование сложное и многогранное. Представляется, что необходимо различать принципы экспертизы законодательства в целом и отдельных ее видов, к которым, в частности, и относится антикоррупционная экспертиза;

во-вторых, поскольку антикоррупционная экспертиза - одна из составляющих экспертизы законодательства, постольку она должна осуществляться в соответствии с общими и частными принципами данной деятельности.

К общим принципам целесообразно относить такие, как законность экспертизы законодательства, научность, системность, своевременность, оперативность, полнота и всесторонность экспертного исследования, финансовая обеспеченность, планомерность (последовательность). Данные принципы присущи экспертизе законодательства в целом и антикоррупционной экспертизе в том числе.

Такой подход представляется оправданным для более детального рассмотрения содержания следующих частных принципов, закрепленных в ст. 2 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов означает требование к органам государственной власти и органам местного самоуправления об обязательном проведении антикоррупционной экспертизы.

Принцип обязательности проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в общеправовом контексте предполагает, как правило, две основные составляющие: обязательность проведения данного вида экспертизы в процессе осуществления правотворческой деятельности и обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключении эксперта, группы (комиссии) экспертов или экспертного учреждения либо в актах прокурорского реагирования (требованиях) и/или судебных решениях [1. С. 6].

Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы отражена в регламентных актах палат Федерального Собрания РФ и Правительства РФ.

Так, Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 [7], определено, что проекты федеральных законов, указов Президента РФ нормативного характера и актов Правительства, имеющих нормативный характер (проектов Постановлений Правительства), после их согласования в соответствии с пп. 57-59 Регламента до внесения в Правительство РФ направляются с приложением протоколов согласительных совещаний (при их наличии) и замечаний на правовую и антикоррупционную экспертизу для оценки проекта акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений и соблюдения правил юридической техники, а также наличия либо отсутствия в нем коррупциогенных факторов. По результатам указанных экспертиз Министерство юстиции РФ дает соответствующее заключение (п. 60).

Требование об обязательной государственной антикоррупционной экспертизе проектов нормативных правовых актов закреплено в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, сформировавших свою антикоррупционную политику и принявших антикоррупционное законодательство. Так, в Республике Татарстан это требование было введено к проектам нормативных правовых актов органов исполнительной власти ещё в сентябре 2007 г. и отразилось в Постановлении Кабинета министров Республики Татарстан от 20 сентября 2007 г. № 474, в котором прямо предусматривалась обязательная официальная (государственная) антикоррупционная экспертиза этих правовых документов уполномоченным на то органом - Министерством юстиции Республики Татарстан [8]. Это положение сохранилось и в последующих нормативных правовых актах Кабинета министров Республики Татарстан, посвященных правовому регулированию антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов [9].

Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов также заключается в том, что компетентные органы обязаны построить нормотворческий процесс таким образом, чтобы была возможность знакомиться с проектами нормативных правовых актов неограниченному кругу лиц, в том числе независимым экспертам, заключения которых должны в обязательном порядке рассматриваться разработчиками нормативных правовых актов.

Оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами как принцип организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их

проектов заключается в том, что эксперт, исследуя представленный ему документ, должен анализировать и другие нормативные правовые акты, регулирующие однородные правоотношения [1. С. 7].

Из анализа данного принципа можно сделать вывод, что оценке во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами подлежит только нормативный правовой акт, но не его проект. В то время как из анализа принципов организации антикоррупционной экспертизы в целом следует, что данные принципы в их совокупности применимы, в первую очередь, к проектам нормативных правовых актов.

Учитывая вышесказанное, считаем целесообразным внести изменения в норму-принцип, содержащуюся в п. 2 ст. 2 ФЗ № 172-ФЗ, и изложить её в следующей редакции:

«2) оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами».

Необходимость соблюдения указанного принципа обоснована тем, что все принимаемые и действующие нормативные правовые акты обладают и общими, и специфическими чертами, находятся в строгой зависимости друг от друга. Игнорирование этого факта снижает эффект правотворческой и правоприменительной деятельности, затрудняет формирование нормативно-правового массива, доступного для граждан, должностных лиц и специалистов [1. С. 8].

Обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) как принцип организации антикоррупционной экспертизы заключается в том, что экспертом проводится исследование каждой нормы правового акта или его проекта на коррупциогенность и излагаются его результаты с учетом состава и последовательности коррупциогенных факторов [2. С. 20].

Объективность результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов означает, прежде всего, доказательность сделанных выводов. Наличие в проверяемом нормативном правовом акте (его проекте) коррупциогенного фактора является основанием для соответствующего вывода.

Объективность результатов антикоррупционной экспертизы означает, прежде всего, достоверность полученного знания. Доказательством достоверности такого вывода является факт обнаружения коррупциогенного фактора без обоснования возможных негативных последствий [5. С. 51]. Данный принцип предполагает также применение научно обоснованных методов получения и интерпретации результатов исследования.

Проверяемость означает воспроизводимость знания через практическое применение. Проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов достигается за счет применения единообразно изложенных в методике коррупциогенных факторов на наличие или отсутствие каждого из них, то есть каждая норма нормативного правового акта, проекта нормативного правового акта должна быть проверена на наличие (отсутствие) коррупциогенного фактора.

Проверяемость также означает публичность результатов антикоррупционной экспертизы, что достигается через возможность размещения заключений в сети Интернет, а также обязательность предоставления проекта нормативного правового акта совместно с заключениями.

Для обеспечения обоснованности, достоверности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность необходимо соблюдать правовые предписания (положения), предусмотренные действующими методикой и правилами её проведения и утверждёнными Постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 г. Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, содержащаяся в данном Постановлении, является единой для всех субъектов антикоррупционной экспертизы.

Компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Данный принцип среди прочих принципов организации антикоррупционной экспертизы является наиболее значимым. Принцип профессиональной компетенции означает, что антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов должны проводить специалисты в области применения исследуемого нормативного правового акта или его проекта, квалификация которых состоит в том, чтобы на основе общетеоретических и специальных познаний, в том числе знаний практики применения законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, как позитивной, так и связанной с неправомерным поведением в данной сфере жизнедеятельности, осмыслить реальную степень возможности использования соответст-

вующих особенностей нормативно-правовых формул в коррупционных целях [6. С. 27].

Важность комментируемого принципа заключается в том, что уровень знаний эксперта является одним из существенных элементов антикоррупционной экспертизы. Несоответствие уровня компетентности эксперта степени сложности экспертизы может привести к ошибочному заключению. Принцип компетентности направлен на предупреждение таких ошибок. Он непосредственно связан с принципом объективности, предполагающим применение научно обоснованных методов получения и интерпретации результатов исследования [1. С. 9].

Осуществление экспертизы экспертом в пределах своей специальности (квалификации) является непременным условием качественности проводимого им исследования, но, по нашему мнению, данный принцип включает в себя также принцип независимости результата экспертизы от заказчика и принцип ответственности эксперта.

Принцип независимости результата экспертизы имеет принципиально важное значение, ведь только независимый эксперт, проводя исследование при анализе закона или законопроекта, может вынести в полной мере объективное заключение. Независимость заключается в полном отсутствии каких-либо посторонних влияний на формирование внутреннего убеждения эксперта по предмету экспертизы.

Формально принцип независимости провозглашается во всех действующих нормативных правовых актах и концепциях экспертизы. Однако эксперт, находящийся в той или иной зависимости от заказчика, - это уже не эксперт, а в лучшем случае научный консультант или технический представитель интересов той или иной стороны в споре по предмету экспертизы [3. С. 68].

При всех условиях независимость эксперта должна быть, прежде всего, обеспечена строгим нормативным разграничением процедур управленческой и экспертной деятельности, автономией источников экспертной информации, методов их получения и исследования, а также рядом требований, исключающих личную заинтересованность эксперта и возможность посторонних влияний на формирование его выводов.

Ответственность независимых экспертов в настоящий момент носит исключительно позитивный характер. Существует явный пробел в законодательстве, а отсутствие в нормативных документах соответствующих наказаний административного характера данного деяния не исключает недобросовестности со стороны независимого эксперта в отношении проводимого исследования. Поэтому считаем целесообразным внести изменения в первую очередь в Кодекс об административных правонарушениях, предусмотрев за такие деяния материальную и дисциплинарную ответственность.

Независимые эксперты должны отвечать за дачу заведомо ложной антикоррупционной экспертизы (по аналогии со ст. 17.9 КоАП РФ) и злоупотребление правом при даче заключения. Вероятно, наиболее приемлема административная ответственность независимых экспертов: лишение права заниматься данным видом деятельности или дисквалификация (путем отзыва свидетельства об аккредитации в качестве независимого эксперта с опубликованием данной информации в СМИ).

Необходимость введения института ответственности эксперта за заведомо ложное заключение обусловливается правовым значением фактов, устанавливаемых с помощью правовой экспертизы. Особенно важно отметить, что ответственность эксперта должна следовать в случаях нарушения им принципов проведения экспертизы законодательства.

Сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) заключается в представлении институтам гражданского общества и гражданам, аккредитованным в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность необходимых материалов для производства антикоррупционной экспертизы, а также учет мнения независимых экспертов в процессе правотворчества. Сотрудничество означает взаимодействие, обмен информацией, взаимопомощь, согласованную деятельность в определенной сфере.

Данный принцип тесно связан с принципом гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения при проведении антикоррупционной экспертизы, который налагает на экспертный орган, проводящий антикоррупционную экспертизу, обязанность по информированию граждан, средств массовой информации, других заинтересованных субъектов о результатах конкрет-

ных антикоррупционных экспертиз, устанавливает прозрачность проведения антикоррупционной экспертизы, а также обязанность предоставления материалов для осуществления независимых антикоррупционных экспертиз.

Кроме прямо закрепленных в законе следует учитывать и иные принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, выводы о существовании которых можно сделать на основе анализа не только Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», но и иных нормативных правовых актов, а также исследования теоретико-правовых основ антикоррупционной экспертизы.

Так, В. Южаков, говоря об одобренном в первом чтении Государственной думой законопроекте «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», указывал, что в нем ни слова не сказано о системности антикоррупционной экспертизы (данный принцип не появился и в действующей редакции данного закона). То есть речь идет о том, что каждый нормативный правовой акт (или его проект) должен проверяться на наличие всех известных типичных и иных коррупционных факторов. Законопроект при проведении антикоррупционной экспертизы позволяет ограничиться выделением какого-либо одного фактора и рапортовать о проведении экспертизы, не заботясь об оставшихся. Неизбежна избирательность в проведении антикоррупционной экспертизы: что-то можно заметить, а на что-то закрыть глаза. Такая норма сама является коррупциогенной [12].

Также в научной литературе отмечается, что антикоррупционная экспертиза основывается и на принципе формализованности оценки правовых актов и проектов правовых актов, что означает использование процедур (регламентов) её проведения на основе заранее установленных критериев и показателей совершения действий её участниками и подведения итогов. Тогда оценка становится мерилом реальной эффективности правовых актов и допущенных деформаций не только в их тексте, но и в процедурах принятия и реализации [10. С. 18].

Думается, что данные точки зрения заслуживают внимания, но имеют существенный недостаток. Ограничивая эксперта определенными рамками экспертного исследования, мы лишаем его возможности рассматривать нормативный правовой акт, его проект, в более широкой плоскости, объёме, заставляя его действовать по определенной четко заданной схеме, что может в конечном итоге негативно повлиять на результат экспертного исследования. Из поля зрения эксперта могут уйти те коррупциогенные факторы, которые не прописаны в плане, но могли бы быть им замечены, не следуй он заданной схеме.

Таким образом, обобщив имеющиеся теоретические разработки, считаем необходимым сформулировать определение принципов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (их проектов), под которыми следует понимать систему взаимосвязанных между собой основополагающих базовых идейных начал антикоррупционного законодательства, реализация которых в процессе экспертного исследования направлена на достижение единой цели - выявления в нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов, а также повышения их качества и эффективности применения.

Также, учитывая разнообразие субъектов, осуществляющих данный вид юридической деятельности, считаем целесообразным выделять принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов различной степени обобщенности, а именно:

1) общие принципы, присущие экспертизе законодательства в целом и антикоррупционной экспертизе, в том числе законности экспертизы законодательства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина; системности; научности; информационной обеспеченности; своевременности; финансовой обеспеченности; оперативности; планомерности, непрерывности и др.;

2) частные принципы, свойственные исключительно антикоррупционной экспертизе, которые законодательно закреплены в ст. 2 Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». При этом такой принцип, как компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), следует рассматривать в контексте трех принципов: наличия знаний в определенной области права; независимости результата экспертизы от заказчика; ответственности эксперта.

Частные принципы антикоррупционной экспертизы могут быть классифицированы в зависимости от того, какую функцию они выполняют, а именно:

- принципы организации антикоррупционной экспертизы, к таковым можно отнести: обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

- принципы проведения антикоррупционной экспертизы: оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Таким образом, рассмотрение принципов антикоррупционной экспертизы показывает нам роль данной деятельности в юридическом процессе, а также позволяет понять содержание формирующейся российской системы нормативных правовых актов, регулирующих проведение антикоррупционной экспертизы. Рассмотренные в статье принципы предопределяют характер и содержание деятельности субъектов антикоррупционной экспертизы, а их учёт должен в целом способствовать повышению эффективности правотворческого и правоприменительного процессов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агеев В.Н., Бикмухаметов А.Э., Матковский П.А., Кабанов С.В. Принципы организации производства антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в современной России // Следователь. 2010. №2. С. 6-10.

2. Бикмухаметов А.Э. Принципы организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2009. №4 (12). С. 18-22.

3. Колдин В.Я. Экспертиза как инструмент права // Проблемы юридической техники: сб. ст. / под ред. В.М. Баранова. Н.Новгород: Нижполиграф, 2000. 822 с.

4. Короткова О.А. Экспертиза законопроектов и законодательных актов: теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

5. Кудашкин А.В. Комментарий к Федеральному закону «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». М.: Волтерс Клувер, 2011. 208 с.

6. Матковский С.В. Правовая природа антикоррупционной экспертизы // Рос. следователь. 2008. № 24. С. 27-30.

7. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» (с изм. от 27 мая, 7 июля 2006 г., 31 июля 2007 г., 28 марта, 19 мая, 26 ноября 2008 г., 10, 17 марта, 30 апреля, 2 сентября, 30 ноября, 24 декабря 2009 г., 20 февраля, 15 мая 2010 г., 21 февраля, 1 июля, 1 октября, 17 ноября 2011 г., 25 апреля 2012 г.) // СЗ РФ. 2004. № 23. Ст. 2313.

8. Об утверждении Порядка представления нормативных правовых актов на антикоррупционную экспертизу в Кабинет министров Республики Татарстан: Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 20 сентября 2007 г. № 474 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2007. № 39. Ст. 1488.

9. Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы отдельных нормативных правовых актов и их проектов и о внесении изменений в отдельные Постановления Кабинета министров Республики Татарстан: Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 24 декабря 2009 г. № 883 // Республика Татарстан. 2009. 29 дек.

10. Правовые акты: антикоррупционный анализ: науч.-практ. пособие / И.С. Власов и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Т.Я. Хабриева, В.Н. Найденко; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации, Науч.-исслед. центр ФСБ России. М.: Контракт: Волтерс Клувер, 2010. 168 с.

11. Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 29. Ст. 3609.

12. Южаков В. Антикоррупционная экспертиза: Шанс на очищение // Ведомости. 2009. 30 июня.

Поступила в редакцию 10.11.12

Yu.I. Voronina

To the problem of the content of the principles of anti-corruption expertise of the normative legal documents and their drafts in the Russian Federation

The article examines principles of anti-corruption expertise of the normative legal documents and their drafts in the Russian Federation, their scientific and legal content is revealed and proposals to improve the anti-corruption legislation are made.

Keywords: anti-corruption expertise, principles of anti-corruption expertise, factors of corruption.

Воронина Юлия Игоревна, аспирант

Г АОУ ВПО Тюменской области «Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права»

625051, Россия, г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, 102 E-mail: Voronina-YI@yandex.ru

Voronina Yu.I., post-graduate student

Tyumen State Academy of World Economy, Management and Law

625051, Russia, Tyumen, 30 Let Pobedy st., 102 E-mail: Voronina-YI@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.