Научная статья на тему 'Независимая антикоррупционная экспертиза: понятие, содержание, правовое регулирование и перспективы повышения качества экспертной деятельности'

Независимая антикоррупционная экспертиза: понятие, содержание, правовое регулирование и перспективы повышения качества экспертной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2908
410
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ / ОБЪЕКТ НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ / ПРЕДМЕТ НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ / МЕТОДИКА НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ПРОЕКТОВ / НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабанов П. А.

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; региональные особенности механизма проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Предложены меры по повышению эффективности независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кабанов П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Независимая антикоррупционная экспертиза: понятие, содержание, правовое регулирование и перспективы повышения качества экспертной деятельности»

УДК 343.35:328.185

П.А. КАБАНОВ,

доктор юридических наук, доцент

Набережночелнинский филиал Института экономики, управления и права (г. Казань)

E-mail: kabanov@chl.ieml.ru

НЕЗАВИСИМАЯ АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; региональные особенности механизма проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Предложены меры по повышению эффективности независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

Состояние коррупции в различных сферах жизнедеятельности современного российского общества стало одной из самых серьезны« угроз, препятствующих гармоничному развитию государства и снижающих эффективность деятельности его институтов. Ее общественная опасность для поступательного развития государственных институтов и институтов гражданского общества признается научным сообществом, средствами массовой информации, главой государства - Президентом России, политическими и общественными деятелями. В связи с этим на территории России начинают создаваться положительно зарекомендовавшие себя механизмы по сдерживанию коррупционного поведения в различных сферах социального управления.

Особое место среди механизмов сдерживания коррупции специалисты отводят специфической мере профилактического воздействия на нее - антикоррупционной экспертизе нормативны« правовых актов и их проектов [1, с. 168-180; 2, с. 4-42]. Это антикоррупционное средство доказало свою эффективность при его апробации на федеральном уровне - в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Фе-

дерации при рассмотрении проектов некоторый федеральных законов [3]. Кроме того, в отдельны« субыектах Российской Федерации проведение юридическими службами государственных органов власти, муниципальных органов власти и специальными независимыми экспертами антикоррупционной экспертизы проектов региональных и муниципальных правовых актов дает положительные результаты, снижая кор-рупциогенность принимаемых нормативных правовых актов.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов как антикоррупционное средство первоначально была законодательно закреплена на федеральном уровне в ст. 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" [4]. Несколько позже правовому регулированию антикоррупционной экспертизы был посвящен специальный федеральный законодательный правовой акт - Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нор-мативнык правовых актов" [5] и ряд других нормативны« правовых актов, подготовленных для его реализации и эффективного применения.

Действующее российское антикоррупционное законодательство предусматривает производство двух видов антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов - официальную, или государственную [6, с. 7-9], и независимую, которую иногда специалисты именуют общественной [7, с. 30-32; 8, с. 25-27].

Официальную обязательную государственную антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов проводят органы прокуратуры, подразделения Министерства юстиции Российской Федерации, государственные органы, учреждения, организации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и их должностные лица, уполномоченные на такую деятельность.

Независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов проводят независимые эксперты - институты гражданского общества и граждане. При этом для проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов федерального уровня (федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации или иных нормативно-правовых актов федеральных органов государственной власти или их проектов) Правительством Российской Федерации предъявлено разумное требование - аккредитация независимых экспертов Министерством юстиции Российской Федерации [9].

Министерство юстиции Российской Федерации в кратчайшие сроки разработало механизмы аккредитации независимых экспертов. Действующий Порядок аккредитации независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность, разработан Минюстом России в марте текущего года и обнародован надлежащим образом [10]. В соответствии с действующими федеральными нормативными правовыми актами независимыми экспертами могут быть физические и юридические лица. Основными требования-

ми для независимых экспертов-физических лиц является наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, а для юридических лиц - наличие в штате не менее трех сотрудников, удовлетворяющих требованиям к аккредитации физического лица. Как отмечается в федеральных средствах массовой информации, уже через несколько месяцев после обнародования порядка аккредитации независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы, Министерство юстиции России аккредитовало 120 независимых экспертов, которым были выданы соответствующие документы [11; 12]. К началу ноября текущего года Минюстом России было аккредитовано уже свыше 450 независимых экспертов, в том числе около 50 юридических лиц.

Особый интерес вызывает региональная и муниципальная правотворческая практика правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В одних субъектах Российской Федерации имеется правовое регулирование независимой антикоррупционной экспертизы региональных нормативных правовых актов и их проектов [13], в других - независимая антикоррупционная экспертиза региональных нормативных правовых актов и их проектов до настоящего времени не предусмотрена [14; 15], в третьих ее проведение лишь декларируется, а правовые механизмы регулирования отсутствуют [16] либо сформулированы таким образом, что их выполнение невозможно в силу отсутствия важнейших их элементов.

Как показывает региональная практика правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы региональных нормативных правовых актов и их проектов, отдельные субъекты Российской Федерации ужесточили требования к кандидатам в независимые эксперты для проведения антикоррупционной экспертизы. Другие приняли те же требования к независимым экспертам региональных нормативных правовых актов, что и предусмотренные для независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы федеральных

нормативных правовых актов и их проектов. Третьи субыекты Российской Федерации даже не сформулировали таких требований к независимым экспертам, тем самым позволив любому жителю региона быть независимым экспертом, четвертые - наделили такими полномочиями региональные Общественные советы или Общественные палаты [16].

Повышенные требования к независимым экспертам установлены в Краснодарском крае. Здесь для аккредитации независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы нормативны« правовык актов исполнительных органов власти Краснодарского края и их проектов, установлены следующие требования: для физических лиц - а) наличие высшего профессионального образования; б) стаж работы по специальности, отвечающей профилю экспертиз, не менее 5 лет; в) опыт системного анализа нормативных документов, а для юридических лиц или их структурных подразделений - наличие в штате не менее 7 сотрудников, удовлетворяющих требованиям к аккредитации физического лица. Поэтому в Краснодарском крае к середине ноября 2009 г. в качестве независимы« экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов региональных органов исполнительной власти, было аккредитовано лишь 8 лиц, в том числе два юридических лица - филиалы образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В Ненецком автономном округе Постановлением администрации обязательным условием для аккредитации независимых экспертов физических лиц в Аппарате Администрации Ненецкого автономного округа является наличие высшего юридического образования и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет [17].

В нормативных правовых актах муниципальных органах власти и органах местного самоуправления, регулирующих проведение антикоррупционной экспертизы, собственные требования к независимым экспертам, уполномоченным на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных право-

вых актов и их проектов, не формулируются, а указывается на то, что они должны быть аккредитованы Министерством юстиции Российской Федерации. Хотя известно, что Министерство юстиции России аккредитует независимых экспертов, уполномоченных на проведение независимой экспертизы федеральных нормативных правовых актов и их проектов, а не нормативных правовых актов и их проектов региональных и тем более муниципальных органов власти. Следовательно, независимая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на муниципальном уровне в таких условиях невозможна, а ее правовое регулирование само коррупциогенно (наличие завышенных требований к лицу, предыявляемых для реализации принадлежащего ему права; установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям). Поэтому целесообразно муниципальным органам власти дополнительно закреплять в муниципальных правовых актах требования к независимым экспертам.

Обыектом независимой антикоррупционной экспертизы в соответствии со смыслом ст. 5 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" являются нормативные правовые акты и проекты нормативных правовык актов, подготовленные органами государственной власти различного уровня, их должностными лицами и органами местного самоуправления.

Предметом независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов являются коррупциогенные факторы, то есть те положения исследуемого обыек-та (правового документа), которые способствуют созданию условий для проявления коррупции при его применении.

Основной целью независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является предупреждение включения в проекты нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также выявление, описание, обыяснение коррупцио-

генных факторов в действующих нормативных правовых актах и выработка мер по их устранению, нейтрализации и/или локализации.

Дополнительной целью независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является вовлечение институтов гражданского общества и населения в реализацию национальной антикоррупционной политики.

Наиболее значимым или существенным вопросом независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов является обеспечение независимости экспертов. Ведь в процессе подготовки и принятия нормативного правового акта появляется значительное количество физических и/или юридических лиц, заинтересованных в его принятии, изменении или сохранении в прежней редакции.

В соответствии с действующими федеральными, региональными и муниципальными российскими нормативными правовыми актами независимость экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность, определяется и обеспечивается следующим.

Во-первых, отсутствием у независимых экспертов внешне проявляемых экономических стимулов в проведении экспертизы, поскольку она проводится ими за счет собственных средств.

Во-вторых, устранением от участия в проведении независимой антикоррупционной экспертизы лиц, принимавших участие в разработке нормативного правового акта или его проекта, даже если они имеют государственную аккредитацию соответствующего органа юстиции или иного государственного органа или органа местного самоуправления.

В-третьих, устранением от участия в проведении антикоррупционной экспертизы независимых экспертов (организаций и учреждений), если они находятся в ведении органа государственной власти - разработчика нормативного правового акта или инициатора его проекта.

В-четвертых, инициативностью, добровольностью и самостоятельностью выбора сте-

пени участия независимых экспертов в антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов.

Выделенные нами правовые основания (условия) независимости экспертов и особенности правового регулирования их деятельности позволяют сформулировать рабочее определение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

На наш взгляд, под независимой антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов и их проектов следует понимать исследовательскую деятельность независимых экспертов по выявлению в нормативных правовых актах и их проектах положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции и выработке предложений по их устранению, локализации или нейтрализации. При этом необходимо отметить, что независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов должна базироваться исключительно на устоявшейся, апробированной, положительно себя зарекомендовавшей и регулируемой действующими нормативными правовыми актами методике проведения антикоррупционной экспертизы. Такая методика антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов на сегодняшний день утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации [18] и обязательна для использования в своей деятельности всеми экспертами, независимо от их статуса и объема полномочий.

Для производства независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов не требуется какого-либо письменного документа компетентного на то должностного лица о ее назначении. Здесь вполне достаточно лишь того, чтобы нормативный правовой акт или проект нормативного правового акта был надлежащим образом обнародован (опубликован в средствах массовой информации или размещен на официальном сайте государственного органа, организации или учреждения), а независимый эксперт по собственной инициативе провел его исследование, подготовил и оформил надлежащим об-

разом соответствующее заключение на его кор-рупциогенность.

В случае обнаружения независимым экспертом в нормативном правовом акте или его проекте коррупциогенных факторов, они должны быть указаны в исследовательской части заключения с обязательным обозначением, в каких именно структурных единицах (разделах, главах, статьях, частях, пунктах, абзацах) исследуемого документа они присутствуют, а в выводах эксперта должны быть предложены меры по устранению, локализации и/или нейтрализации этих факторов, включая и экспертную редакцию нормативного правового акта или его проекта.

Отечественный законодатель не определил срок проведения независимой антикоррупрци-онной экспертизы нормативного правового акта или его проекта. Однако, в Постановлении Правительства России от 17 марта 2009 г. № 242 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" указано, что срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность при размещении проектов нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти в сети Интернет составляет не менее 7 дней [19] (не считая нерабочих и праздничных дней).

По общему правилу, закрепленному в Постановлении Правительства РФ от 5 марта 2009 г. № 195, срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовыгх актов и их проектов устанавливается разработчиками указанных документов (органом государственной власти или органом местного самоуправления) и не может быть меньше срока их рассмотрения юридической службой разработчика.

Несколько иначе решается вопрос о сроках проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в отдельных субыектах Российской Федерации. В нормативных правовыгх актах отдельных субыектов Российской Федерации прямо указывается, что срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов не может быть меньше 15 дней с момента размещения их на официальном сайте государственного органа [13].

Другими региональными нормативными правовыми актами производство антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов устанавливается в срок не менее 5 календарных дней, и экспертное заключение независимые эксперты предоставляют разработчику проекта через 10 календарный дней с момента размещения проекта нормативного правового акта на официальном сайте государственного органа (например, в Ненецком автономном округе [17] региональным норма-тивныш правовым актом устанавливается десятидневный срок для производства независимой антикоррупционной экспертизы).

Третьими региональными нормативными правовыми актами устанавливается конкретный срок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Например, 5 дней в Тюменской области и 14 дней - в Санкт-Петербурге.

Четвертые вообще не затрагивают вопросы сроков производства антикоррупционной экспертизы региональных и муниципальных нормативных правовых актов. В таком случае, как нам представляется, если в региональных и муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих вопросы проведения независимой антикоррупционной экспертизы, не указывается конкретный срок, либо разработчик проекта нормативного правового акта не указывает сроки производства независимой антикоррупционной экспертизы при размещении документа на официальном сайте государственного или муниципального органа власти, то, по-видимому, срок подготовки и предоставления заключения антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта независимыми экспертами может быть установлен до принятия названного документа или вступления его в законную силу.

После проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативного акта или его проекта юридическую силу приобретает лишь экспертное заключение, оформленное надлежащим образом. Подготовленное независимым экспертом заключение о наличии коррупциогенных факторов в исследованных им нормативных пра-

вовых актах или их проектах должно сопровождаться их исчерпывающим перечнем и предложениями по существу вопроса (отмене или прекращении действующего нормативного правового акта, приостановлении его действия либо его изменении (дополнении) в соответствии с предлагаемой редакцией; предлагаемая редакция проекта нормативного правового акта).

Экспертное заключение должно быть близко по содержанию и оформлению Образцу, разработанному Министерством юстиции Российской Федерации для собственных экспертов, уполномоченных на проведении экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность [20]. После чего надлежащим образом оформленное экспертное заключение о проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта или его проекта направляется в орган, организацию или учреждение, принявшее нормативный правовой акт или подготовившее его проект для принятия по нему решения с учетом рекомендаций независимого эксперта, изложенных им в заключении.

Должностные лица, подписавшие нормативный правовой акт или подготовившие его проект при получении независимого экспертного заключения о наличии в нем коррупцио-генных факторов, обязаны в тридцатидневный срок со дня его получения рассмотреть и дать письменный мотивированный ответ о результатах его рассмотрения. В случае, если выявленные независимым экспертом в действующем нормативном правовом акте коррупциогенные факторы не устраняются принявшим его органом, учреждением или организацией, мотивированное заключение независимого эксперта и письменный мотивированный ответ соответствующего органа, учреждения или должностного лица на данное заключение могут быть направлены прокурору, полномочному внести протест на этот нормативный правовой акт.

При выявлении независимым экспертом коррупциогенных факторов в проекте нормативного правового акта и немотивированного игнорирования рекомендаций независимого эксперта по данному проекту либо формального

подхода к проведенному исследованию заключение может быть направлено в вышестоящий государственный орган и/или вышестоящему должностному лицу либо в соответствующий орган юстиции для его дополнительной проверки официальными экспертами.

Рассмотренный нами механизм правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов касается лишь проведения независимых экспертиз нормативно-правовых актов или их проектов федеральных органов государственной власти, отдельных субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных органов власти. Вне нашего зрения остаются вопросы правового регулирования независимых антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов большинства органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

На наш взгляд, для совершенствования механизма правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления необходимо следующее. Во-первых, Правительству Российской Федерации потребовать от высших должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации повсеместного исполнения п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации [9], а высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять необходимые нормативные правовые акты о проведении независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов. Во-вторых, Правительству Российской Федерации подготовить и принять предусмотренные федеральным антикоррупционным законодательством нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения антикоррупционной экспертизы независимыми экспертами. В-третьих, органам местного самоуправления принять необходимые нормативные правовые акты, регули-

рующие порядок и механизмы проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В-четвертых, Министерству юстиции Российской Федерации разрешить аккредитованным им независимым экспертам осуществлять ан-тикорррупционную экспертизу не только проектов федеральных нормативных правовых актов, но и проектов региональных и муниципальных нормативных правовых актов, внеся соответствующие изменения в действующие ведомственные правовые акты. Последнее предложение обусловлено тем, что региональное законодательство и муниципальные правовые акты нуждаются также в пристальном внимании не только со стороны официальных экспертов, но и независимых экспертов и экспертных учреждений, о чем уже упоминалось отдельными специалистами [21, с. 52].

Изложенное выше позволяет нам сделать некоторые выводы по исследуемой тематике.

Во-первых, в Российской Федерации созданы правовые основы проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, а также деятельности независимых экспертов и экспертных учреждений на федеральном уровне и в отдельных субыектах Российской Федерации, которые требуют дальнейшего совершенствования.

Во-вторых, Министерству юстиции Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования независимой антикоррупционной экспертизы нормативных право-выгх актов и их проектов необходимо начать осуществлять мониторинг деятельности независимых экспертов и экспертных учреждений по проведению антикоррупционных экспертиз федеральных и региональных нормативных правовых актов и их проектов.

В-третьих, необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования деятельности независимых экспертов по проведению антикоррупционных экспертиз нормативных правовыгх актов и их проектов на региональном и муниципальном уровне, а также широкое привлечение независимых экспертов к этой деятельности.

В-четвертых, Министерству юстиции Российской Федерации, региональным и муниципальным органам власти необходимо создать постоянно действующую эффективную систему обучения и повышения квалификации независимых экспертов по проведению ими антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов. Для этих целей необходимо подготовить образовательные программы дополнительного профессионального образования по получению профессиональных навыков для осуществления антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. При этом образовательная деятельность должна осуществляться с привлечением профессиональных экспертов Министерства юстиции РФ, а также независимых экспертов из образовательных учреждений высшего и послевузовского профессионального образования либо юридических научно-исследовательских учреждений, имеющих опыт проведения юридических (правовых), в том числе и антикоррупционных, экспертиз нормативных правовых актов и их проектов.

Список литературы

1. Кокотов А.Н., Родионова О.Н. Экспертиза законов субъекта РФ на коррупциогенность // Российский юридический журнал. - 2008. - № 4. - С. 168-180.

2. Южаков В.Н. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: методика, опыт и перспективы // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2008. - № 2. - С. 4-42.

3. Южаков В.Н. Опыт антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов. - URL: http://www. gov.karelia.ru/Leader/Reform/exp.html

4. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // Российская газета. -2008. - 30 декабря.

5. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-Ф3 // Российская газета. - 2009. - 22 июля.

6. Бикмухаметов А.Э. Государственная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в Республике Татарстан: правовое регулирование и некоторые направления его совершенствования // Следователь. - 2008. - № 8. - С. 7-9.

7. Матковский С.В. Общественная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: правовые основы и характеристика субъектов // Следователь. - 2009. - № 6. - С. 30-32.

8. Кабанов П.А., Мартынович Т.С. Общественная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в Республике Татарстан: понятие, содержание, проведение, значение // Следователь. - 2009. -№ 6. - С. 25-27.

9. Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 195 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 10. - Ст. 1240.

10. Об аккредитации юридических и физических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов на коррупциогенность: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 92 // Российская газета. - 2009. -24 апреля.

11. Куликов В. Законная сила. 120 независимых экспертов начали антикоррупционные проверки документов // Российская газета. - 2009. - 4 августа.

12. Орлов П. Свежий взгляд на взятку. Минюст выдал удостоверения первым независимым экспертам // Российская газета. - 2009. - 20 августа.

13. Правила проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы, утвержденные Постановлением Правительства Москвы 2 июня 2009 г. № 513-1III // Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2009. - 16 июня. - № 34.

14. О нормативных правовых актах Республики Башкортостан: Закон Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года № 42-з // Советская Башкирия. - 1996. -27 августа.

15. О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов Чувашской Республики и их проектов: Постановление Кабинета Министров Чувашской

Республики от 25 декабря 2007 г. № 348 // Собрание законодательства Чувашской Республики. - 2007. - № 12. -Ст. 883.

16. Об антикоррупционной экспертизе правовых актов Республики Коми и их проектов: Закон Республики Коми от 17 апреля 2009 г. № 236-РЗ // Ведомости правовых актов органов государственной власти Республики Коми. - 2009. - № 12. - Ст. 199.

17. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа и их проектов: Постановление администрации Ненецкого автономного округа от 15 апреля 2009 г. № 54-п // Сборник нормативных правовых актов Ненецкого автономного округа. -2009. - 17 апреля. - № 6.

18. Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции: Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 г. № 196 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 10. - Ст. 1241.

19. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 г. № 242 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2009. - № 12. - Ст. 1443.

20. Об организации работы по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 136 // Документ на момент написания работы официально опубликован не был и находится в личном архиве автора.

21. Сухаренко А.Н. Антикоррупционная экспертиза законодательства как средство борьбы с организованной преступностью в сфере экономики // Следователь. - 2009. -№ 6. - С. 51-53.

В редакцию материал поступил 09.11.09.

Ключевые слова: независимая антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, объект независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, предмет независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, методика независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, правовое регулирование независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, независимый эксперт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.