Адаменко Игорь Евгеньевич
кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583757)
К вопросу о содержании компонентов уголовно-процессуальной деятельности
В статье говорится о том, что дух российской общности является целостной системой уголовно-процессуальной деятельности. Он обеспечивает формирование уголовно-процессуальной деятельности таковой, какова она есть. В работе дух российской общности выражается в свойственной ему философии, которая обеспечивает связь в отношении субъекта к объекту. В этом смысле дух уголовно-процессуальной деятельности является философской квинтэссенцией своего времени. Будучи таковым, дух уголовно-процессуальной деятельности содержит в себе не только знания об объекте, но и отношения к этой деятельности субъекта.
Ключевые слова: уголовно-процессуальная деятельность, дух российской общности, субъект, объект, философский дух.
I.E. Adamenko, Master of Law, Assistant Professor, Professor of the Chair of Criminal Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583757.
To a question about the content of components of criminal procedure activity
The article says that the spirit of the Russian community is a holistic system of of criminal procedure activity. It provides the formation of criminal procedure activity is what it is. In the article the spirit of the Russian community expressed in his characteristic philosophy, which provides communication in respect of the subject to the object. In this sense, the spirit of criminal procedure activity is the philosophical quintessence of its time. As such, the spirit of criminal procedure activity includes not only knowledge about the object, but also the relationship to the activity of the subject.
Key words: criminal procedure activity, the spirit of the Russian community, subject, object, philosophical spirit.
Духовность российского народа образует главную ось его истории. Образно говоря языком рационалистической науки, в духе российского народа нашли свое проявление не только логические, но и нравственные, эмоциональные, сенсуальные (чувственные) и правовые его свойства. В настоящем исследовании эти свойства целостного духа российского народа обусловливают компоненты уголовно-процессуальной деятельности. С учетом сказанного мы выделяем нравственный, эмоциональный, чувственный, логический и правовой компоненты уголовно-процессуальной деятельности.
В инструментальном смысле дух российской общности нами мыслится в качестве целостной системы. В свою очередь, под целостной системой мы понимаем «совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные, системные) качества, не присущие ее образующим» [1, с. 8]. Например, философский дух как таковой еще не представляет собой дух российской общности. Для того, чтобы философский дух, образно говоря, «породил дух российской общности», необходимо его взаимодействие, по крайней мере, с религиозным, нравственным, культур-
ным, историческим духом российского народа. В данном аспекте каждый из перечисленных нами духов выступает в роли одного из компонентов духа российской общности. Возникает вопрос: какова связь между этими компонентами духа российской общности?
Ответ на данный вопрос будет следующим. В научной литературе исследований, посвященных осмыслению духа российской общности в контексте уголовно-процессуальной деятельности, мы не наблюдаем. Вопросы исследования связи между компонентами целостной системы осуществлялись в отечественной науке на уровне отраслевой науки - управления социальными системами. На данном отраслевом уровне связь между компонентами целостной системы характеризуется так: «Связь между компонентами целостной системы существенна, органична. Изменение одного из них с необходимостью вызывает то или иное изменение других, а нередко и системы в целом» [1, с. 8].
Существенность и органичность связи в целостной системе дает нам возможность выдвинуть, а в последующем обосновать гипотезу о том, что дух российской общности обеспечивает связь в целостных системах, включая и систему уголовно-процессуальной деятельности.
41
Подобный статус духа российской общности в целостных системах позволяет нам разрешить еще одну немаловажную проблему, а именно возможность использования инструментария науки управления для разрешения стоящих перед нами задач. На наш взгляд, такое заимствование вполне приемлемо, поскольку осуществляется в рамках всеобщей диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности. Методологически мы исходим из неправомерности противопоставления философии и отраслевых наук, включая уголовно-процессуальную науку и науку управления, как качественно различных форм осмысления бытия уголовно-процессуальной деятельности. Мировоззренческая функция диалектической философии не является чем-то внешним, посторонним для юридической науки. Научным содержанием философии «обеспечивается органическая ее связь с науками о природе и обществе» [2, с. 9].
Научное содержание философии обеспечивает ее органическую связь с юридической наукой и наукой управления социальными процессами. Впрочем, не исключена и обратная взаимосвязь: научное содержание юридической науки и науки управления обеспечивает научное содержание философии. Отсюда на уровне философии уголовно-процессуальная деятельность является вполне уместным использованием инструментария науки управления социальными процессами для объяснения и описания свойств духа российской общности.
Вооружившись апробированным в науке инструментарием исследования, перейдем непосредственно к исследованию духа российской общности. В этой связи обращаем внимание своих оппонентов на тот факт, что, с одной стороны, дух российской общности обеспечивает связь между целостными компонентами целостной системы как по горизонтали, так и по вертикали, а с другой - сам является приобретенным свойством целостной системы. Условно говоря, отмеченная нами двусторонность (доходящая до всеобщности) духа российской общности дает нам основание в контексте наименования настоящего исследования вести речь о его воздействующей и преобразующей силах.
Дух российской общности активно воздействует на свои компоненты. Более того, при соответствующих условиях он способен преобразовывать их сообразно своей природе. В результате исходные компоненты претерпевают заметные изменения, вплоть до потери некоторых свойств, которые были присущи до воздействия духа российской общности. Так, в контексте уголовно-процессуальной деятельности при должных на то условиях дух российской общности способен нейтрализовать
низменные инстинкты, преобразуя их высшие помыслы. Однако на этой потенции духа российской общности в уголовно-процессуальной сфере мы остановимся несколько позже. Сейчас же приступим к обоснованию выдвинутой нами гипотезы.
Дух российской общности является целостной системой уголовно-процессуальной деятельности. Он обеспечивает формирование уголовно-процессуальной деятельности тако-вой,какова она есть. Конечно,сказанное не означает, что дух всегда обеспечивает формирование уголовно-процессуальной деятельности отвечающим потребностям бытия российской общности. Вовсе нет. Дух российской общности формирует уголовно-процессуальную деятельность в соответствии со своим состоянием.
В уголовно-процессуальной деятельности дух российской общности выражается в свойственной ему философии, которая обеспечивает связь в отношении субъекта к объекту. В этом смысле дух уголовно-процессуальной деятельности является философской квинтэссенцией своего времени. Будучи таковым, дух уголовно-процессуальной деятельности содержит в себе не только знания об объекте, но и отношения к этой деятельности субъекта. В нем как бы воплощено чувственно-эмоциональное отношение к реальному бытию уголовно-процессуальной деятельности. По этой причине дух уголовно-процессуальной деятельности не является объективно беспристрастным. Своим потенциалом он выходит за рамки только научного (в смысле саентистского) понимания уголовно-процессуальной деятельности.
Дух уголовно-процессуальной деятельности воплощает в себе весь спектр фило-софско-ориентирующих начал. Он выступает своеобразным «синтезатором» всех способов философского осмысления бытия уголовно-процессуальной деятельности. На этом (философском) уровне дух уголовно-процессуальной деятельности «выступает проводником живительного тока от науки к другим формам духовной культуры и наоборот» [3, с. 72]. В данном случае речь идет о том, что уголовно-процессуальная деятельность познается как целостное образование, в своей совокупности создающее единство со своим бытием и внутренними, свойственными ему особенностями.
Целостное единство духа уголовно-процессуальной деятельности обеспечивается тем, что он является одновременно и проявлением духа российской общности в уголовно-процессуальной сфере. «Не надобно представлять себе общество, - писал В.Д. Спасович, - как нечто отдельное от человека. Оно обратная сторона человеческой личности. Это тот же человек, но только рассматриваемый с иной
42
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2015 • № 3 (29)
точки зрения. Общество живет в груди всякого гражданина, держится патриотизмом, постоянным, превратившимся в обычай жертвованием в его пользу сил и способностей человеческих, болеет болью граждан; всякий удар, против него направленный, поражает меня, другого, третьего и каждого из нас» [4, с. 80].
Дух уголовно-процессуальной деятельности является соответствующим проявлением духа российской общности, со свойственными ему достоинствами и недостатками. В своем здоровом (нормальном) состоянии дух российской общности обеспечивает формирование уголовно-процессуальной деятельности в соответствии с ожиданиями, возложенными на нее той частью нашего народа, которая, условно говоря, имеет «здоровый дух». Он и обеспечивает соответствующую уголовно-процессуальную деятельность. Несколько с иной ситуацией мы сталкиваемся, когда имеем дело с болезненными проявлениями духа российской общности, например, мещанским духом. По нашему глубокому убеждению, одной из одиозных форм его проявления является коррупция.
Мещанский дух в уголовно-процессуальной сфере является следствием духовной болезни российской общности. В силу различных на то причин и обстоятельств отечественная уголовно-процессуальная доктрина стала заложником дуалистического мировоззрения, характеризующегося его разделением на внутренний (духовный, он же идеальный) мир и внешний (материальный) мир. В силу метафизического характера внутреннего мира, а отсюда невозможности его объяснения и описания потенциалом науки он признается архаичным достоянием.
Невозможность объяснения и описания внутреннего мира потенциалом науки создает условия для развертывания на авансцене истории научных доктрин. Они выступают в качестве феноменов, объясняющих процессы и явления, свойственные материальному (видимому) миру. Одной из таких научных доктрин
1. Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). 2-е изд., доп. М., 1973.
2. Федосеев П. Взаимосвязь философии и конкретных наук //Диалектический материализм и современная наука: материалы между-нар. симпозиума. Прага, 1978.
3. Куценко В.И., Бойченко И.В., Мазур В.Н. Категории исторического материализма и их методологическая функция. Киев, 1986.
4. Спасович В.Д. Избранные труды и речи / сост. И. В. Потапчук. Тула, 2000.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М, 2008.
выступила гносеология. Ее, видимо, под воздействием духа времени, стали выдавать за единственно правильную философскую основу уголовного судопроизводства.
Гносеологическая доктрина уголовного судопроизводства выступила в качестве единственного методологического компонента уголовно-процессуальной деятельности. Такое ее выступление создало иллюзорную картину. Пейзаж этой картины не включал внутреннюю сторону уголовного судопроизводства. Ее место было замещено гносеологическим объяснением внутреннего мира, как правило, рассматриваемого на уровне инстинкта, со свойственными ему процессами и явлениями. В этом контексте внутренний мир был сведен к категориальному аппарату психологии, т.е. объяснения качеств человеческой души посредством гносеологического (логического) научного аппарата. Такая потребность в психологическом обосновании гносеологической доктрины объясняется необходимостью обеспечения соответствия ее базисных логических суждений опыту. В результате такого организационного образования дух уголовно-процессуальной деятельности был сведен до уровня души. Без учета особенностей такое сведение духа к душе привело к его свертыванию. В результате на его место искусственно была поставлена душа. «Психология, - отмечает Л.С. Выготский, - означает учение или науку о душе» [5, с. 8]. Таким образом, психология является наукой о душе, иначе это научное объяснение и описание свойств (качеств) души. В ее сферу не входят процессы и явления, которые она не способна объяснить, например процессы и явления, отнесенные к той же самой метафизике души. Отсюда вполне уместно вести речь о том, что психология имеет дело с усеченными данными о душе. Это дает нам основание говорить об ограниченности инструментария ее исследования. Тем более вопросы духа она отдает на откуп теологии.
1. Afanasyev V.G. The scientific management of a society. (Experience in systems research). 2nd ed., ext. Moscow, 1973.
2. Fedoseev P. Interrelation of philosophy and concrete sciences // Dialectical materialism and modern science: proc. of the International symposium. Prague, 1978.
3. Kutsenko V.I., Boychenko I.V., Mazur V.N. Categories of historical materialism and their methodological function. Kiev, 1986.
4. Spasovich V.D. Selected works and speeches / comp. I.V. Potapchuk. Tula, 2000.
5. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology / ed. by V.V. Davydov. Moscow, 2008.
43