УДК 346.26
К ВОПРОСУ О СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УПРАВЛЯЮЩИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Захарова Ольга Андреевна, магистрант, направвление подготовки 40.04.01 Юриспруденция, Оренбургский институт (филиал) уни-верситета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), Оренбург e-mail: [email protected]
Научный руководитель: Ефимцева Татьяна Владимировна, доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой предпринимательского и природоресурсного права, Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), Оренбург e-mail: [email protected]
Аннотация. В условиях развивающегося рынка управления многоквартирными домами наиболее остро встает вопрос о выполнении управляющими организациями условий заключенных с гражданами договоров и взимания справедливой платы за выполненные работы. Не менее важным также является вопрос о соблюдении юридическими лицами лицензионных требований при осуществлении деятельности. Нередки случаи обращения граждан с жалобами в надзорные ведомства о нарушениях законодательства управляющими организациями, что и вызвало необходимость рассмотрения указанного вопроса в рамках настоящей статьи. Целью работы автора является рассмотрение наиболее распространенных нарушений законодательства в рамках исполнения договоров управления многоквартирными домами. В ходе исследования автором использованы такие методы научно-теоретического исследования, как: анализ, обобщение, сравнение, аналогия. Результатом исследования выступает сделанный автором вывод о необходимости совершенствования законодательного регулирования в части контроля за деятельностью управляющих организаций. Научная новизна обусловлена тем, что автором выявлено и аргументировано специфическое свойство ЖКХ - высокая социальная значимость жилищно-коммунальных услуг, как жизненного условия развития человека. Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что основные выводы, сформулированные автором, могут быть использованы законодателем для повышения качества работы предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
Ключевые слова: дом, управление, лицензия, законодательство, нарушение, организация.
Для цитирования: Захарова О. А. К вопросу о соблюдении требований законодательства Российской Федерации управляющими организациями при осуществлении деятельности // Шаг в науку. - 2020. - 32. -С. 93-96.
ON THE ISSUE OF COMPLIANCE WITH THE REQUIREMENTS OF THE LEGISLATION OF THE
RUSSIAN FEDERATION BY MANAGING ORGANIZATIONS IN CARRYING OUT ACTIVITIES
Zakharova Olga Andreevna, graduate student, training program 40.04.01 Jurisprudence, Orenburg Institute (branch) Moscow State Law University named after O. E. Kutafin, Orenburg e-mail: [email protected]
Research advisor: Efimtseva Tatyana Vladimirovna, Doctor of Law, Associate Professor, Head of the Department of Entrepreneurial and Environmental Law, Orenburg Institute (branch) of the Kutafin Moscow State Law Academy (MSAL), Orenburg e-mail: [email protected]
Abstract. In the developing market of multi-apartment housing management, the most acute question arises as to whether the managing organizations will comply with the terms and conditions of agreements concluded with citizens and charge a fair payment for the work performed. Equally important is the issue of compliance by legal entities with licensing requirements in carrying out activities. There are frequent cases of citizens complaining to supervisory agencies about violations of the law by managing organizations, which has necessitated the consideration of this issue in the framework of this article. The purpose of the author's work is to consider the most common violations of the law in the framework of the execution of multi-apartment building management contracts. During the study, the author used such methods of scientific and theoretical research as: analysis, generalization, comparison, analogy. The result of the study is the conclusion made by the author about the need to improve leg-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
islative regulation in terms of control over the activities of managing organizations. Scientific novelty is due to the fact that the author has identified and argued for a specific property of housing and communal services - the high social significance of housing and communal services as a living condition for human development. The theoretical and practical significance of the work lies in the fact that the main conclusions formulated by the author can be used by the legislator to improve the quality of work of enterprises providing housing and communal services.
Key words: house, management, license, legislation, violation, organization.
Cite as: Zakharova, O. A. (2020) [On the issue of compliance with the requirements of the legislation of the Russian Federation by managing organizations in carrying out activities]. Shagvnauku [Step into science]. Vol. 2, pp. 93-96.
Статья 162 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами. Из данного положения следует, что деятельность по управлению многоквартирными домами имеет право осуществлять только организация, имеющая лицензию. И в последующем управляющая организация должна руководствоваться перечнем лицензионных требований при осуществлении своей деятельности [4, с. 225]. На обязанность соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к управляющим организациям, указывал в своей работе Маслей С. Э., отметив, что в частности управляющая компания должна обеспечивать свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, с чем нельзя не согласиться [6, с. 147].
К грубым лицензионным нарушениям в соответствии с Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 г. № 1110, относятся, в том числе, нарушения, повлекшие причинение вреда жизни или тяжкого вреда здоровью граждан, а также нарушения в части незаключения в течение 30 календарных дней со дня начала исполнения договора управления многоквартирным домом договоров о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования [7, с. 25].
На территории Гайского городского округа подобную деятельность осуществляют восемь управляющих организаций. Судебная практика и практика прокурорского надзора показывают, что данные требования указанными управляющими организациями соблюдаются далеко не всегда. Так, только за период с января по март 2020 года прокуратурой Гайского городского округа в адрес управляющих организаций внесено семь представлений по факту ненадлежащей очистки крыш многоквартирных жилых домов от возникших на них снежных валов, наледи и сосулек. По указанным фактам руководителям юридических лиц объявлены предостережения о недопустимости нарушений федерального законодательства в области жилищно-коммунального
хозяйства. В частности, прокурором указано, что в случае, если ненадлежащая очистка крыш многоквартирных домов от снега и наледи повлечет причинение вреда жизни и здоровью, руководитель управляющей организации может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 293 Уголовного кодекса РФ - Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, либо обязанностей по должности.
Некачественная уборка крыш многоквартирных домов в зимний период является одним из наиболее распространенных недостатков в деятельности управляющих организаций, в первую очередь на территории Оренбургской области, и в случае наступления последствий, описанных выше, в полной мере может расцениваться как нарушение лицензиатом необходимых требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами [2, с. 116].
Как показала практика прокурорского надзора в указанной сфере, ненадлежащая очистка крыш многоквартирных домов является далеко не единственным нарушением, которое встречается в деятельности домоуправляющих организаций.
В январе 2020 года Гайским межрайонным прокурором принято решение о проведении ряда проверок в управляющих компаниях Гайского городского округа на предмет исполнения ими требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе соблюдения федерального законодательства об обслуживании внутридомо-вого и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах.
В адрес управляющих организаций прокурором направлен запрос о предоставлении сведений о газофицированных домах, находящихся в эксплуатации более 20 лет и более 30 лет. Прокурор требовал сообщить, проводилась ли замена указанного оборудования и его частей с предоставлением копий всех договоров по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования и копий актов выполненных работ по ним. Проверки показали, что на территории г. Гая имеется около 20 домов, внутридомовое газовое оборудование у которых используется более 30 лет, то
есть с истекшим нормативным сроком службы.
Безусловно, выявленные в ходе указанной проверки факты наличия в многоквартирных жилых домах газового оборудования, необследованного специализированными организациями и недиаг-ностированного на пригодность к использованию жильцами, влечет за собой высокий риск катастрофы, риск разрушения таких домов, а также риск причинения вреда жизни и здоровью большому числу граждан [1, с. 32] .
По фактам выявленных нарушений межрайонный прокурор обратился в суд с требованиями к пяти домоуправляющим организациям о возложении на них обязанности произвести диагностику внутридомового газового оборудования. Некоторые дома на момент рассмотрения спора были признаны аварийными и подлежащими расселению, на что ссылались ответчики, возражая против заявленных требований и указывая на нецелесообразность такой диагностики.
Суд критически отнесся к указанным доводам, отметив, что жильцы данных домов до настоящего времени не расселены, срок расселения не определен, мероприятия по организации данной процедуры не выполняются. Поскольку осуществление газоснабжения потребителей, при несоблюдении условий надлежащего содержания и ремонта вну-тридомового газового оборудования специализированной организацией, создает угрозу и опасность причинения вреда жизни и здоровья неопределенному кругу лиц и не обеспечивает их конституционное право на охрану здоровья, закрепленное в части 1 статьи 41 Конституции РФ [3, с. 41], исковые требования в данной части являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Указанное решение поддержала апелляционная инстанция Оренбургского областного суда.
Факт неисполнения домоуправляющими организациями обязанностей по диагностике внутри-домового газового оборудования свидетельствует о нарушении ими лицензионных требований при осуществлении деятельности, что образует состав административного правонарушения, и что является основанием для привлечения к административной ответственности [5, с. 84].
Таким образом, результатом настоящего исследования выступает то обстоятельство, что нарушение лицензионных требований организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, - явление довольно распространенное. Требуется наиболее четкое законодательное регулирование в целях повышения качества и эффективности деятельности управляющих организаций. На территории даже такого сравнительно небольшого города, как Гай, имеют место существенные нарушения, влекущие возникновение угрозы жизни и здоровью граждан. На практике повышение качества оказания коммунальных услуг по управлению многоквартирными домами даст не только существенный рост удовлетворенности населения данной услугой, но и повышение уровня безопасности жильцов многоквартирных домов. Для решения указанных проблем предлагается на базе системы «Реформа ЖКХ» дать каждому гражданину возможность направлять фото- и видео- материалы о допускаемых управляющими организациями нарушениях, например, при зимнем содержании крыш многоквартирных домов, либо иных нарушениях, что в свою очередь должно повлечь понуждение юридических лиц к исполнению лицензионных требований со стороны контролирующих органов. В случае грубых или систематических нарушений данные сведения дадут основания для привлечения лицензиата к административной ответственности.
Литература
1. Витрянский В. В. Пути совершенствования законодательства о недвижимом имуществе // Хозяйство и право. - 2003. - № 6. - 133 с.
2. Воробьева Е. В. Управление многоквартирным домом: понятие и содержание // Интеграция науки и образования: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 13-14 июня 2014 г.). - Уфа: Рио Омега Сайнс, 2014. - 267 с.
3. Демидов В. П. Правовые аспекты деятельности по содержанию общего имущества многоквартирного дома // Актуальные проблемы науки и практики. - 2016. - № 2. - 81 с.
4. Долгова Н. А. Правовая конструкция договора управления многоквартирным домом: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.03. - М., 2014. - 260 с.
5. Кицай Ю. А. К вопросу о надлежащем содержании общего имущества многоквартирного дома // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - № 1. - 239 с.
6. Маслей С. Э. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами как форма государственного контроля за деятельностью управляющих организаций // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2015. - № 2. - 152 с.
7. Юрьева Л. А. Договор управления многоквартирным домом: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. -Томск, 2010. - 75 с.
Статья поступила в редакцию: 30.03.2020; принята в печать: 13.08.2020.