Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ В КОНФУЦИАНСТВЕ'

К ВОПРОСУ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ В КОНФУЦИАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
177
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ В КОНФУЦИАНСТВЕ»

Обобщая сказанное, мы видим, что экологическое воспитание -сложный психолого-педагогический процесс, направленный на формирование у детей знаний об объектах и явлениях природы, взаимосвязи между ними, а также навыков природоохранной деятельности. Знания об объектах и явлениях природы является первой ступенью в системе экологического воспитания. Полученные ребенком в процессе непосредственного общения с природой знания развивают его интеллектуальную сферу, психические процессы - внимание, воображение, память, мышление, речь.

Таким образом, приведенные положения свидетельствуют о том, что исследователями раскрыто много важных сторон экологического воспитания. Анализ литературы подтвердил, что экологическое воспитание -многоаспектный процесс, в его основе лежит система доступных детям знаний об объектах и явлениях окружающего мира, взаимосвязях, которые существуют между ними. Эти знания должны быть надлежащим образом закреплены в памяти и сознании детей для будущего применения в практической деятельности.

Использованные источники:

1.Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / С. Н. Николаева // Педагогика. -2007. - № 5. - С. 22 - 27.

2. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2001. - 184 с.

3.Хайдурова И.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста (56 лет) системы первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире: Дис. канд. пед. наук 13.00.01. / И.А. Хайдурова. - Л., 1974. - 265 с.

4.Экологическое образование школьников / Под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной. - М.: Просвещение, 1988. - 160 с.

Евлина М.А. студент Юрин П.В. студент

2 курс, лечебный факультет ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России Российская Федерация, г. Саратов К ВОПРОСУ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ В КОНФУЦИАНСТВЕ В чем смысл жизни? Данный вопрос рано или поздно занимает любого человека, имея отношение ко всей человеческой жизни, охватывая его отношения с окружающей средой, ставя целью ответить на задачи, превосходящие за границы существующей реальности.

Значительный вклад в изучение данной проблемы внес Е.Н. Трубецкой в своей работе «Смысл жизни». Мыслитель пытался понять, что такое

«смысл» и что можно узнать «спрашивая о смысле»: «Спрашивать о смысле - значит задаваться вопросом о безусловном значении чего-либо, т.е. о таком мысленном значении, которое не зависит от чьего-либо субъективного усмотрения, от произвола какой-либо индивидуальной мысли» [1]. У Е.Н. Трубецкого смысл жизни - это нечто общезначимое, общепринятое, объективное, но не субъективное. Скорее всеобщее и надиндивидуальное. Идеи Е.Н. Трубецкого представляют особый интерес в рассматриваемой теме исследования.

Вопрос поиска смысла жизни получает особое развитие в древневосточной философии, направленной на нормы морали, этики и человеческого поведения в целом.

В представлении восточных народов, жизнь человека - это круг и он возвращается к первоначальному месту, чтобы заново пройти все ступени жизни, только уже в новом обличии. Именно отсюда и идея реинкарнации. Китайские философы считали, что каждый этап жизни человека соответствует своей ступени. Например «Золотой век» - это период «беззаботного детства», а чем дальше идет время, тем человек ближе к болезням, старости и смерти. Л.С. Васильев писал: «Стремление опираться на древние традиции и тем самым воздействовать на современников в желаемом направлении - это своего рода общесоциологическая закономерность» [2]. Вероятно поэтому, современный мир рассматривается как господство беспорядка, а связью народа с детством является традиция, которая занимает первостепенное место в философском учении древнекитайского мудреца Конфуция и в его понимании смысла жизни человека.

Работы Конфуция (1-479 гг до н.э.) не сохранились, остался лишь сборник изречений, записанный его учениками «Беседы и суждения» («Лунь юй») [3].

Нравственные наставления Конфуция совпадают с установленными и устоявшимися китайскими взглядами на жизнь. Человек для него - это часть, объект природы, который, несомненно, ей подчиняется, но в то же время способен ей противостоять. Человек находится между Небом и Землей, т.е., с одной стороны, является связующим звеном в этой цепи, составляя с ней единой целое, а с другой, имеет свое уникальное место, и может относиться и к Небу и к Земле.

Конфуция мало волнуют проблемы мироздания, вечности жизни и бессмертия. Его больше заботит не что будет результатом жизни человека, а то, как он придет к этому результату, т.е. следование правильному, нравственному поведению. Мыслитель настоятельно рекомендовал быть аккуратным по отношению к высшим силам: «Должным образом служить народу, почитать духов и держаться от них подальше - в этом и состоит мудрость» [4].

Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю её» [5]. «Золотым веком» для Конфуция были времена правления

династии Чжоу (1027-256 до н.э.). А царством беспорядка он считал современность, поскольку люди гибли в междоусобных войнах. Это натолкнуло философа на идею о том, что нужна новая моральная философия, в основе которой лежало бы добро, заложенное в человеке.

Смысл жизни он видит в уважительных семейных отношениях, в почитании младшими членами семьи старших, «сяо» - «сыновняя почтительность». И отношения в государстве должны строиться в первую очередь на почтении народом своего правителя: «Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном» [6]. Конфуций почитал культ предков, уважение родителей, рода, народа, государства. Долгом любого «благородного мужа» («цзюньцзы») он считал разоблачение любых злоупотреблений.

Он намеренно упускает из виду философию природы и философию религии. В центре философского исследования у него выступает человек, а ключевым понятием его философского учения является человечность [7].

Основной целью своей философии Конфуций считал постижение смысла жизни. Так или иначе, любое усвоенное человеком знание должно иметь возможность применения на практике. Ключевым для него было понять саму природу человека, его биологическое, бессознательное, то, что определяет его цели, стремления и мотивирует для их успешного выполнения. Как жить правильно? - такой вопрос ставит перед собой Конфуций. На протяжении всей жизни он пытается донести до людей мысль о неразрывной связи воспитания человека с традициями. Не познав традиций, невозможно уяснить свое место в этом мире, своей роли, т.е. того без чего смысл всей жизни может быть потерян; а их глубокое познание дает верное восприятие мира, тот правильный угол субъективности, который дает истинное понимание человеку себя.

Одной из ключевых парадигм Конфуция является адаптация к миру, изменение себя для этой адаптации, а не бегство от мира. «Правильная жизнь» как идея рассматривается на всех социальных ступенях. Главный тезис «правильной жизни» - наглядно продемонстрировать правильное поведение в отдельно взятой ситуации, такие ситуации в совокупности и формируют правильное мировоззрение и отношение к жизни человека, его поведение и воспитание. При этом теория не столь важна, во многом упущена из виду, а вот эмпирический опыт имеет куда более яркое отражение в учении Конфуция, являясь ключевым аспектом в понятии «правильной жизни». Как устроено общество? На чем строятся межличностные отношения в обществе? Какие законы ограничивают данные отношения? Какие главенствующие черты можно выделить в обществе, и какими чертами оно должно обладать в идеале? А также наиболее важный вопрос: как устроить внутреннее устройство государства, как наладить нужный механизм, который обеспечит гармоничное развитие самого государства и внутреннее процветание? Эти вопросы решаются Конфуцием

на основе традиционной этики, которая многими аспектами вплетается во всю философию великого мыслителя.

Опираясь на свои представления о лучших качествах, нравственности и положении в обществе человека, Конфуций делит всех людей на три класса: 1. «благородный муж» занимает главенствующее место в учении Конфуция. Он не имеет изъянов, сочетает лучшие качества для человека. На него ровняются все остальные.

2. Обычные люди. Наибольшая часть людей, не выделяющаяся из толпы, обладает определенным набором качеств и характеристик, не имеют яркости личности, но и не несут отрицательного оттенка в бытии других людей.

3. Ничтожный человек - люди, которые не несут пользы обществу, имеют отрицательную оценку, отвергаются другими людьми.

В соответствии с традиционной этикой, благородный муж придерживается традиций, выполняет обязательства, отодвигая на второй план все блага материи. У него отсутствуют потребности в материальных благах. То, что свойственно современному человеку, абсолютно несвойственно благородному мужу Конфуция. Поиск истинного знания, следование традициям - вот что, действительно, важно, тогда как экономические ресурсы и стремление к удобной, обеспеченной излишками жизни отходят куда-то далеко в сознании, даже не на второй, а на третий план. Для благородного мужа Конфуций выделяет два основополагающих качества - «жэнь» и «вэнь».

Первое качество дословно переводится как гуманность, человеколюбие. Но у философа есть свои определения к данным понятиям, он вкладывает в них нечто принципиально новое, то, что не встречалось в философии и культуре. В западной традиции гуманность определяется как нечто возвышенное, содержащее в своей основе принцип свободы личности, т.е. проявлять любовь к человеку - значит абсолютно не ограничивать свободу его мысли, действий, стремлений.

У Конфуция же не все так однозначно. Он связывает и показывает нам неразрывную связь гуманности с еще одним базисным понятием этики -долгом («и»). Долг можно считать основой гуманности, тем моральным обязательством, теми рамками традиций, которые служат человеку для оценки его гуманности и следованию этим самым традициям [8]. Т.е. через призму Конфуция любовь к человеку рассматривается как выполнение долга по отношению к нему. Это говорит нам об отсутствии понятия предоставления человеку абсолютной свободы, и даже специальное ограничение свободы, используемое гуманным человеком во благо другого. Исходя из чего, можно прийти к мысли о том, что целостное общество возникает в результате самопожертвования и чувства долга к своей родине. Выявить истинную конфуцианскую гуманность крайне нелегко, т.к. стремление к «жэнь» идет от сердца, бессознательно и искренне. Поэтому

определить, достиг ли человек подобной гуманности или нет, может только сам человек.

Второе ключевое качество благородного мужа - это «вэнь», дословно переводящееся как «культура» или «литература», в философии Конфуция данное свойство означает знание традиций. Благородный муж по определению имеет в себе богатую внутреннюю культуру, по крупинкам собранную из традиций и применяемую эмпирически через выполнение различных ритуалов, которые, в свою очередь, являются неотъемлемым звеном в сохранении, воспроизведении и передаче традиций.

Синолог В.В. Малявин высказал мысль, что Конфуций рассматривает жизнь человека, как нечто незавершенное в плане саморазвития и воспитания [9]. В соответствии с этим, вечное стремление к пополнению багажа своих знаний, способы постижения истины являются естественным, безусловным даром, сопоставимым с ценностью самой жизни.

Конфуцианская парадигма «гуманности-долга» призывает к объединению сил всех классов общества на основе поддержания традиций. Отдельно взятый человек, независимо от положения в обществе, должен выполнять свой общественно-социальный долг.

В качестве практического средства для сохранения, поддержания и воспроизводства традиций используется ритуал («ли»). У каждого человека есть предначертанное положение и предопределенная роль, возложенная на него его же именем (по «идее исправления имен»). Исходя из чего, Конфуций вовсе не осуждает «ничтожных людей», а говорит о разграничении сфер их деятельности. «Неблагородные люди», по Конфуцию, обязаны браться за наиболее тяжелую работу, которую неприлично было бы выполнять благородным людям. Маленького человека Конфуций наделил всевозможными отрицательными характеристиками и свойствами, наглядно демонстрируя, кем можно стать, не смещая в себе соотношение социального и биологического в сторону разумности. И, наоборот, в противоположность приводит пример благородных мужей, которые идут по пути «правильной жизни», и что можно достичь, следуя нормам этики и морали.

Благородный муж - это и есть идеал конфуцианского человека, то, к чему должен стремиться каждый: человечность, благородство, уважение предков, традиций, религии, старших и младших, чувство долга.

Согласно учению Конфуция, смысл жизни человека заключается в создании совершенного общества, «Поднебесной». Только так можно достичь гармонии между Небом и Землей. Человек - лишь часть общества, чьи интересы являются приоритетными [10]. Каждый может исполнить своё предназначение, постоянно стремясь к самосовершенствованию. И только «Благородный муж» способен создать идеальное общество.

Исходя из проблематики данной работы, нами был проведён опрос студентов ФГБОУ ВО СГМУ им. В.И. Разумовского педиатрического,

лечебного и стоматологического факультетов 1-3 курсов (N=180 человек). Далее приведем полученные результаты исследования:

Нашли ли Вы свой смысл жизни?

да(75ч.,43%) нет(60ч.,33%)

I затрудняюсь ответить(45ч.,24%)

Что для Вас важнее: быть полезным своему народу/государству или жить только в свое удовольствие?

быть полезным обществу важнее(38ч., 21%)

для собственных

удовольствий(101ч.,56 %)

не имеет значения(41., 23%)

Смысл жизни: нужно ли о нем думать? И если да, то почему?

нет(18ч., 10%)

нужно,для

самосовершенствовани я(63ч., 35%) нужно,чтобы иметь цель жизни(81ч., 44%)

нужно,не знаю зачем(18ч., 10%)

В чем смысл жизни ?

не стоит искать смысла,это создает рамки(65ч., 36%)

в любви(43ч., 24%)

в продолжении рода(23ч., 13%)

в карьере,учебе,деньгах и тд(49ч., 27%)

Когда Вы чаще всего приходите к вопросу о смысле жизни?

на философии(6ч., 3%)

в литературе(13ч., 7%)

когда в жизни проблемы(119ч., 66%)

когда все

прекрасно(25ч., 14%) никогда(17ч., 9%)

Считаете ли Вы, что быть благородным человеком- это и есть смысл жизни?

да(67ч., 37%)

нет(63ч., 35%)

затрудняюсь(50ч., 28%)

Использованные источники:

1. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М., 1994. - С 5.

2. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.,1983.- С 260.

3. «Лунь юй» 6.2;7.1;7.5;12,11;18.6;4.16;4.8;2.12.

4. Конфуций. Книга песен и гимнов. - М.,2002.

5. Там же.

6. «Лунь юй» 6.2; 7.1; 7.5; 12,11; 18.6; 4.16; 4.8; 2.12.

7. Фахрудинова Э.Р. Проблема мудрости и морали в философии Конфуция. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Саратовский Государственный Университет им. Н.Г. Чернышевского. - Саратов, 2012.

8. Фахрудинова Э.Р. Этические ценности конфуцианства в эпоху глобализации.- Саратов: Изд-во Саратовского медицинского университета, 2014. - 159 с.

9. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М.,2003. - С. 169.

10. Ващенко И.С., Рыкалина Е.Б., Фахрудинова Э.Р. Индивидуализм в современном обществе // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2012. т. 2. № 11. - С. 856-858.

УДК 54.061

Елюбаева Н. Б. магистрант 2 курс Баяхметова Б. Б., к. х. н., и. о. доцент Мурзагулова К. Б., д. х. н., профессор Государственный университет имени Шакарима города Семей

Казахстан, г. Семей ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УГЛЯ МЕСТОРОЖДЕНИЯ «КАРАЖЫРА» Аннотация: В статье представлены результаты физико-химического анализа угля месторождения «Каражыра».

Ключевые слова: уголь, экстракция, инфракрасная спектроскопия (ИК-спектр), рентгенофазовый анализ (РФА), сканирующая электронная микроскопия (СЭМ).

Yelyubayeva N. B. magistracy student Bayakhmetova B. B., Ph. D., associate Professor Murzagulova K. B., Ph. D., Professor State University named after Shakarim of Semey city

Kazakhstan, Semey PHYSICO-CHEMICAL METHODS OF INVESTIGATION OF COAL

DEPOSITS "KARAZHYRA". Abstract: the article presents the results of physico-chemical analysis of coal deposits "Karazhyra".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.