Научная статья на тему 'К вопросу о ситуационных центрах по обеспечению транспортной безопасности'

К вопросу о ситуационных центрах по обеспечению транспортной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
666
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИТУАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / SITUATION CENTRE / TRANSPORT SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Семчугова Елена Юрьевна, Скрынник Анатолий Михайлович, Шека Сергей Иванович

В статье проведен анализ проблем создания и функционирования ситуационных центров по обеспечению транспортной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Семчугова Елена Юрьевна, Скрынник Анатолий Михайлович, Шека Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the situation centers providing transport safety

The article analyzes the problems of creation and functioning of the situation centers to ensure transport safety.

Текст научной работы на тему «К вопросу о ситуационных центрах по обеспечению транспортной безопасности»

УДК 656.05 ББК 39.808 С-30

Семчугова Елена Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент Ростовского государственного строительного университета;

Скрынник Анатолий Михайлович, кандидат экономических наук, доцент ЮРИ-филиала РАНХиГС при Президенте РФ;

Шека Сергей Иванович, старший преподаватель кафедры строительных и общепрофессиональных дисциплин ФГБОУ ВПО «Майкопский государственный технологический университет».

К ВОПРОСУ О СИТУАЦИОННЫХ ЦЕНТРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(рецензирована)

В статье проведен анализ проблем создания и функционирования ситуационных центров по обеспечению транспортной безопасности.

Ключевые слова: ситуационный центр, транспортная безопасность.

Semchugova Elena Yurjevna, Candidate of Economics, associate professor of Rostov State University of Civil Engineering;

Skrynnik Anatoly Michailovich, Candidate of Economics, associate professor of the Legal Branch of the President of the RF RAICE;

Sheka Sergei Ivanovich, senior lecturer of the Department of Construction and General Professional Disciplines of FSBEIHPE "Maikop State Technological University".

ON THE SITUATION CENTERS PROVIDING TRANSPORT SAFETY

(reviewed)

The article analyzes the problems of creation and functioning of the situation centers to ensure transport

safety.

Keywords: Situation Centre, transport security.

Согласно ФЗ-16, 2007 г. «О транспортной безопасности» [1] в России должна быть разработана и внедрена единая государственная система обеспечения транспортной безопасности, которая должна способствовать контролю соблюдения требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Одним из составляющих звеньев системы обеспечения транспортной безопасности являются ситуационные центры (СЦ).

Создание СЦ является одной из актуальнейших задач повышения эффективности управленческой деятельности в целом, и в сфере обеспечения транспортной безопасности, в частности. Без преувеличения можно сказать, что СЦ сейчас - это технологическая основа информатизации государственного управления. СЦ существуют сегодня в МЧС России, Минприроды России, Росатоме, в правительствах администраций ряда субъектов РФ и др. Активно создают их и крупные промышленные, нефтегазовые компании и транспортные организации (например, Московский метрополитен). С 1996 года работает СЦ президента России [2].

СЦ представляет собой организационно-технический комплекс специально рабочих мест для персональной и коллективной аналитической работы группы руководителей. Основу СЦ составляют информационное и программное обеспечение поддержки управленческих решений на основе комплексного мониторинга факторов влияния на развитие происходящих процессов. Основной задачей СЦ является поддержка принятия стратегических (оперативных, плановых) решений на основе визуализации и углубленной аналитической обработки оперативной информации. Эффективность СЦ выражается в том, что он позволяют подключить к активной работе по принятию решения резервы образного, ассоциативного мышления. С его помощью может быть обеспечена оперативность анализа, моделирования, прогнозирования развития ситуации и дальнейшая выработка эффективного решения.

Главная задача СЦ - повышение эффективности управленческой деятельности на всех ее уровнях, как в процессе плановой деятельности, так и в процессе принятия стратегических решений

и оперативных мер с охватом всех звеньев структуры.

СЦ позволяют создать новую модель системы обеспечения национальной безопасности, интегрирующую специализированные виды безопасности на основе комплексного подхода и применения интеллектуальных технологий с возможностями выполнять функциональные задачи по своевременному выявлению и пресечению угроз террористического, криминального, техногенного и природного характе-ра и, самое главное, способную минимизировать влияние человеческого фактора при принятии решений.

Разновидностями СЦ являются: Ситуационно-аналитический центр (САЦ); Информационноаналитический центр (ИАЦ) и др.

Основные задачи, решаемые с помощью СЦ:

- круглосуточный мониторинг обстановки в определенном регионе. Сбор, обработка и анализ информации об обеспечении безопасности личности, общества, государства;

- обеспечение круглосуточного приема сигналов оповещения о фактическом состоянии обеспечения безопасности личности, общества, государства;

- поддержание в готовности к работе элементов системы оповещения;

- обеспечение оптимизации представляемых информационно-аналитических материалов, подготавливаемых в установленном порядке структурными подразделениями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, иными органами и организациями;

- обеспечение на базе современных информационных технологий информационного взаимодействия с СЦ Президента Российской Федерации, ситуационным центром полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными органами и организациями;

- актуализация баз данных и информационных порталов, развернутых на технических средствах ситуационного центра.

Условно, СЦ можно разделить на три категории (в качестве классификационного признака выбрана значимость и глобальность решаемых центром задач):

- стратегические, позволяющие решать глобальные задачи, прогнозировать долгосрочные тенденции. Этот вид центров осуществляет свою деятельность в аппаратах властных органов страны (например, ситуационный центр Президента России и Правительства РФ), главами субъектов РФ (например, ситуационно-аналитический центр Губернатора Ростовской области [3]), Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России;

- оперативные, помогающие управлять отраслью (например, ГИВЦ Минтранса России) или крупной компанией (например, ГИВЦ ОАО «Российские железные дороги») в режиме реального времени;

- персональные, направленные на оповещение подчиненными руководителя государственного учреждения или коммерческой структуры о положении дел на порученном участке.

Помимо чисто ситуационных центров, в настоящее время созданы и существуют специализированные ситуационные центры, которые также решают задачи обеспечения безопасности: Государственный морской спасательно-координационный центр Минтранса России [4], ситуационный центр УВД г. Ростова-на-Дону «Безопасный город» [5], государственная информационная система Санкт-Петербурга «Транспортная модель Санкт-Петербурга» [6] и др.

С 2011 года, на базе управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности в ЮФО (г. Ростов-на-Дону), создается пилотный ситуационный центр надзора за обеспечением транспортной безопасности в ЮФО [7]. Подобные ситуационные центры планируется создать во всех федеральных округах.

Известно, что стоимость мероприятий по недопущению катастрофического развития со-бытий ниже, чем затраты на борьбу с ними и последствиями случившегося. Концепция ситуационных центров, как комплексных информационно-аналитических систем поддержки, принятия и контроля исполнения управленческих решений является сегодня весьма актуальной.

Различают три режима работы ситуационного центра:

- режим мониторинга, когда центр отслеживает те или иные процессы в конкретной сфере управления, фиксирует показатели, значения, всплески активности на той или иной территории, в отрасли, среди определенных групп населения;

- плановый, когда вырабатывается повестка, и группа экспертов формирует доклад с вариантами решения, с возможностью получить необходимую информацию из хранилищ ситуационного центра, с разработкой системы моделирования;

- режим работы в кризисных ситуациях, когда случается некое событие и нужно собрать

необходимую информацию, смоделировать ситуацию, предложить решение и активным образом участвовать в предотвращении разрастания кризисной ситуации [8].

Показательным примером межведомственного взаимодействия при возникновении чрезвычайной ситуации может служить работа Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России. Специалисты территориальных органов МЧС России собирают информацию, обобщают, анализируют ее, и не только сами используют в работе, но передают в НЦУКС и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти.

НЦУКС - это именно национальный центр, в его работе участвуют не только представители МЧС России, но и других федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Ликвидация любой чрезвычайной ситуации - это обязательно межведомственное взаимодействие, в котором МЧС России осуществляет оперативное управление либо координирует усилия всех участников операции. В здании НЦУКС в Москве, например, предусмотрены места для всех специалистов, которые входят в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, с прямым включением в сеть и, соответственно, с доступом к ведомственным базам данных.

Еще один яркий пример применения комплексного подхода при решении проблем обеспечения безопасности - создание единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области. Правительство Нижегородской области утвердило соответствующую Концепцию [9], где подчеркивается, что эффективная работа системы мониторинга как общей информационнотехнологической инфраструктуры возможна только при использовании интеллектуальных технологий. Это дает возможность автоматизировать сложный и дорогостоящий труд специалистов по обеспечению безопасности и повысить социально-экономический эффект от финансовых вложений.

В указанной Концепции предусматривается создание единого регионального антикризисного ситуационного центра (АСЦ) как центра управления кризисными и чрезвычайными ситуациями. Одним из принципов работы АСЦ называется объединение и комплексирование на функциональной основе информационных и технологических систем, созданных и создаваемых в органах государственной власти, местного самоуправления, отраслях, службах районов, городов Нижегородской области, для решения задач в интересах обеспечения безопасности, жизнедеятельности и оперативного реагирования на происходящие чрезвычайные ситуации.

В 2007 году в Ростове-на-Дону был сдан в эксплуатацию ситуационный центр "Безопасный город", который подчиняется городскому Управлению внутренних дел, но объединяет информационные ресурсы всех организаций, имеющих отношение к обеспечению общественной безопасности.

В настоящее время в Ростове-на-Дону развернута система безопасности на базе комплекса VideoNet, в состав которой входит 138 стационарных и купольных камер, установленных на вокзалах, стадионах, улицах и площадях, в парках, театрах и кинотеатрах, в спальных районах, при въездах в город. Кроме того, видеонаблюдение ведется также при помощи беспилотного летательного аппарата «ОКО-1» (дирижабль). Как правило, используется при проведении массовых общественных и спортивных мероприятий. Видеоизображение передается в ситуационный центр в режиме реального времени и с высоким разрешением, что позволяет при необходимости идентифицировать людей и транспортные средства. Операторы, работающие в ситуационном центре, имеют доступ ко всем региональным и федеральным базам данных, что дает возможность мгновенно получать необходимую информацию.

На электронной карте города отображается местоположение патрульных машин, которые оборудованы системой связи, находятся в постоянном контакте с оператором и готовы при первой необходимости выехать на место происшествия. Специализированная система сканирования "Поток" позволяет идентифицировать автомобили, находящиеся в розыске. На улицах Ростова-на-Дону установлены пункты экстренной связи.

Ситуационный центр служит для управления терминалами ОКСИОН, установленными в городе в рамках создания МЧС России общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения. На этих терминалах в случае возникновения опасности будет отображаться важная информация для граждан, которая позволит им сориентироваться в сложившейся обстановке.

Распоряжением Правительства РФ №1285-р, 2010 года, утверждена комплексная Программа обеспечения безопасности населения на транспорте [10]. Для выполнения программы предусмотрены существенные финансовые средства. Одним из основных элементов комплексной системы является многоуровневое информационное пространство, в том числе взаимосвязанные автоматизированные информационные и аналитические системы, обеспечивающие проведение уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте. Информационные и аналитические системы, в том

числе автоматизированные, строятся по территориально-распределенному принципу с единым центром управления базами данных в области обеспечения транспортной безопасности.

Следовательно, создание ситуационных центров обеспечения транспортной безопасности позволит создать новую модель системы обеспечения безопасности, на основе комплексного подхода и применения интеллектуальных технологий с возможностями выполнять функциональные задачи по своевременному выявлению и пресечению угроз террористического, криминального, техногенного и природного характера.

Литература:

1. О транспортной безопасности: федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2007 года №16-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. О Ситуационном центре Президента Российской Федерации: распоряжение Президента Российской Федерации от 9 апреля 1996 года №171-РП. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении Положения о ситуационно-аналитическом центре Правительства Ростовской области: распоряжение Губернатора Ростовской области от 07.12.2011 №91. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Государственный морской спасательно-координационный центр (ГМСКЦ): сайт. URL: http://gmssr.ru/mod/?content=42&glob=42 (дата обращения: 24.12.11).

5. Ситуационный центр «Безопасный город», г. Ростов-на-Дону // POLYMEDIA: сайт компании. URL: http://www.polymedia.ru/ru/isl_item/11/ (дата обращения: 21.12.11).

6. О создании государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Транспортная модель Санкт-Петербурга»: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.09.2011 №1321. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.12.11).

7. Подведение итогов реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте в 2011 году в Ространснадзоре // Ространснадзор: официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. URL: http://rostransnadzor.ru (дата обращения: 10.01.12).

8. Амелина О., Рудычева Н. Ситуационные центры прижились у властей. URL: http://www.htsts.com/news/?id=12 (дата обращения: 10.01.12).

9. Об утверждении Концепции создания единой информационной системы мониторинга угроз безопасности на территории Нижегородской области: постановление Правительства Нижегородской области от 30.03.2007г. №96 // Нижегородские новости. 2007. №163(3815). 5 сент.

10. Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. №1285-р. URL: http://www.mintrans.ru/documents/detail.php ELEMENT ID=15557 (дата обращения: 21.12.11).

References:

1. On transport security: Federal Law of the RF of 09.02.2007, №16-FL. Access from ref. legal system “Consultant Plus ”.

2. On the Situation Center of the President of the Russian Federation: decree of the President of Russia from April 9, 1996 №171-RP. Access from ref. legal system “Consultant Plus”.

3. On Approval of the situation-analytical center of the Government of the Rostov Region: decree of the Governor of the Rostov region of07.12.2011 №91. Access from ref. legal system “Consultant Plus”.

4. State Maritime Rescue Coordination Centre (SMRCC): site. URL: http://gmssr.ru/mod/ ?content=42&glob=42 (date accessed: 12/24/11).

5. Situation Centre "Safe City", Rostov-on-Don / / POLYMEDIA: site. URL:

http://www.polymedia.ru/ru/isljtem/11/ (date accessed: 21.12.11).

6. On creation of the state information system of St. Petersburg": Transport model of St. Petersburg ": resolution of the Government of St. Petersburg of 12.09.2011 №1321. Access from ref. legal system “ConsultantPlus” (date accessed: 24/12/11).

7. Summing up the results of the Integrated Programme to ensure public safety in transport in 2011 in Rostransnadzor // Rostransnadzor: official site of the Federal Service for Supervision of Transport. URL: http://rostransnadzor.ru (date accessed: 10.01.12).

8. Amelina O., Rudycheva N. Situation centers have taken root with the authorities. URL: http://www.htsts.com/news/?id=12 (date accessed: 10.01.12).

9. On approval of the concept of creating a unified information system for monitoring security threats in the Nizhny Novgorod region: Resolution of the Government of the Nizhny Novgorod region from 30.03.2007. №96 // Nizhny Novgorod news. 2007. №163 (3815), 05.09.

10. On approval of the comprehensive program of public safety in transport: decree of the Government of the Russian Federation of July 30, 2010 №1285-r // Ministry of Transport of the Russian Federation. URL: http://www.mmtrans.ru/documents/detaiLphp ELEMENT_ID = 15557 (date accessed: 21.12.11).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.