Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О СИСТЕМНОСТИ КАТЕГОРИЙ В ПРЕЛОМЛЕНИИ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ'

К ВОПРОСУ О СИСТЕМНОСТИ КАТЕГОРИЙ В ПРЕЛОМЛЕНИИ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
философия права / социальная философия / антропология / государство / правопонимание / политико-правовые концепции / philosophy of law / state / legal understanding / political and legal concepts

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ж Т. Нурдинова

В представленной вниманию статье, диалектика как метод служит одним из проводников логического опосредования процесса развития государства и права на современном этапе новейшей истории Казахстана. Вбирая элементы синергетического знания, исследование обогащено ресурсами философии права. Целью и задачами в данной статье является анализ диалектической концепции связи логического и исторического, вобравший в себя теоретическое осмысление эмпирических явлений в качестве связанных между собой компонентов специфического целого – исторического процесса. Содержание было сформировано в значительной мере на основе классических работ ученых в области истории, теории государства, философии права, что позволило обосновать ряд выводов об инструментальном значении методологии, позволяющей исследовать элементы правовой реальности в многофункциональных корреляциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF THE SYSTEMICITY OF CATEGORIES IN THE REFRACTION OF POLITICAL AND LEGAL CONCEPTS IN KAZAKHSTAN

In the article presented to the attention, dialectics as a method serves as one of the conductors of the logical mediation of the process of development of the state and law at the present stage of the modern history of Kazakhstan. Incorporating elements of synergetic knowledge, the study is enriched with the resources of the philosophy of law. The purpose and objectives of the study is to analyze the dialectical concept of the connection between the logical and the historical, which incorporates the theoretical understanding of empirical phenomen as interconnected components of a specific whole – the historical process. The content was formed to a large extent on the basis of classical works of scientists in the field of history, theory of state, philosophy of law, which made it possible to substantiate a number of conclusions about the instrumental significance of the methodology, which allows us to study the elements of legal reality in multifunctional correlations.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О СИСТЕМНОСТИ КАТЕГОРИЙ В ПРЕЛОМЛЕНИИ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ В КАЗАХСТАНЕ»

К ВОПРОСУ О СИСТЕМНОСТИ КАТЕГОРИЙ В ПРЕЛОМЛЕНИИ ФИЛОСОФСКО-ПРАВОВЫХ И ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ В

КАЗАХСТАНЕ

Ж.Т. Нурдинова, д-р юрид. наук, ассоциированный профессор Университет НАРХОЗ (Казахстан, г. Алматы)

DOI:10.24412/2500-1000-2024- 7-3-93-98

Аннотация. В представленной вниманию статье, диалектика как метод служит одним из проводников логического опосредования процесса развития государства и права на современном этапе новейшей истории Казахстана. Вбирая элементы синергетического знания, исследование обогащено ресурсами философии права. Целью и задачами в данной статье является анализ диалектической концепции связи логического и исторического, вобравший в себя теоретическое осмысление эмпирических явлений в качестве связанных между собой компонентов специфического целого - исторического процесса. Содержание было сформировано в значительной мере на основе классических работ ученых в области истории, теории государства, философии права, что позволило обосновать ряд выводов об инструментальном значении методологии, позволяющей исследовать элементы правовой реальности в многофункциональных корреляциях.

Ключевые слова: философия права, социальная философия, антропология, государство, правопонимание, политико-правовые концепции.

Предваряя комплексный анализ процесса эволюционирования системности категорий в политико-правовых концепциях важно обратить внимание на степень изученности указанной научной проблематики, что свидетельствует о малом объеме исследований в области политико-правовых концепций. При этом имеющиеся монографии по философии права, теории государства и права более глубоко разработаны, имеют определенную стройность и логическую последовательность, нежели научная литература о политико-правовых концепциях Казахстана, как одного из новых направлений юридической науки.

Методология. Если рассматривать проблему в генезисе, важно отметить ведущее место категории в качестве инструментария познания действительности. Г.В.Ф. Гегель посредством категорий исследовал законы мышления, при этом, не усматривая дифференциацию законов мышления о мышлении и законов мышления о внешнем по отношению к человеку мире [1, с. 285]. Так, Т. Ярошевский при анализе диалектики и структурализма раскрыл крайности и ошибки структуралистских концепций. Российский и советский ученый А.А. Богданов свои взгляды и идеи

изложил в труде «Тектология. Всеобщая организационная наука» [2, с. 156].

Плеяда советских ученых, таких как: В.А. Нерсесянц, С.С. Алексеев, Ф.М. Бурлацкий, В.С. Покровский, А.А. Пионтков-ский, Г.Н. Поваров, М.И. Сетров, АЛ. Тахтаджян, Н.Н. Моисеев, Б.В. Шей-ндлин, Л.С. Мамут внесли неоценимый вклад в разработку исторической проблематики политических и правовых учений. На более позднем этапе данная научная проблематика всесторонне освещалась Ав-тономовым А.С. в известной монографии «Правовая онтология политики», Алексеевым С.С. «Общие теоретические проблемы системы права», Алексеевым С.С. и Чир-киным В.Е. «О системе наук, изучающих проблемы политической организации общества, государства и права». Анализ методологических проблем науки общей теории, категории диалектики в преломлении права, философские проблемы государства и права в немалой степени явилось важным научным подспорьем ее освещения в Казахстане.

Результаты исследования. С авторских позиций антогонизмы, аксиомы, дихотомии и трихотомии представлены в динамике осмысления политико-правовых

процессов, что позволило свести некоторые противоположности научной теории к оптимальному поиску. Будучи элементами системы, категории приобретают специфику. Конечно, недостаточные знания о правовых категориях осложняют ситуацию на стадии формирования правовых норм, следовательно, осложняют правопо-знание и правоприменение.

Существенный вклад в развитие теории категорий внес И. Кант, который полагал, что «категории - это универсальные формы познавательной деятельности субъекта, логические формы мышления и объективного бытия. Г.В.Ф. Гегелю выводы И. Канта представлялись недостаточными. Так, по данному поводу он пишет: «Кан-товская философия не могла оказать влияния на метод науки. Она оставляет неприкосновенными категории и метод познания». По его мнению, именно исторический процесс интеллектуального развития определяет формы и законы мысли [1, с. 287].

Продолжая анализ, важно признать мнение И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина, что «важен процесс превращения понятия в категорию» [3, с. 125]. Обобщая множество позиций, можно признать, что под категорией транслируется совокупность мыслей, отражающих способ взаимодействия явлений бытия, т.е. познания их движения [4, с. 278].

В предложенных обстоятельствах необходимо рассмотреть категории на уровне совокупности системы категорий, что актуализировало детализацию категории «система». Понятие системы обозначает упорядоченные знания. В частности, арабский философ конца IX - первой половины X вв. Абу Наср аль-Фараби, давая оценку трудам Аристотеля, обратил особое внимание на порядок, организацию и систему в его научных книгах. По мнению Г.Б. Шайхмухамбетовой, «Абу Наср аль-Фараби путем комментирования не только систематизировал взгляды Аристотеля, но и построил единую философскую систему на базе учений Аристотеля и Платона, которые ни в чем не противоречат, а различаются лишь в силу использования» [5, с. 357].

Следствием распространения системного мышления, явилась попытка придания последнему сущность общефилософского значения. Также велись дискуссии о системном подходе, его абсолютизации или же к полному отрицанию. И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин, верно, указали на неправомерность отождествления диалектики и структурализма как однотипных явлений.

Можно утверждать, что системный подход не является философской методологией, что, отнюдь, не снижает его значимости. Как уже отмечалось ранее, на верный характер корреляции философской методологии и разновидностей системного подхода указывают И.В. Блауберг и Э.Г. Юдин. По мысли указанных авторов: «диалектика и системная методология в ряде черт совпадают. Однако, диалектика является основой методологии, ее философским базисом, а развитие системно-структурной методологии способствует обогащению методологии диалектики в философско-методологических ее проблемах сложноорганизованных объектов действительности» [3, с. 129].

Известный исследователь

А.С. Автономов дает следующее определение: «Система - это совокупность элементов, образующая целостность, не сводимой к сумме свойств ее элементов». Система, по мысли автора, - это единство элементов, новое качество по сравнению с несистемным набором тех же элементов [2, с. 432]. Область познания сегодня настолько обширна, что перед учеными возникают все новые задачи. Как известно, исследование систем привело к проблемам самоорганизации в ходе развития сложных систем, что предполагало изучение диалектики необходимого и случайного и анализ свойств неравновесности в эволюционных процессах.

Так, термин «синергетика» - трактуется, буквально, как совместное действие. Уже в XX в., Г. Хакен обосновывает категорию синергетики для обозначения процессов самоорганизации [6, с. 14]. Итак, синергетика - междисциплинарное направление механизмов самопроизвольного возникновения, перехода от хаоса к порядку, присущих любым системам [7, с. 9-11].

Также ряд авторов, стоявших у истоков синергетических исследований, И.Р. При-гожин и Ж. Николис отмечают, что самоорганизация включает элементы случайности и детерминизма, которые взаимно коррелируют. Необходимость и случайность находятся в диалектико-корреляционном взаимодействии. Объективно-диалектический характер здесь обусловлен дихотомией между случайностью и необходимостью при сохранении их взаимоперехода [8, с. 135].

Согласны с мнением, что «приложение» к праву категорий диалектики, феноменологии, герменевтики, аксиологии, теории систем, в целом обогащает инструментарий при дальнейшей теоретической проработке правовых проблем, что приводит к приращению правовых знаний. Вместе с тем, также верно замечено, что использование данных философии может привести к спекулятивному философствованию по правовой проблематике, «философско-терминологическому переодеванию» давно известных понятий, результатов исследований, не являясь действительным научным достижением [9, с. 41].

Вместе с тем переход общества к новым реалиям потребовал создания соответствующей нормативной основы. Важнейшее значение отводится вопросам методологии научного знания, которые представляют известную сложность. Как верно отмечено казахстанским профессором Сергиевским В.А., данное обстоятельство обусловлено самими дефинициями понятий: «наука», «доктрина», «концепция», содержанием, особенностями и границами данного понятийного аппарата. По мнению автора, любое научное познание начинается с внешнего описания объекта исследования. Далее раскрываются законы, по которым «живет» объект, которые объясняют суть и содержание того или иного компонента - составной части, изучаемого в целом явления [10, с. 74].

Если исходить из посыла проблемы измерения и гарантирования справедливости, не разрушительной для общественного порядка, приведем концепт формального равенства. Данный принцип представляет одну из основополагающих идей, на которых зиждется власть и справедли-

вость, и может означать применительно к государству равное, беспристрастное отношение ко всем гражданам, их обязанностям. В контексте анализа также важно обратить внимание, что Основной идеей Конституции РК выступает всеобщая пре-зумция интересов человека. Небезынтересной в указанном контексте представляется позиция Е. Шаймердинова. Так, концепцию правового государства и гражданского общества, по мнению исследователя стоит пересмотреть, а именно - принцип формального равенства людей, поскольку он противоречит самому праву, формальное равенство лишает мотивации в реализации прав, так как индивид по закону равен в правах с другими [11, с. 59].

По словам Ч.Т. Айтматова... «Центрально-азиатский регион издревле служит культурным источником Азиатского ренессанса (О. Хайям, аль-Фараби, Ю. Бала-сагуни, М. Кашгари)» [12, с. 3]. Исследования сосредоточены на субъекте познания и его роли в познавательном процессе, ставится задача системного исследования проблем политики и права. В области онтологии и гносеологии: сущностное, системное исследование в сочетании с логико-гносеологическим анализом объектов диалектической категориологии, логико-гносеологическая природа метафилософ-ских проблем: необходимое, случайное, логическое и историческое. Указываются отличительные особенности концепций необходимости и случайности, анализируется соотношение логического и исторического.

В свою очередь, казахстанским исследователем Черняковым А.А. в раскрытии внутреннего противоречия дефиниции права, вводится понятие «бинарности права». «Право, будучи материальной субстанцией, в условиях развития правополи-тических систем потребовало своей формализации и обязательности в установленных нормативных положениях (конституциях, законах, указах, постановлениях). Отражение и точное закрепление фактического права в нормативных положениях образует действующую ситуацию его би-нарности (с лат. яз. «Ыпапш» - двойственный)». «Бинарное право - это действующая система правового регулирова-

ния, частями которой являются право позитивное (правовые нормы) и право фактическое (общественные отношения), осуществляемые в режимах возможной либо действительной правовой ситуации» [13, с. 151].

Логично отметить, что исследование концепции «Государство в сфере права» выводит науку на анализ политических реалий, обстоятельств и теорий, сложившихся на данный момент в Казахстане. Итак, что следует понимать под этой препозицией? Действующие политические субъекты признают принципы правового государства. Однако и сам закон, и способ его соблюдения является компромиссом, который может выступать и предметом толкования и пересмотра.

Известный российский ученый С.С. Алексеев в монографии «Философия права» выделяет некоторую совокупность, а именно - либеральную теорию, в контексте функционирования институтов социума, которая при скрупулезном анализе позволяет рассмотреть философско-правовые аспекты, коррелирующие с вопросами либерализма.

В ряде исследований утверждается, что либеральная теория нуждается в известном развитии, и в этих решениях, должное место призвано занять право. По утверждению С.С. Алексеева, перспектива развития либеральной теории корреспондирует философии гуманистического права. Именно либеральная теория выражает путь развития от традиционных цивилизаций, в которых господствуют власть и идеология, к либеральным цивилизациям центром которых выступает индивид [14, с. 135]. Следует уяснить, что право в юридическом значении (в виде законов, правосудия, т. е. позитивное право) - это жесткий нормативно-ценностный регулятор поведения, связанный с властью. Между тем, также следует дифференцировать философский подход к явлениям действительности и идеологию [14, с. 180].

Согласны также с точкой зрения О.Э. Лейста, который пишет: «суть в том, что между различными концепциями находится не истина, а право, которое может стать и бытием свободы, и орудием порабощения, и компромиссом интере-

сов.... Может быть, социальное назначение и польза каждой из концепций состоит в том, чтобы через критику уязвимых сторон выявить опасные тенденции самого права [15, с. 126]. Для поддержания гипотезы отвечает опредмеченному содержанию предпринятого анализа идеи Г. Гегеля, отталкивающегося от естественно-правовых теорий и разработавшего идею правового государства и «естественных прав» возникающих на его субстанциональной основе [1, с. 457].

Ценен и факт конституционных гарантий системы права, которые транслируются в Основных законах, как положения о правовом государстве как реальности, либо как о достижимом идеале. Так, к примеру, Конституция РК говорит об этом в модальности того, что страна утверждает себя правовым государством. Здесь государство предстает как институт, ограничивающий себя правом, действующий в рамках права. Качественное состояние права усматривается: в установлении принципов формального равенства; в практическом утверждении правового государства на основе фундаментальных ценностей - свободы, справедливости, блага; в политико-правовом пространстве присутствует абстрагированная «всеобщая воля».

Корреспондирует отмеченному и мнение Г.С. Сапаргалиева о том, что гаранти-рованность прав предполагает их реальный характер, обеспеченность социально-экономическими, политическими, духовно-культурными, организационными и правовыми средствами. Наиболее инсти-туализированную форму данные политико-правовые максимы получили закрепление в Конституции РК. В качестве основополагающей доктрины и базового принципа правовой системы РК взята концепция теории естественных прав. Государство лишь признает, фиксирует и создает гарантии их реализации и соблюдения [16, с. 203].

Конституция РК официально закрепляет приоритет персоноцентризма. Это означает, что естественно-правовая теория, инкорпорированная в правовую систему, закономерно обусловливает господство права над деятельностью государства [16,

с. 209]. Чтобы закон регулировал деятельность государства и его институтов, важны определенные политико-правовые условия ограничения государства правом. Проблема доктринального осмысления и практического воплощения прав и гарантий являются неотъемлемой частью идеи социального государства, нашедших научное философское обоснование во взглядах Г.С. Сапаргалиева. Важно учесть такой момент, что же дают различные направления пра-вопонимания (либеральные и социальные) для обеспечения прав человека, как они трактуются и соответствуют принципу «вписывания» государства в сферу права? Полагаем, что только в таком случае возможны конструкции формирования инте-гративной концепции для сферы права и построения правового государства.

Также продолжая анализ, можно указать позицию, выдвинутую Шаймердино-вым Е. об абсолютных и неотъемлемых правах человека и разработкой сублима-тивной теории измерения человеческой жизни, начиная от человеческих жертвоприношений, где жизнь человека представляет собой дар древним богам. Автор отмечает, что встает вопрос о праве человека на смерть, где выбор собственной участи делает закон справедливым [11, с. 152].

Как верно замечено исследователем в современном мире есть права и свободы личности, вернее, социальные и политические нормы, однако за абсолютным правом на жизнь реально позиционируется «абсолютное неправо» на собственную жизнь. Так, п. 1. ст. 15 Конституции РК гласит: «Каждый имеет право на жизнь. Логично ставится вопрос, а что такое жизнь, помимо интеллектуального и физического существования? По утверждению автора, правовые технологии позиционируются в измерении: хаос - вселенная -жизнь - смерть, агностицизм цикла философского и теологического миропорядка системы. Философия права и правовые

это синкретичная гуманность. Автор утверждает, что «закон признает человека автором философского трактата или ораторского триумфа, но только не создателем главного своего произведения - жизни» [11, с. 59].

Заключение. Совокупность представленных взглядов актуализирует попытку дать логико-структурное обоснование правомерного вмешательства государства, конкретизируемое самостоятельным толкованием принципа формального равенства. Таким образом, обобщив некоторые итоги анализа, можно вывести ряд выводов:

- Наука выражает объективные законы изучаемых явлений в абстрактных понятиях и схемах, соответствующих реальной действительности. В данном смысле важно зафиксироваться на классификации, под которой понимается распределение в логическую систему установления соответствующих отношений.

- В синергетическом ключе, как новом направлении в познании человеком природы, общества и самого себя, новое качество в познании достигается посредством нелинейного мышления и синтеза достижений различных наук представляется дальнейшее эволюционирование правопо-нимания, что объективирует концепцию правового закона и понимания сущности права как необходимой формы и равной меры свободы.

- В академических кругах продолжается дискурс относительно общей концепции развития юриспруденции, где выделены конституционно-демократическое, мар-кистско-ленинское, традиционалистское (апеллирующее к дореволюционной русской юриспруденции).

- В качестве основополагающей доктрины и базового принципа правовой системы РК взята концепция теории естественных прав. Естественно-правовая теория, инкорпорированная в правовую систему РК обусловливает господство права над деятельностью государства.

технологии масштаба человеческой расы -

Библиографический список

1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. - М., 1974. - 285 с.

2. Автономов А.С. Правовая онтология политики. - М., 2004. - 156 с.

3. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973. -125 с.

4. Большой философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф. Ильичева. - М., 1983. - 278 с.

5. Шаймухамбетова Г.Б. Арабоязычная философия средневековья и классическая традиция. - М., 1979. - С. 61.

6. Хакен Г. Синергетика. - М., 1985. - С. 14.

7. Кайдалов В.А. Самоорганизация в природе и обществе. - М., 2005. - С. 10.

8. Пригожин И., Николис Ж. Биологический порядок, структура и неустойчивость // Успехи физических наук. - 1973. - Т. 10. Вып. 3. - С. 135.

9. Малинова И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). - М., 2003. -С. 41.

10. Сергиевский В.А. Введение в концепцию // Правовая реформа в Казахстане. - 2010. - №4 (52). - С. 74.

11. Шаймердинов Е. «Фатальная философия абсолютного права: Ментальность танатологии - наше право на смерть» // Юрист. - 2007. - №3. - С. 59.

12. Айтматов Ч.Т. Когда падают горы. - СПб.: Изд. Дом «Азбука-Класс», 2008. - С. 3.

13. Черняков А.А. Проблемы отраслевой сущности конституционного права в контексте развивающегося парламентаризма // Научные труды «Эдшет». - 2000. - № 2 (8). -С. 62.

14. Алексеев С.С. Общие теоретические проблемы системы советского права. - М., 1961. - 171 с.

15. История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. - 233 с.

16. Конституция Республики Казахстан. Комментарий / Под ред. Г.С. Сапаргалиева. -Алматы: Жет жаргы, 1998. - 432 с.

ON THE QUESTION OF THE SYSTEMICITY OF CATEGORIES IN THE REFRACTION OF POLITICAL AND LEGAL CONCEPTS IN KAZAKHSTAN

Zh.T. Nurdinova, Doctor of Legal Sciences, Associate Professor NARXOZ University (Kazakhstan, Almaty)

Abstract. In the article presented to the attention, dialectics as a method serves as one of the conductors of the logical mediation of the process of development of the state and law at the present stage of the modern history of Kazakhstan. Incorporating elements of synergetic knowledge, the study is enriched with the resources of the philosophy of law. The purpose and objectives of the study is to analyze the dialectical concept of the connection between the logical and the historical, which incorporates the theoretical understanding of empirical phenomen as interconnected components of a specific whole - the historical process. The content was formed to a large extent on the basis of classical works of scientists in the field of history, theory of state, philosophy of law, which made it possible to substantiate a number of conclusions about the instrumental significance of the methodology, which allows us to study the elements of legal reality in multifunctional correlations.

Keywords: philosophy of law, state, legal understanding, political and legal concepts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.