ИЗ ПЕРИОДИКИ ПРОШЛОГО
К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ НАУКИ СОВЕТСКОЙ КРИМИНАЛИСТИКИ1
ТЕРЗИЕВ (Терзиев-Порошин) Николай Владимирович
(1890—1962) — доктор юридических наук, профессор ВЮЗИ. Один из пионеров отечественной криминалистики. Область научных исследований — криминалистическая техника и судебная экспертиза. Заслуженный деятель науки РСФСР (1960)
В последнее время в связи с выходом в свет двух новых учебных руководств по криминалистике2 и обсуждением программы по этой дисциплине был вновь поднят вопрос о системе советской криминалистики . Он был поставлен в докладе и статье С . П . Митричева о преподавании криминалистики в юридических вузах3, а также в докладе И . Ф . Крылова о программе по советской криминалистике4 .
Структура программы в основных чертах определяется системой науки . Преподавание предмета может вестись по той или иной программе, исходя из характера данного учебного заведения и профиля выпускаемых им специалистов, но общая система науки остается единой . В свою очередь, система науки тесно связана с ее предметом . Не входя в подробное рассмотрение этого последнего вопроса, необходимо, хотя бы в кратких чертах, остановиться на нем .
Советская криминалистика есть наука о раскрытии, расследовании и предупреждении преступных посягательств, направленных против советского строя или нарушающих установленный в СССР социалистический правопорядок . Как известно, проблемами борьбы с преступностью занимается, кроме криминалистики, еще ряд дисциплин — материальное уголовное право, уголовно-процессуальное право, административное право . Вопрос о месте криминалистики среди этих наук должен быть рассмотрен особо . В настоящей статье достаточно отметить, что в отличие от указанных дисциплин криминалистика изучает методику раскрытия, расследования и предупреждения преступлений . После этих предварительных соображений обратимся к непосредственной теме нашей статьи.
В первых двух учебниках по советской криминалистике (1935 и 1938 гг. )5 система курса делилась на три части: технику, тактику и частную методику. Эта система подверглась критике со стороны Б . М . Шавера в его статье о предмете и методе советской криминалистики6 . В дальнейшем учебники криминалистики
Терзиев Н. В. К вопросу о системе науки советской криминалистики // Правоведение .
1961. № 2 . С . 152—156.
См . : Советская криминалистика . М. : ВЮЗИ, 1958 ; Криминалистика . М . : Госюриздат,
1959.
Социалистическая законность . 1959. № 1. С . 45—49.
Материалы научно-методической конференции по вопросам преподавания криминалистики . Л . : ЛГУ, 1959. С . 7—10 . Криминалистика . М. : НКЮ СССР, 1938. Социалистическая законность . 1938. № 6 .
2
3
4
5
ЕСТНИК Терзиев Н. В. ^ ^ С
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о системе науки советской криминалистики ' ^^
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
строились у нас из двух частей — Общей и Особенной7 . При этом к Общей части были отнесены вопросы, касающиеся общей теории криминалистики, исследования различных вещественных доказательств и производства отдельных видов следственных действий, а к Особенной части — вопросы планирования расследования и некоторые другие основные положения методики расследования, главным же образом — методика расследования отдельных категорий преступлений
В учебнике криминалистики 1959 г снова предлагается деление криминалистики на три части — криминалистическую технику, криминалистическую тактику и методику расследования отдельных видов преступлений8 .
Очевидно, что прежде всего необходимо разобрать понятия криминалистической тактики и криминалистической техники; они встречаются в том или ином виде почти во всех работах, где рассматривается вопрос о системе криминалистики .
Понятие «тактика» было первоначально предложено в криминалистике для той ее части, которая занимается приемами раскрытия преступлений в связи с изучением способов совершения преступлений9. В дальнейшем под «тактикой» стали понимать учение о порядке, последовательности и способах проведения отдельных следственных действий10 . Затем к «тактике» отнесли также вопросы о следственных версиях и планировании расследования .
Как известно, термин «тактика» возник в области военного дела и означал искусство построения войска . В советской военной науке предметом тактики считается учение о подготовке и ведении боя, в отличие от стратегии, предметом которой являются вопросы ведения войны в целом, а также отдельных ее кампаний, и оперативного искусства, которое занимается изучением вопросов ведения операций различного масштаба11 .
Понятия стратегии и тактики применяются также в области политической деятельности . Здесь стратегия рассматривается как определение расположения сил и направления главного удара, которые должны обеспечить решающий успех в борьбе, а тактика — как политическое поведение, характер, направление, способы политической деятельности
7 См . : Криминалистика : учебник для юридических вузов . М . , 1950.
8 Криминалистика : учебник для юридических вузов . М. : Госюриздат, 1959. С . 7 . Вместе с тем в учебнике говорится (на с . 11), что принятое ранее деление криминалистики на три самостоятельных раздела — технику, тактику и частную методику — неправильно, поскольку авторы этой системы «рассматривали криминалистику не как единую, внутренне связанную дисциплину, а как простое механическое объединение технических, тактических и методических приемов расследования» . Как согласовать
эту критику с утверждением на с . 7, что криминалистика складывается из трех частей — ^
техники, тактики и методики расследования отдельных видов преступлений, остается ш
неясным . е
9 См . : Якимов И. Н. Криминалистика . Уголовная тактика . М. : Изд . НКВД РСФСР, 1929.
С . 3 . о
10 См . : Криминалистика : учебник для юридических вузов . М . , 1950. С . 5 . и
11 См . : Сковородин М. Тактика как составная часть военного искусства . М. : Воениздат, и 1956.
прошлого
>
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
В результате сделанного нами сопоставления понятия тактики в различных областях знания полагаем, что он получил в криминалистике чересчур широкое истолкование
Основной задачей следствия является установление истины по делу. Руководящими положениями расследования в СССР служат строжайшее соблюдение социалистической законности, всесторонность, полнота, объективность и др . Едва ли можно применять термин «тактика» для наименования «ведущих начал расследования», как это предлагают сторонники широкого понимания этого термина в криминалистике .
Нельзя признать оправданным отнесение к «тактике» установление объема и пределов расследования . Решение этих вопросов определяется нормами материального и процессуального права, а не положениями «тактики» .
Снимается ли вообще вопрос о понятии тактики в криминалистике? Полагаем, что нет. Во-первых, тактические моменты находят свое выражение при планировании расследования . Во-вторых, они имеются и при проведении следственных и оперативных действий . Таковы, например, приемы допроса в зависимости от личности допрашиваемого, его поведения на допросе, обстоятельств дела и т.д . Тактические элементы имеются при осуществлении обыска, задержания и др . В этом смысле к криминалистической тактике можно отнести линию поведения следователя или оперативного работника по отношению к подозреваемым, обвиняемым, свидетелям и другим лицам, фигурирующим по делу при проведении отдельных следственных действий и оперативных мероприятий .
Однако нельзя согласиться с тем, что вся совокупность способов проведения различных следственных действий принадлежит к области тактики . По нашему мнению, было бы лучше применить для этого термин «методика» . Ведь именно методикой называется совокупность способов и приемов систематического, последовательного и целесообразного проведения какой-либо работы12. Это как раз тот термин, который наиболее подходит для обозначения совокупности способов и приемов выполнения различных следственных действий
Насколько неоправданно широко применяется понятие тактики в криминалистике, можно видеть, например, из книги «Тактика следственных действий», изданной в 1959 г. в качестве учебного пособия по криминалистике13 . Возьмем раздел «Общие правила тактики осмотра места происшествия» . Здесь к тактике отнесен ряд вопросов, которые, несомненно, принадлежат к сфере техники — правила фотографирования места происшествия, составления чертежей, упаковки вещественных доказательств . Непонятно, какое отношение к тактике имеет содержание протокола осмотра . Вопрос о стадиях осмотра надо отнести не к тактике, а к методике осмотра14 .
12 См . : БСЭ . 2-е изд . Т. 27 . С . 314 ; Словарь современного русского литературного языка . Изд . АН СССР Т. 6 . С . 923.
13 Давыдов Г. П., Притузова В. А., Шевченко Б. И. Тактика следственных действий . М . : Госюриздат, 1959.
14 Мы считаем правильным, что М. Е . Евгеньев в пособии по методике и технике расследования преступлений (Киев, 1940) назвал соответствующие разделы книги «Методика осмотра места преступления», «Методика производства обыска» и др .
ЕСТНИК
УНИВЕРСИТЕТА
имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Терзиев Н. В. ^^ ^ ^
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о системе науки советской криминалистики ' *
В итоге мы должны прийти к выводу, что в работе по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений имеются тактические моменты, однако было бы нецелесообразным выделять «тактику» в качестве особой части криминалистики
Рассмотрим теперь понятие криминалистической техники . В учебнике 1938 г. эта часть криминалистики была охарактеризована как «система приемов исследования вещественных доказательств и физических признаков в целях розыска, опознания и идентификации лиц и предметов, фигурирующих в следственных делах»15 . В учебнике 1959 г. указано, что криминалистическая техника в широком смысле слова разрабатывает технические приемы и средства, используемые в работе следственных и розыскных органов и при криминалистической экспертизе16 . К области техники в криминалистике относят трасологию, судебную баллистику, исследование документов, уголовную регистрацию и отождествление человека по признакам внешности
Наименование всех этих вопросов «техникой» недостаточно точно . Под техникой в собственном смысле слова в криминалистике можно разуметь: а) оборудование, материалы и иные технические средства, предназначенные для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, и б) технические приемы и способы, используемые при собирании и исследовании соответствующих объектов . (Недаром в криминалистике принято делить исследование документов на две части — техническое исследование документов и установление личности по признакам письма . ) Что касается уголовной регистрации, то это оперативное мероприятие, регулируемое административным правом . Наименование перечисленных выше вопросов криминалистической техники укоренилось в практике, но, если критически отнестись к этой терминологии, то она оказывается недостаточно выдержанной
С . П . Митричев внес по вопросу о системе криминалистики ряд новых предложений17 . Во-первых, он считает необходимым построить курс криминалистики применительно к процессу расследования преступлений, «распределив темы от начала возбуждения дела до его окончания»18 . Во-вторых, С . П . Митричев предлагает рассматривать вопросы проведения различных видов криминалистических экспертиз «не попутно с изучением криминалистической техники», но с выделением этих вопросов в самостоятельный раздел . В соответствии с этим С . П . Митричев строит систему криминалистики из следующих частей: «техники и тактики», «криминалистической экспертизы» и «методики расследования отдельных видов преступления» .
Мысль привести структуру криминалистики в соответствие с ходом расследования представляется на первый взгляд заманчивой . Однако нельзя забывать, что криминалистика есть наука не только о предварительном следствии . ^
Но, даже оставляя в стороне эти соображения, нам представляется, что ш
С . П . Митричеву не удалось последовательно осуществить в предложенной е
р
и
Криминалистика . 1938. С . 4 . □
д
15
16 Криминалистика . 1959. С . 7 .
17 См . : Митричев С. П. Указ . статья .
18 См . : Митричев С. П. Указ . статья . С . 48—49
прошлого
>
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
им системе свою основную мысль . Как отмечено выше, он делит курс криминалистики на три части: «технику и тактику», «криминалистическую экспертизу» и «методику расследования отдельных видов преступлений» . Первая тема раздела «Техника и тактика» — введение в криминалистику — носит общий характер и должна, видимо, не составлять часть первого раздела, а предшествовать ему в качестве самостоятельного раздела .
После изложения вопроса о получении сообщения о совершенном преступлении темы поставлены в следующем порядке: осмотр, обыск и выемка, следственный эксперимент, допрос, словесный портрет, предъявление для опознания, уголовная регистрация . Возникает вопрос, почему эти темы расположены именно так, а не иначе? Существует ли, за исключением первоначальных следственных действий, общеустановленная очередность выполнения определенных следственных действий? Не зависит ли она от вида преступлений и конкретных обстоятельств дела?
Недостаточно ясно, почему, например, вслед за темой «обыск и выемка» стоит тема «следственный эксперимент»? Известно, что в большинстве случаев необходимость проведения следственного эксперимента появляется после допроса Почему тема «уголовная регистрация» отнесена в самый конец, тогда как использование данных этой регистрации происходит, как правило, в связи с первоначальными следственными действиями? Порядок расположения тем в рассматриваемом проекте носит, таким образом, в значительной мере случайный характер
С . П . Митричев выдвигает предложение выделить вопросы криминалистической экспертизы в самостоятельную часть курса, оставив в четвертой теме первой части — «учение о следах и вещественных доказательствах» — лишь вопросы, относящиеся к работе самого следователя с этими объектами .
Рассматривая упомянутое предложение, надо, как нам представляется, учитывать следующее . Тема «учение о следах и вещественных доказательствах» даже после исключения из нее вопросов, касающихся проведения криминалистических экспертиз, слишком велика по своему объему. Она включает вопросы работы со следами рук, ног, транспортных средств, орудий и инструментов и т. д . , вопросы осмотра огнестрельного оружия и боеприпасов, собирания, закрепления, изъятия и осмотра следов выстрела, определение вида и системы орудия по стреляным гильзам, пулям, дроби, пыжам и побочным следам выстрела, вопросы определения направления и дистанции выстрела, разнообразные вопросы работы следователя с документами как вещественными доказательствами . Можно ли уместить весь этот обширный материал в одну тему?
Независимо от этого возникает вопрос, надо ли выделять вопросы проведения криминалистической экспертизы в курсе криминалистики, предназначенном для студентов юридических вузов, в самостоятельный раздел? Это было бы, возможно, оправдано в курсе криминалистики для лиц, готовящихся стать экспертами, но отводить третью или даже четвертую, пятую части курса криминалистики в общеюридическом вузе изучению разнообразных методик проведения криминалистических экспертиз едва ли правильно .
Полагаем, что в общем курсе криминалистики нецелесообразно отрывать вопросы подготовки, назначения и проведения различных видов криминалистических экспертиз от других стадий работы с теми же объектами
ЕСТНИК Терзиев Н. В. ^ ^ О
УНИВЕРСИТЕТА К вопросу о системе науки советской криминалистики ' ^^
имени О.Е, Кутафина (МГЮА)
Стремление С . П . Митричева акцентировать вопросы криминалистической экспертизы следов и других вещественных доказательств заслуживает внимания, но нам представляется, что это должно быть сделано в пределах соответствующих тем, каждая из которых посвящена методике собирания и исследования определенного рода объектов .
Что касается проекта, выдвинутого И . Ф . Крыловым, то в нем устранены некоторые непоследовательности, имеющиеся в проекте С . П . Митричева . Так, например, вопрос об оперативной работе милиции предшествует изучению отдельных видов следственных действий . Тем не менее И . Ф . Крылов сохранил в силе предложение С . П . Митричева отделить основы криминалистического учения о следах и вещественных доказательствах от вопросов проведения экспертиз по этим объектам .
По нашему мнению, система курса советской криминалистики должна складываться из следующих разделов:
1) общие положения науки;
2) собирание и исследование различных видов вещественных доказательств, а также некоторых иных объектов;
3) производство различных видов следственных и оперативно-розыскных действий по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений;
4) следственные версии и планирование расследования;
5) раскрытие, расследование и предупреждение различных видов преступлений
В первом разделе рассматриваются вопросы о предмете криминалистики, ее месте среди других наук, общем и частных методах криминалистики как науки, дается обзор истории криминалистики в СССР и ее развития в странах народной демократии . Далее излагаются общие положения методики раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в СССР
Первый раздел заканчивается характеристикой состояния криминалистики в буржуазных странах с выявлением ее реакционных сторон .
Второй раздел начинается с описания технических средств криминалистического исследования, в том числе особо — судебной фотографии . Затем изложение строится по видам объектов, подлежащих собиранию и исследованию . Рассматриваются вопросы обнаружения, предохранения, запечатления, изъятия и криминалистического исследования разных видов следов и других вещественных доказательств, методика установления личности по признакам внешности, методика криминалистического исследования письма и т. д . При изложении материала в пределах каждой темы выделяются, с одной стороны, вопросы методики работы следователя и суда с соответствующими объектами и, с другой стороны, вопросы методики экспертизы этих объектов . и
Третий раздел строится по видам следственных и оперативно-розыскных дей- ш
ствий . Здесь речь идет о собирании сведений о совершенных и готовящихся пре- е
ступлениях, проверке поступивших сообщений о подготовке, проведении и фикса- и
ции результатов осмотра, обыска и выемки, допроса, очной ставки, предъявления о
для опознания, следственного эксперимента и других следственных действий и
и оперативно-розыскных мероприятий (криминалистической регистрации, розы- и
ска, задержания и т.д . ) . При изложении материала рассматриваются «техника» прошлого
>
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
и «тактика» соответствующих действий . Уделяется внимание особенностям допроса и очной ставки в суде, особенностям проведения осмотра, эксперимента и экспертизы на судебном следствии .
Четвертый раздел посвящается вопросам построения и проверки версий и планирования дознания, предварительного и судебного следствия .
Пятый раздел строится по видам преступлений . При разработке методики расследования различных видов преступлений должна даваться общая характеристика контингента правонарушителей, совершающих данного вида преступления, и используемых ими при этом способов, указываются задачи расследования, особенности производства первоначальных оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, особенности планирования расследования по делам данной категории, особенности проведения дальнейших следственных действий, рассматриваются вопросы специального предупреждения соответствующих видов преступлений
Все разделы криминалистики образуют единую целостную систему.