Научная статья на тему 'К вопросу о системе налогового управления'

К вопросу о системе налогового управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАЛОГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. / TAX / NATIONAL SYSTEM OF TAX ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапин В. Н.

В статье представлена авторская позиция по отношению к системе государственного налогового управления, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX ADMINISTRATION SYSTEM

The article contains the author's position in relation to state tax administration system which consists of interrelated and interactive subsystems.

Текст научной работы на тему «К вопросу о системе налогового управления»

аз

го счета налогоплательщика в пользу государства в счет погашения задолженности по уплате налогов. Вероятно, для этих целей следует сформировать специальный орган либо отдел (или вернуться к органам налоговой полиции либо аналогичной структуре), который будет контролировать расчеты физических лиц с бюджетом.

Механизм и алгоритм действий налогового органа в отношении должника - физического лица - выглядит следующим образом: налоговый орган отправляет запрос на налогоплательщика-работодателя о том, какой банк обслуживает этого налогоплательщика и его работников; предприятие отправляет ответ на запрос налогового органа (наименование банка, его реквизиты); налоговый орган направляет в банк данные о должнике (ФИО, предприятие, ИНН, сумма долга, максимальная сумма (проценты от суммы), вычитаемая за один раз) и требование о списании денежных средств с лицевого счета налогоплательщика-клиента данного банка в счет погашения долга; банк вводит данные в систему; при вводе карточки в банкомат происходит идентификация налогоплательщика, обрабатываются данные о проценте (от суммы заработной платы), установлен -ном налоговым органом, подлежащем списанию; с лицевого счета физического лица-должника списывается часть денежных средств (в допустимом пределе) в счет погашения задолженности по налогам; выдается квитанция, в которой указана как сумма перечисления, так

и оставшийся непогашенным долг; в течение 10 рабочих дней денежные средства с лицевого счета должника перечисляются на счет налогового органа, отправившего требование.

По-нашему мнению, предложенный механизм позволит: повысить результативность контрольной деятельности налоговых органов и качество налогового администрирования; обеспечить значительный прирост поступлений в бюджет; решить проблему со злостными неплательщиками, имеющими задолженность за несколько лет; увеличить количество добросовестных налогоплательщиков; сэкономить средства бюджета на судебных издержках; сократить временные и финансовые затраты на отправку требований; устранить проблемы, возникающие у физических лиц на таможенной границе при выезде за пределы РФ.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что дальнейшее развитие системы налогового админист -рирования должно сопровождаться поддержанием стабильного и своевременного поступления налогов и сборов в бюджет. Достичь такого результата удастся благодаря дальнейшему совершенствованию налоговых контрольных технологий при одновременном снижении издержек налогоплательщиков, связанных с исполнением налоговых обязательств, а также затрат государства на осуществление налогового администрирования.

УДК 336.221 В.Н. Лапин

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО УПРАВЛЕНИЯ

В статье представлена авторская позиция по отношению к системе государственного налогового управления, состоящей из взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем.

Ключевые слова: налог, государственное налоговое управление.

V.N. Lapin

TAX ADMINISTRATION SYSTEM

The article contains the author's position in relation to state tax administration system which consists of interrelated and interactive subsystems.

The key words: tax, national system of tax administration.

В управлении можно выделить две системы: управ -ляемая система, которая является объектом управления; управляющая система, т.е. субъект управления. Суть управления сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управ -ления на те или иные объекты управления в процессе какой-то целенаправленной деятельности. Структура системы управления представлена на рис. 1.

Существует следующие три класса систем управления:

- управление биологическими системами;

- управление техническими системами;

- управление социально-экономическими системами.

Термин «управление» применяется к разным типам

систем, к разным сферам и уровням хозяйствования, к деятельности различных государственных и общественных органов управления. При этом система управления должна соответствовать определенным требованиям:

- между элементами системы (подсистемами) обязательно существует причинно-следственная связь, которая установлена между управляющей и управляемой системами. Эти подсистемы должны обязательно реагировать на изменения, которые возможны лишь при наличии обратной связи;

- система управления должна быть динамичной, т.е. способной к качественным изменениям;

- управление возможно лишь при наличии в системе параметров, при воздействии на которые можно изменить течение процесса.

Несомненно, система управления носит целостный характер и должна строиться на основе принципов иерархичности, т.е. многоступенчатости системы управления, и обратной связи, т.е. сигнала, выражающего реакцию объекта на управляющее воздействие.

Управляющая

система

Цель поддержания и развития управляемой системы

Мониторинг состояния системы управления

Выявление необходимости осуществления управляющих воздействий

Разработка управленческих решений Прогнозирование реализации и результата

Принятие управленческих решений Планирование реализации и результата

Реализация управленческих решений Организация реализации решения

Управляемая система

Контроль эффективности реализации Учет и анализ результатов реализации

Формирование обратной связи в системе управления

Координация и регулирование управляющих воздействий

Рис. 1. Структура системы управления

Нельзя согласиться с точкой зрения, что, поскольку понятие «менеджмент» широко вошло в научный и практический оборот в нашей стране, можно применять понятия «управление» и «менеджмент», «управление налогами и налогообложением» и «налоговый менеджмент» как идентичные [б, c.15]. Когда речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин public administration - «государственное управление» [В, c.12].

Между тем в экономической литературе термин «государственное налоговое управление» недостаточно распространен. Чаще используются понятия «финансовый менеджмент» и «налоговый менеджмент». Однако они в большей степени применимы к корпоративным структурам.

Анализ показывает, что в научной литературе по данному вопросу нет единого подхода, однозначного понимания таких терминов, как «налоговый менеджмент» и «государственный налоговый менеджмент». Например, Т.Ф. Юткина под налоговым менеджментом понимает систему управления процессами движения денежных средств от субъекта сферы «бизнес» к субъектам сферы «бюджет», которые в полной мере могут быть легитимным элементом российского налогового права [9, c. 240]. А.Г Поршнев отождествляет налоговый менеджмент и управление налогами и налогообложением, понимая под налоговым менеджментом процесс, который осуществляется непрерывно во времени и в пространстве [б, c.15]. По мнению М.В. Карп, налоговый менеджмент - это процесс управления путем исполь-

зования методов воздействия налогового механизма на налоговую систему в целях реализации налоговой политики [2, с. 47]. А.Г Седов считает, что налоговый менеджмент - это система корпоративного и государственного управления денежными потоками путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов и принятия решений в области управления налоговыми доходами и налоговыми расходами на микро- и макроуровне [7, с. 6].

Распространено также мнение, что налоговый менеджмент - это один из видов менеджмента, выполняющего соответствующую функцию в системе управления, понимаемую как управление налогами организациями в макроэкономической среде, в которой они реализуют производственные возможности. Специфическим объектом налогового менеджмента выступают экономические отношения предприятий и организаций с государством, возникающие в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах, определяющие денежные потоки [4, с. 268].

Авторская позиция заключается в том, что налоговый менеджмент - это особый вид управленческой деятельности, в котором рационально сочетаются наука и практика управления, организация управления и процесс принятия управленческих решений на уровне хозяйствующих субъектов. В то же время государственное налоговое управление является составной частью общей системы государственного управления.

Под государственным налоговым управлением нужно понимать научно обоснованное управление государственными налоговыми доходами посредством налогового администрирования, т.е. элементы, формы и методы управления налоговым процессом, которые необходимы для создания действенного налогового механизма, включающего налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и стимулирование, налоговый контроль.

Государственное налоговое управление - это сложный процесс, целью которого является обеспечение качественного и количественного состояния экономики, достигаемое путем направленного воздействия на систему налогов и налогообложения. Структурно оно представлено на рис. 2. Предметом государственного налогового управления являются экономические процессы движения и перераспределения стоимостей путем осуществления как налоговых платежей, так и регулирования деятельности налогоплательщиков в нужном для общества направлении. Объектом государ -ственного налогового планирования являются налоговые отношения, которые возникают в обществе по поводу организации и осуществления вышеназванных экономических процессов на различных уровнях управления. К субъектам государственного налогового управления относятся все уровни фискальной иерархии.

СТАДИИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

Реальная постановка цели Организация информационного поиска Организация аналитических работ Оценка и выбор Доведение и контроль

Приемы

Действия

Средства

осуществ-

ления

1. Постановка цели.

2. Корректировка цели.

3. Четкое формулирование цели

1. Организация сбора информации.

2. Поиск информации.

3. Обработка информации.

4. Передача информации

1. Анализ ситуации.

2. Моделирование ситуации

4

1. Оценка вариантов действий.

2. Определение критериев выбора.

3. Выбор варианта решения.

4. Принятие решения

5

Цель

Рис. 2. Структурная модель управления как процесса

Главная цель государственного налогового управления состоит в эффективном развитии экономики посредством оптимального воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов и населения через налоги и налоговые режимы, установленные налоговым законодательством. Методологическая сложность процесса целе-полагания в государственном налоговом управлении связана со сложностью понимания такой категории, как налог. Ведь налог одновременно является общественным явлением, отражающим историко-экономические условия жизни людей и государства; экономическим явлением, т.е. совокупностью отношений перераспределения реального созданного в обществе дохода; финансовым явлением, где выполняются две основополагающие функции (распределительная и контрольная), а

Как сложная подсистема государственного управления государственное налоговое управление взаимодействует с системами исполнительной и законодательной власти. В свою очередь, подсистема государственного налогового управления включает в себя подсистему налогового администрирования и налоговые органы (рис. 3).

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти (ФНС РФ) и его территориальные органы. При осуществлении своих функций налоговые органы взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти (таможенными, финансовыми органами, органами внутренних дел, органами федерального казначейства), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами.

1. Доведение решения до исполнителя.

2. Разъяснение решения.

3. Контроль исполнения.

4. Корректировка решения.

5. Анализ исполнения

2

3

также юридическим, политическим и социальным явлением.

Рис. 3. Система государственного налогового управления

На рис. 3 представлено государственное налоговое управление как система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем, где налоговое администрирование, на наш взгляд, является ведущей подсистемой. Оно включает организацию налогового процесса, осуществляемого посредством целого комплекса мер и действий по сбору налоговых платежей, налоговое планирование и прогнозирование, налоговое регулирование и стимулирование, налоговый контроль.

Следует отметить, что налоговое администрирование в литературе трактуется неоднозначно. Так, А.З. Да-дашев и А.В. Лобанов рассматривают налоговое администрирование как основную функцию управления и как организационно-управленческую систему реализации налоговых отношений. Они считают, что целью налогового администрирования является обеспечение плановых налоговых поступлений в бюджетную систему в условиях оптимального сочетания методов налогового регулирования и налогового контроля [1, с. 4]. А.Ю. Кузнецов в налоговое администрирование включает разработку налогового законодательства, установление объектов и субъектов налоговых правоотношений. По его мнению, цель налогового администрирования заключается в том, чтобы уравновесить общественные, корпоративные и частные экономические интересы [3, с. 19]. М.В. Мишустин считает, что налоговое администрирование - это хорошая налоговая политика, соответствующие технологические процессы деятельности налоговых органов [5, с. 27].

На наш взгляд, налоговое администрирование представляет собой управление системой налогообложения с помощью директивных форм и методов. При взаимодействии с другими подсистемами государственного налогового управления разрабатываются и реализуются налоговая политика и стратегия, создается и совершенствуется организационный механизм функционирования системы налогообложения (рис. 4).

Формы и методы, присущие налоговому администрированию, не являются универсальными, их необходимо совершенствовать, чтобы обеспечить реализацию цели и задач государственного налогового управления. При этом основным направлением по повышению эффективности налогового администрирования должно стать создание баланса прав и обязанностей налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов. В результате этого можно избавить налогоплатель -щиков от излишнего административного воздействия и в то же время сохранить за налоговыми органами достаточные полномочия по контролю за соблюдением плательщиками законодательства о налогах и сборах.

На наш взгляд, совершенствование налогового администрирования должно основывается не только на законодательстве, но и требует изменения культуры и идеологии взаимоотношений между всеми участниками налоговых отноше-

ний, в первую очередь между налоговыми органами и налогоплательщиками. В рамках этой деятельности уже проводятся некоторые организационные преобразования с принятием и внедрением административных регламентов деятельности налоговых органов, определяющие процедуры рассмотрения заявлений налогоплательщика, выдачи необходимых документов и т.д.

В настоящее время действуют критерии оценки деятельности налоговых органов, которые учитывают не только эффективность мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства, но и состояние работы с налогоплательщиками в целом. Анализ результатов в соответствии с этими критериями позволит более точно оценить результативность работы налоговых органов. На основании этих критериев утверждена и начала активно применяться система премирования сотрудников налоговых органов в зависимости от достигнутых результатов.

Позитивным фактором налогового администрирования справедливо считать изменение подходов к организации налогового контроля, а также усиление аналитической составляющей в деятельности налоговых органов, что, в свою очередь, должно привести к сокращению количества выездных налоговых проверок, а также к повышению их результативности. При этом предлагается активнее внедрять на практике комплексные выездные налоговые проверки, что приведет к снижению административной нагрузки на налогоплательщиков.

Подводя итог, можно сделать вывод, что государ -ственное налоговое управление является неотъемле-

Рис. 4. Формы и методы налогового администрирования

мой частью общей системы государственного управления. Как и любое управление, оно должно постоянно совершенствоваться. При этом не должно нарушаться органическое единство составляющих его подсистем и элементов.

1. Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2002.

2. Карп М.В. Налоговый менеджмент. М., 2001.

3. Кузнецов А.Ю. Развитие налогового контроля в системе налогового администрирования в России: дис. ...канд. экон. наук. Саратов, 2005.

4. Менеджмент: теория и практика в России. М., 2003.

5. Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования - фактор повышения эффективности налоговых органов // Финансы. 2003. № 6.

6. Налоговый менеджмент / под ред. А.Г. Поршнева. М., 2003.

7. Седов А.Г Организация корпоративного и государственного налогового менеджмента в России: автореф. .канд. экон. Наук. Саратов, 2004.

8. Управление - это наука и искусство / А. Файоль, Г Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., 1992.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2002.

УДК 336.225 А.С. Нестеренко

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Исследованы основы организации выездной налоговой проверки и ее место в системе налогового контроля в России. Разработана и обоснована методика организации и проведения выездной налоговой проверки. Обосновано проведение выездной налоговой проверки в три этапа: предпроверочный анализ, проведение проверки правильности и полноты начисления налогооблагаемой базы, оформление результатов выездной налоговой проверки. Предложено систематизировать сведения о налогоплательщике для повышения эффективности налогового контроля. Предложен показатель для оценки налоговой нагрузки, рассчитанный на основе соотношения уплаченных налогов и добавленной стоимости.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые проверки, выездная налоговая проверка, налоги, критерии оценки деятельности налогоплательщика.

A.S. Nesterenko

ORGANISATION AND CONDUCTING OF ON-SITE TAX AUDIT: METHODOLOGICAL APPROACHES

The author examines main issues of organizing on-site tax audits and use of this practice in Russia. The methodology of organizing and conducting on-site tax audits is presented and substantiated in the article. The author suggests conducting on-site tax audit in three stages: pre-adit analysis, tax base analysis, documentation and record keeping of the results. The author puts forward an idea to systematise taxpayer data for improving tax control efficiency. The indicator of the tax burden calculated on the basis of the ratio of taxes paid and added value is presented in the article.

The key words: tax control, tax audit, on-site tax audit, tax, taxpayer assessment criteria.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки, цель которых:

1) выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

2) предупреждение налоговых правонарушений.

В процессе проведения выездной налоговой проверки осуществляется прежде всего проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплатель-

щика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В указанных условиях результативное проведение выездной налоговой проверки зависит от правильно выбранной стратегии и тактики проведения проверки.

В процессе контрольной работы большое значение имеет методика осуществления налоговых проверок с описанием конкретных методов и приемов проведения выездных налоговых проверок. Методика проведения комплексной выездной налоговой проверки организаций может состоять из следующих этапов: 1) предпроверочный анализ; 2) проведение проверки правильности и полноты начисления налогооблагаемой базы; 3) оформление результатов выездной налоговой проверки.

Первый этап включает в себя предпроверочный анализ налогоплательщиков, т.е. отбор объектов, подлежащих первоочередной проверке в отчетном периоде; определение категории выездной проверки для каж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.