Научная статья на тему 'К вопросу о системе мер социальной поддержки (анализ федерального и регионального законодательства)'

К вопросу о системе мер социальной поддержки (анализ федерального и регионального законодательства) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4140
537
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / КАТЕГОРИИ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ / КРИТЕРИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / SOCIAL PROTECTION MEASURES / CATEGORIES OF BENEFICIARIES / CRITERIA FOR GRANTING SOCIAL SUPPORT MEASURES / SOURCES OF FINANCING / FEDERAL AND REGIONAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Благодир Алла Леонтьевна

В статье на основе системного анализа исследуется социально-обеспечительное законодательство, закрепляющее предоставление нетрудоспособным гражданам преимуществ для их дополнительной социальной защиты. Меры социальной поддержки (ранее - льготы) - достаточно новое понятие в российском законодательстве. Рассматриваются категории граждан, виды предоставления таких мер как на федеральном, так и на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Благодир Алла Леонтьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the System of Social Support Measures (the analysis of federal and regional legislation)

On the basis of system analysis we study social support legislation which provides advantages of extra social security for incapacitated citizens. Social support measures (former favors) is quite a new notion in Russian legislation. We consider categories of citizens, types of provision of these measures on the federal and regional levels.

Текст научной работы на тему «К вопросу о системе мер социальной поддержки (анализ федерального и регионального законодательства)»

ПРАВО

УДК 349.3

А. Л. Благодир

К ВОПРОСУ О СИСТЕМЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ (АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА)

В статье на основе системного анализа исследуется социально-обеспечительное законодательство, закрепляющее предоставление нетрудоспособным гражданам преимуществ для их дополнительной социальной защиты. Меры социальной поддержки (ранее - льготы) - достаточно новое понятие в российском законодательстве. Рассматриваются категории граждан, виды предоставления таких мер как на федеральном, так и на региональном уровне.

On the basis of system analysis we study social support legislation which provides advantages of extra social security for incapacitated citizens. Social support measures (former - favors) is quite a new notion in Russian legislation. We consider categories of citizens, types of provision of these measures on the federal and regional levels.

Ключевые слова: меры социальной поддержки, категории получателей, критерии предоставления мер социальной поддержки, источники финансирования, федеральное и региональное законодательство.

Keywords: social protection measures, categories of beneficiaries, criteria for granting social support measures, sources of financing, federal and regional legislation.

Российская Федерация - социальное государство, а из этого следует, что оно должно реально создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, то есть предоставлять определенные гарантии для реализации гражданами права на социальное обеспечение. При этом особой заботой с его стороны должны пользоваться те члены общества, которые в силу объективных жизненных обстоятельств еще не имеют или уже лишились возможности своим трудом зарабатывать себе средства к существованию (старость, инвалидность, безработица, бедность и др.), или этих средств стало недостаточно (рождение ребенка, смерть кормильца и др.). Как известно, реализация гражданами права на социальное обеспечение осуще-

© Благодир А. Л., 2012 70

ствляется на централизованном уровне посредством обязательного социального страхования, за счет бюджетных средств и смешанной формы социального обеспечения.

Составной частью системы социального обеспечения России является система мер социальной поддержки (ранее - льгот), закрепляющая предоставление нетрудоспособным нуждающимся гражданам преимуществ для их дополнительной социальной защиты.

«Меры социальной поддержки» - это достаточно новое понятие, которым было заменено понятие «льготы» в связи с внесенными в российское социально-обеспечительное законодательство изменениями.

«Меры» в обычном понимании - действия или совокупность действий, средств для осуществления, достижения чего-либо [1], «социальная (босшб - общий, совместный) поддержка» - это то, что поддерживает, служит опорой чему-либо [2] со стороны общества.

Формулируя понятие «меры социальной поддержки» в праве социального обеспечения, следует отметить, что это действия или совокупность действий со стороны общества для поддержания и удовлетворения специфических потребностей членов общества, сохранения ими социальных, бытовых, медицинских и других отношений и связей с обществом.

Раскрывая правовое понятие «льготы» как средства дифференциации правового регулирования общественных отношений, Е. Г. Крылатых в конце 80-х гг. прошлого столетия выделила следующие их признаки: льгота - специальная норма, устанавливающая дополнительные права определенным категориям граждан; дополнительные права предоставляются либо лицам, располагающим (в силу различных причин объективного и субъективного характера) меньшими возможностями реализовывать общую и равную для всех правовую норму с целью достижения фактического равенства в их положении, либо лицам, имеющим особые заслуги перед обществом, с целью их поощрения [3]. Следовательно, законодатель, внося в социально-обеспечительное законодательство изменения (заменяя термин «льготы» на термин «меры социальной поддержки») [4], тем не менее, не меняет самой сути предоставления этих мер гражданам. Это означает, что такая социальная помощь со стороны

государства предоставляется не каждому члену общества, а только тем, кто определен в нормативных правовых актах. Таким образом, меры социальной поддержки предоставляются гражданам, нуждающимся в социальной защите или имеющим особые заслуги перед государством и обществом в целом.

В настоящее время механизм реализации мер социальной поддержки закреплен в федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах РФ: «О ветеранах» от 12 января 1995 г. (в ред. от 9 декабря 2010 г.) [5], «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. (в ред. 19 июля 2011 г.) [6], «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. (в ред. от 11 июля 2011 г.) [7], «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26 ноября 1998 г. (в ред. от 28 декабря 2010 г.) [8], «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10 января 2002 г. (в ред. от 27 декабря 2009 г.) [9]; в постановлении Правительства РФ: «Об утверждении правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца» от 27 мая 2006 г. № 313 (в ред. от 2 июня 2008 г.) [10] и др.

В указанных актах определены категории граждан, которым государство гарантирует предоставление мер социальной поддержки независимо от их финансового положения и социального статуса. К таким гражданам относятся инвалиды, участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, ветераны боевых действий, а также члены их семей; военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и члены их семей; лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев [11]; инвалиды всех групп и семьи с детьми-инвалидами [12]; инвалиды и ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986-1987 гг., на объекте «Укрытие» в 19881890 гг., лица, приравненные к ним [13]; члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву, а также члены семей граждан, проходивших

военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более [14].

Анализируя законодательство, которое регламентирует предоставление указанным выше категориям граждан мер социальной поддержки, следует отметить, что такие меры могут быть предоставлены: во-первых, как в денежной, так и в «натуральной» форме, во-вторых, финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Так, в денежной форме за счет средств федерального бюджета меры социальной поддержки предоставляются в виде ежемесячной денежной выплаты; компенсации в размере 50% расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; при наличии печного отопления ежегодной денежной выплаты в размере 50% стоимости твердого топлива с учетом норм (нормативов), установленных для продажи населению и транспортных услуг на доставку твердого топлива; один раз в десять лет выделяются средства на проведение ремонта жилого дома [15].

В «натуральной» форме гарантировано обеспечение: протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями; жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; набором социальных услуг. В состав набора социальных услуг включено бесплатное обеспечение по рецептам врачей лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, при наличии медицинских показаний предоставление путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно [16].

Предоставление гражданам мер социальной поддержки осуществляется в зависимости от вида поддержки различными органами. К таким органам относятся территориальные органы Пенсионного фонда РФ, органы социальной защиты населения, органы здравоохранения, жилищ-но-эксплуатационные организации, организации железнодорожного транспорта и др. Большое количество различных органов и организаций, оказывающих меры социальной поддержки, затрудняет для получателей возможность реализации своего права на такие меры.

Одним из нововведений Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. [17] является принципиальный пересмотр системы социального обеспечения граждан России. Во-первых, большинство социальных льгот, предоставляемых

в «натуральной» форме, были заменены денежной компенсацией. Во-вторых, на органы государственной власти субъектов федерации были возложены обязанности по финансированию предоставления мер социальной поддержки гражданам РФ, проживающим на территории соответствующего субъекта федерации.

Законодательная база в субъектах федерации по вопросам, касающимся как социального обеспечения в целом, так и предоставления гражданам мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджетных средств, в настоящее время сложилась. Она развивает и дополняет федеральное законодательство. В субъектах РФ накоплен достаточно большой опыт законотворчества в сфере социального обеспечения.

К нормативным правовым актам, регулирующим отношения по поводу предоставления мер социальной поддержки, следует отнести законы Кировской области от 29 ноября 2006 г. «О ветеранах труда Кировской области», от 7 декабря 2004 г. «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий», от 3 ноября 2004 г. «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области»; Закон Нижегородской области от 2 августа 2007 г. № 90-З «О дополнительных мерах социальной поддержки граждан, награжденных нагрудным знаком "Почетный донор России" или нагрудным знаком "Почетный донор СССР" и сдавших кровь в годы Великой Отечественной войны» [18] и др.

Меры социальной поддержки за счет средств субъектов РФ в соответствии с федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 г. (в ред. от 9 декабря 2010 г.) [19] гарантированы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий; ветеранам труда.

На основании нормативных правовых актов субъектов РФ меры социальной поддержки могут быть оказаны труженикам тыла, ветеранам труда, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным гражданам [20]; многодетным малообеспеченным семьям [21]; участникам боевых действий и членам семей погибших (умерших), пропавших без вести участников боевых действий [22]; бывшим военнослужащим, получившим инвалидность вследствие военной травмы в период военной службы в условиях чрезвычайного положения в ходе вооруженных конфликтов [23]; отдельным категориям специалистов, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности [24] и др.

На уровне субъекта РФ меры социальной поддержки предоставляются в виде денежных вып-

лат в соответствии с их целевым назначением. Это ежемесячные выплаты; социальные выплаты на приобретение жилых помещений; компенсация платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд на строительство индивидуального жилого дома или на ремонт и реконструкцию индивидуального жилого дома; компенсация в размере от 30 до 50 процентов расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в зависимости от категории получателя; при наличии печного отопления ежегодная денежная выплата (в установленной сумме) твердого топлива с учетом норм (нормативов), установленных для продажи населению и транспортных услуг на доставку твердого топлива, компенсация расходов на установку телефона в размере 100% тарифа на предоставление доступа к сети местной телефонной станции, компенсация расходов на проезд по территории РФ один раз в год на железнодорожном транспорте в размере 100% стоимости проезда, при осуществлении поездки в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, водным, воздушным или автомобильным транспортом в размере 50% стоимости проезда; частичная компенсация оплаты стоимости проезда на городском транспорте.

Следует констатировать, что на федеральном и региональном уровне законодательство, регулирующее отношения по поводу предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, сформировалось. Очевидно, что такая система льгот и привилегий не соответствует принципу равенства и социальной справедливости.

Данный вывод основан на следующих аргументах. Во-первых, законодателем определен круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки. Это граждане, которые имеют те или иные заслуги перед Российской Федерацией; граждане, которые не способны быть полноценными членами общества по состоянию здоровья, а также многодетные малообеспеченные семьи. Во-вторых, в любое время данный круг лиц может быть как расширен, так и сужен. В-третьих, уровень мер социальной поддержки для указанных категорий получателей различен, он напрямую зависит от воли законодателя и наличия финансовых возможностей. В-четвертых, в законодательстве не определены четкие критерии, на основании которых могут предоставляться меры социальной поддержки.

Существующая система мер социальной поддержки не дает основания полагать, что государство проводит целенаправленную и эффективную политику в сфере указанных отношений, направленную на повышение уровня жизни большинства граждан пожилого возраста и инвалидов.

Примечания

1. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. РАН. Институт лингвистических исследований. СПб.: «Норинт», 2000. С. 533.

2. Там же. С. 533.

3. Крылатых Е. Г. Льготы в советском праве социального обеспечения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1989. С. 10.

4. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

5. СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168.

6. СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

7. Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699.

8. СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5850.

9. СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 128.

10. СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2505.

11. О ветеранах: федеральный закон РФ от 12 янв. 1995 г. № 5-ФЗ (в ред. от 9 дек. 2010 г.) // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168.

12. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в ред. 6 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563.

13. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 (в ред. от 11 июля 2011 г.) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699; О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча: федеральный закон РФ от 26 ноября 1998 г. № 175-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 г.) // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5850; О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне: федеральный закон от 10 янв. 2002 г. № 2-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009 г.) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 128.

14. Об утверждении правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца: постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 г. № 313 (в ред. от 2 июня 2008 г.) // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2505.

15. Об утверждении правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принад-

лежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца: постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 г. № 313 (в ред. от 2 июня 2008 г.) // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2505.

16. О государственной социальной помощи: федеральный закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 01.07.2011) // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.

17. СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

18. Нижегородские новости. 2007. 11 авг.

19. СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 168. (Ст. 21, 22).

20. О ветеранах труда Кировской области: закон Кировской области от 29.11.2006 г. № 50-З0 // Вятский край. 2006. 8 дек. (№ 225); О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий: закон Кировской области от 07.12.2004 г. № 280-ЗО // Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области. 2005. № 1(59). Ч. 1.

21. О мерах социальной поддержки многодетных семей: закон Кировской области от 02.11.2007 г. № 188-ЗО (в ред. от 2 октября 2011 г.) // Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области. 2007. № 10 (79).

22. О социальной поддержке в Кировской области участников боевых действий и членов семей погибших (умерших) и пропавших без вести в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера, контртеррористических операций, в зонах чрезвычайного положения на территории Российской Федерации и территориях республик бывшего СССР: закон Кировской области от 14 февр. 2001 г. № 244-ЗО (в ред. от 2 дек. 2010 г.) // Вестник Кировской областной Думы и администрации области. 2001. 15 марта.

23. О мере социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области: закон Кировской области от 17 апр. 2008 г. № 236-ЗО // Вятский край. 2008. 23 апр.

24. О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области: закон Кировской области от 03 ноября 2004 г. № 267-ЗО // Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области. 2004. № 6(58); Об образовании в Кировской области: закон Кировской области от 11 февр. 2003 г. № 133-ЗО // Сборник основных нормативных правовых актов органов государственной власти Кировской области. 2003. № 2(47); О предоставлении меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и электроснабжения работникам системы образования Кировской области, вышедшим на пенсию: постановление Правительства Кировской области от 20 мая 2010 г. № 52/244 (в ред. от 21 сент. 2011 г.) // Вести. Киров. 2010. 27 мая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.