Научная статья на тему 'К вопросу о синтезе военного и художественного дискурсов'

К вопросу о синтезе военного и художественного дискурсов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
346
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННЫЙ ДИСКУРС / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС / МЕТАФОРИЗАЦИЯ / НЕОЛОГИЗМЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Уланов Андрей Владимирович

В статье затрагивается вопрос взаимодействия военного и художественного дискурсов в поэзии В. В. Маяковского. В стихах поэта обнаруживается несколько ярко выраженных констант, организующих военно-событийное содержание стихотворений и их семантическое пространство. Военно-дискурсивные элементы выполняют весомую художественную и стилистическую функции, т. к. именно они подчеркивают отношение поэта к войне и передают состояние внутреннего мира лирического героя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о синтезе военного и художественного дискурсов»

УДК 801 © А. В. Уланов

А. В. Уланов

К ВОПРОСУ О СИНТЕЗЕ ВОЕННОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСОВ

В статье затрагивается вопрос взаимодействия военного и художественного дискурсов в поэзии В. В. Маяковского. В стихах поэта обнаруживается несколько ярко выраженных констант, организующих военно-событийное содержание стихотворений и их семантическое пространство. Военно-дискурсивные элементы выполняют весомую художественную и стилистическую функции, т. к. именно они подчеркивают отношение поэта к войне и передают состояние внутреннего мира лирического героя.

Ключевые слова: военный дискурс, художественный дискурс, метафоризация, неологизмы.

Анализ художественного текста в современной филологической практике заставляет исследователя обращаться к новым аспектам изучения поэтического и прозаического текстов, в частности, к дискурсивному. Поэтический текст - «сгусток» дискурсивных явлений, он объединяет в себе элементы разных дискурсивных практик. Показательным в этом плане является поэзия Серебряного века и стихи В. В. Маяковского.

Эпатажная, новая для своего времени поэзия поэта-футуриста интересна с позиции представленности в ней элементов военного дискурса.

Наряду с общими признаками, присущими всем видам дискурса, военный дискурс обладает такими специфическими особенностями, как:

- межвременной актуальный характер. Речь военнослужащих имела место во все времена, однако в каждый период она обладала свойственным тому времени колоритом. Этот колорит прослеживается в таких стихотворениях Маяковского, которые «навеяны» событиями Первой мировой войны: «Война объявлена» (20 июля 1914 г.), «Мама и убитый немцами вечер» (1914), «Мысли в призыв» (1914 г.), «Я и Наполеон» (1915), «Военно-морская любовь» (1915) и др.

- ярко выраженная маскулинность семантики - «служба в армии и участие в боевых действиях традиционно считаются одними из основных средств формирования настоящей мужественности» [1, с. 110]. На эту черту военного дискурса указывают многие исследователи языка военного дела, а также ученые-психологи и социологи, изучающие военный дискурс как в современном, так и в межвременном ракурсе. Эта экстралингвистическая черта военного подъязыка вызывает интерес и у представителей других гуманитарных наук, в частности,

гендерологии. Как замечает О. Шабурова [2], армия «остается главной гендерной технологией по производству мужественности».

- тесная взаимосвязь с другими, смежными видами дискурса - военно-политическим [3], военно-патриотическим, а также с теми видами дискурса, с которыми военный дискурс на лингвистическом уровне (метафорическими моделями, метафоризацией - например, спортивным дискурсом [4]). Интересно, что в поэзии Маяковского обнаруживается яркое взаимодействие военного дискурса и геополитического, военно-технического дискурсов. Об этом говорит постоянное обращение поэта к государствам, «развязавшим» военные действия Первой мировой войны.

Особое выражение находят в военном дискурсе универсальные черты дискурса. Так, хронотопность военного дискурса проявляется в регулярной отнесенности языка военных (а отсюда и их реальности) к месту и времени военной службы. Локальное размещение военнослужащих, время начала службы, время окончания службы (увольнение в запас) создает спектр пространственно-временных значений военного дискурса.

Авторитетность как признак дискурса также находит в военном дискурсе специфическое выражение. Жизнедеятельность военных подчинена волеизъявлению вышестоящих должностных лиц, авторитету нормативных актов, регламентирующих военную службу.

В 1910-е годы наблюдается бурное развитие русской поэзии: углубляются смыслы, развивается структура стиха, расширяется спектр затрагиваемых точек зрения и концептов. В связи с происходившими на исторической арене событиями (Первой мировой войной, Гражданской войной) в творчестве русских поэтов Серебряного века находит отражение

военная концептосфера. Нашей задачей было проследить, как в стихах раннего В. В. Маяковского представлены военные смыслы и реалии.

О Маяковском-«военном художнике» пишет А. И. Иванов [5]: «Обращаясь к теме «Маяковский и война», исследователи, как правило, выстраивают «линейную», «плоскостную» картину, в которой к тому же вольно или невольно механически смешиваются или подменяются друг другом социальные, этические и эстетические начала. Кроме того, в поисках ответов на вопрос об отношении Маяковского к войне зачастую отождествляются восприятие и понимание, ощущение и изображение, не всегда учитывается эволюция его взглядов» [5, с. 145]. А. И. Иванов с позиции литературоведа исследует «лубочную» (дореволюционную массовую) литературу В. В. Маяковского. Исследователь приходит к выводам, которые свидетельствует обо всем принципе отражения войны в стихах поэта: «Военный лубок Маяковского интересен единством социального, «прикладного», обусловленного войной с собственно поэтическим, поисковым, новаторским, с последующим его творчеством» [5, с. 150].

Проанализируем военно-дискурсивное пространство поэзии В. В. Маяковского, в частности, оценим морфологический состав стихов.

Субстантивная парадигма представлена лексемами, репрезентирующими концепты 'Вооружение'. Причем границы употребления этих лексем «раздвигаются» возможностями метафоризации, переносного словоупотребления, или так называемого семантического словообразования.

С неба, изодранного о штыков жала, слёзы звезд просеивались, как мука в сите,

и подошвами сжатая жалость визжала: «Ах, пустите, пустите, пустите!»

«Война объявлена» (20 июля 1914 г.)

Именно яркая, цепкая метафора позволяет Маяковскому называть победу убийцей.

Бронзовые генералы на граненом цоколе молили: ««Раскуйте, и мы поедем!» Прощающейся конницы поцелуи цокали, и пехоте хотелось к убийце - победе.

«Война объявлена» (20 июля 1914 г.)

Адъективная парадигма. В сфере прилагательных и причастий масса цветообозначений. Цветовая гамма стихотворений этого периода

пестрит красным, алым, багровым как символами бессмысленной кровавой войны.

«Вечернюю! Вечернюю! Вечернюю! Италия! Германия! Австрия!» И на площадь, мрачно очерченную чернью,

багровой крови пролилась струя!

«Война объявлена» (20 июля 1914 г.)

Громоздящемуся городу уродился во сне хохочущий голос пушечного баса, а с запада падает красный снег сочными клочьями человечьего мяса.

«Война объявлена» (20 июля 1914 г.)

Ряд «цветовых» лексем - чисто неологизмы В. В. Маяковского.

Морду в кровь разбила кофейня, зверьим криком багрима: ««Отравим кровью игры Рейна! Громами ядер на мрамор Рима!»

«Война объявлена» (20 июля 1914 г.)

Особую стилистическую функцию выполняют окказионализмы. Так, характерным примером в этом отношении является стихотворение «Военно-морская любовь», в текст которого инкрустированы окказионализмы, производные от военных номинаций: миноносица, миноносочка, миноносий, миноносина.

По морям, играя, носится с миноносцем миноносица. Льнет, как будто к меду осочка, к миноносцу миноносочка. И конца б не довелось ему, благодушью миноносьему. Вдруг прожектор, вздев на нос очки, впился в спину миноносочки. Как взревет медноголосина: ««Р-р-р-астакая миноносина!»

«Военно-морская любовь» (1915)

Стихотворение показывает, насколько продуктивны отсубстантивные окказионализмы в стихах В. В. Маяковского.

Своеобразен синтаксический строй таких стихотворений, например, в качестве определения автор активно использует генетив (родительный падеж): войны барабан, сталь штыка. Повсеместныеинверсионныеобороты«расстав-ляют» акценты в строчках стихов Маяковского: переставляются сказуемые и подлежащие, стих имеет ярко выраженный динамический характер, и естественно то, что процессуальность в стихах Маяковского доминирует:

Гремит и гремит войны барабан.

Зовет железо в живых втыкать.

Из каждой страны

за рабом раба

бросают на сталь штыка.

За что?

Дрожит земля

голодна,

раздета.

Выпарили человечество кровавой баней только для того, чтоб кто-то где-то

разжился Албанией.

«К ответу» (1917)

Стихи Маяковского пестрят синекдохами, «элементы» Старого Света Маяковский переносит на всю «злую» силу войны: падает на мир за ударом удар (=удары войны), сапог землю растаптывает скрипящ и груб (=вражеские силы):

Сцепилась злость человечьих свор, падает на мир за ударом удар только для того, чтоб бесплатно Босфор

проходили чьи-то суда.

Скоро у мира

не останется неполоманного ребра.

И душу вытащат.

И растопчут там ее

только для того,

чтоб кто-то

к рукам прибрал

Месопотамию,

Во имя чего

сапог

землю растаптывает скрипящ и груб?

Кто над небом боев -

свобода?

бог?

Рубль!

«К ответу» (1917)

Отметим, что чем старше становился Маяковский, тем в большей степени военный дискурс проникал в его стихотворения, и стихи, затрагивавшие не только темы войны, но и революции, новаций в искусстве, литературе, культуре становились проникнутыми пространством военной риторики. В концептосфере Маяковского все чаще появляются понятия «марш», «бунт» и иные: «Приказ по армии

искусства» (1918), «Левый марш (матросам)» (1918) и др. Однако художественный метод остается прежним: стилистика стихотворений насыщена метафорами (пули оса) и метонимиями, синекдохами, сравнениями (оружие - песня), различными стилистическими фигурами.

Дней бык пег. Медленна лет арба.

Наш бог бег.

Сердце наш барабан.(...)

Есть ли наших золот небесней? Нас ли сжалит пули оса? Наше оружие - наши песни. Наше золото - звенящие голоса.

«Наш марш» (1917).

Изучив поэзию В. В. Маяковского с позиции представленности военного дискурса, мы обнаружили несколько ярко выраженных констант, вокруг которых организуется военно-событийное содержание стихотворений, а отсюда - и их семантическое пространство.

Война имеет 'глобальный характер' (захватывает мировое пространство, «шагает по Европе»), 'трагический характер' (война «обагряет мир кровью»):

Морду в кровь разбила кофейня, зверьим криком багрима: «Отравим кровью игры Рейна! Громами ядер на мрамор Рима!»

(«Война объявлена», 20 июля 1914 г.) Стихи Маяковского о войне носят лозунговый, декларативный характер, наполнены ненавистью поэта к войне.

Газетчики надрывались: «Купите вечернюю!

Италия! Германия! Австрия!» А из ночи, мрачно очерченной чернью, багровой крови лилась и лилась струя.

(«Война объявлена», 20 июля 1914 г.) Война имеет 'непонятный, бессмысленный характер', свидетельством этому в стихах В. В. Маяковского являются многочисленные риторические вопросы. Мнение автора о [Первой Мировой] войне не меняется на протяжении многих лет, в стихах как 1914, так и 1917 годов присутствуют одни и те же константы: Когда же встанешь во весь свой рост ты,

отдающий жизнь свою им? Когда же в лицо им бросишь вопрос: за что воюем?

«К ответу» (1917)

Нелепость войны обнаруживается в таком стихотворении Маяковского, как «Великолепные нелепости» (1915). Стихотворение пестрит неожиданными сравнениями, поэт словно с сарказмом изображает бытовавшее в те времена оправдание Первой мировой войны. Бросьте! Конечно, это не смерть. Чего ей ради ходить по крепости? Как вам не стыдно верить нелепости?!

Просто именинник устроил карнавал, выдумал для шума стрельбу и тир, а сам, по-жабьи присев на вал, вымаргивается, как из мортир.

«Великолепные нелепости» (1915)

Ах, не говорите: «Кровь из раны». Это - дико!

Просто избранных из бранных

одаривали гвоздикой.

Как же иначе?

Мозг не хочет понять

и не может:

у пушечных шей

если не целоваться,

то - для чего же

обвиты руки траншей?

«Великолепные нелепости» (1915)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом стихотворении страшная правда войны «перемежается» с абсолютно невоенными реалиями. В концептосфере военного

и художественного дискурсов сталкиваются абсолютно несопоставимые понятия: цветы - гангрена:

Никто не убит! Просто - не выстоял. Лег от Сены до Рейна. Оттого что цветет, одуряет желтолистая на клумбах из убитых гангрена. Не убиты, нет же, нет!

Все они встанут просто -вот так, вернутся

и, улыбаясь, расскажут жене, какой хозяин весельчак и чудак. Скажут: не было ни ядр, ни фугасов

и, конечно же, не было

крепости!

Просто именинник выдумал массу каких-то великолепных нелепостей!

«Великолепные нелепости» (1915)

И опять же бесконечная метафорика: обвиты руки траншей, пушечные шеи и т. п.

Таким образом, военно-дискурсивные элементы выполняют весомую художественную и стилистическую функции, т. к. именно они подчеркивают отношение поэта к войне, передают состояние внутреннего мира лирического героя, красноречиво говоря о нетерпимом характере военных событий.

Библиографический список

1. Андреев, Н. И. Особенности терминологии немецкого военно-политического дискурса в аспекте перевода на русский язык [Текст] / Н. И. Андреев // Вестник Московского университета. -Серия 22. - 2011. - № 1. - С. 117-126.

2.Данилова, Н. Ю. Срочники, пиджаки, профессионалы: мужественности участников постсоветских войн [Текст] / Н. Ю. Данилова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2005. - Т. 8. - № 2. - С. 110.

3.Иванов, А. И. О Маяковском - военном художнике [Текст] / А. И. Иванов //

Вестник Тамбовского университета. - Серия: Гуманитарные науки. -2012. - Т. 105. - № 1. - С. 145-151.

4.Малышева, Е. Г. Русский спортивный дискурс: теория и методология лингвокогнитивного исследования: автор-т докт. дисс. [Текст] / Е. Г. Малышева. - Омск, 2011. - 47 с.

5. Маяковский, В. В. Стихотворения 1912-1917 гг. [Текст] / В. В. Маяковский. - Режим доступа: lib.ru, свободный.

6.Шабурова, О. Война, солдат и песня: национально-патриотический дискурс в конструировании российской маскулинности [Текст] / Н. Ю. Данилова // Гендерные исследования. - 2005. - № 13. - С. 85-101.

TO THE QUESTION ABOUT THE SYNTHESIS OF MILITARY AND ARTISTIC DISCOURSE

Andrew V. Ulanov,

associate professor, Siberian institute of business and information technologies

Abstract. The article dealt with the question of interaction between military and artistic discourse in poetry V. V. Mayakovsky. In the verses of the poet found several expressed constants, organizing a military event the content of the poems and their semantic space. Military-discursive elements are considerable artistic and stylistic functions, as they stress the poet's relation to the war and represent a state of inner peace lyric hero.

Keywords: military discourse, artistic discourse, metaphorization, neologisms.

Сведения об авторах:

Уланов Андрей Владимирович - кандидат филологических наук, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и иностранных языков НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий», e-mail: andinet@rambler.ru (г. Омск, Российская Федерация).

Статья поступила в редакцию 08.03.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.