Научная статья на тему 'К вопросу о синтезе реинжиниринга бизнес-процессов и экспертных систем'

К вопросу о синтезе реинжиниринга бизнес-процессов и экспертных систем Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
138
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BUSINESS PROCESS REENGINEERING / EXPERT SYSTEMS / INFORMATION TECHNOLOGY / РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Дудоладов Алексей Сергеевич, Гегечкори Евгений Трдатович

В данной статье рассмотрена возможность совместного использования реинжиниринга бизнес-процессов и создания экспертных систем для достижения наибольшей эффективности экспертной системы и снижения времени на ее разработку. Также рассмотрено совместное ведение разработки аналитика и разработчика исходя из их целей для более продуктивного ведения работы и достижения высоких результатов разработок. В статье приведена схема, объединяющая их работу на основе этапов реинжиниринга бизнес-процессов и этапов разработки экспертных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On synthesis of business process reengineering and expert systems

This article describes the ability to share business process reengineering and the establishment of expert systems, to achieve the most effective expert system and reduce its development time. It is also considered a joint management development analyst and developer on the basis of their purpose for doing more productive work and achieve high development results. The article is a diagram combining their work on the basis of stages of reengineering business processes and stages of development of expert systems.

Текст научной работы на тему «К вопросу о синтезе реинжиниринга бизнес-процессов и экспертных систем»

УДК 004.891:658.5

А. С. ДУДОЛАДОВ Е. Т. ГЕГЕЧКОРИ

Омский государственный технический университет, г. Омск

К ВОПРОСУ О СИНТЕЗЕ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ И ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ

В данной статье рассмотрена возможность совместного использования реинжиниринга бизнес-процессов и создания экспертных систем для достижения наибольшей эффективности экспертной системы и снижения времени на ее разработку. Также рассмотрено совместное ведение разработки аналитика и разработчика исходя из их целей для более продуктивного ведения работы и достижения высоких результатов разработок. В статье приведена схема, объединяющая их работу на основе этапов реинжиниринга бизнес-процессов и этапов разработки экспертных систем.

Ключевые слова: реинжиниринг бизнес-процессов, экспертные системы, информационные технологии.

На сегодняшний день не вызывает сомнений все возрастающее значение и использование реинжиниринга бизнес-процессов. Множество аналитиков автоматизируют системы для достижения высокой экономической эффективности предприятий и/или их подразделений. Но если сравнить цели построения бизнес моделей и создания/разработки экспертных систем, то можно обнаружить, что они схожи. Возникает вопрос, как их использовать совместно и достижимо ли это, а также какие именно этапы автоматизации заменить тем или иным этапом разработки.

Хорошо известно, что реинжиниринг по своей сути — это переосмысление процессов для получения/улучшения каких-либо показателей. В качестве показателей могут выступать как экономическая эффективность, так, например, и время. Традиционно улучшаемые процессы носят название бизнес-процессов, а само улучшение именуют, как правило, инновациями [1].

Бизнес-процесс, в свою очередь, — это система (в основном регламентированных) видов деятельности [2]. К типовым (обычным) БП относятся: выполнение заказов, разработка стратегии продажи или разработки инновационного продукта. Для организационного улучшения управления БП аналитиками используются различные пути, такие как упрощение БП путем замещения последовательных действий — параллельными, обобщение информации, соединение структурных подразделений/ресурсов и присвоение БП различных наименований.

Важно понимать, что команды аналитиков могут делиться на краткосрочные и долгосрочные. При краткосрочных (недолго действующих) выполняется нетиповая работа — нестандартная. При долгосрочных, как правило, типовая или рутинная работа. Поэтому для согласованной работы той или иной команды нужно использовать основной регламент, а именно: предельно точное описание целей, разработку бюджета, распознавание

ключевых ролей и, естественно, мониторинг с выявлением ошибок.

Из вышеперечисленного можно выделить основную задачу реинжиниринга БП (далее РБП): достижение улучшений путем перепроектирования процесса таким образом, чтобы увеличить экономическую эффективность, а остальные показатели (время, затраты, персонал) уменьшить [3].

В процессе реализации РБП аналитики выделяют четыре наиболее значимые стадии: планирование, реинжиниринг, преобразование и, в конечном итоге (при удачных предыдущих), — внедрение. Эти стадии проводятся при соблюдении основных правил ESIA (Erase — Simplify — Integrate — Automate или уничтожение — упрощение — объединение — автоматизация (УУОА)).

Если упростить правила ESIA относительно реинжиниринга, то можно получить модель реализации РБП (рис. 1).

Рис. 1. Реализация реинжиниринга бизнес-процессов

Рис. 2. Реализация разработки экспертной системы

Первый этап подразумевает последовательное исключение (вычеркивание) абсолютно всех операций, которые не связаны с добавлением/приобретением ценностей. Это основная и весьма актуальная задача, в которой категорически недопустимы ошибки [4]. Второй этап упрощает все, что осталось после первого, а третий, при возможности, объединяет оставшиеся БП в один для облегчения достижения целей. Важно понимать, что третий этап может выполняться лишь при необходимости. Конечный этап предполагает использование информационных технологий и/или роботехнического оборудования. Именно на этом этапе возникает необходимость в использовании/разработке экспертной (интеллектуальной) системы.

Интеллектуальные системы имеют прямое отношение к информационным технологиям и компьютерным системам [5]. Они реализуют определенные черты интеллекта, которые способны выполнять неформализуемые задачи. Архитектура ЭС проста и сложна одновременно — это решатель задач в определенной информационной среде с интеллектуальным интерфейсом, где в роли решателя выступает рассуждатель (сборщик предопределенной/базовой информации), вычислитель (выборщик наиболее оптимального решения) и, конечно же, синтезатор. Информационная среда обязательно должна иметь базу знаний и/или факторов, к которой, собственно, и будет подключен вычислитель. Посредством этой архитектуры и будет вестись непосредственный интерактивный диалог пользователя ЭС и вычислителя. Интеллектуальный интерфейс способствует этому диалогу и поэтому должен быть спроектирован в соответствии с основным стандартом разработки.

Интеллектуальные системы делятся на информационные, экспертные, расчетные, гибридные и рефлекторные [6]. Каждая из систем решает определенные задачи. В зависимости от задачи, разработчик понимает, какую ИС ему необходимо разрабатывать (в данной работе основное предпочтение отдавалось экспертным системам). Задачи, решаемые ИС, — это интерпретация (как основная традиционная задача), диагностика (как процесс обнаружения некорректной работы/неисправности), мониторинг, проектирование (здесь важно вспомнить основные этапы РБП), прогнозирование следствия событий из их анализа, планирование, обучение (предельно важная черта ЭС), управление (встречается не во всех ИС), и важная поддержка принятия основных решений (как совокупность процедур, осуществля-

ющих облегчение принятия решения путем вывода неоспоримых тезисов, которые были ранее заложены в БД) [7].

Из всего вышеописанного можно понять, что ЭС способны частично заменять специалистов определенных категорий в решении типовых задач.

ЭС функционируют в двух режимах: в режиме заполнения БД и режиме консультации (общения) с конечным пользователем. Все это позволяет использовать данные системы практически во всех сферах деятельности (классификация осуществляется исходя из рода деятельности). Классификация, однако, этим не ограничивается, существуют также статистические, динамические и квазидинамические ЭС [8].

Теперь рассмотрим наиболее важные этапы разработки ЭС. Это этап идентификации проблем, в ходе которого определяются задачи, которые нуждаются/подлежат улучшению/автоматизации; этап извлечения знаний и разработки актуальной базы знаний информационной системы; этап структурирования знаний, в котором формируются основные понятия и их взаимосвязи/взаимодействия; этап формализации (так сказать, осуществление заполнения основным экспертом области БЗ или БД). Далее идут два не менее важных этапа — реализации и тестирования.

На рис. 2 показан весь путь разработки экспертной системы.

Рассмотрение реинжиниринга бизнес-процессов и экспертных систем под таким углом зрения позволяет поставить вполне логичный вопрос о степени их пересечения между собой.

Заметим, что этапы применения РБП, безусловно, позволяют считать, что информационные технологии дают мощный эффект и хорошие результаты [4].

Логично предположить, что в процессе реинжиниринга бизнес-процессов предпринимательской деятельности нам может понадобиться экспертная система.

В таком случае первые три этапа разработки ЭС можно взять из РБП и сразу приступить к главному этапу ЭС — формализации. Однако в этом случае может произойти конфликт аналитика БП и разработчика ЭС. То есть аналитик должен предельно ясно донести до разработчика всю собранную информацию и идеи по автоматизации.

Исходя из критериев реинжиниринга бизнес процессов, команды аналитиков делят на долгосрочные и краткосрочные для эффективной работы.

Рис. 3. Реализация совместной разработки экспертной системы и реинжиниринга бизнес-процессов

Предполагается, что скоординированные действия таких команд могут значительно улучшить эффективность бизнес процессов.

В случае если в качестве аналитика и разработчика будет выступать один и тот же человек, он, систематизируя в удобном для себя ключе информацию, сможет в кратчайшие сроки разработать качественную ЭС.

Вывод. Экспертные системы и реинжиниринг бизнес-процессов во многом имеют схожие цели. Если собрать воедино полученную информацию, можно получить эффективную схему совместной реализации реинжиниринга бизнес-процессов и разработки экспертных систем (рис. 3).

Как видно из полученной схемы (рис. 3), произошло слияние реинжиниринга бизнес-процессов и разработки экспертных систем (рис. 1—2). Важно понимать, что, если при разработке экспертной системы понадобится переформулирование и полученная информация будет кардинально отличаться от ранее полученной, может понадобиться перепроектирование моделей со стороны реинжиниринга и полученная бизнес модель может отличаться от ранее полученной. Та же ситуация будет происходить и в обратную сторону. Также, если переформулирование касается, например, лишь требований от экспертной системы, то бизнес-модель не изменится. Как именно будут меняться требования, как раз и определится в совместной работе команды аналитиков и разработчиков.

Библиографический список

1. Оболенский Н. Практический реинжиниринг бизнеса. Инструменты и методы для эффективного изменения. М.: Эко-Трендз, 2004. 176 с.

2. Уотермен Д. Руководство по экспертным системам: пер. с англ. / под ред. В. Л. Стефанюка. М.: Мир, 1989. 388 с.

3. Переверзев В. Н. Логистика. Справочная книга по логике. М.: Мысль, 1995. 221 с.

4. Диго С. М. Проектирование и использование баз данных. М.: Финансы и статистика, 1995. 208 с.

5. Джозеф Джарратано, Гари Райли. Экспертные системы: принципы разработки и программирование: пер. с англ. М.: Издат. дом Вильямс, 2006. 1152 с.

6. Питер Джексон. Введение в экспертные системы. 3-е изд. М.: Вильямс, 2001. С. 624.

7. Марселлус Д. Программирование экспертных систем на Турбо Прологе: пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1994. 256 с.

8. Таунсенд К., Фохт Д. Проектирование и программная реализация экспертных систем на персональных ЭВМ / пер. с англ. В. А. Кондратенко, С. В. Трубицына. М.: Финансы и статистика, 1990. 320 с.

ДУДОЛАДОВ Алексей Сергеевич, магистрант гр. ПИм-151 факультета «Элитное образование и магистратура» Омского государственного технического университета (ОмГТУ); специалист отдела программных разработок ГК «Сатори-Партнер», г. Омск.

Адрес для переписки: agonia_alex@mail.ru ГЕГЕЧКОРИ Евгений Трдатович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Математические методы и информационные технологии в экономике» ОмГТУ. Адрес для переписки: getnbn@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 10.02.2017 г. © А. С. Дудоладов, Е. Т. Гегечкори

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.