Научная статья на тему 'К вопросу о симметричности контуров мелодики и кинетически выделенных жестов в публичном выступлении в персуазивно-прагматическом дискурсе (на материале американского варианта английского языка)'

К вопросу о симметричности контуров мелодики и кинетически выделенных жестов в публичном выступлении в персуазивно-прагматическом дискурсе (на материале американского варианта английского языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
158
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСОДИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОНЦЕПТ / PROSODY / COMMUNICATION / SYSTEM OF VALUES / NON-VERBAL COMMUNICATION / CONCEPT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Левина Т.В., Арнова Н.В.

В статье ставится задача установить симметрию или асимметрию контуров шкалы и жестикуляции, а также выявить участок синтагмы, на который приходится пик жеста. В результате анализа автор доказывает, что наибольшая просодическая выделенность, симметричность и частотность употребления кинетически выделенных жестов приходятся именно на слова-маркеры, выражающие концепты, которые связаны с формированием системы категорий мышления, а также системы норм и ценностей у слушателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Левина Т.В., Арнова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the symmetry of the contours of melody and kinetically isolated gestures in a public speech in persuasive-pragmatic discourse

The article seeks to establish the symmetry or asymmetry of the contours of the scale and gestures, as well as to identify the portion of the syntagm, which accounts for the peak of the gesture. The author comes to the conclusion that the greatest prosodic salience, symmetry and frequency of the use of kinetically isolated gestures falls on the word tokens that express concepts that are associated with the formation of categories of thinking, as well as the system of norms and values of the listener.

Текст научной работы на тему «К вопросу о симметричности контуров мелодики и кинетически выделенных жестов в публичном выступлении в персуазивно-прагматическом дискурсе (на материале американского варианта английского языка)»

УДК 81'34

Т. В. Левина, Н. В. Арнова

Левина Т. В., д-р филол. наук, проф., проф. каф. английского языка ВлГУ; e-mail: eklevi@gmail.com

Арнова Н. В., аспирант каф. английского языка ВлГУ; e-mail: nataliaarnova@gmail.com

К ВОПРОСУ О СИММЕТРИЧНОСТИ КОНТУРОВ МЕЛОДИКИ И КИНЕТИЧЕСКИ ВЫДЕЛЕННЫХ ЖЕСТОВ В ПУБЛИЧНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ В ПЕРСУАЗИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ (на материале американского варианта английского языка)

В статье ставится задача установить симметрию или асимметрию контуров шкалы и жестикуляции, а также выявить участок синтагмы, на который приходится пик жеста. В результате анализа автор доказывает, что наибольшая просодическая выделенность, симметричность и частотность употребления кинетически выделенных жестов приходятся именно на слова-маркеры, выражающие концепты, которые связаны с формированием системы категорий мышления, а также системы норм и ценностей у слушателя.

Ключевые слова: просодия; коммуникация; система ценностей; невербальная коммуникация; концепт.

Levina T. V., Arnova N. V.

Levina T. V., Doctor of Philology, Professor, English Department, VSU; e-mail: eklevi@gmail.com

Arnova N. V., post-graduate student, English Department, VSU; e-mail: nataliaarnova@gmail.com

ON THE SYMMETRY OF THE CONTOURS OF MELODY AND KINETICALLY ISOLATED GESTURES IN A PUBLIC SPEECH IN PERSUASIVE-PRAGMATIC DISCOURSE

The article seeks to establish the symmetry or asymmetry of the contours of the scale and gestures, as well as to identify the portion of the syntagm, which accounts for the peak of the gesture. The author comes to the conclusion that the greatest prosodic salience, symmetry and frequency of the use of kinetically isolated gestures falls on the word tokens that express concepts that are associated with the formation of categories of thinking, as well as the system of norms and values of the listener.

Key words: prosody; communication; system of values; non-verbal communication; concept.

Любое публичное выступление характеризуется намерением воздействовать на аудиторию, следовательно, оратором сознательно (а иногда неосознанно) выбирается комплекс вербальных и невербальных средств для передачи информации с целью достигнуть наиболее эффективного результата. Публичное выступление как вид коммуникации широко применяется с античных времен. Однако сегодня, благодаря стремительному развитию информационных технологий, усовершенствованию способов хранения и передачи информации, а также развитию технических возможностей фиксации и передачи звука и изображения, мы наблюдаем значительное возрастание роли устных высказываний в жизни общества. В связи с этим изучение взаимодействия просодии и невербальных средств коммуникации стало актуальным направлением фонетических и прагмалингвистических исследований.

Языковые и жестовые единицы взаимодействуют с контекстом, в котором они находятся. Отсюда вытекает соотношение «жест - коммуникативная ситуация», «мелодика - коммуникативная ситуация». Подобно лексике, имеющей различную стилистическую окраску, жесты могут быть нейтральными, возвышенными, периферийными или находиться за пределами нормы [4]. Среди функций жестов выделяются: 1) прагматическая функция жеста (установление контакта, побуждение к действиям, регуляция хода коммуникации); 2) экспрессивная функция (выражение разных эмоциональных и физических состояний говорящего); 3) социальная функция (межличностные статусные особенности); 4) стереотипная функция (клишированное поведение) [3]. Общее жестовое поведение в коммуникативной ситуации может сыграть решающую роль в восприятии данного события.

Мелодика является одним из наиболее изученных компонентов просодии. Мелодика - это изменение высоты тона на протяжении слога или последовательности слогов. Она используется как важнейшее сверхсегментное средство в самых разных языках, а в пределах одного языка обслуживает практически все функции, приписываемые интонации. Эта универсальность основана на огромном богатстве возможностей, заключенных в данном компоненте просодии [2].

Д. Кристал выделяет шесть лингвистических функций мелодики, которую он отождествлет с интонацией [6]:

1. Эмоциональная: выражение определенного отношения к высказыванию.

2. Грамматическая: выявление в речи грамматической структуры.

3. Информационная: понимание значения самого высказывания и акцентирование новой информации, содержащейся в нем.

4. Текстуальная: связывание, согласовывание и противопоставление единиц больших, чем предложение.

5. Психологическая: структурирование речи в блоки, которые легко воспринимать и запоминать.

6. «Индексная»: является важным социальным и личностным маркером.

Ко всему вышеперечисленному мы добавили бы прагматическую функцию, которая помогает выявить коммуникативное намерение собеседника.

За основную единицу исследования берется тональная группа (синтагма). В ее рамках выделяются следующие тональные единицы: ядерный тон, шкала, такт, предтакт. Ядерный тон - мелодические изменения в последнем ударном слоге и в последующих безударных слогах. Шкала - тональная часть синтагмы, начинающаяся с первого ударного слога (такта) и заканчивающаяся перед последним ударным слогом. Предтакт - тональные изменения в начальных безударных или слабоударных слогах [5].

В нашем исследовании мы анализируем только такие тональные единицы, как шкала и ядерный тон, так как мы считаем, что именно эти параметры играют наибольшую роль в формировании контура синтагмы.

По своему движению шкала и тон могут быть восходящими, нисходящими и ровными.

А. М. Антипова предлагает следующую, на наш взгляд, наиболее подробную классификацию шкал [1]:

1. Нисходящие шкалы:

а) постепенно-нисходящая шкала;

б) нисходящая шкала с нарушенной постепенностью;

в) скользяще-нисходящая шкала;

г) скандентно-нисходящая шкала.

2. Восходящие шкалы:

а) постепенно-восходящая шкала;

б) скользяще-восходящая шкала;

в) скандентно-восходящая шкала.

3. Ровные шкалы:

а) высокая ровная шкала;

б) средняя ровная шкала;

в) низкая ровная шкала.

Для описания ядерного тона мы использовали классическую систему знаков TSM (Tonetic stress-marks) [5]. Преимущества системы очевидны, так как она позволяет одновременно разметить в тексте с помощью единой системы знаков и ударение, и интонацию. Знаки TSM позволяют зафиксировать и визуально показать интонацию в ее многообразии.

Согласно системе знаков TSM существует шесть типов тона ядерного слога:

1. Low Fall - нисходящий тон ядерного слога со среднего уровня до предельно низкого уровня.

2. High Fall - нисходящий тон ядерного слога с высокого до предельно низкого уровня.

3. Rise-Fall - восходящее-нисходящий тон ядерного слога.

4. Low Rise - восходящий тон ядерного слога с самого низкого до среднего или несколько выше среднего уровня.

5. High Rise - восходящий тон ядерного слога со среднего до самого высокого уровня.

6. Fall-Rise - нисходяще-восходящий тон ядра. Падение тона с высокого до предельно низкого уровня. Подъём тона, как правило, достигает среднего уровня [5].

Следует заметить, что функции мелодики и жестикуляции в коммуникации во многом схожи, что дает право предположить, что существует определенная закономерность в их взаимодействии друг с другом.

Частью нашего исследования было установить симметрию или асимметрию контуров шкалы и жестикуляции, а также выявить участок синтагмы, на который приходится пик жеста. Для этого нами был составлен протокол, который представляет собой таблицу, где в левой колонке представлены анализируемые синтагмы, в левой средней колонке запротоколировано направление шкалы в исследуемой синтагме, в правой средней колонке представлены терминальные тоны данных синтагм, а в правой колонке записан жест, сопровождающий данную синтагму.

Были проанализированы отрывки выступлений таких ораторов, как Стив Джобс, Марк Цукерберг, Билл Гейтс и другие. Данные отрывки взяты из презентаций нового продукта, например «iPhone», или представлений новых технологий, например обновления «Facebook». Следует заметить, что подобная речь рассчитана на массовую аудиторию и является подготовленной. Например, во многих источниках, описывающих биографию Стива Джобса, неоднократно говорится о том, что он начинал репетировать очередную презентацию за три недели до выступления. Таким образом, можно с уверенностью заявлять, что концентрация персуазивных средств, как вербальных, так и невербальных, приближена в отобранных выступлениях к возможному максимуму. Выборка анализируемого материала была осуществлена прагматическим методом. Была выделена система концептов, отражающих намерение оратора создать определенный образ продукта. Данные концепты можно объединить в следующие группы: 1) система ценностей (easy, fast, innovative); 2) эмоционально маркированные определения (amazing, cool, wonderful); 3) концепт превосходства (better, faster). С помощью концептов обеспечивается внедрение и закрепление в массовом сознании некоторых идей.

Соответственно каждая анализируемая синтагма содержит один из концептов. Мы решили выбрать именно эти участки текста, так как считаем, что именно в них заложена основная персуазивная нагрузка, а, следовательно, произнося именно их, оратор будет стремиться использовать максимальное количество жестов как вербальных, так и невербальных. Далее, с помощью программы «Praat» (Version 5.3.81) были проанализированы данные синтагмы по параметрам направления шкалы и терминального тона. Ниже представлен алгоритм исследования каждой синтагмы:

1. Синтагма: «Why do we need a revolutionary interface?».

2. Показатель высоты основного тона, рассчитанный с помощью программы «Praat» (см. рис. 1).

3. Сопровождающий жест: поднимает обе руки, произнося слово «revolutionary».

Аудиторский и электронно-акустический анализ исследуемого отрывка показывает, что данная синтагма имеет низкий нисходящий тон и нисходящую шкалу. При этом жест устремляется вверх. Следовательно, на данном участке речи контуры жеста и мелодики

асимметричны. Терминальный тон приходится на слово «interface», в то время как пик жеста приходится на слово «revolutionary».

Рис. 1. Показатель высоты основного тона

Следуя данному алгоритму, были проанализированы 254 синтагмы. Полученные данные были занесены в протокол. Пример протокола представлен в таблице 1, где в колонке «синтагма» курсивом выделены слова, на которые приходится пик жеста, подчеркиванием выделены слова, на которые приходится терминальный тон.

В результате исследования были получены следующие данные: в исследуемых синтагмах наблюдается превалирование таких терминальных тонов, как Low Fall (121 из 254) и High Fall (53 из 254). Реже встречается Low Rise (45 из 254). Наименее часто встречаются High Rise (14 из 254) и Fall Rise(21 из 254).

Исследование направления шкалы показало, что в 148 из 254 случаев используется ровная волнообразная шкала, в 25 из 254 синтагм используется ровная шкала и в 81 из 254 анализируемых отрывков используется восходящая шкала.

Далее нами было проведено сопоставление контуров интонации и жестов. В полученном материале мы выделили три группы: полное совпадение трех параметров (например: нисходящая шкала + нисходящий терминальный тон + жест, устремляющийся вниз), частичное совпадение (например: восходящая шкала + нисходящий терминальный тон + жест, устремляющийся вниз) и несовпадение (например: нисходящая шкала + нисходящий терминальный тон + жест, устремляющийся вверх).

В результате исследования были получены следующие данные:

1) полное совпадение - 157 из 254, что составляет 62 %;

2) частичное совпадение - 63 из 254, что составляет 24 %;

3) несовпадение - 34 из 254, что составляет 14 %.

Таблица 1

Синтагма Направление шкалы Ядерный тон Сопровождающий кинетически выделенный жест

Why do we need a revolutionary interface? 1 Low Fall Поднимает обе руки, произнося слово «revolutionary»

We are bringing breakthrough software 1 Low Fall Три ритмичных движения руками вниз и вверх, произнося каждый ударный слог в словах «breakthrough software»

This is real desktop class applications T Low Fall Три ритмичных движения руками вниз и вверх, произнося каждый ударный слог в словах «real», «desktop», «class»

Super easy to use 1 Low Fall Резкое движение левой рукой, описывающее дугу на уровне груди

It is thinner than any smartphone out there T Low Fall Три ритмичных движения руками вниз и вверх, произнося каждый ударный слог в словах «thinner», «any», «smartphone»

It works like magic 1 High Fall Резкое движение левой рукой от себя, произнося слова «like magic»

This is a way smarter T High Fall Резкое движение вниз обеими руками

Далее перед нами стояла задача выявить участок синтагмы, на который приходится пик жеста, так как изначально была выдвинута гипотеза о том, что пик жеста должен в основном приходиться на терминальный тон. Исследование 254 предложений показало, что пик жеста и терминальный тон совпадают только в 173 предложениях, что составляет 68 %.

Полученные данные позволяют сделать выводы о том, что контуры кинетически выделенных жестов либо полностью (62 %), либо частично (24 %) повторяют контур мелодики синтагмы. Наша изначальная гипотеза о том, что пик жеста должен в большинстве случаев приходиться на терминальный тон подтвердилась в ходе исследования.

Это дает нам основание полагать, что совпадение пика жеста и терминального тона не только делает синтагму ритмически завершенной и логически оформленной, но также указывает на тот факт, что логическая и контурная корреляция невербальных жестов (в данном случае жеста и мелодики) сознательно используется оратором для достижения максимального воздействия речью на аудиторию.

Анализируя те синтагмы, где жеста нет или же он не повторяет контур мелодики, мы пришли к выводу, что это действие также имеет свою прагматическую направленность, а именно, оратор избегает излишней эмоциональности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипова А. М. Система английской речевой интонации. - М. : Высшая школа, 1979. - 131 с.

2. Галочкина И. Е., Бурая Е. А. Текст лекций по теоретической фонетике английского языка: Мелодика. Ритм (для студентов 3-го курса д/о и в/о факультета английского языка). - Ч. VI. - М. : МГЛУ, 1991. - 62 с.

3. Конецкая В. П. Социология коммуникации : учебник. - М. : Междунар. Университет бизнеса и управления «Братья Карич», 1997. - 302 с.

4. Цибуля Н. Б. Когнитивный аспект невербального поведения и просодии // Фонетико-фонологические аспекты дискурса. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 183-192.

5. O'Connor J. D., Arnold G. F. Intonation of Colloquial English. - Longmans, 1959. - 290 p.

6. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of the English Language. -Cambridge University Press, 1995. - 489 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.