Научная статья на тему 'К вопросу о сходстве и различии конституций Сирийской Арабской Республики от 1973 г. и от 2012 г.'

К вопросу о сходстве и различии конституций Сирийской Арабской Республики от 1973 г. и от 2012 г. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
232
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституция / Сирийская Арабская Республика / Сирия / президент / власть / парламент / конституционное развитие / Constitution / Syrian Arab Republic / Syria / president / power / parliament / constitutional development

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тофан Махмуд

Введение: окончание сирийской гражданской войны (2011–2018 гг.) актуализирует проблему политических реформ, призванных обеспечить национальное примирение. Одним из ключевых положений резолюции 2254 (2015) Совета Безопасности ООН является идея разработки проекта новой конституции страны в соответствии с установленным планом и определенной процедурой. Начало конституционного процесса и обсуждение основных подходов к преобразованию невозможно без анализа предшествующего конституционного развития страны. Цель: сравнительный анализ Конституций Сирийской Арабской Республики 1973 года и 2012 года и определение дальнейшего направления конституционного развития страны. Методологическая основа: комплекс общенаучных и специальных методов, в том числе диалектического, аналитического, сравнительно-правового и др. Результаты: установлено сходство в содержании (текстах) изучаемых конституционных актов; выявлены ключевые различия между ними; определены подходы относительно дальнейшего конституционного развития Сирийской Арабской Республики. Выводы: изменение конституций тесно связано с событиями, которые переживает страна. Наиболее острыми вопросами конституционного развития Сирийской Арабской Республики были и остаются следующие: воплощение политического плюрализма; административно-территориальное устройство страны; введение принципа разделения властей: ограничение полномочий президента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Similarities and Differences Between the Constitutions of the Syrian Arab Republic of 1973 and 2012

Background: the end of the Syrian civil war (2011-2018) brings to the fore the issue of political reforms to achieve national reconciliation. One of the key provisions of UN Security Council resolution 2254 (2015) is the idea of drafting a new constitution for the country according to an established plan and a defined procedure. It is impossible to start a constitutional process and discuss the main approaches to the transformation without analyzing the previous constitutional development of the country. Objective: to do a comparative analysis of the Constitutions of the Syrian Arab Republic of 1973 and 2012 and to determine the future direction of the constitutional development of the country. Methodology: a set of general scientific and special methods, including dialectical, analytical, comparative and legal, etc. Results: the following were the main points of comparison: the similarities in the contents (texts) of the constitutional acts under study; the key differences between them; the approaches to the further constitutional development of the Syrian Arab Republic were identified. Conclusions: constitutional changes are closely linked to the developments the country is undergoing. The most pressing issues in the constitutional development of the Syrian Arab Republic have been and continue to be: the embodiment of political pluralism; the administrative and territorial organization of the country; the introduction of the principle of separation of powers: limiting the powers of the president.

Текст научной работы на тему «К вопросу о сходстве и различии конституций Сирийской Арабской Республики от 1973 г. и от 2012 г.»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-1-84-89 УДК 340 (569.1)

Тофан Махмуд

К ВОПРОСУ О СХОДСТВЕ И РАЗЛИЧИИ КОНСТИТУЦИЙ СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 1973 Г. И ОТ 2012 Г.

Введение: окончание сирийской гражданской войны (2011-2018 гг.) актуализирует проблему политических реформ, призванных обеспечить национальное примирение. Одним из ключевых положений резолюции 2254 (2015) Совета Безопасности ООН является идея разработки проекта новой конституции страны в соответствии с установленным планом и определенной процедурой. Начало конституционного процесса и обсуждение основных подходов к преобразованию невозможно без анализа предшествующего конституционного развития страны. Цель: сравнительный анализ Конституций Сирийской Арабской Республики 1973 года и 2012 года и определение дальнейшего направления конституционного развития страны. Методологическая основа: комплекс общенаучных и специальных методов, в том числе диалектического, аналитического, сравнительно-правового и др. Результаты: установлено сходство в содержании (текстах) изучаемых конституционных актов; выявлены ключевые различия между ними; определены подходы относительно дальнейшего конституционного развития Сирийской Арабской Республики. Выводы: изменение конституций тесно связано с событиями, которые переживает страна. Наиболее острыми вопросами конституционного развития Сирийской Арабской Республики были и остаются следующие: воплощение политического плюрализма; административно-территориальное устройство страны; введение принципа разделения властей: ограничение полномочий президента.

Ключевые слова: Конституция, Сирийская Арабская Республика, Сирия, президент, власть, парламент, конституционное развитие.

Tofan Makhmud

ON THE SIMILARITIES AND DIFFERENCES BETWEEN THE CONSTITUTIONS OF THE SYRIAN ARAB REPUBLIC OF 1973 AND 2012

Background: the end of the Syrian civil war (2011-2018) brings to the fore the issue of political reforms to achieve national reconciliation. One of the key provisions of UN Security Council resolution 2254 (2015) is the idea of drafting a new constitution for the country according to an established plan and a defined procedure. It is impossible to start a constitutional process and discuss the main approaches to the transformation without analyzing the previous constitutional development of the country. Objective: to do a comparative analysis of the Constitutions of the Syrian Arab Republic of 1973 and 2012 and to determine the future direction of the constitutional development of

© Тофан Махмуд, 2022

Аспирант кафедры теории и истории государства и права (Белгородский государственный национальный исследовательский университет); е-mail: m.a.t21992@hotmail.com © Tofan Makhmud, 2022

Postgraduate student, Department of Theory and history of state and law (Belgorod State National Research 84 University)

the country. Methodology: a set of general scientific and special methods, including dialectical, analytical, comparative and legal, etc. Results: the following were the main points of comparison: the similarities in the contents (texts) of the constitutional acts under study; the key differences between them; the approaches to the further constitutional development of the Syrian Arab Republic were identified. Conclusions: constitutional changes are closely linked to the developments the country is undergoing. The most pressing issues in the constitutional development of the Syrian Arab Republic have been and continue to be: the embodiment of political pluralism; the administrative and territorial organization of the country; the introduction of the principle of separation of powers: limiting the powers of the president.

Key-words: Constitution, Syrian Arab Republic, Syria, president, power, parliament, constitutional development.

Современная политическая ситуация в Сирийской Арабской Республике, характеризующаяся постепенным освобождением страны от ИГИЛ и группировок вооруженной оппозиции, диктует необходимость обсуждения ее послевоенного устройства. Окончание сирийской гражданской войны (2011-2018 гг.) актуализирует проблему политических реформ, основной целью которых выступает национальное примирение. Резолюция 2254 (2015) Совета Безопасности ООН, принятая 18 декабря 2015 года, определяет основные ориентиры переговорного процесса между действующей властью и оппозицией. Одним из ключевых положений Резолюции является идея разработки проекта новой конституции страны в соответствии с установленным планом и определенной процедурой1 [1]. Очевидно, что в начале конституционного процесса и обсуждения основных подходов к преобразованию не обойтись без анализа предшествующего конституционного развития страны.

Конституционные нормы являются отражением проводимой в каждой стране политики. Конституция Сирийской Арабской Республики, принятая 13 марта 1973 г., действовала до 27 февраля 2012 г. Конституция 2012 г. принималась во время сирийского восстания (2011-2012), явившегося началом масштабной гражданской войны.

Обе сирийские Конституции были сформулированы демократическим путем на основе всенародного референдума и последующего голосования. Проект Конституции 1973 г. был сформирован Палатой представителей, а в 2012 г. был разработан специальным комитетом, после чего представлен народу для голосования2. Также одним из общих моментов у прежней и новой сирийских конституций является форма правления (демократическая республика), закрепленная в содержании каждой из них, а также подтверждение национального (арабского) характера страны3. Что касается формы правления, то мы находим, что конституционалисты приняли систему, основанную на усилении исполнительной власти.

1 См.: Резолюция 2254 (2015) (принята Советом Безопасности на 7588-м заседании 18 декабря 2015 г.). URL: https://tunisie.mid.ru/upload/iblock/6d7/6d75f16a08f0c9a277a191555b8862d2.pdf (дата обращения: 10.10.2021).

2 См.: Александр А. Перспективы послевоенной Сирии: сайт Конституции и политической структуры. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/perspektivy-poslevoennoy-sirii-konstitutsiya-i-gosudarstvenno-politicheskoe-ustroystvo/ (дата обращения: .

3 См.: Алан Халил. Исследование сирийской конституции. URL: https://www.ahewar.org/ debat/show.art.asp?aid=59384 (дата обращения: 10.10.2021). 85

По типу правления сирийская республика представляет собой комбинацию парламентской и президентской, поэтому была принята двойственность исполнительной власти, на чем, собственно, и основана парламентская система страны. Но как в прежней, так и в новой Конституциях президент республики выступает не просто символическим (номинальным) авторитетом: ему предоставлены широкие полномочия, в том числе назначение министров (включая премьера), а также издание указов, обязательных к исполнению для всех. Также в парламентской системе у президента предусмотрены и другие должности: пост Генерального секретаря Общеарабского руководства партии БААС, регионального руководителя сирийской БААС и верховного главнокомандующего всеми вооруженными силами страны1.

Что касается сирийского парламента, то его полномочия, закрепленные в Конституции 2012 года, остались неизменными. Парламент утверждает законы и общий бюджет, обсуждает политику правительства, принимает отставку парламентариев, утверждает планы развития, договоры и соглашения, касающиеся безопасности страны [2].

Одно из сходств в содержании двух Конституций состоит в периоде, который отведен для внесения поправок в конституцию: в течение 18 месяцев с даты вступления ее в силу. Этот срок закреплен в ст. 151 Конституции 1973 г. и в ст. 153 Конституции 2012 г. и обусловлен схожестью условий, сопутствовавших составлению конституций. Таким образом, главными факторами при разработке новой конституции в 2012 г. были нестабильность и война, а при составлении Конституции 1973 г. — Корректирующее движение, или Исправительная революция (переворот, инициированный Хафезом аль-Асадом)2.

Что касается процедур внесения поправок, то в каждой из двух конституций они характеризуются строгостью — в отличие от процедур, установленных для обычных законов. Это наглядно подтверждается положениями статьи 149 (1973 г.) и статьи 150 (2012 г.) и указывает на жесткость этих двух конституций, а не на их гибкость [1] .

В обеих конституциях президент республики сохранил за собой пост президента Высшего судебного совета, что вызвало споры и критику со стороны юридического сообщества, поскольку это противоречит принципу, которому стремятся следовать большинство конституций, а именно принципу разделения властей3.

Различия между сирийскими Конституциями 1973 и 2012 гг. заключаются, на наш взгляд, в форме политической системы государства. В Конституции 1973 г. политическая система основана на главенстве партии, которая руководит государством и обществом. Партия (БААС) направляет энергию общества на достижение целей арабской нации. В Конституции же 2012 г. принят принцип политического плюрализма, мирной передачи власти и ее демократического осуществления посредством голосования4.

S 1 См.: Внутренняя система Сирийского народного собрания 30 июля 2017. URL: http://www.

parliament.gov.sy/SD08/msf/%D8%A7%D9% 84%D9% 86%D8%B8%D8%A7%D9% 85%20%D8 %A7%D9% 84%D8%AF%D8%A7%D8%AE%D9% 84%D9% 8A%202017.pdf (дата обращения: 12.12.2021).

2 См.: Закон Верховного конституционного суда - Закон 7 от 2014 года. URL: http://www. parliament.gov.sy/arabic/index.php?node=201&nid=4226#:~:text (дата обращения: 12.12.2021).

3 См.: Конституции государств (стран) мира. URL: https://worldconstitutions.ru/ ?p=85 (дата обращения: 12.12.2021).

4 См.: Конституция Сирии 1973 г. URL: https://carnegie-mec.org/syriaincrisis/?fa=50270 86 (дата обращения: 12.12.2021).

Что касается способа избрания президента республики, то в Конституции Сирии 1973 г. было закреплено, что Народное собрание (парламент) выдвигает кандидатуру на пост президента по предложению регионального руководства партии БААС и представляет ее на всенародный референдум. В сирийской Конституции 2012 г. установлено, что президент избирается прямым голосованием без посредничества, а это означает, что выборы осуществляются непосредственно народом в соответствии с принципом конкурентного плюрализма1.

По сравнению с Конституцией Сирии 1973 г. Конституция САР 2012 г. содержит более строгие условия баллотирования на пост Президента Республики: от кандидата требуется не только наличие сирийского гражданства, но еще и наличие сирийского гражданства у его родителей — в отличие от Конституции 1973 года, которая предусматривала, что кандидат должен быть сирийским гражданином по крайней мере в течение пяти лет и не иметь другого гражданства, кроме сирийского2. Конституция Сирии 1973 г. предусматривала также, что президент может избираться неопределенное количество раз, в то время как в Конституции САР 2012 г. оговорено, что президент может быть избран только дважды, то есть в общей сложности на 14 лет, поскольку срок президентских полномочий по новой Конституции составляет 7 лет. Таким образом, Конституция САР 2012 г. в ст. 88 закрепила ограничения, которые отсутствовали в Конституции 1973 г. Они заключаются в том, что президент республики может быть избран лишь на один повторный срок.

В период между принятием сирийских Конституций 1973 и 2012 гг. многие обстоятельства и условия в Сирии изменились: война была первой и самой важной причиной конституционных изменений и поправок, которые стали закономерным результатом событий. Конституция САР 2012 г. расширила полномочия суда, и теперь он контролирует указы и нормативно-правовые акты в дополнение к законам и законодательным постановлениям. Также суд осуществляет надзор за выборами президента Республики, организацией соответствующих процедур и соблюдение условий выдвижения кандидата на высший пост в государстве. Принятие решений по этим вопросам в соответствии с новой Конституцией было отнесено к юрисдикции Верховного Конституционного суда [3], в то время, как в Конституции Сирии 1973 г. надзор со стороны Верховного конституционного суда ограничивался надзором за соблюдением законов и указов.

Еще одним важным различием между двумя Конституциями является количество членов Верховного конституционного суда. В Конституции 1973 г. в ст. 139 закреплено, что Конституционный суд Сирии состоит из пяти членов (включая избираемого ими председателя), назначаемых декретом президента республики. В Конституции же 2012 г. в ст. 141 установлено, что Верховный конституционный суд состоит как минимум из семи членов, один из которых должен быть назначен президентским указом.

Конституция САР 2012 г. закрепила право в случае необходимости увеличивать количество членов Конституционного суда. Также стоит отметить важность голоса председателя КС на выборах, особенно в случае равенства голосов [4].

1 См.: Михаил В. Нужна ли Сирии новая конституция? URL: https://ru.valdaiclub.com/ a/ highlights/nuzhna-li-sirii-novaya-konstitutsiya/ (дата обращения: 12.12.2021).

2 См.: Национальные особенности сирийской арабской демократии. URL: https://kador. livejournal.com/1342011.html (дата обращения: 12.12.2021). 87

В сирийских Конституциях 2012 и 1973 гг. существуют некоторые различия в том, что касается экономической системы государства. В ст. 13 Конституции 1973 г. указано, что экономическая система государства является социалистической. В ст. 14 закреплено право собственности, существующей в трех формах: различается народная, коллективная и индивидуальная собственность. В ст. 19 Конституции Сирии 1973 г. разъяснено, что налоги устанавливаются по прогрессивной шкале, на принципах равенства и социальной справедливости. В ст. же 13 и 14 Конституции САР 2012 г. указано, что национальная экономика основана на принципе развития государственной и частной экономической активности и социальных планов, направленных на удовлетворение основных потребностей людей и достижение экономического роста и социальной справедливости. В Конституции САР 2012 года выделена важность частной собственности и ее содержания. Также в статье 18 упомянуто, что налоги не взимаются иначе, кроме как по закону (по прогрессивной шкале, как и прежде). В Конституции 2012 г. была принята система социальной экономики [5].

Что касается общественных свобод и равенства, то в Конституции 1973 г. в статье 25 говорилось о равенстве всех перед законом, а в Конституции 2012 г. это прямо не отражено. В Конституции 2012 г. в ст. № 3, 19, 26, 33, 42, 54 закреплен принцип свободы и равенства. Согласно этому принципу, свобода является священным правом, и все граждане равны. Также не допускается дискриминация в правах и обязанностях по признаку пола, происхождения, языка или вероисповедания. Установлено равенство при занятии государственной должности. Свобода веры и отправление обрядов других религий гарантируется наряду со свободой выражения мнения любыми средствами1.

Мы обнаруживаем, что новая сирийская Конституция отличается от прежней в отношении участия граждан в политической жизни. В ст. 8 Конституции 1973 г. указано, что Арабская социалистическая партия (БААС) является ведущей партией, объединяющей массы для служения интересам общества. Поэтому в Конституции 1973 г. не было политического плюрализма, и о партиях не упоминалось. Конституция Сирийской Арабской Республики 2012 г. утвердила принцип партийного плюрализма, отменив ст. 8 [6].

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вполне определенные выводы. Конституция САР 2012 г. затрагивает много вопросов, связанных с системой правления в государстве, а также публичными правами и свободами, предоставленными отдельным лицам, и это одно из ее отличий от Конституции 1973 г. Конституция 2012 г. не определяет экономическую систему государства как социалистическую: она открыла путь для частной и общественной деятельности. Также в Конституции 2012 г. закреплен принцип политического плюрализма.

Нет сомнений в том, что Конституция Сирии (как прежняя, так и новая) выражает точку зрения государства, его политику и его внутреннюю ситуацию. Но все еще существует несоответствие между положениями конституции и ситуацией на местах. В обеих Конституциях мы находим отсутствие уважения к принципу разделения властей и независимости судебной власти, а также примат арабизма, несмотря на культурное и национальное разнообразие в Сирии. Тем не менее обе Конституции достигли заметных результатов в сохранении и

1 См.: Щегловин Ю.Б. Турецкие аналитики о конституционном процессе в Сирии. URL: http://www.iimes.ru/?p=64609 (дата обращения: 12.12.2021).

конституционной защите страны в обстоятельствах, которые были и остаются сложными на всех уровнях. В каждой из двух Конституций содержание одних статей осталось аналогичным, а другие изменились в соответствии с обстоятельствами и событиями, происходящими в республике.

В настоящее время существует несколько точек зрения на дальнейшее конституционное развитие страны, каждую из них представляют различные политические силы. Так, официальная действующая власть выступает за незначительные поправки в Конституцию САР 2012 г. Сирийская оппозиция допускает возможность сохранения данной Конституции, но при условии существенных трансформаций. Высказываются мнения о необходимости принятия временного акта — конституционной декларации на переходный период (до восстановления национального консенсуса). Наиболее острыми остаются вопросы административно-территориального устройства страны, отказа от жестко централизованной системы государственного управления, необходимости введения принципа разделения властей, ограничения полномочий президента. На наш взгляд, оптимальным выглядит вариант взятия за основу Конституции 2012 г. при условии внесения в нее согласованных поправок.

Библиографический список

1. Камаль Аль-Гали. Принципы конституционного права и политических систем. Дамаск, 2003. 560 с.

2. Джамиля аль-Шарбаджи. Роль Верховного конституционного суда в мониторинге конституционности законов в Сирийской Арабской Республике в период между конституциями 1973 и 2012 годов. Дамаск, 2013, 22 c.

3. Хасан Аль-Бахри. Выборы как средство сохранения власти в демократических странах. Дамаск, 2016. 84 с.

4. Муханнад аль-Баали. Понятие свободы вероисповедания в сирийской конституции (сравнительное исследование). Париж, 2021. 9 c.

5. Хасан Аль-Бахри. Конституционный закон. Дамаск, 2009. 135 с.

6. Robert Goulden. Housing, Inequality, and Economic Change in Syria. London, 2011. 7 p.

References

1. Kamal Al-Ghali. Principles of Constitutional Law and Political Systems. Damascus, 2003. 560 p.

2. Jamilah al-Sharbaji. The Role of the Supreme Constitutional Court in Monitoring the Constitutionality of Laws in the Syrian Arab Republic Between the Constitutions of 1973 and 2012. Damascus, 2013, 22 p.

3. Hassan Al-Bahri. Elections as a Means of Maintaining Power in Democracies. Damascus, 2016. 84 p.

4. Muhannad al-Ba'ali. The Notion of Religious Freedom in the Syrian Constitution (a comparative study). Paris, 2021. 9 p.

5. Hassan al-Bahri. Constitutional Law. Damascus, 2009. 135 p.

6. Robert Goulden. Housing, Inequality, and Economic Change in Syria. London, 2011. 7 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.